Научная статья на тему 'Основные этапы реализациимодели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров'

Основные этапы реализациимодели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ МЕНЕДЖЕРЫ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / БЛОКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕСТЫ / ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / THE FUTURE MANAGERS / MEDIA COMPETENCE / MODEL / BLOCKS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / TESTS / TASKS AND JOBS / BUSINESS GAMES / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

Раскрываются основные этапы разработанной авторской педагогической модели формирования медиакомпетентности будущих менеджеров. Этапы представлены как реализация целевого, содержательно-организационного, процессуально-технологического и контрольно-оценочного блоков в рамках предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basic Stages ofRealization of the Model of Forming the Media Competence of the Future Managers

The basic stages of realization of the author’s pedagogical model of the formation of the media competence of future managers are discussed. These stages are presented the as implementation of the target, contentorganizational, procedural-technological and control and evaluation units in the framework of the offered model.

Текст научной работы на тему «Основные этапы реализациимодели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров»

УДК 378.147 ББК 74.480.27

Т.М. Гончарова

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Раскрываются основные этапы разработанной авторской педагогической модели формирования медиакомпетентности будущих менеджеров. Этапы представлены как реализация целевого, содержательно-организационного, процессуально-технологического и контрольно-оценочного блоков в рамках предложенной модели.

Ключевые слова: будущие менеджеры, медиакомпетентность, модель, блоки, педагогический эксперимент, тесты, задачи и задания, деловые игры, самостоятельнаяра-бота студентов.

Содержательная характеристика проводимого в рамках исследования педагогического эксперимента, согласно мнению большинства исследователей [1; 2], предполагает представление конкретных данных об использовании модели формирования медиакомпетентности и комплекса условий ее эффективного функционирования в реальном учебно-воспитательном процессе. В нашем исследовании педагогический эксперимент был организован в естественных условиях образовательного процесса Челябинского государственного педагогического университета с привлечением студентов физико-математического факультета и факультета информатики, на которых ведется подготовка менеджеров.

Представим основные этапы реализации разработанной нами авторской модели формирования медиакомпетент-ности у будущих менеджеров.

Содержательно-организационный блок отражает информационное наполнение процесса формирования медиакомпе-тентности особенности его организации.

Освоение студентами программного содержания нашей модели осуществлялось через обогащение нормативного курса «Менеджмент» в рамках элективного курса «Основы современного меди-азнания» в условиях производственной практики, исследовательской, творче-

ской и самообразовательной деятельности студентов. Однако наиболее полно внедрение созданной нами авторской модели и комплекса педагогических условий осуществлялось все же в элективном курсе и курсе «Менеджмент».

Итак, учебная дисциплина «Менеджмент». Среди основных целей дисциплины: освоение будущими менеджерами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, управление процессами принятия решений в области менеджмента, ознакомление с современными методами и приемами работы в условиях отраслевой конкуренции. Приведем содержание дисциплины (таблица 1, с. 94).

В процессе нашей работы мы выяснили, что каждая тема дисциплины «Менеджмент» имеет потенциальные возможности для формирования у будущих менеджеров медиакомпетентно-сти, поскольку ориентирована на общую управленческую подготовку, в том числе, и через медиадеятельность. Однако особое значение для формирования медиа-компетентности имеют следующие программные разделы данной дисциплины: коммуникативность и управленческое общение, деловое общение, виды кон-

и ч ш

5

ю

ч ш

ч о

о О

Таблица 1. Календарно-тематический план по дисциплине «Менеджмент»

го ш

0 а. го т

1

Наименование разделов и тем занятий Вид учебного занятия Общее кол-во часов Самостоятельная работа (час) Обязательные учебные занятия (час)

Аудиторные Лабора-торно-практ..

Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения. Основное содержание. Терминология. Классификация лекция 2 2

История развития менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Место менеджмента в рыночной экономике лекция 4 2 2

Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия лекция 2 2

Организация (организационная структура и организаторская работа). Построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие лекция 4 1 3

Практическая работа № 1. Слабые и сильные стороны предложенной организационной структуры практ. работа 2 2

Цикл менеджмента - база управленческой деятельности. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Основные составляющие цикла лекция 4 1 3

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента Стратегическое (перспективное) планирование. Основные стадии планирования Миссия предприятия. Цели предприятия лекция 4 2 2

Практическая работа № 2 Анализ методов планирования и организации работы структурных подразделений организации практ. работа 2 2

Сильные и слабые стороны предприятия. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон. Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии. Тактическое и текущее планирование. Основные этапы. Реализация текущих планов лекция 4 2 2

Мотивация, потребности и делегирование. Мотивация: индивидуальная и групповая. Первичные и вторичные потребности, их мотивация и иерархия. Процессуальные теории мотивации, ступени мотивации. Правила работы с коллективом лекция 4 2 2

Практическая работа № 3. Определение мотивации трудовой деятельности коллектива практ. работа 2 2

Делегирование полномочий. Сущность делегирования, правила, принципы, эффективность делегирования лекция 2 1 1

Практическая работа № 4. Деловая игра «Делегирование полномочий в организации» практ. работа 2 2

Продолжение табл. 1

Наименование разделов и тем занятий Вид учебного занятия Общее кол-во часов Самостоятельная работа (час) Обязательные учебные занятия (час)

Аудиторные Лабора-торно-практ..

Система методов управления. Базовые методы управления. Группы методов управления. Управление и типы характеров лекция 3 1 2 1

Самоменеджмент. Понятие самоменеджмента. Определение, цели и функции самоменеджмента. Основы и методики планирования и принятия решений. Методы искусства управления. Самоменеджмент: методология и практика. Планирование и организация работы менеджмера лекция 4 2 2

Коммуникативность и управленческое общение. Информация в менеджменте и ее виды. Эффективная коммуникация. Трансакционный анализ. Психологические приемы достижения расположенности сотрудников лекция 4 2 2

Практическая работа № 5. Построение эффективных коммуникаций на различных уровнях общения практ. работа 2 2

Деловое общение. Принципы и стили делового общения. Основные этапы деловой беседы. Формы делового общения. Анализ общения. Общение и его функции. Виды межличностных отношений. Фазы и средства общения. Деловой этикет. Правила вербального этикета. Правила общения по телефону. Эффективность слушания лекция 2 2

Практическая работа № 6. Деловая игра: эффективное общение» практ. работа 1 1

Процесс принятия решений. Управленческое решение. Подходы к классификации управленческих решений. Методы принятия решений. Уровни принятия решений. Матрица принятия решений лекция 2 2

Практическая работа № 7. Составление матрицы принятия решений в конкретных ситуациях практ. работа 2 2

Этапы принятия решений. Этапы разработки управленческих решений. Подготовка к разработке управленческого решения лекция 2 1 11

Практическая работа № 8. Разработка алгоритма принятия эффективных решений практ. работа 2 2

Контроль и его виды. Сущность контроля. Контроль как функция менеджмента. Виды контроля. Контроль по: времени осуществления, по степени охвата, по срокам проведения, по форме осуществления. Процесс контроля и его эффективность лекция 3 1 12

и ч ш

5

ю

ч ш

ч о

о

о

Окончание табл. 1

Наименование разделов и тем занятий Вид учебного занятия Общее кол-во часов Самостоятельная работа (час) Обязательные учебные занятия (час)

Аудиторные Лабора-торно-практ..

Практическая работа № 9. Разработка плана-схемы текущего вида контроля организационного процесса практ. работа 2 2

Виды конфликтов. Природа конфликта в организации. Управление конфликтной ситуацией. Организационное развитие. Взаимосвязь конфликта и стресса. Методы снятия стресса лекция 4 2 22

Практическая работа № 10 Эффективные решения в конфликтологии практ. работа 2 2

Практическая работа № 11 Деловая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях» практ. работа 2 2

Особенности менеджмента в профессиональной деятельности. Планирование личной работы менеджера. Планирование командировок. Творческий подход к решению проблем. Перегрузки в деятельности менеджера - влияние на производительность труда на предприятии. Организация рабочего места менеджера. Значимость стилей руководства в контексте эффективного управления организацией. Пример стиля руководства лекция 4 42

Практическая работа № 12 Определение эффективного стиля управления практ. работа 2 2

Практическая работа № 13 Организация труда и рабочего места менеджера практ. работа 1 1

Зачет - 2 - 2 -

Итого - 90 - 36 24

фликтов, методы управления конфликтами, особенности менеджмента в области профессиональной деятельности, внешняя и внутренняя среда организации.

