Научная статья на тему 'Совокупность педагогических условий, позволяющих эффективно реализовать модель формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров'

Совокупность педагогических условий, позволяющих эффективно реализовать модель формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / MEDIA COMPETENCE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

Раскрываются в совокупности три эффективных педагогических условия: построение педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетенции; включение студентов в активную творческую деятельность. управление самообразовательной деятельностью будущих менеджеров, которые позволяют эффективно реализовать модель формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Complex EducationalEnvironment Allowing to EffectivelyRealize the Model of Formation ofthe Media Competence of the FutureManagers

A complex of three effective pedagogical conditions is discussed.Pedagogical support of media-competence formation, active involvement of students in creative work and guidance of self education of the future managers provide efficient realization of the model of media-competence formation of Management students.

Текст научной работы на тему «Совокупность педагогических условий, позволяющих эффективно реализовать модель формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров»

вационно-деиственному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологии, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность.

Вопросы подготовки специалистов к профессиональной деятельности и повышение эффективности обучения в высшеи школе всегда были актуальными. Среди всех факторов, влияющих на продуктивность дидактического процесса, поиск оптимальных условии формирования социально-исследовательскои компетенции, при наличии которои обу-чаемыи мог бы занять активную личностную позицию и осознать себя как субъект своей познавательно-профессио-нальнои деятельности, занимает одно из определяющих мест. В этом случае обу-

чаемый представляет в полной мере те профессиональные задачи, которые ему предстоит решать в обозримом будущем, а также и то, что решать их придется самостоятельно, порой в отрыве от теории. Библиографический список:

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006 - 237 с.

2. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. - М., 2000.

3. Татьянина Е.П. Формирование социально-исследовательской компетенции у студентов в образовательной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 2. С. 90-92.

I

го со о

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Т.М. Гончарова

СОВОКУПНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНО РЕАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Раскрываются в совокупности три эффективных педагогических условия: построение педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетенции; включение студентов в активную творческую деятельность. управление самообразовательной деятельностью будущих менеджеров, которые позволяют эффективно реализовать модель формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров.

Ключевые слова: Медиакомпетентность, творчество, самообразование, сетевое взаимодействие.

В Философском энциклопедическом словаре термин условие дефинируется как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может» [7, с. 497]. Говоря иными словами, условия составляют внешнюю по отношению к предмету среду, благодаря которой он существует и эффективно действует. В педаго-

гических исследованиях рядом ученых (АС. Белкин, Л.П. Качалова, Н.Ю. Поста-люк, Н.М. Яковлева и др.) определена и дефиниция для термина «педагогическое условие». Большинство исследователей под термином «педагогическое условие» понимают комплекс мер, улучшающих эффективность образовательного и воспитательного процессов.

р

о

_о Ц

ф

Ч

о

го ш о

го ф

р

ф т

со

о р

ф * ф

ш Ф о ^

X

X

О ^ ф Ю

г 5У

О

о

1= о

£ £

о ^

Ш ч

О ф

о ^

В своих работах Н.О. Яковлева ставит во главу угла создание комплекса педагогических условий, без которого, по ее мнению, невозможно значительно воздействовать на работу таких непростых и комплексных структур, как педагогические модели. Мы согласны с идеями, предложенными Е.В. Яковлевым и Н.О. Яковлевой, доказывающими, что «структура данного комплекса долж-

на быть гибкой, динамичной и способной к развитию сообразно изменению и усложнению целей профессиональной подготовки студентов, а также обладать свойствами необходимости и достаточности» [9; 11]. Мы разработали комплекс педагогических условий, основываясь на ряде значимых факторов указанных (табл.).

