Научная статья на тему 'Реализация программы Smart-Houses в Уральском федеральном округе'

Реализация программы Smart-Houses в Уральском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / SMART-ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / INNOVATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / QUALITY OF LIFE / SMART TECHNOLOGIES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / URBAN SPACE / MANAGEMENT / EFFICIENCY / MORTGAGE LENDING / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна, Крупкин Алексей Владимирович, Роженцов Иван Сергеевич

Концепция «Smart City» в целях повышения качества жизни населения успешно применяется в таких странах, как Сингапур, ОАЭ, Япония, Китай, Южная Корея, Франция, Марокко, Финляндия, Нидерланды, США, Канада, Испания и Казахстан. Понятие «Smart City» (Умный город) включает создание базовой и интеллектуальной инфраструктуры городского пространства в целях повышения информационной, экономической и экологической безопасности отдельных городов и страны в целом, комфортности среды проживания граждан, а также уровня и продолжительности их жизни. В Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» в ряде крупных мегаполисов также реализуются отдельные элементы указанной концепции, в частности, «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». Магистральные цели российского государства в этой сфере зафиксированы во многих стратегических документах, в том числе в Стратегии развития информационного сообщества Российской Федерации на 2017-2030 годы. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Реализация концепции «Умный город» направлена также на повышение производительности городского пространства и связана с увеличением эффективности функционирования отдельных градостроительных объектов. В этой связи основной целью данной научной статьи является систематизация зарубежного и российского опыта применения интеллектуальных технологий в условиях городского хозяйства, в том числе на этапе проектирования и строительства «умных городов», и разработка на ее основе системного подхода к реализации концепции «Smart City» на территории Уральского федерального округа (УрФО), что позволит определить текущее положение и будущие перспективы применения цифровых технологий в градостроительной сфере. Научной базой исследования являются публикации российских и отечественных ученых, посвященные проблемам повышения качества жизни населения в различных странах и регионах Российской Федерации за счет внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества. В процессе исследования авторами были выявлены основные предпосылки и перспективы реализации функциональной стратегии в сфере развития регионального девелопмента, разработан алгоритм работы «Регионального земельного банка» (на примере г. Екатеринбург), выявлены специфические особенности нового продукта «Smart-Houses» при внедрении цифровых технологий в жизнь горожан. Кроме того, авторами исследования осуществлено экономико-математическое моделирование реализации указанной концепции в рамках государственно-частной интеграции, представлен инструмент решения задачи с использованием динамической модели [24] (Bulaev, Shorikov, 2018) . Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического и логического анализа, системный метод, синтез, имитационное моделирование. В ходе исследования сделан вывод о том, что с развитием новых технологий в рамках концепции «Smart City» не существует единого подхода к процессу эффективного управления городской территорией, что позволило обосновать новый теоретический подход и необходимость смены парадигмы государственной экономической политики. Полученные результаты могут быть полезными для представителей властных структур и частного бизнеса, экспертов и научного сообщества, в сферу профессиональных интересов которых входит внедрение информационных технологий как фактора повышения качества жизни жителей крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Smart-Houses program in the Urals federal district

In order to improve the quality of population life the concept of "Smart City" has been successfully applied in such countries as Singapore, UAE, Japan, China, South Korea, France, Morocco, Finland, Netherlands, USA, Canada, Spain and Kazakhstan. The concept of "Smart City" includes the creation of basic and intellectual infrastructure of urban space in order to improve the information, economic and environmental security of individual cities and the country as a whole, the comfort of citizens living environment, as well as the level and duration of their lives. In the Russian Federation, within the framework of the national project "Digital Economy", a number of large megacities are also implementing certain elements of this concept, in particular, "Information Infrastructure", "Digital Technologies", "Digital Public Administration". The main goals of the Russian state in this area are fixed in many strategic documents, including the Strategy for the development of the information society of the Russian Federation for 2017-2030. The relevance of the chosen research topic is due to the above mentioned factors. The implementation of the "Smart City" concept is also aimed at increasing the productivity of urban space and is associated with increasing the efficiency of individual urban development projects. In this regard, the main purpose of this scientific article is to systematize foreign and Russian experience of the intelligent technologies application in urban environments, including the stage of design and construction of "Smart cities", and the development of a systematic approach to the implementation of the concept of "Smart City" in the Ural Federal district, which will determine the current situation and future prospects for the use of digital technologies in the urban sphere. The scientific basis of the research is the publications of Russian scientists devoted to the problems of the population quality of life improvement in different countries and regions of the Russian Federation through the introduction of new information technologies in all spheres of society. In the course of the study, the authors identified the main prerequisites and prospects for the implementation of the functional strategy in the development of regional development, developed the algorithm of the "Regional Land Bank" (on the example of Yekaterinburg), identified the specific features of the new "Smart-Houses" product in the introduction of digital technologies in the lives of citizens. In addition, the authors of the study carried out economic and mathematical modeling of the implementation of this concept in the framework of public-private integration, presented a tool for solving the problem using a dynamic model [24] (Bulaev, Shorikov, 2018) . The methodological base of the research consists of general scientific methods of cognition, in particular, methods of economic and logical analysis, system method, synthesis, simulation. During the study the authors have concluded that with the development of new technologies in the framework of the "Smart City" concept there is no single approach to the process of effective management of urban areas, which has allowed to justify a new theoretical approach and the need to change the paradigm of state economic policy. The results can be useful for representatives of government agencies and private business, experts and the scientific community, whose professional interests include the introduction of information technology as a factor of the residents of large cities quality of life improvement.