Элективный курс «Основы современного медиазнания» непосредственно направлен на освоение студентами данного вида компетентности и обеспечивал будущих специалистов:

• пониманием сущности, значения и места медиакомпетентности в структуре личности менеджера;

• знаниями методологических, теоретических и технологических основ

теории и практики современного медиазнания;

комплексом умений и навыков для осуществления творческой эффективной медиадеятельности в процессе управления предприятием в современных условиях;

умениями и навыками медиакомму-никативного взаимодействия и способами его оптимизации; отношением к медиакомпетент-ности и ее составляющим как профессиональной ценности

менеджера;

• обобщенным опытом управления На этом основании разработан кален-

производственным процессом с ис- дарно-тематический план элективного пользованием медиасредств. курса (таблица 2).

Таблица 2. Календарно-тематический план элективного курса «Основы современного медиазнания»

Наименование темы Распределение учебного времени

лекц. СРСП СРС всего

Блок 1. Базово-теоретический

Понятийно-терминологический аппарат проблемы медиаобразования. Информация в медиасреде как компонент формирования образовательной и профессиональной среды 1 1 2

Современные медиа. Общие сведения, классификация, структура. Их роль в жизни общества и профессиональном становлении личности. История создания медиа: от наскальных рисунков до посткомпьютеров - айпадов 2 1 1 4

Проблемы использования медиатехнологий на современном этапе. Пропаганда, реклама, НЛП-технологи, компьютерные тролли и боты, мошенничество, плагиат и другие особенности работы с медиа 2 1 1 4

Коммуникация в медиасреде как необходимый элемент управления 2 1 1 4

Средства, используемые в процессе эффективной медиадеятельности и пути ее оптимизации 1 1 1 3

Коммуникативное взаимодействие в медиасреде как основа эффективного управления 1 1 1 3

Блок 2. Деятельностно-формирующий

Механизмы медиадеятельности современного менеджера 1 1 1 3

Трансляция, интерпретация и критическая оценка медиа сообщений 1 1 1 3

Эффективное взаимодействие в медиасреде в процессе целеполагания управленческой деятельности 1 1 1 3

Информационные интернет-ресурсы: как искать, находить и размещать необходимую профессиональную информацию 1 1 1 3

Правила общения в сети 1 1 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медиавзаимодействие в условиях контроля действий конкурентов 1 1 1 3

Блок 3. Комплексно-репродуктивный

Практикум по выполнению медиа функций - 1 1 2

Практикум по развитию медианавыков - 1 1 2

Блок 4. Интегративно-творческий

Практикум по работе с информацией в медиасреде при осуществлению полного управленческого цикла - 1 1 2

Практикум по оценке приобретенного опыта управления с привлечением медиасредств - 1 - 1

Всего: 15 15 15 45

и ч ш

5

ю

ч ш

ч о

о

о

Отметим, что организация формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров соответствовала естественному процессу профессионального обучения будущих менеджеров, не нуждалась в организации специальных условий и базировалась на общеизвестных организационных формах (самостоятельная работа студентов, лекционные, семинарские занятия), а также курсах обучения (теоретическое, практическое, научно-методическое, самоподготовка), с помощью методов управления, соуправления и самоуправления в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной работе будущих менеджеров. Также внедрение предложенной нами модели и педагогических условий проводились, принимая во внимание вузовскую и факультетскую программы воспитания.

Целевой блок. Его основной целью явилось формирование у студентов мотивов учебной деятельности по формированию медиакомпетентности и индивидуализация целевых ориентаций учебной деятельности.

Реализация блока осуществлялась с помощью следующих приемов:

• постановка ближних, промежуточных и конечных целей;

• организация проблемных ситуаций на практических занятиях;

• разъяснение теоретической и практической важности получаемых меди-азнаний;

• игра;

• изучение истории базовых программных вопросов, активное использование фактов, цитат, статистики, подчеркивающих их значимость;

• собеседование;

• подготовка и внедрение заданий профессионального содержания;

• использование всего существующего спектра средств обучения;

<о • инструктаж и др.

