Научная статья на тему 'Реализация психолого-педагогического сопровождения государственных служащих в процессе обучения'

Реализация психолого-педагогического сопровождения государственных служащих в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / PUBLIC AND MUNICIPAL GOVERNMENT OFFICIALS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / TRAINING ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суховеева Оксана Ивановна

Представлена программа психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в условиях дополнительного профессионального образования, дано обоснование программы как условия оптимизации образовательного пространства, представлены результаты ее апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical Support of Public Servants in the Training Process

The author presents a programme of psycho-pedagogical support of professional and personal continuing development of public and municipal government officials, provides substantiation of the programme as a condition for the optimization of the training environment, showcases pilot results.

Текст научной работы на тему «Реализация психолого-педагогического сопровождения государственных служащих в процессе обучения»

ность между объемами финансирования и результатами деятельности бюджетных учреждений. Отсюда вытекает низкая эффективность их деятельности. Нынешний порядок сметного финансирования бюджетных учреждений не ориентирован на результат: бюджетом оплачивается не предоставление услуг, а само существование сложившихся в прошлом учреждений. Учреждения, которым переданы объекты муниципального имущества в распоряжение и пользование, лишены стимулов к снижению издержек и экономии бюджетных средств. Конкуренция за доступ к бюджетному финансированию, а следовательно, и стимулы к повышению качества услуг отсутствуют.

3. Нет четкого разделения таких понятий, как «эффективность управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности» и «эффективность деятельности структурного подразделения администрации муниципального образования, осуществляющего управление муниципальным имуществом».

Успешность управления имущественным комплексом муниципального образования определяется эффективным использованием и результативным управлением муниципальным имущественным комплексом [5]. Под эффективностью использования муниципального имущественного комплекса понимается соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов муниципального образования. Результативность управления муниципальной собственностью - это степень достижения

местными органами власти стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования путем управленческого воздействия на объекты имущественного комплекса [6].

Доходы от использования муниципальной собственности, поступая в местный бюджет, обеспечивают покрытие доли расходов бюджета на социальную политику, здравоохранение и образование. Они являются источником формирования целевых бюджетных фондов развития территории, обеспечивают приток частных инвестиций в муниципальный сектор и, следовательно, определяют не только экономический, но и социальный результат функционирования муниципальной собственности. Доходы от использования муниципальной собственности служат экономической базой деятельности органов местного самоуправления. В последние годы наметились тенденции, свидетельствующие о низкой эффективности функционирования муниципальной собственности.

Можно выделить несколько причин низкой эффективности использования муниципальной собственности в РФ, непосредственно связанных с системой управления:

- отсутствие четко заданных количественных и качественных целей в системе управления муниципальной собственностью;

- отсутствие формализованных критериев эффективности управления муниципальной собственностью;

- отсутствие системы оценки эффективности управления муниципальной собс-

твенностью, в том числе контроля эффективности.

Решая задачу повышения эффективности управления муниципальной собственностью, местным органам власти необходимо определить цель проводимых мероприятий, указать правильный ориентир социально-экономического развития территории, а затем постараться достигнуть поставленных целей минимально возможными средствами: реализовать социально-экономический потенциал муниципальной собственности.

Литература

1. Гапоненко АЛ, Орлова Т.М. Управление знаниями. М.: ЭКСМО, 2008.

2. Белый В.В. Социально-экономические проблемы управления государственной собственностью //Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 6.

3. Региональная экономика и управление // Под ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщикова М.: РАГС, 2006.

4. Менеджмент // Под ред. А.Л. Гапоненко М.: Изд-во РАГС, 2010.

5. Николаев В.А. Институциональные основы корпоративного развития экономики муниципальных образований. Ульяновск: «Корпорация технологий продвижения», 2003.