Таблица. Факторы определения педагогических условий эффективной реализации модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров

Наименование Значение

Наполнение разработанной модели обуславливает перечень педагогических условий, которые позволяют поднять эффективность блоков и компонентов модели

Специфика подготовки будущих менеджеров в современном вузе выступает в качестве содержательного наполнения условий, соответствующего образовательной специфике высшего учебного заведения

Социальный заказ общества выявляет уровень эффективности модели при применении выявленных педагогических условий

Научные достижения раскрывает возможности и способы повышения эффективности модели за счет педагогических условий

Авторский опыт выявляет эффективные методологические средства

Итоги констатирующего этапа эксперимента выявляет исходную эффективность реализации разработанной модели в реальном образовательном процессе вуза, которая не может быть ухудшена при включении разработанных педагогических условий

Исходя из вышесказанного, мы выявили наиболее значимые педагогические условия для разработанной нами модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров, их три:

• построение педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетенции;

• включение студентов в активную творческую деятельность;

• организация сетевого взаимодействия будущих менеджеров. Представим содержание выявленных

условий.

g 1. Построение педагогического со-§■ провождения процесса формирования | медиакомпетентности

^ Ценность данного условия для на-

н шей модели состоит в целенаправленном

и скрупулёзном проектировании процесса формирования у будущих менеджеров медиакомпетентности. Здесь мы имеем в виду разработку эффективной образовательной траектории развертывания с учетом индивидуальных особенностей студентов и оперативной помощи преподавателя, которая позволит при необходимости в кратчайшие сроки вернуть студентов на запроектированную оптималь.

Проблема педагогического сопровождения в 21 в. вызывает интерес у большого числа ученых. Этим вопросом занимаются ученые Б.С. Братусь, В.А. Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинников, Н.С. Пряжников, Г.И. Симонова, С.Н. Чистякова и др. Но, несмотря на разработанность темы, дефиниция данного

педагогического явления до сих пор не определена.

А.В. Мудрик объясняет педагогическое сопровождение как особую область деятельности педагога;

B.И. Слободчиков считает, что это своеобразная помощь обучаемому; П.А. Эльканова определяет явление как пролонгированная педагогическая поддержка. Есть и другие варианты определения данного педагогического явления [цит. по 10].

В Толковом словаре русского языка

C.И. Ожегова «сопровождение» определяется как 1) то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие; 2) специальная группа, сопровождающая кого-что-нибудь, а также с помощью родственного глагола «сопровождать» [3, с. 748].

Г.В. Пичугина [4] считает, что педагогическое сопровождение - это «особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования, которое не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные от-но-шения взрослого и ребенка, и направлено на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие».

О.Н. Нургатина [2] утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение менеджера - интегративный, системно-организованный педагогический процесс системы мер, направленный на формирование готовности к профессиональной деятельности, развитие личностных качеств и социально-профессиональных компетенций студента вуза с целью максимальной адаптации к социально-профессиональной среде.

После комплексного изучения данного вопроса мы пришли к пониманию, что педагогическое сопровождение -это эффективно действующая система предупреждающих мер, которые определенным образом влияют на педагогический процесс.

Надо отметить, что педагогическое сопровождение по своему характеру пластично и менее жестко, чем привычное в образовательной среде управление, и благодаря многофункциональным свойствам может эффективно содействовать всем компонентам педагогического процесса.

Рассмотрим содержание данного педагогического процесса.

Е.А Гнатышина обособляет в специфике педагогического сопровождения подготовки в высшем учебном заведении две базовые стороны: технологическую и научно-методическую [1, с. 234-238]. Технологическое сопровождение базируется на модулях мультимедийного образовательного сервиса и современных технологий, а научно-методическое - на модулях учебно-методического обеспечения, формирования потенциала, научно-издательской деятельности. Мы полностью разделяем такой комплексный современный взгляд на содержание педагогического сопровождения. Работы данного автора и других ученых позволили нам выделить ряд актуальных сторон, с которых логично рассматривать такое разноплановое явление, как содержание педагогического сопровождения:

• с точки зрения состава медиакомпе-тенции. В этом плане считаем нужным сформировать ее когнитивную, операциональную и личностную составляющие;