Так, например, при формировании | мотива использовались анкеты для сту-^ дентов и преподавателей, которые позвони лили с высокой степенью достоверности

получить объективные результаты уровня сформированности медиакомпетен-ции у будущих менеджеров. В качестве примера приведем разработанную нами анкету для студентов.

Анкета для студентов

Просим Вас принять участие в исследовании уровня медиакомпетентности студентов вуза. Прежде чем заполнять форму, внимательно ознакомьтесь с содержанием алгоритма. Вы имеете возможность конкретизировать каждый из пунктов. Полученная информация будет использована только в обобщенном виде для научных целей. Заранее благодарим за участие в исследовании.

1. Что такое медиа?

а) СМИ

б) Посредник

в) Телевидение

2. Распределите в процентном соотношении, какие источники вы используете для подготовки к учебным занятиям?

а) Учебники

б) Интернет

в) Видео

г) Книги

д) Телевидение

е) Укажите свои варианты

3. Какие телепередачи вы смотрите? Определите в процентном соотношении, какие передачи вы смотрите чаще всего. Назовите любимые телепередачи.

а) Новости

б) Научно-популярные фильмы и передачи

в) Художественные фильмы

г) Сериалы

д) Музыкальные каналы и передачи

е) Юмористические передачи

ж) Другие развлекательные передачи

з) Укажите свой вариант

4. Как часто вы используете Интернет?

а) Каждый день

б) Раз в неделю

в) Раз в месяц

г) Не использую

д) Укажите свой вариант

5. Какие сайты вы посещаете?

а) Социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, FaceBook, Мой мир и другие.

б) Почтовые

в) Поисковые

г) Электронные библиотеки

д) Интернет-магазины

е) Карты, погода

ж) Специализированные сайты компаний

з) Укажите свой вариант

6. Испытываете ли вы желание проводить больше времени в Интеренете?

а) Да

б) Нет Почему?

7. Пробовали ли вы создать свой сайт, интернет-страницу, видеоролик, презентацию?

а) Да

б) Нет

Расскажите вкратце об этих проектах

8. Участвуете ли вы в Интернет-дискуссиях?

а) Да

б) Нет

Если да, то, в каких именно? С какой целью?

9. Известно ли вам, что такое Skype?

а) Да

б) Нет

Опишите возможности этой программы в нескольких словах.

10. Какую информацию вы ищете в медиа?

а) Новости

б) Информацию о популярных людях, медийных персонах, светскую тусовку

в) Информацию о себе

г) Информацию о своих хобби и увлечениях

д) Информацию о политической и экономической ситуации в стране и мире

е) Дискуссии на профессиональные темы

ж) Скачиваю кино и музыку

з) Учебную информацию

и) Скачиваю готовые рефераты к) Другие варианты

11. Вам поставлена профессиональная задача, для решения которой вам не хватает информации. Где вы будете ее искать?

а) В учебниках

б) В книгах

в) У друзей

г) У преподавателей

д) В журналах и газетах

е) В интернете

ж) Укажите другие источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Вам поручено красочно представить решение какой-либо профессиональной проблемы. Для этого вы используете:

а) Большой лист ватмана для наглядности

б) Раздадите самодельные буклеты или листовки с решением

в) Просто расскажите о решении, этого достаточно.

г) Представите презентацию в POWERPOINT.

д) Покажите видеоролик

е) Устроите мини-представление с коллегами

ж) Укажите свой вариант

13. Какими компьютерными программами вы бы хотели бы овладеть?

а) Никакими

б)Фоторедактором

в) Презентационными

г) Видеомоделирование

д) Создание сайтов

е) Обеспечение компьютерной безопасности

ж) Почтовыми

з) Графическое моделирование

и) Игровыми

к) Укажите свои варианты

14. Хотели ли бы вы иметь самый современный телефон со множеством функций?

а) Да

б) Нет

Объясните свой выбор

15. Удовлетворены ли вы уровнем использования медиасредств в процессе учебной деятельности?

а) Да

б) Нет

Поясните свой ответ

15. Достаточен ли, на ваш взгляд, тот уровень медиакомпетентности, который может обеспечить вам вуз?