Текст научной работы на тему «Реализация программы Smart-Houses в Уральском федеральном округе»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

реализация программы smart-Houses в Уральском федеральном округе

Городнова Н.В. 1, Крупкин А.В. 1, Роженцов И.С. 1

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Концепция «Smart City» в целях повышения качества жизни населения успешно применяется в таких странах, как Сингапур, ОАЭ, Япония, Китай, Южная Корея, Франция, Марокко, Финляндия, Нидерланды, США, Канада, Испания и Казахстан. Понятие «Smart City» (Умный город) включает создание базовой и интеллектуальной инфраструктуры городского пространства в целях повышения информационной, экономической и экологической безопасности отдельных городов и страны в целом, комфортности среды проживания граждан, а также уровня и продолжительности их жизни. В Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» в ряде крупных мегаполисов также реализуются отдельные элементы указанной концепции, в частности, «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». Магистральные цели российского государства в этой сфере зафиксированы во многих стратегических документах, в том числе в Стратегии развития информационного сообщества Российской Федерации на 2017-2030 годы. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Реализация концепции «Умный город» направлена также на повышение производительности городского пространства и связана с увеличением эффективности функционирования отдельных градостроительных объектов. В этой связи основной целью данной научной статьи является систематизация зарубежного и российского опыта применения интеллектуальных технологий в условиях городского хозяйства, в том числе на этапе проектирования и строительства «умных городов», и разработка на ее основе системного подхода к реализации концепции «Smart City» на территории Уральского федерального округа (УрФО), что позволит определить текущее положение и будущие перспективы применения цифровых технологий в градостроительной сфере. Научной базой исследования являются публикации российских и отечественных ученых, посвященные проблемам повышения качества жизни населения в различных странах и регионах Российской Федерации за счет внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества. В процессе исследования авторами были выявлены основные предпосылки и перспективы реализации функциональной стратегии в сфере развития регионального девелопмента, разработан алгоритм работы «Регионального земельного банка» (на примере г. Екатеринбург), выявлены специфические особенности нового продукта «Smart-Houses» при внедрении цифровых технологий в жизнь горожан. Кроме того, авторами исследования осуществлено экономико-математическое моделирование реализации указанной концепции в рамках государственно-частной интеграции, представлен инструмент решения задачи с использованием динамической модели [24] (Bulaev, Shorikov, 2018). Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического и логического анализа, системный метод, синтез, имитационное моделирование. В ходе исследования сделан вывод о том, что с развитием новых технологий в рамках концепции «Smart City» не существует единого подхода к процессу эффективного управления городской территорией, что позволило обосновать новый теоретический подход и необходимость смены парадигмы государственной экономической политики. Полученные результаты могут быть полезными для представителей властных структур и частного бизнеса, экспертов и научного сообщества, в сферу профессиональных интересов которых входит внедрение информационных технологий как фактора повышения качества жизни жителей крупных городов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, информационные технологии, качество жизни, БтэгЬтехнологии, государственно-частное партнерство, городское пространство, управление, эффективность, ипотечное кредитование, экономико-математическое моделирование

Implementation of the smart-Houses program in the urals federal district

Gorodnova N.V. 1, Krupkin A.V. 1, RozhentsovI.S. 1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Russia ABSTRACT:_

In order to improve the quality of population life the concept of "Smart City" has been successfully applied in such countries as Singapore, UAE, Japan, China, South Korea, France, Morocco, Finland, Netherlands, USA, Canada, Spain and Kazakhstan. The concept of "Smart City" includes the creation of basic and intellectual infrastructure of urban space in order to improve the information, economic and environmental security of individual cities and the country as a whole, the comfort of citizens living environment, as well as the level and duration of their lives. In the Russian Federation, within the framework of the national project "Digital Economy", a number of large megacities are also implementing certain elements of this concept, in particular, "Information Infrastructure", "Digital Technologies", "Digital Public Administration". The main goals of the Russian state in this area are fixed in many strategic documents, including the Strategy for the development of the information society of the Russian Federation for 2017-2030. The relevance of the chosen research topic is due to the above mentioned factors. The implementation of the "Smart City" concept is also aimed at increasing the productivity of urban space and is associated with increasing the efficiency of individual urban development projects. In this regard, the main purpose of this scientific article is to systematize foreign and Russian experience of the intelligent technologies application in urban environments, including the stage of design and construction of "Smart cities", and the development of a systematic approach to the implementation of the concept of "Smart City" in the Ural Federal district, which will determine the current situation and future prospects for the use of digital technologies in the urban sphere. The scientific basis of the research is the publications of Russian scientists devoted to the problems of the population quality of life improvement in different countries and regions of the Russian Federation through the introduction of new information technologies in all spheres of society. In the course of the study, the authors identified the main prerequisites and prospects for the implementation of the functional strategy in the development of regional development, developed the algorithm of the "Regional Land Bank" (on the example of Yekaterinburg), identified the specific features of the new "Smart-Houses" product in the introduction of digital technologies in the lives of citizens. In addition, the authors of the study carried out economic and mathematical modeling of the implementation of this concept in the framework of public-private integration, presented a tool for solving the problem using a dynamic model [24] (Bulaev, Shorikov, 2018). The methodological base of the research consists of general scientific methods of cognition, in particular, methods of economic and logical analysis, system method, synthesis, simulation. During the study the authors have concluded that with the development of new technologies in the framework of the "Smart City" concept there is no single approach to the process of effective management of urban areas, which has allowed to justify a new theoretical approach and the need to change the paradigm of state economic policy. The results can be useful for representatives of government agencies and private business, experts and the scientific community, whose professional interests include the introduction of information technology as a factor of the residents of large cities quality of life improvement.