• с точки зрения логики процесса сопровождения. В этом аспекте нам важно проектирование оптимальной траектории формирования медиа-компетенции и само осуществление сопровождения спроектированного процесса, именно: постоянный мониторинг существующего образовательного процесса и своевременное устранение выявленных отклонений;

• с точки зрения внутренней логики влияния и поступков преподавателя на организацию сопровождения. Здесь следует выделить базовые ступени в деятельности преподавателя по сопровождению. Это, в первую

I

го со

о р

р

о

_0 ц

ф

ч

о

го ш о

го ф

р

ф т

со

о р

ф * ф

ш Ф о ^

X

X

О ^ ф Ю

г 5У

О

о

1= о

£ £

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш ч

О ф

о ^

очередь, диагностика отклонения, затем моделирование предполагаемых воздействий, реализация воздействий и, наконец, оценка результата. Итак, педагогическое сопровождение формирования у будущих менеджеров медиакомпетенции, т. е. воздействие на ее когнитивные операциональные и личностные части, зависит от проектирования его оптимальной траектории. Для ее разработки необходимо:

• составить учебную программу;

• провести планирование;

• подготовить необходимую учебную информацию;

• выбрать оптимальные учебные задачи и задания;

• определить дидактические средства;

• определиться с оптимальными формами работы;

• подготовить варианты самостоятельной работы.

Каждый этап по своему характеру многовариантен, а значит процесс формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров будет протекать индивидуализировано, как того и тре-

бует процесс формирования у студентов новых качеств, в том числе, и медиа-компетентность.

Диагностика осуществляется исходя из динамики роста ценностных ориен-таций, знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств появившихся у будущих менеджеров в соответствии с оптимальной траекторией формирования медиаком-петентности. Если возникает отклонение от заданной траектории, студенту предоставляется помощь путем воздействия на процесс формирования медиакомпетент-ности. В качестве методов воздействия можно выделить: консультации, подсказки, помощь успешных студентов, целенаправленно организованная деятельность и т. д. Содержание воздействия обуславливается проблемой, на решение которой она направлена, в каждом случае - это индивидуальная работа.

Схему реализации педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров мы представили на рис. 1.

го m

0 ü го т

1

Рис. 1. Реализация педагогического сопровождения формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что реализация педагогического сопровождения процесса формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров оказывает эффективное влияние на результативность в освоении студентами ценностных ориентаций, знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств, важных для эффективной реализации медиадеятельности.

2. Включение студентов в творческую медиадеятельность

Это условие влияет на успешность разработанной нами модели путем вовлечения будущих менеджеров в творческую медиадеятельность с целью подготовки к выполнению профессиональных задач в медиасреде и развития креативных способностей.

Общетеоретические основы проблемы творчества заложены в работах Г.С. Альтшуллера, Г.Я. Буша, И.П. Калошиной, Я.А. Пономарева и др. Проблемы творчества в вопросах образования и обучения изучались следующими исследователями: В.И. Андреев, В.В. Белич, Д.Б. Богоявленская, В.А. Кан-Калик, Н.Ю. Посталюк, Н.М. Яковлева и др.

В словаре Ожегова творчество -это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. [3, с. 474]. При этом отечественные психологи выделяют в качестве определяющего свойства творчества его нацеленность на преобразование самого субъекта (Н.Д. Никандров, И.А. Савенков и др.), что на наш взгляд чрезвычайно важно для формирования медиакомпетентности.

В результате изучения научных исследований, касающихся творческой деятельности специалистов, мы выделили следующие специфические свойства творчества:

• является динамической целостностью ряда умственных действий;

• универсальна;

• ограничивается нравственными нормами и ценностями;

• внутренняя потребность личности, которая отображает эмоции и душевные порывы субъекта;

• является неалгоритмизированным

процессом;

• отличается новизной и важностью

последствий.