а) Да

б) Нет

Поясните свой ответ

Также мы использовали ряд тестов, например, тест «Уровень вашей коммуникабельности», «Умение разрешать конфликты в медиасреде», «Потребность в медиаобщении», «Эффективное использование рабочего и личного времени, проводимого в сети», и др. Приведем в качестве примера вопросы теста «Готовность к медиакоммуника-ции» (студенты осуществляют выбор одного из предложенных вариантов ответов по каждому вопросу, а затем с помощью ключа определяют личностные характеристики).

1. Кто в сети больше всего нацелен на общение? а) неудачники; б) самые компетентные; в) каждый.

2. Какие, на Ваш взгляд, цели они преследуют? а) им просто скучно; б) хотят познакомиться с новыми людьми; в) ищут необходимую информацию.

3. Прилично ли первым завязать беседу с незнакомцем в сети?

а) нет, я общаюсь только со знакомыми людьми; б) да, ведь каждый из нас в сети практически безымянен; в) не уверен, что смогу это сделать.

4. Как, по Вашему мнению, правильно обращаться к вашим сетевым собеседникам?

а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по нику, указанному на аватаре.

5. Готовы ли вы ввязаться в профессиональный спор в сети?

а) да, если я «в теме»; б) нет, я не очень понимаю смысл спора; в) нет, я не люблю споров , в том числе на профессиональные темы.

6. На чем в профессиональной дискуссии вы акцентируете внимание?

а) на содержании получаемой информации;

б) на подтексте речевых высказываний; в) на манерах выражения мыслей и эмоций.

7. Как часто ставите прямые вопросы? а) часто; б) редко; в) никогда.

8. Какая ситуация для Вас предпочтительнее? а) вы читаете все, что есть по интересной Вам теме в медиасреде; б) Вы сами пишете посты на интересующие вас темы; в) вы пишите и читаете пропорционально.

9. Какая стратегия для вас предпочтительнее в во время медиадискуссий?

а) внимательно слушать и читать высказывания собеседников; б) на равных обмениваться мыслями и чувствами; в) побуждать других высказаться на ту или иную тему.

10. Что Вас воодушевляет в собеседнике?

а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться.

11. Как следует реагировать на манипуляции в сети?

а) открыто выражать возмущение, выводить человека на «чистую воду»; б) терпеливо выслушивать без комментариев, все поняли, что человек лукавит и сами его одернули;

в) не обращать на тролля внимание.

ш И ч ш

5

ю

ч ш

ч о

о О

12. Какое настроение следует инициировать у собеседника к концу беседы?

а) раскаяние в ошибках и действиях; б) уверенность в вашей точке зрения; в) неудовлетворенность собой.

13. Какую беседу в сети вы считаете результативной?

а) если она помогла лучше понять смысл проблемы; б) если она помогла ему понять свои ошибки; в) если она помогла доказать правоту вашей точки зрения.

14. Что дает диалог в сети в личностном плане? а) свежий взгляд на мир; б) импульс к самосовершенствованию; в) более адекватное представление о профессиональных проблемах.

Итак, в процессе реализации целевого блока модели мы отмечали рост осознания студентами важности формирования медиакомпетентности для успешной управленческой деятельности и понимание целевых ориентаций учебной деятельности по ее формированию. Кроме того, в рамках данного блока формировалась база для творческой деятельности студентов, которая ориентирована на сформированность устойчивых мотивов и осознанное понимание направлений креативного саморазвития.

Процессно-технологический блок реализовывался в рамках лекционных и практических занятий при участии будущих менеджеров в деловых и имитационных играх, в процессе выполнения учебных проектов и др. Данный блок был ориентирован, прежде всего, на непосредственное формирование знаний, умений, а также необходимых профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы в медиасреде. К примеру, мы создали и внедрили систему характерных учебных задач и заданий:

• разрешить возникшую в медиасреде ситуацию;

• выделить и сформулировать управленческую проблему, которая решается с помощью медиасредств;

• создать собственный продукт в ме-диасреде;

<о • интерпретировать медиавысказывание; Ü • найти признаки пропаганды и манипу-х лирования общественным сознанием;

^ • найти необходимую профессиональна ную информацию в сети;

• оценить результат;

• организовать медиадискуссию по заданным параметрам и др. Приведем в качестве примера несколько учебных медиазадач, предполагающих поиск необходимых путей для решения проблем, возникающих перед современным руководителем.

