Научная статья на тему 'Реализация системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе'

Реализация системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрыгина М.Н.

Выбор технологии поддержки младших школьников очень актуален на современном этапе развития и модернизации образования. Это совместные методы деятельности, целостной картины с показателями динамики развития. Педагогическая поддержка это и система методов, направленных на развитие индивидуальности учащегося. Педагогическая поддержка должна выступать как метод воспитания, идущего от неповторимости каждого ученика, к его социализации через индивидуализацию. Этот процесс будет успешным при условии постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса школы. Условие это модель взаимодействия субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A SYSTEMATIC APPROACH TO DESIGNING OF TECHNOLOGY OF TEACHER SUPPORT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Selection of technology support for younger students is very relevant at the present stage of development and modernization of education. These are joint activity methods of a holistic view of dynamics of development. Pedagogical support is a system of methods, aimed at the development of an individual self-learner. Pedagogical support should act as a method of education coming from the uniqueness of each student to the socialization through individualization. This process will be successful on the assumption of constant improvement of educational process of a school. The condition is a model of interaction of actors of the educational process

Текст научной работы на тему «Реализация системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

IMPLEMENTATION OF A SYSTEMATIC APPROACH TO DESIGNING OF TECHNOLOGY OF TEACHER SUPPORT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

М. Н. Стрыгина

Выбор технологии поддержки младших школьников очень актуален на современном этапе развития и модернизации образования. Это совместные методы деятельности, целостной картины с показателями динамики развития. Педагогическая поддержка -это и система методов, направленных на развитие индивидуальности учащегося. Педагогическая поддержка должна выступать как метод воспитания, идущего от неповторимости каждого ученика, к его социализации через индивидуализацию. Этот процесс будет успешным при условии постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса школы. Условие - это модель взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, педагогическая поддержка, системный подход, деятельностный подход.

Выбор технологи поддержки младших школьников очень актуален на современном этапе развития и модернизации образования. Это совместные методы деятельности, целостная картина с показателями динамики развития. Педагогическая поддержка - это и система методов, направленных на развитие индивидуальной самости учащегося. Педагогическая поддержка должна выступать как метод воспитания, идущего от неповторимости каждого ученика к его социализации через индивидуализацию. Этот процесс будет успешным при условиях постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса школы. Условие - это модель взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Предметом педагогической поддержки выступает процесс соучастия, сотрудничества, содружества с учеником в преодолении его проблем. Доверительность, взаимное доверие, воспитание является залогом создания ситуации успеха для учащихся. Эти основные положения необходимо учитывать педагогическому коллективу школы при проектировании технологии педагогической поддержки школьников (на основе организации коллективных творческих дел). Задачей всех участников педагогического процесса становится побуждение учащегося к действию, активному деланию, то есть уход от принуждения и воздействия (позиций авторитаризма). Модель структурно-функционального анализа деятельностной системы, предложенную В. П. Симоновым, необходимо включать в полном аспекте. В соответ-

M. N. Strygina

Selection of technology support for younger students is very relevant at the present stage of development and modernization of education. These are joint activity methods of a holistic view of dynamics of development. Pedagogical support is a system of methods, aimed at the development of an individual self-learner. Pedagogical support should act as a method of education coming from the uniqueness of each student to the socialization through individualization. This process will be successful on the assumption of constant improvement of educational process of a school. The condition is a model of interaction of actors of the educational process.

Keywords: technology, pedagogical support, systematic approach, activity approach.

ствии с этой моделью структура процесса проектирования технологии педагогической поддержки школьников состоит в четком соблюдении этих условий. Данную схему регулируют компоненты педагогического менеджмента:

а) планирование: предполагает деятельность субъектов управления учебно-воспитательным процессом в школе по разработке технологии проекта, подбору участников проектной деятельности, осуществлению связи с родительской общественностью;

б) организация процесса проектирования: подготовка педагогических кадров к проектной деятельности и педагогической поддержке школьников, обеспечение методической базы, подготовка родителей школьников как будущих субъектов проектной деятельности;

в) контроль и оценка эффективности: оценка лич-ностно-профессиональной готовности педагогов к проектированию технологии педагогической поддержки школьников, оценка деятельности субъектов управления образовательным учреждением, оценка качества работы с семьей, контроль за изменением личностных параметров развития школьников.