6. Якушкина Т.А. Управление развитием ресурсного потенциала муниципального образования. Автореферат на соискание... к.э.н. М: Изд-во РАГС, 2006.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Оксана СУХОВЕЕВА

старший преподаватель ипк ВВАГС (Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ)

В современном обществе социальные институты власти становятся одними из ключевых звеньев с точки зрения решения задач модернизации и развития страны. Эффективная работа органов власти возможна только при наличии квалифицированных кадров, соответствующих современным запросам общества. Требования к специалистам в органах государственной власти растут, нагрузки увеличиваются, условия меняются, активизируются процессы реформирования, но не всегда государственные служащие готовы к таким трансформациям. Во многом трудно-

сти связаны с тем, что для решения поставленных задач необходимо создавать дополнительные условия, нужны активность и желание самих государственных служащих. Одним из важнейших ресурсов их развития является обеспечение повышения профессиональной квалификации [1].

Исследования в области непрерывного образования управленческих кадров опираются на теоретико-методологическую основу акмеологической науки. В частности, реализованная нами программа психолого-педагогического сопровождения обучения государственных служащих в системе дополнительного профессионального образования базируется на трудах ученых Российской ака-

демии государственной службы при Президенте Российской Федерации: А.А. Де-ркача, А.К. Марковой, Л.И. Катаевой, Е.Б. Касьяна, [2, 3], В.Н. Маркова [4], Е.В. Селезневой [5], Ю.В. Синягина [6], в которых рассматриваются вопросы создания специальных психолого-педагогических, акмеологических условий для развития и реализации важных профессионально-личностных качеств государственных служащих, необходимых для успешного выполнения ими профессиональной деятельности.

С нашей точки зрения, именно дополнительное профессиональное образование является одним из основных ресурсов развития профессионализма служащих, а образовательная среда является комфор-

выношу НА ЗАЩИТУ

тной и наиболее безопасной для решения психологических проблем, развития ресурсов личности, самоопределения и самореализации.

Обучение и развитие личности происходит в определенных пространственно-предметных, технологических, социокультурных и межличностных условиях, которые могут не только способствовать обучению и развитию, но и затруднять их под влиянием тех или иных воздействий. С управленческой позиции данные условия определяются как образовательная среда. Специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами. Ресурс, его формирование, обогащение и распределение, - это прежде всего предмет организационно-управленческой деятельности. [7, с.26].

Одним из важнейших условий оптимизации дополнительного профессионального образования может быть организованное психолого-педагогическое сопровождение государственных и муниципальных служащих в процессе обучения в рамках программ повышения квалификации.

Психологическое сопровождение включает в себя следующие основные направления: социально-психологические исследования; управление межличностными отношениями, психопрофилактическую работу; психологическое просвещение [3, с.20].

Нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что специально разработанная программа психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства дополнительного профессионального образования позволит обеспечить оптимальное профессионально-личностное развитие государственного гражданского служащего.

Программа психолого-педагогического сопровождения будет успешной при обязательном условии направленности на развитие тех профессионально-личностных качеств, которые обеспечивают эффективность и результативность деятельности государственного служащего.

Задачи программы были определены с учетом результатов констатирующего эксперимента, в процессе которого нами были определены профессионально-личностные качества государственных и муниципальных служащих, которые требуют развития. К ним относятся следующие профессионально важные качества: коммуникативная компетентность, направленность на служение интересам государства и граждан РФ, лидерство, мобильность, обучаемость, самопринятие, самооценка.

Для исследования профессионально важных личностных качеств нами был использован специально подобранный комплекс методик, включающий тесты, анкеты, оценочные шкалы, контент-анализ: методика оценки управленческого потенциала (авторы-разработчики Ю.В. Синя-гин, Е.Г. Чирковская, М.И. Жиц); тест Кейр-си (МВТ1, выявление ведущих стратегий поведения на работе); методика В. Бойко «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности»; методика «Контент-анализ незаконченных предложений».

Исследование проводилось в Институте повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы во время обучения государственных гражданских и муниципальных служащих, в процессе комплексной оценки эксперт-но-консультационным центром института повышения квалификации ВВАГС. В исследовании принимали участие государственные гражданские и муниципальные служащие Волго-Вятского региона (90 человек: 52 женщины и 48 мужчин).

Программа психолого-педагогического сопровождения также была реализована в процессе обучения слушателей в институте повышения квалификации ВВАГС. В реализации программы участвовали 30 человек (14 мужчин, 16 женщин). Она включала в себя несколько этапов.