1. Вы - директор предприятия и приступаете к планированию медиаде-ятельности компании на новый год. На какие цели вы направите свои ресурсы в условиях экономии бюджетных средств?

2. Вам, как руководителю маркетингового направления, необходимо повысить посещаемость и активность потребителей на вашем интернет-сайте. Каким образом вы будете это делать?

3. Вы вступаете в должность руководителя предприятия, которое многие годы работало по старинке, не используя современные информационные технологии. В результате компания «просела» по целому ряду экономических показателей. Каковы ваши первоочередные действия в качестве антикризисного управляющего данного предприятия? Какие меры медиакоммуникативного воздействия могут помочь исправить сложившуюся ситуацию? Отметим, что решение будущими

менеджерами этих и других медиазадач в рамках нашего эксперимента сопровождалось обязательным анализом выдвигаемых решений.

Важнейшим механизмом совершенствования самостоятельной деятельности будущих менеджеров явилось учебное проектирование. В рамках данной подсистемы студенты выполняли самые разнообразные проекты:

• исследовательские, в рамках которых осуществляется выбор и решение научной проблемы («История становления медиасреды в России и мире», «Парадигма управления в новом информационном веке», «Эффективная

медиакоммуникация и успешное управление» и др.);

• творческие, в рамках которых создаются культурные ценности: газеты, блоги, сайты, интернет-страницы и т. д. (корпоративная газета «Ресторанный вестник» для компании, связанной с ресторанным бизнесом, блог студентки Н. Елисеевой «Я умею управлять», интернет-страница по обмену информационными ресурсами на тему «Управление персоналом», а также интернет-портал «Управляем!» и др.);

• информационные, в рамках которых осуществляется сбор, обобщение и представление информации по той или иной учебной проблеме («Медиаобразование за рубежом», «Эволюция управленческих функций в условиях развитого информационного общества», «Современный медиаязык», составление библиографического списка по темам «Медиакоммуникация», «Манипу-лятивное управление общественным мнением», «Коммуникативное взаимодействие» и др.).

Кроме того, в рамках формирования медиакомпетентности при реализации нашей модели был разработан комплекс деловых игр: «Стратегия создания эффективной медиакомпании» (2 часа); «Оптимизация медиакоммуникативного взаимодействия» (2 часа); «Четыре стиля общения» (1 час), «День в сети» (2 часа), «Компьютерные тролли и боты» (2 часа), «Пропагандируем все!» (2 часа) и др.

Приведем в качестве примера содержание деловой игры «Компьютерные тролли и боты», построенную по методу «мозгового штурма».

Цель: активизация интеллектуального, творческого и инновационого процессов развития студентов, поиск нетрадиционных решений в медиасреде.

Методы: ролевая игра, обсуждение в группах.

Время проведения: 2 академических часа.

Этапы проведения игры:

1 этап. Аудитория делится на две группы. Одна является сотрудниками ООО «Рога и копыта», другая - сотрудниками ООО «Веселая ферма».

Преподаватель ставит проблему первой группе: «Вы - сотрудники сайта коммерческой компании «Рога и копыта», занимающейся изготовлением сельско-хозяйственной продукции. Сайт занимается продвижением данной продукции на рынке, созданием положительного имиджа о компании, рассказывает о научной работе по созданию новых гибридов, которая ведется в ООО «Рога и копыта». В последнее время вокруг компании активизировались конкуренты. Они организовали постоянную работу троллей и ботов, которые подрывают имидж компании «Рога и копыта», занимаются явным плагиатом, пропагандируют продукцию конкурентов на сайте компании и проводят другие малоприятные акции. Ваша задача: усмирить конкурентов и сделать так, чтобы сайт выполнял поставленные задачи, а также разработать превентивные меры против конкурентов, активизировавшихся в информационном пространстве вокруг вашего сайта».