KEYWORDS: innovation, information technologies, quality of life, Smart technologies, public-private partnership, urban space, management, efficiency, mortgage lending, economic-mathematical modeling.

JEL classification: o31, o32, o33 Received: 15.08.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Gorodnova N.V. (n.v.gorodnova@urfu.ru)

CITATION:_

Gorodnova N.V., Krupkin A.V., Rozhentsov I.S. (2019) Realizatsiya programmy Smart-Houses v Uralskom federalnom okruge [Implementation of the Smart-Houses program in the Urals federal district]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 841-864. doi: 10.18334/vinec.9.3.41022

введение

Концепция «Smart City», направленная на повышение качества жизни народонаселения, прежде всего, жителей крупных мегаполисов, успешно применяется в таких странах, как Сингапур, ОАЭ, Япония, Китай, Южная Корея, Финляндия, Нидерланды, США, Канада и др.

Понятие «Smart City» (Умный город) включает создание базовой и интеллектуальной инфраструктуры городского пространства в целях повышения информационной, экономической и экологической безопасности страны, комфортности среды проживания граждан, а также уровня и продолжительности их жизни.

К примеру, в Сингапуре в рамках концепции «Smart Nation» так называемые «умные» технологии широко используются в сфере градостроительства, 80% населения Сингапура (около 3,2 млн человек) проживают в недорогих квартирах, и строительство таких квартир инициируется властями города-государства1.

В Китае в настоящее время идет возведение экспериментального эко-города «Эко-город Сингапур-Тяньцзинь», основанного на повсеместном использовании «умных» и «зеленых» технологий [18] (Telichenko, 2017), строительство которого продолжится в течение последующих 10-15 лет. Проект является продуктом двустороннего сотрудничества Сингапура и Китая, он охватит площадь свыше 30 квадратных километров и будет рассчитан на одновременное и высоко комфортабельное проживание 350 000 жителей [13, 32] (Makarevich, 2019; Meng, Shuang, 2018).

Основным примером реализации концепции Умных городов является проект Masdar в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты. Проект основан на применении солнечной энергии и других возобновляемых источников энергии. Он предполагает проживание 50 000 жителей, перемещение 40 000 пассажиров и функционирование 1500 предприятий, которые в основном специализируются на «чистых технологиях» [34] (Schirrer, 2018).

В этой связи на федеральном уровне необходимо разработать и внедрить единую концепцию и методологию эффективного управления городским пространством,

1 Smart Nation: Как Сингапур превратился в полигон для тестирования технологий «умного» города. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/19751-singapore-smart-city (дата обращения 15.08.2019 г.).

ОБ АВТОРАХ:_

Городнова Наталья Васильевна, доктор экономических наук, профессор (n.v.gorodnova@urfu.ru) Крупкин Алексей Владимирович, директор Института строительства и архитектуры (a.v.krupkin@urfu.ru) Роженцов Иван Сергеевич, соискатель (rozivan0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Городнова Н.В., Крупкин А.В., Роженцов И.С. Реализация программы Smart-Houses в Уральском федеральном округе // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 841-864. doi: 10.18334/vinec.9.3.41022

в том числе с учетом социально-экономических условий и специфики субъектов Российской Федерации [2] (Gareev, Yamaltdinova, 2017), а также уровня инвестиционной привлекательности региона. Это позволит обосновать новый теоретический подход к моделированию оценки эффективности реализации проектов «Умный город».

Приоритетные цели нашего государства в этой сфере зафиксированы во многих документах Российской Федерации, в том числе в Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг., Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития отрасли информационных технологий в России и др.

В России в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» в ряде крупных городов также реализуются отдельные элементы указанной концепции, в частности, «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» и т.п.2

Реализация концепции «Умный город» нацелена на достижение нового качества жизни россиян и связана с повышением эффективности функционирования отдельных градостроительных объектов.

Основой новой социальной структуры российского государства должно стать удовлетворение приоритетных потребностей граждан России, что позволит перейти на более высокий уровень развития и увеличить количество людей, ведущих творческую инновационную деятельность. Кроме того, внедрение интеллектуальных технологий позволит открыть возможности для инвестиций и развития строительной отрасли [2] (Gareev, Yamaltdinova, 2017).