1. Проведение диагностики профессионально важных качеств. Консультирование по результатам проведенной диагностики. Подготовка рекомендаций для индивидуального личностного развития.

2. Психологическое просвещение. Развитие психологической грамотности. Введение в программы обучения специальных курсов, направленных на развитие личностного потенциала слушателей, курсы лекций по тематике, направленной на изучение вопросов социально-психологического сопровождения деятельности.

3. Активное социальное обучение - серия тренингов, включающих в себя ролевые и деловые игры, кейс-стади. Разработаны и апробированы программы кейс-стади, тренинги, видеотренинги, деловые игры по следующей тематике: коммуникативная компетентность, лидерство, командообразование.

4. Психологическое консультирование. Индивидуальные и групповые консультации по запросам слушателей.

Для участников программы были проведены лекции по следующим темам: «Психологические аспекты работы с гражданами», «Проблемы и пути формирования организационной культуры в органах власти», «Этика и психология делового общения», «Лидерство и командообразо-вание в органах власти», «Психологические методы противодействия коррупции

в органах власти», «Методы профилактики профессиональных деформаций и синдрома профессионального выгорания у государственных и муниципальных служащих».

Активное социальное обучение включало в себя серию тренингов: «Тренинг развития коммуникативной компетентности», тренинг «Искусство убеждения и публичного выступления», «Тренинг развития личностных ресурсов», направленность на служение интересам государства и граждан РФ: «Тренинг командообразо-вания и формирования организационной культуры в органах власти».

В процессе повышения квалификации слушателям в рамках программы предлагалось индивидуальное психологическое консультирование по личностным проблемам. Анализ причин обращения к преподавателям, психологам-консультантам показал, что основные трудности психологического характера, с которыми сталкиваются слушатели, это: конфликтные ситуации при взаимодействии по вертикали (руководитель-подчиненный) и горизонтали (уровень коллег), трудности в работе с посетителями, гражданами, семейные проблемы, проблемы отношений детей и родителей. Имело место большое количество обращений по поводу возникающих стрессовых ситуаций, а также жалобы на возникающие симптомы синдрома эмоционального выгорания, разочарование в деятельности, отсутствие мотивации, неудовлетворенности собой, низкую самооценку и отсутствие уверенности в себе. Также в рамках программы проводился мониторинг с получением обратной связи.

Анализ данных диагностики профессионально важных личностных качеств государственных и муниципальных служащих, на развитие которых была направлена работа по программе психолого-педагогического сопровождения в рамках дополнительного профессионального образования, показал положительную динамику по всем шкалам: коммуникативная компетентность, направленность на служение интересам государства и граждан РФ, лидерство, обучаемость, самопринятие. Первичная обработка данных проводилась с помощью критерия G-знаков: отмечается однонаправленный положительный сдвиг по всем исследуемым параметрам (р<0,01).

Данная программа психолого-педагогического сопровождения имеет положительный отклик у слушателей, способствует более четкой и самостоятельной постановке слушателями целей обучения, значительно повышает мотивацию к обучению и саморазвитию.

Таким образом, полученные положительные результаты свидетельствуют о

том, что программа психолого-педагогического сопровождения может рассматриваться как условие, способствующее повышению личностно-профессиональ-ной эффективности специалиста, условием саморазвития и самореализации государственных и муниципальных служащих в процессе дополнительного профессионального образования.

Статья подготовлена в ходе проведения НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»на 2009 - 2013 годы».

Литература

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009 г.) // URL: СПС «Гарант».

2. Деркач А.А. Акмеологическая среда развития профессионала: монография. Воронеж, 2006 г.

3. Психолого-акмеологическое сопровождение работы с персоналом / Л.И. Катаева, Е.Б. Касьян; под общей редакцией А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009.

4. Марков В.Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управле-

ния: монография / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.

5. Селезнева Е.В. Развитие акмеологи-ческой культуры личности / Под ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.

6. Методики диагностики управленческого потенциала и латентной структуры организации: методическое пособие/ Под общ. ред. Ю.В. Синягина. М.: Изд-во РАГС, 2009.

7. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: монография. Н. Новгород: НГПУ: Изд-во ВВАГС, 2004.

SUMMARIES

Events / Facts (p.4)

Commentary to and Fragments of the Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation (p.6)

In its Resolution No. 14-P the Russian Constitutional Court further clarifies the conformity of Article 17 of the Federal Law 'On State Civil Service of the Russian Federation' of 27th July 2004 No. 79-FZ to the Russian Constitution. It specifies the scope of authority of public servants during interaction with mass media and mechanisms to compensate for the limitation of freedom of expression in the public sphere.

Reducing State Involvement in Mass Media: Intentions and Actions (p.9)

Elena Berezhkova, Deputy Head of Press Service of the Public Chamber, postgraduate student (lanruzh@yandex.ru)

Summary: The author dwells on the work of mass media in a market economy and related problems of financial, social, economic and legal support of their activities, as well as the dependence of many mass media on the authorities, describing main ways of reducing public involvement in mass media and suggesting measures to accelerate the process.

Keywords: transformation, mass media, reducing public involvement in mass media, media market, national information policy.

Increasing the Potential of Public Managements under Conditions of a Financial, Economic and Social Crisis (p.13)

A conference organized by the International Public Management Network (IPMN) entitled 'Increasing the Potential of Public Managements under Conditions of a Financial, Economic and Social Crisis' took place in RANEPA. Among the issues on the agenda were the development of an efficient anti-recessionary strategy for the PostSoviet territory, the development and implementation of public administration reforms in the Russian Federation and CIS countries.

Keywords: International Public Management Network (IPMN); public management; post-Soviet territory.

Leadership Studies in Social Science (p.15)

Mikhail Men, Governor of the Ivanovo Region, Chairman of the Government of the Ivanovo Region, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor (mgs@ur.rags.ru/~men)

Summary: Prerequisites for the study of leadership as a phenomenon of social life are considered. The author suggests a personal interpretation of the main definitions of leadership in modern social science, substantiating the scientific relevance of leadership theories.

Keywords: leadership; personal qualities of a leader; leadership theories.

Public Servant Training in the Regions (p.20)

Alexander Gaponenko, Chair of Management, RANEPA of the President of Russia, Doctor of Economics, Professor, Honorary Scientist of the Russian Federation (mgs@ur.rags.ru/~gaponenko)

Valery Ivanov, President-Rector, International Academy of Business and New Technologies, Doctor of Economics, Professor

Summary: The article provides an analysis of a project aimed to teach public servants the basics of managerial knowledge in the Yaroslavl region. It includes the following areas: information technologies, management theory and practice, human resource management, strategic management, managing regional and city development. The conclusion is that it is quite possible to provide high quality, interesting large scale training for public officials.

Keywords: system of training for public servants; professional development; retraining; distance learning.

Antimonopoly Policy for Economic Security (p.23)

Sergey Teplyakov, Chief Specialist/Expert, Analytical Department, Moscow Office of OFAS Russia (mgs@ur.rags.ru/~teplyakov)

Summary: The article deals with issues of antimonopoly regulation in the context of Russian economic security. The author analyzes threats to economic security targeted by the national antimonopoly policy, describes key functions of the Federal Antimonopoly Service aimed at the development of competitive relations and compliance with the antimonopoly legislation.

Keywords: antimonopoly policy; economic security; competitiveness; globalization.

Automotive MNCs: Investing into the Modernization of the Russian Car Industry (p.26)

Rustam Khalidov, postgraduate student, Department of Information Support of Russian Foreign Policy, Faculty of World Politics, Lomonosov Moscow State University (mgs@ur.rags. ru/~khalidov)

Summary: An analysis of the impact of foreign investment on structural changes and modernization of the Russian economy in compliance with the key provisions of the 'Strategy of Development of the Automotive Industry Until 2020' is presented. A process assessment is given for all areas of automotive construction on condition of sufficient selection and quality of automotive production.

Keywords: multinational companies; car industry; automotive industry.

Strategy of Cooperation (p.30)

Interview with Orenburg Region Governor Yuri Berg on the trends in near-border and cross-border cooperation of Russia, Orenburg Region in particular, with regions of the Republic of Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.