В процессе формирования, по мнению В.П. Ушачева, творческая деятельность осуществляет «ориентирующую, прогностическую, интеллектуальную, системообразующую, онтологическую и аксиологическую функции» [7]. Ученые считают, что творчество в процессе профессионального становления стимулирует мозговую деятельность, увеличивает креативность будущего специалиста, создает возможности для профессиональной подготовки высокого уровня.

Рассмотрим специфику реализации данного условия в современном вузе применительно к будущим менеджерам.

Выделим этапы творчества. Мнения ученых по этому вопросу разделились, пока существует даже точка зрения, что, возможно, этапы творчества вообще нельзя обозначить, чтобы не уничтожить саму суть творчества. Тем не менее, на наш взгляд, не поняв внутреннее строение этого феномена, трудно применять творческую деятельность к профессиональному образованию. Мы солидарны с точкой зрения В.С. Шубинского, который считает, что творческий процесс включает в себя этап рождения творческой ситуации (встреча с неведомым, творческая неясность и расплывчатость, скрытая умственная деятельность. Затем следует эвристический этап, включающий эвристику и формирование намерений, и этап завершения, характеризующийся критикой, обоснование правильности решения и его реализация» [8]. Разработкам данного ученого мы будем следовать при организации творческой деятельности в процессе формирования медиакомпе-тентности у будущих менеджеров.

Одной из основных составляющих в специфике творческой работы будущего менеджера выступает определенный список личностных качеств и стремление будущего менеджера искать творческое решение профессиональных за-

I

го m о ü

о

_о Ц

ф

Ч

о

го m о

го ф

ф m

m

о

ü ф

* ф

m Ф

о S

х

X

^

о ^ ф ю

Z >у

о о

1= о

£ го

о s

m ч

о ф

О S

дач. Здесь мы разделяем точку зрения Н.Ю. Посталюк, которая считает, что активной творческой деятельности свойственны: оригинальность мышления, активное ассоциирование, умение интегрировать идеи и концепции, критичность, аналитичность». Но основным свойством личности, применительно в творческой деятельности, на наш взгляд, должна считаться «креативность», которую Я.А. Пономарев описывает как относительно устойчивую характеристику личности, отражающую способность к творчеству [5]. Мы разделяем его точку зрения.

Оценивая выявленное, отметим, что реализация рассматриваемого нами условия в учебном процессе осуществляется с помощью создания ситуаций, где будущие менеджеры могут реализовать свой творческий потенциал в медиасреде. Для этого преподавателю необходимо:

1) увеличить время, отводящееся для самостоятельной учебно-творческой работы и дать возможность будущим менеджерам реализовать себя в в учебной и внеучебной творческой ме-диадеятельности;

2) разработать новые и систематизировать имеющиеся задачи и задания творческого характера для работы в медиасреде;

3) использовать эвристические и проблемные методы обучения;

4) наладить творческое медиасотрудни-чество со своими студентами;

5) шире использовать медиавозможно-сти для развития креативности у будущих менеджеров;

6) осуществить предметную меди-аинтеграцию в образовательный процесс;

7) дать возможность будущим менеджерам приобрести новый профессионально-творческий опыт

<о в медиасреде.

Подводя итог, заметим, что включе-| ние студентов в творческую медиадея-^ тельность позитивно влияет на эффективна ность функционирования разработанной

нами модели, дает возможность будущим менеджерам проявить свой творческий потенциал и формирует стремление использовать творческий подход для решения профессиональных задач.

3. Организация сетевого взаимодействия будущих менеджеров

Сетевое взаимодействие дает возможность с высокой скоростью реагировать на преобразования профессионального контента, пользоваться возможностями его участников, распространять эффективный опыт решения проблем и повышать собственную профессиональную компетентность. Это условие, на наш взгляд, как нельзя лучше подходит к процессу формирования медиакомпетентно-сти у будущих менеджеров, поскольку вся медиадеятельность тесно связана с сетью.