Пятый технологический уклад, сформированный в экономически развитых странах мира, позволяет широко применять информационные и Smart-технологии при реализации концепции «Smart City» в процессах глобальной урбанизации. По данным ООН, к 2050 году в таких городах будет проживать 67% населения мира. Эксперты полагают, что глобальные инвестиции в эту сферу вырастут с 36,8 млрд долларов США в 2016 году до 88,7 млрд долларов США к 2025 году3 [5] (Goryacheva, Trubina, 2018).

Актуальности и перспективности такого экономического направления, как внедрение проектов «Smart City», посвящен достаточно широкий спектр научных исследований в России [14, 18, 20] (Prokolenkova, 2017; Telichenko, 2017; Erk, Sudachenko, Timofeev, 2019) и за рубежом [33-35] (Merlino, Bruneo, Longo, Puliafito, Distefano, Al-Anbuky, 2015; Schirrer, 2018; Schneps-Shneppe, 2016). Однако региональная специфика внедрения информационных продуктов и проблемы реализации концепции Smart Region до настоящего времени в монографических научных исследованиях пока не отмечены.

2 Будущее России. Национальные проекты. [Электронный ресурс]. URL: https://futurerussia.gov.ru/ cifrovaya-ekonomika (дата обращения 22.07.2019 г.).

3 Плохотникова Г.В. Инвестиционная составляющая как фактор развития территории // Апробация. - 2017. - № 2 (53). - С. 217-218.

Применение новых информационных технологий в инвестиционно-строительной сфере следует рассматривать как катализатор инновационного развития и одним из основных факторов повышения производительности труда [1, 7, 8, 32, 38] (Anakhin, Groshev, Onopriychuk, 2018; Karpova, 2018; Korolev, 2016; Meng, Shuang, 2018; Zhou, Sun, Wu, Chen, 2018). В научных источниках отмечается, что использование информационных технологий, в частности, применение BIM-технологий на всех стадиях инвестиционно-строительного технологического цикла, способствует более устойчивому процессу строительного производства [7, 8, 32] (Karpova, 2018; Korolev, 2016; Meng, Shuang, 2018).

Предыдущие исследования показали, что цифровые Smart-технологии широко распространены в экономически развитых странах [12, 13, 36, 39] (Lavrova, 2017; Makarevich, 2019; Uhodnikova, 2017; Zhu, Zuo, 2015), однако в последнее время стали применяться и в развивающихся экономиках, включая Российскую Федерацию [9, 15, 17] (Korolev, 2015; Rumyantsev, 2015; Surova, Korosteleva, 2016). Основными причинами, препятствующими эффективному внедрению информационных технологий в российском инвестиционно-строительном секторе, являются имеющиеся ограничения, связанные с социально-экономическим и цифровым развитием, а также низким уровнем доходности национальной экономики [4] (Gorodnova, 2011). Кроме того, исследователями отмечается стремление строительных компаний в целях снижения затрат на строительство применять нелицензированные IT-продукты [11] (Kraskovskiy, 2017). Наблюдаются также отсутствие национальных проектов и программ внедрения информационных технологий в строительной отрасли, серьезный недостаток финансирования со стороны государства, острая нехватка грамотного IT-персонала и пр. [36, 39] (Uhodnikova, 2017; Zhu, Zuo, 2015).

Базируясь на результатах проведенных исследований [25, 26], авторы работы выявляют несомненные позитивные последствия применения информационных и Smart-технологий, несовершенство нормативно-правового поля, а также дефицит бюджетного финансирования и экономию затрат на стадии проектирования [28, 29]. Проблеме внедрения системы ипотечного кредитовании при реализации новой жилищной государственной политики в Российской Федерации посвящены труда многих отечественных ученых [3, 9, 15, 21, 22]. Импульсом формирования финансово-экономических условий для эффективного применения указанных технологий послужил утвержденный в 2014 г. Правительством РФ План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. Это может стать отправной точкой для дальнейших исследований в сфере IT- и Smart-технологий [13, 25]. Недостаток финансирования проектов и программ за счет федерального бюджета может быть компенсирован привлечением потенциала частного игрока в условиях формирования и реализации механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), а также за счет привлечения банковских кредитных ресурсов.

По нашему мнению, в современных научных исследованиях, посвященных актуальности, специфике и перспективности вопросов реализации Smart-стратегии в крупных мегаполисах, проблеме внедрения новых цифровых технологий при проектировании, возведении и эксплуатации жилых и офисных зданий на уровне российских регионов уделено недостаточное внимание.

В этой связи основная цель данной статьи - на основании систематизации зарубежного и российского опыта применения интеллектуальных технологий в условиях городского хозяйства, в том числе на этапе проектирования и строительства «умных городов», разработать системный подход к реализации концепции «Smart City» на территории Уральского федерального округа, что позволит определить текущее положение и будущие перспективы применения цифровых технологий в региональной градостроительной сфере.