Задача второй группы: разработать ряд акций, направленных на подрыв имиджа компании «Рога и копыта», выдвинуть вперед продукцию фирмы «Веселая ферма».

2 этап. В группах идет обсуждение: студенты высказывают свои соображения по поводу решения; на данном этапе какая-либо критика запрещена.

Затем все идеи протоколируются, а результаты обрабатываются в форме дискуссии. Представление результатов коллективного обсуждения.

3 этап. Проходит общий анализ полученных данных, фиксация общепринятых положений о значении, способах эффективной работы сайта в условиях атаки на него ботов и троллей.

Метод «мозговой штурм» позволяет развить у студентов не только ком-

ш И ч ш

5

ю

ч ш

ч о

о О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муникативные навыки, а также навыки творческого подхода к решению поставленной задачи, но и научить их уважать мнение других участников процесса.

Участие в коллективных деловых играх предполагает диалог между субъектами, активное педагогическое сопровождение, изначительную активацию творческого потенциала студентов, что обеспечивает реализацию первого и второго педагогических условий.

Отработка медийных умений и навыков осуществлялась нами на практических занятиях. Например, будущим менеджерам предлагался следующий ряд индивидуальных заданий:

• формализовать медиапроблему;

• определить источники и содержание информации в медиасреде, необходимой для достижения цели;

• провести временную регламентацию деятельности по достижению цели;

• оценить по заданному сценарию эффективность выполненных руководителем медиадействий и др.

Кроме того, для совершенствования навыков медиадеятельности студенты в рамках практических занятий выполняли индивидуальные и групповые упражнения. Примеры индивидуальных упражнений.

Задание: написать блог на одну из предложенных тем:

• Руководители, которым я благодарен

• Эффективный директор, какой он?

• Проблемы современного предприятия, работающего в информационно перенасыщенной среде

• Аудитория интерент-вещательных сайтов

• Экономические аспекты интернет-вещания

• Мифотворчество как метод формирования массового сознания

• Герои медиапространства и др.

<о Контрольно-оценочный блок предпо-

лагает выполнение оценочных мероприя-I тий и устранения выявленных дефектов. ^ Оценивание уровня сформированности н медиакомпетентности у будущих менед-

жеров производилось традиционными методами. В частности, студенты выполняли конкретные контрольные задания практико-ориентированной направленности, отвечали на вопросы тестов, выполняли творческие задания и т. д. Так, в качестве диагностического материала использовались различные тестовые задания, например, задания множественного выбора:

1) интерактивность - это:

а) система взаимодействия, содержащая в себе обмен информацией, образовательные воздействия с помощью коммуникативных средств;

б) форма общения, подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми;

в)принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

2) медиа - это:

а) интернет-источник для работы, учебы и общения;

б) инструмент межличностных коммуникаций, функционирующий с помощью технических средств создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения и обмена информации;

в) средства массовой информации, использующиеся для процесса управления.

3) функциями внутрикорпоративных СМИ являются:

а) идеологическая, информационно-коммуникативная, интеграционная, образовательная;

б) информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, регулятивно-коррекционная, контрольно-диагностическая, организационно-исполнительская, мобилизационная;

в) объединяющая, управленческая, пропагандирующая и развлекательная.

Помимо этого осуществлялся систематический контроль усвоения не-

обходимой информации через опросы, консультирование, тестирование, собеседование и т. д.

В рамках итогового оценивания студенты выполняли контрольную работу, цель которой - сбор и обобщение материалов для решения учебной задачи по теме: «Оптимизация и оценка эффективности медиадеятельности менеджера». Коррекционный аспект данного компонента реализовывался в соответствии с видом выявленных недостатков и предполагал повторное изучение и отработку отдельных элементов учебной информации, варьирование отдельных признаков, введение материала в новые связи и отношения, индивидуализацию заданий.

Таким образом, в ходе профессиональной подготовки будущих менед-

жеров возможно комплексное формирование их медиакомпетентности при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей разработанной нами модели на фоне комплекса педагогических условий. При этом характер изучаемого материала не вносит существенных изменений в содержание модели, что подтверждает ее универсальность.

Библиографический список:

1. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 392 с.

2. Яковлев Е.В., Яковлева НО. Пдагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: РБИУ, 2010. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.