Сеть, в которой осуществляется взаимодействие в рамках данного условия, состоит из субъектов (агентов), занимающих в пространстве определенное место, и связей между ними, которые сводятся к обмену имеющимися ресурсами. Сетевое взаимодействие мы, вслед за В.В. Садыриным, Н.О. Яковлевой, М.В. Потаповой [6] рассматриваем как систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания и управления; или, иными словами, способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов.

Данный вид взаимодействия возможен только между теми элементами сети, которые обладают автономностью и не подчинены заданному сверху регламенту взаимоотношений. Такие сообщества не организуются путем приказов или наставлений. Именно поэтому от преподавателя требуется, в первую очередь, заинтересовать студентов, мотивировать их, чтобы иметь возможность использовать данное педагогическое условие на практике.

Преимущества сетевого сообщества заключаются в том, что он предполагает

простые действия участников, дает возможность обмениваться сообщениями и предоставляет социальные коллективные сервисы, что позволяет значительно снизить издержки по решению возникающих задач любому из участников сети. Это современный, уже привычный многим студентам способ коммуникации, который они зачастую используют с целью развлечения. Использование сетевого сообщества с образовательными целями дает ярко-выраженный положительный эффект.

Сетевое взаимодействие субъектов профессиональной социализации молодых специалистов должно осуществляться в русле определенной организационной модели, задающей общие конструктивные требования к расста-

новке субъектов и коллективно используемых ресурсов.

Наибольшее распространение получили две основные модели сетевого взаимодействия:

1) концентрированная с ресурсным центром, предполагающая наличие головного учреждения;

2) распределенная, предполагающая паритетную кооперацию - равноправное партнерство субъектов профессиональной среды. Такой вид взаимодействия чаще всего имеет место при решении локальных проблем, без выстраивания программно-стратегической линии.

Наглядно данные модели представлены на рис. 2.

Ресурсный центр

Субъект 1

Субъект 2

Субъект 3

Субъект 1

Субъект 2 Субъект 3

I

го со

о р

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

_0 ц

ф

ч

о

Рис. 2. Модели сетевого распространения

Для организации процесса обучения, в ходе которого мы должны сформировать медиакомпетентность, на наш взгляд, предпочтительнее использовать первую модель, с ресурсным центром во главе. К тому же ее использование хорошо согласуется с первым педагогическим условием нашей модели.

Сетевое профессиональное взаимодействие в сфере образования основано на принципах: единство цели и деятельности, добровольность связей и отношений в сети, независимость и лидерство ее членов, гибкость и открытость сетевой структуры, вариативность уровней взаимодействия и др.

Традиционными технологиями сетевого взаимодействия являются: семинары, обмен опытом, круглые столы, конфе-

ренции, дискуссии и др. Однако, сегодня данный вид взаимодействия приобретает принципиально новые черты: его продуктивная реализация сегодня не требует территориального закрепления для непосредственных контактов, пространственно-временные ограничения полностью устранены, а значит, субъекты могут взаимодействовать, дистанцируясь друг от друга, находясь в любом месте. Это полностью согласуется с концепцией медиакомпетентности, является ее составной частью. К тому же студенты выделяют этот аспект как удобный и современный.

Любой профессионал, вступая в определенное взаимодействие с сетью, обменивается с другими участниками информацией, необходимой для реше-

го ш о

ц

го ф

р

0

1

со ^

ф -&

т

х ^

2

к ц

о со

СО

о с

ш Ф о ^

X

X

2 д:

О ^

ф ю

г >>

1= О

£ £

О ^

Ш С!

О ф

О ^

ния проблем, а также ресурсами и имеющимся продуктивным опытом профессиональной деятельности. Такое объединение становится посредником между педагогами и образовательными системами разного уровня. При этом эффективность функционирования субъекта в условиях сетевого взаимодействия зависит от степени сформированности у него целого комплекса характеристик:

• мотивированность и готовность к взаимодействию в сети;

• коммуникативная компетентность;

• способность работать с информацией;

• открытость инновациям;

• ориентация на профессиональное творчество и др.