Научной базой исследования являются публикации российских и отечественных ученых, посвященные проблемам повышения качества жизни населения в различных странах и регионах Российской Федерации за счет внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной и территориальной служб государственной статистики Российской Федерации, результаты предшествующих научных исследований авторов, публикации в специальных изданиях и сети Интернет.

Методологическую основу научного исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического и логического анализа, системный метод, синтез, имитационное моделирование.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации крупных национальных проектов в Российской Федерации.

Предметом исследования является повышение качества жизни населения крупных городов России в современных экономических условиях с учетом региональной специфики посредством внедрения информационных технологий и Smart-продуктов при возведении и эксплуатации жилья нового поколения.

перспективные направления развития девелопмента при реализации проекта «системный smart-город» в УрФо

Реализация концепции «Умный город» нацелена на достижение нового качества жизни россиян и связана с повышением эффективности функционирования отдельных градостроительных объектов.

Основой новой социальной структуры российского государства должно стать удовлетворение приоритетных потребностей граждан России, что позволит перейти на более высокий уровень развития и увеличить количество людей, ведущих творческую инновационную деятельность. Кроме того, внедрение интеллектуальных тех-

нологий позволит открыть возможности для инвестиций и развития строительной отрасли [4].

Пятый технологический уклад, сформированный в экономически развитых странах мира, позволяет широко применять информационные и Smart-технологии при реализации концепции «Smart City» в процессах глобальной урбанизации. По данным ООН, к 2050 году в таких городах будет проживать 67% населения мира. Эксперты полагают, что глобальные инвестиции в эту сферу вырастут с 36,8 млрд долларов США в 2016 году до 88,7 млрд долларов США к 2025 году4.

Перспективы внедрения Smart-технологий в процессе развития девелопмента в Уральском федеральном округе, по мнению авторов, заключаются в следующем:

1. Создание и регистрация инжиниринговой компании (либо выделение в действующее отдельное подразделение/департамент Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области), функции которой - это реализация девелоперских проектов в регионах Уральского Федерального округа.

2. Определение организационно-штатной структуры инжиниринговой компании, утверждение бюджета, системы управления, общекорпоративных процедур и регламентов. Согласование системы мотивации управленческого персонала.

3. Разработка и утверждение функциональной стратегии развития на ближайшие 3-4 года, направленной на создание высокоэффективной управляющей/девелоперской региональной компании с активной рыночной позицией.

4. Утверждение системы оценки качества работы менеджеров (KPI) по реализации утвержденной функциональной стратегии.

5. Определение первоочередных регионов присутствия, исходя из уже имеющихся наработок, административного ресурса, перспектив быстрого старта девелоперских проектов и начала получения возврата на вложенные инвестиции. При этом, целесообразно осуществление 2-3 проектов.

6. Рассмотрение альтернативных вариантов использования имеющихся административных возможностей в направлении развития инжиниринговой компании в регионах УрФО.

В процессе работы над отдельными подпрограммами «Smart City» в г. Екатеринбург Свердловской области были определены основные направления деятельности инжиниринговой компании:

1. Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры в регионах УрФО, в том числе в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), а также при реализации государственных программ жилищного строительства в рамках концепции «Smart City».

4 Белокрылова О.С., Яхимович В.И. Концепция институциональной модернизации рынка жилья пост кризисной экономики России // TERRA ECONOMICUS. - 2012. - Том 3. - № 1. - С. 93-99.

2. Предоставление инжиниринговых услуг в сфере управления строительством и выполнения генподрядных функций (в том числе участие в выполнении государственных заказов, как федерального, так и регионального уровней).

3. Создание высокоэффективной управляющей компании, способной оказывать услуги по комплексному управлению и обслуживанию малоэтажными поселками, многоквартирными жилыми комплексами и административно-офисными объектами, в том числе возведенными головной девелоперской компанией. Создание проектного решения в рамках реализации концепции «Smart City».

4. Оказание услуг по управлению портфелем недвижимости крупных холдинговых компаний5.

Основные «точки роста» при реализации функциональной стратегии инжиниринговой компании, предпосылки и возможности представлены в таблице 1.

При реализации функциональной стратегии следует учесть, что управляющая компания - это головная региональная компания, на уровне которой должны быть сосредоточены ответственность за управление активами и реализацию проектов в области лэнд-девелопмента, комплексного освоения территорий (КОТ), управления недвижимостью и предоставления различного рода высокоэффективных инженерно-сервисных услуг в рамках реализации концепции «Smart City», подпрограммы на уровне г. Екатеринбург «Системный Smart-город» в условиях государственно-частной интеграции потенциалов.

Необходимо выделить следующие основные функции создаваемой в г. Екатеринбург инжиниринговой управляющей компаний:,

1) поиск перспективных земельных участков;

2) взаимодействие с органами власти, партнерами и инвесторами;

3) разработка концепции девелоперского проекта «Системный Smart-город»;

4) разработка схемы финансирования проекта;

5) приобретение земельных участков в собственность;

6) оформление разрешительной и иной документации;

7) предоставление услуг по управлению объектами недвижимости;

8) взаимодействие со специализированными организациями (проектные, заказчики, подрядчики и т.п.). Выбор специализированных организаций на тендерной основе, координация и контроль их работы в соответствии с планами девелоперских проектов;

9) организация продаж новых Smart-продуктов на рынке недвижимости г. Екатеринбурга.