Системный подход к изучению педагогических явлений раскрывается в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Б. С. Блума, Б. С. Гершунского, Т. А. Ильина, М. В. Кларина,

A. П. Ковалева, Ф. Ф. Королева, И. Марева, В. П. Симонова,

B. А. Сластенина. Подход предполагает анализ педагогического процесса как системы, которая определяется как «упо-

рядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие собственно педагогической деятельности в данных социальных условиях» (Г. С. Гершунский). В качестве основных ее свойств выделяют целостность, взаимосвязанность со средой, динамичность. Отталкиваясь от традиционных и малоэффективных форм поддержки школьников, в детско-родительских сообществах была поставлена цель оказывать педагогическую поддержку школьникам через приобщение их к профориентационной работе. Взрослые стараются не только рассказать о существующих на сегодня и востребованных на рынке профессиях, которыми ребенок в будущем может овладеть, но и непосредственно вводить учащихся в самые перспективные сферы деятельности, увлекая их фундаментальными проблемами, проектными идеями и личностями. Идея составления ранней про-фессиограммы учащегося очень важна на данном этапе. Задача состоит в том, чтобы в кризисной ситуации провести переориентирование ребенка из проблемного поля в дея-тельностное. В основе такого введения в профессиональную сферу лежит направленность на решение вполне конкретной практической задачи в рамках реально существующих в этой сфере проблем. Ставя и решая такие практические задачи, ребенок получает возможность еще до начала систематического профессионального образования понять, какая деятельность стоит за профессиями данной сферы, и даже попробовать себя в нескольких квазипрофессиональных деятельностях. Вхождение в сферу деятельности возможно только через непосредственную, личную коммуникацию с ее представителями, что пригодится в будущей профессии, по мнению профессора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета Е. С. Романовой. С точки зрения массовой работы наиболее эффективно такой процесс может быть реализован посредством использования современных ин фор ма ционно-коммуникационных технологий и создания информационно-коммуникационной сети. Значит, технологической основой создания детско-взрослого сообщества является проработка методологии вхождения подростков в контекст определенной сферы общности и культуры посредством сетевой коммуникации. Это позволяет новому члену сообщества более уверенно и адекватно позиционировать и развивать себя, а значит, актуализировать свой внутренний потенциал, трансформировав с помощью взрослого свою проблему. Процесс начинать надо с начальной школы, включая все звенья педагогической поддержки. Чтобы обеспечить реализацию идей педагогической поддержки школьников при проектировании технологии коллективных творческих дел (далее - КТД), педагогу необходимо соблюдать определенные условия:

1. Нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

2. Подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

3. Необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

4. Важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг о друге, родителях, близких и далеких людях, об окружающем мире.

5. Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

6. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

7. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.

8. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

9. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - неявное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

Далее представлен план работы, помогающий педагогу при проектировании коллективных творческих дел.

Проектирование коллективных творческих дел коллектива (по И. П. Иванову) начинается с преамбулы: для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? Воспитательные мероприятия («стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждения, нацеливающие на мотивацию в собственном опыте). Педагогическое целеполагание тоже очень важно.

Коллективное планирование: какие дела проведем? -На радость и пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить? Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием. Выборы «совета дела» и др.

Подготовка дела. Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? Увлечение добрым делом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение.

Проведение дела. Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? - Как добиться радостной перспективы близкого успеха? - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? Общественно гуманистические КТД. Познавательные КТД. Худо-

жественные КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

Подведение итогов. Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу. Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Товарищеский разбор. Сборы, огоньки. Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

Ближайшие последствия (итоги). Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить учеников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения? Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.

Таким образом, на примере функционирования проекта коллективных творческих дел можно проследить процедуру системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.

3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 237 с.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1996. 284 с.

5. Андреева Г. М, Богомолова Н. Н, Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. 135 с.

6. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988. 80 с.

7. Михайлова Н. Н, Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001.

8. Моисеев Л. M, Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): пособие для руководителей образовательного учреждения / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2001. 252 с.

9. Муравьев Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: дис. ... канд. пед. наук. М.: ИОО МО РФ, 1996.

10. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. 144с.

11. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 1999. 229 с.

12. Симонов В. П. Управление образовательным процессом в средней школе (методология, теория, технология): дис. ... д-ра пед. наук. М.: 1992. 352 с.

13. Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ И РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (из опыта работы)

SOCIAL PARTNERSHIP AS EDUCATIONAL TOOL AND RESOURCE FOR A VIABLE PERSONALITY IN THE INFORMATION SOCIETY (based on personal work experience)

Л. Б. Доржиева

В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия детской прессы и школы как социальных институтов воспитания и образования детей в информационном обществе. Автор статьи анализирует опыт работы детской прессы, способствующей формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющего общество «завтрашнего дня». Результаты исследования показывают положительную динамику развития

L. B. Dorzhieva

The problem of interaction of children press and school asocial institutions of upbringing and education of children in information society is considered in the article. The author analyses the experience of children press forming a new mentality of children and youth, who are considered to be the members of future society. The research results show good dynamics of children press use in schools, the priority of social partnership as the initial stage providing new opportunities for upbring-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.