Большинство из выделенных характеристик являются приоритетными и в процессе формирования медиакомпе-тентности у будущих менеджеров.

К основным задачам организации сетевого взаимодействия в сфере профессионального образования мы относим:

• создание единой информационно-образовательной среды;

• повышение эффективности использования ресурсного потенциала образовательных организаций;

• создание условий для профессиональной социализации молодых специалистов - будущих менеджеров как субъектов сетевого взаимодействия. Выделим общие характеристики сетевых систем:

• преобладание горизонтальных связей над вертикальными (децентрализация управления);

• непостоянное лидерство субъектов (лидерство только в определенной области, а в остальных - подчиненный статус: разработчика, заинтересованного участника, эксперта);

• широкая специализация (решение задач в пограничных зонах - зонах пере-

<о сечения разных сфер деятельности);

• неформальность отношений (от-I сутствие регламентации взаимодей-^ ствия, построенного на удовлетворена нии взаимных интересов);

• многоканальность (множественность направлений обмена участниками взаимодействия сетевыми ресурсами);

• структурная открытость (социальная реальность, смоделированная в сетевом взаимодействии, восприимчива к изменениям окружающей среды). Таким образом, третье педагогическое условие - организация сетевого взаимодействия студентов - предполагает расширение возможностей для самостоятельной и творческой профессиональной работы будущих менеджеров в сети, что позитивно воздействует на эффективность работы предложенной нами модели, благодаря мотивированному обогащению компонентов медиа-деятельности в процессе формирования медиакомпетентности [11].

Итак, раскрытые и внедренные педагогические условия непосредственным образом воздействуют на эффективность и результативность действия модели формирования медиакомпетентности у будущих менеджеров путем значительного улучшения и развития компонентов медиакомпетентности. Библиографический список:

1. Гнатышина Е.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения. - СПб.:«Книжный Дом», 2008. - 424с.

2. Нургатина О.В. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки менеджера в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. н. - Казань, 2009. - 23 с.

3. Ожегов С.И. Толковой словарь русского языка: 80000 слов и фразе-логических выражений. - М.: ИТИ Технологии, 2001. - 994 с.

4. Пичугина Г.В. Дидактические основы адаптивной системы технологической подготовки школьников к сельскохозяйственному труду: дис. . канд. пед. н. - М., 2000 - 480 с.

5. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 303 с.

6. Садырин В.В., Яковлева Н.О. Рекомендации по организации се-

тевого взаимодействия субъектов профессиональной социализации в региональной системе образования. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 38 с.

7. Ушачев В.П. Творчество в системе образования. - М.: МПГУ, 1995. - 219 с.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

9. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988. -80 с.

10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологический аспект - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа. № 4. 2010. С 74-83.

УДК 371.1 ББК 74.204.2

Т.В. Гусейнова

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Рассмотрены особенности речевого этикета как компонента педагогической компетентности, профессиональной и общей культуры. Показаны особенности понятия «речевой этикет учителя», его специфика в рамках педагогического речевого общения и роль в формировании педагогической культуры в профессиональном и деловом общении.

Ключевые слова: речевой этикет, речевой этикет педагога, профессиональное общение, культура делового общения, нормы делового общения, языковая культура.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации Изучение норм речевого этикета в профессиональной деятельности педагога превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у студента, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Роль речевого этикета остается важной - знание особенностей речевой культуры является обязательным для преподавателя. Культура речи преподавателя - один из важнейших показателей духовного богатства педагога и одновременно могучее средство формирования личности выпускника.

Понятие «речевой этикет преподавателя» и просто «речевой этикет» не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения. Особенность понятия «речевой этикет преподавателя» обусловлена спецификой педагогического речевого общения - задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [1]. По мнению А.К. Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать образцом, выражающим систему должных и желаемых ценностей.

Понятие «речевой этикет» - это умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.