5 Зорин М. В. Повышение эффективности бизнес-структур на основе использования деловых услуг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://economy-lib.com/povyshenie-effektivnosti-biznes-struktur-na-osnove-ispolzovaniya-delovyh-uslug (дата обращения 14.08.2019 г.).

Таблица 1

Основные предпосылки и перспективы реализации функциональной стратегии

инжиниринговой компании

предпосылки реализация функциональной стратегии

Основной стратегический потенциал - высокий спрос на землю и строения эконом-класса (особенно в развитых регионах России). Повышение спроса рынка на ликвидный продукт в сегменте ленд-девелопмента. Выход на освоение новых территорий. Большое количество неиспользуемых государственных земель различного назначения. Существенное негативное влияние мирового экономического кризиса на развитие строительной отрасли, особенно в регионах РФ. Неэффективное управление объектами недвижимости крупными холдингами. Низкое качество инженерно-технических систем и их обслуживания в существующих жилых комплексах и поселках. Необходимость создания высококачественного продукта и услуги, а также инвестиций в развитие. Переход на контрактную систему в сфере государственных закупок, что позволяет осуществлять долгосрочное планирование инвестиций и участие в реализации государственных проектов. Осуществление приобретения и девелопмент имеющихся перспективных государственных землевладений, включая участие в программах по сносу ветхих строений, переносу производственных площадей за пределы города, осуществление новой комплексной застройки территорий. Активная работа с различными государственными учреждениями и организациями федерального и регионального уровней, в направлении реализации совместных проектов в сфере строительства, управления недвижимостью и т.д. Приобретение новых перспективных участков и реализация девелоперских проектов. Осуществление постоянного мониторинга своевременного приобретения ликвидных земельных участков в регионах РФ. Создание высокоэффективной услуги в сфере генподряда, инжиниринга, управления недвижимостью. Применение современных технологий обслуживания (сервис и эксплуатация). Участие в государственных закупках федерального и регионального уровней в качестве высокоэффективной генподрядной организации.

Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и инфраструктурного развития Свердловской области.

Реализация функциональной стратегии, основная цель которой заключается в получении максимальных доходов и росте капитализации компании за счет новых девелоперских проектов в регионах УрФО предполагается в 2020-2024 гг.

При реализации вышеуказанной стратегии в сфере развития регионального деве-лопмента, разработчиками-экспертами в сфере управления рынком недвижимости очерчен целевой профиль объекта девелопмента, включающий следующие основные характеристики:

1) месторасположение: объекты недвижимости бизнес-класса - до 5 км от центра города (не более 15% от общего количества проектов в портфеле); объекты недвижимости эконом класса - 5 км и более от центра города (свыше 75% проектов в портфеле);

2) площадь участков под девелопмент: от 50 до 1000 га;

3) характеристики строений в рамках жилой площади квартир: бизнес-класса - от 100 до 250 м2; эконом класса - до 100 м2;

4) наличие дополнительных сервисов (детского центра, супермаркета, кафе, физкультурно-оздоровительного комплекса и спортивной зоны, возможность получения медицинских и бытовых услуг).

Кроме того, к 2020-2021 гг. экспертами отмечается необходимость формирования Регионального земельного банка площадью свыше 500 га земель и приобретения земельных участков в собственность (свыше 200 га) в целях реализации собственных девелоперских проектов.

Алгоритм работы и последовательность функциональных действий «Регионального земельного банка» заключается в следующих основных этапах:

1. Приобретение участков земли на потенциально перспективных территориях (ключевой фактор успеха - наличие информации о долгосрочных и среднесрочных планах развития региональных органов власти и крупных инвесторов).

2. Подготовка участков с учетом потребностей потенциальных интересантов (включая изменения назначения земель, получение специализированных разрешений, лэнд-девелопмент, проект планировки, архитектурную концепцию и т.п.).

3. Оптовая продажа полностью юридически подготовленной земли интересантам.

Следует отметить, что развитие функциональной стратегии может обеспечить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

существенный рост объемов и доходности бизнеса, в особенности за счет выхода на перспективные региональные рынки, при этом реализация проектов в регионах может существенно увеличиться выручка к концу 2021 г.

Основными блоками мероприятий, рассчитанных на период 2019-2020 гг., причем начало реализации проекта целесообразно осуществлять только по результатам начала реализации первых региональных девелоперских проектов, являются:

1) создание эксплуатационной компании с собственным логистическим центром и аварийными службами;

2) оформление разрешительной документации, сертификатов и лицензии на выполнение услуг по эксплуатации инженерных систем;

3) заключение договоров и принятие на обслуживание существующих коттеджных поселков сторонних владельцев и построенных объектов и жилых комплексов, непосредственно в рамках реализации проекта «Девелопмент Регионы»;

4) организация привлечения подрядчиков и взаимодействие с поставщиками дополнительных сервисных услуг (детские центры, торговля, питание, химчистка, автомойка и др.);

5) разработка проекта комплексного решения в рамках компании «Smart City», в которую должны войти описания отдельных элементов «Smart-Houses» и «Smart-инжиниринг».

Наличие специализированной управляющей компании, предоставляющей полный пакет сервисных услуг, позволит повысить привлекательность для потенциальных

покупателей и арендаторов вновь возведенных объектов жилой и торгово-офисной недвижимости с использованием новых информационных продуктов.

реализация программы строительства smart-houses в г. Екатеринбург

Новые требования к бизнес-эффективности, существенные изменения в стиле, в скорости жизни, в т.ч. массового потребителя, а также возросшие ожидания к повседневному комфорту привели к возникновению нового продукта в сегменте передового строительства Smart-Houses. В таблице 2 систематизированы потребности клиентов Smart-Houses.

Таким образом, Smart-House - это жилой дом, который включает в себя набор интегрированных сервисов, отвечающих образу жизни и потребностям пользователя или бизнес-модели и операционным процессам бизнеса. От широко известных объектов «Умный дом» новый продукт Smart-House принципиально отличают следующие признаки:

1) соответствие концепции здания потребностям пользователя и его образу жизни или бизнес-модели, а также реализация принципа - «ваш дом меняется вместе с вами»;

2) наличие возможности на стадии проектирования по модернизации здания или отдельных его систем с использованием BIM-технологий без осуществления кардинальной перестройки [1] (Anakhin, Groshev, Onopriychuk, 2018);

3) наличие комплекса взаимосвязанных систем безопасности, телефонии, освещения, сигнализации, энергопотребления [27];

Таблица 2

Анализ потребности клиентов smart-houses

Фундаментальные, социальные и потребительские изменения использование времени и мобильная деятельность цифровое пространство новые продукты

Социальные: увеличение возраста, гибридные семьи, здоровый образ жизни. Потребительские: недостаток энергии, возрастающая роль конечного потребителя; здоровый образ жизни. Текущие тренды: увеличения свободного времени, возможность онлайн развлечений дома, увеличение интернет-контента. Новые тренды: Дистанционные обучения и здравоохранение, услуги, новый электронный торговый опыт, возможность удаленной работы. Режим онлайн, увеличение широкополосных мобильных каналов, постоянная и повсеместная потребность в интернет-контенте, мультипрочность, применение Smaгt-систем. Интернет-приставки, Smart-телефизоры, IP-телефония, Система безопасности, видеоконференцсвязь, телемедицина.

Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и инфраструктурного развития Свердловской области.

4) возможность подключения различных провайдеров - партнеров (ритейл-заказ и доставка продуктов, вызов врача, доставка лекарств и т.п.) [30];

5) возможность настройки внутренней системы энергопотребления и ее увязки с электроприборами, что обеспечит энергоэффективность, дистанционное управление и комфорт [20].

В настоящее время в г. Екатеринбург наблюдается существенно фрагментирован-ный рынок, на котором присутствует большое количество игроков, предоставляющие несвязанные между собой услуги в области автоматизации, обслуживания, строительства, безопасности, эксплуатации, консалтинга, однако постепенно на рынок выходят компании, предоставляющие комплексные услуги. Кроме того, следует отметить серьезный дефицит бюджетного финансирования внедрения Smart-продуктов на региональных рынках недвижимости. В этой связи следует отметить, что, как показывает анализ мирового опыта [6], наиболее эффективными формами реализации инновационных Smart-проектов является государственно-частная интеграция в форме государственно-частного партнерства (ГЧП). На рисунке 1 представлена типология форм ГЧП в инвестиционно-строительной сфере6. При формализации взаимодействия государственного партнера и частного игрока использованы следующие обозначения: С -строительство, В - владение, У- управление, П - передача.

Авторами исследования выявлено, что в экономически нестабильных условиях особое значение приобретают такие формы ГЧП [19], которые позволяют снизить остроту ипотечного кризиса (формы 2, 3), а также поддержать реализацию «замороженных» девелоперских проектов с последующей передачей их в эксплуатацию профессиональным управляющим компаниям (формы 2, 3, 6, 7).

В условиях стабильности и роста экономики целесообразно использование 1, 4 и 5 форм партнерства, которые предполагают строительство объектов на средства частного капитала. При реализации 4 формы построенный частным бизнесом объект будет передан в собственность государства. Формы 2, 3 и 5 предполагают сохранение или передачу права собственности частной стороне партнерства.

После вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появилась возможность сотрудничества между государством в виде муниципальных образований и частным капиталом в инвестиционно-строительной сфере, в вопросах эксплуатации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения эксплуатации зданий социального назначения (школ, детских садов, больниц, административных, спортивных сооружений, строительства и реконструкции социального жилищного фонда, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (к примеру, нанотехнологий), строительство и реализацию Smart-Houses [27].

6 Городнова Н.В. Теоретические и методологические основы управления интегрированными структурами с государственным участием в инвестиционно-строительной сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Уральский государственный технический университет - УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009.

Рисунок 1. Типология форм государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительной сфере при реализации проекта Smart-Houses Источник: составлено авторами по источникам: [3, 9, 15, 21, 22].

В таблице 3 представлено сопоставление классических и модифицированных моделей проектирования и строительства Smart-Houses в условиях государственно-частного партнерства.

При внедрении модифицированной модели проектирования и строительства заказчик получает полностью приспособленный под собственный бизнес или личные предпочтения готовый и завершенный объект, учитывающий специфику бизнеса или модель жизни потребителя.

В таблице 4 представлены основные характеристики бизнес-модели «Центр Smart-инжиниринга», созданного для реализации предлагаемой модифицированной модели проектирования и строительства Smart-Houses

По мнению авторов исследования, успех проекта будет обусловлен эффективностью взаимодействия между инжиниринговым центром и компаниями-партнерами, обладающими высокими информационными технологиями. В этой связи целесообразно в кратчайшие сроки определить компанию-лидера проекта, перечень потенциальных партнеров, провести соответствующие переговоры с ними на предмет сотрудничества по разработке единого продукта (Smart-Houses). Кроме того, необходимо создать эффективную проектную команду, ответственную за реализацию бизнес-идеи и проекта в целом на всех его жизненных циклах.

Сравнение имеющихся и предлагаемых бизнес-моделей проектирования и строительства Smart-Houses

Подход Концепция Планирование Строительство, интеграция Операции и управление

Классический Концепция не прорабатывается всеми участниками проекта. Отсутствие видения целевой модели здания, интегрированной с процессами, технологиями, людьми. Изменения в требования заказчика, архитектора, дизайнера, инженера вносятся на стадии строительства с увеличением суммы затрат и сроков. Сложность онлайн разрешения многочисленных технологических конфликтов. Отсутствие понимания того, как будет работать здание (энергия, затраты, климат и прочее) при различных сценариях. Сложность бюджетирования, сложность планирования поставок и работ. Сокращение списка пожеланий заказчика в виду сложности ручного проектирования. Наличие многочисленных малоконтроли-руемых отклонений (материалы, затраты, персонал,конструктивные изменения, отдельные изменения дизайна и проекта. Снижение качества, существенное повышение стоимости и увеличение сроков строительно-монтажных работ. Повышение рисков по увеличению стоимости владения зданием. Сложность модификации здания, непредусмотренные изначальным проектом особенности здания, необходимость полной перестройки здания. Высокие денежные и трудовые затраты по обслуживанию здания. Низкая инвестиционная привлекательность, невысокая рентабельность вложений.

Модифицированный Выбор местоположения, формата. Удаленное сотрудничество. Визуализация здания и имитационной модели по элементам или по группам. Имитация всех бизнес-про-цессов. Единая информационная среда; Онлайн проверка по стандартам. Возможность модификации инфраструктуры здания. Планирование, учет и управление отклонениями. Интеграция, управление отклонениями с заказчиком, подрядчиками и поставщиками. Имитация всех бизнес-про-цессов. Расчет и проверка энергоэффективности, климата, освещения при взаимодействии всех систем. Онлайн согласование и разрешение всех технологических и технических конфликтов. Онлайн мониторинг и управление. Существенное сокращение сроков и затрат. Сокращение инвестируемого капитала. Увеличение объемов продаж и рентабельности за счет оптимизации затрат и снижения цен. Удаленное управление, диспетчеризация и контроль. Быстрое и легкое управление изменениями здания. Повышение продаж за счет легко интегрируемых новых сервисов и продуктов. Рост привлекательности объекта за счет снижения цен, повышения прибыльности. Разнообразия сервисов и повышения эффективности.

Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и инфраструктурного

развития Свердловской области.

Бизнес-модель «Центр Бтаг^-инжиниринга»

Основные фазы Фаза 1: Консалтинг Фаза 2: Проектирование, строительство, интеграция Фаза 3: Обслуживание и модернизация

Шаги Разработка концепции, оптимизация проекта организации строительства. Проектирование и планирование. Поставки, строительство, интеграция. Обслуживание. Расширение и модификация.

Основные виды услуг Разработка стратегии и оперативной модели. Поиск перспективных площадок. Оценка, организация, финансирование. Оказания услуг в сфере повышения эффективности. Энергоаудит. Приобретение земельных участков для строительства зданий. Генеральный подряд на проектирование инженерной и 1Т-структур. Ведение всей проектной документации и управление проектом. Работа с заказчиком, подрядчиком в единой информационной среде. Визуальное моделирование. Имитация технологических процессов. Управление ресурсами, качеством и рисками. Монтажные и пусконаладочные работы. Сертификация элементов инфраструктуры. Диспетчеризация. Виртуализация. Сертификация. Услуги. Совершенствование и модернизация на основе информационной модели здания.

Источник: составлено авторами по материалам заседания рабочей группы при Министерстве строительства и инфраструктурного развития Свердловской области.

По оценкам экспер toib, внедрение продукта Smart-Houses позволит сократить затраты на энергоносители до 40% про удвоениш объемов потребления энергии, прочие затраты на 10-з0%, in oís ффицие нт загрузки п омещеной - 91 %,повышение произ -водительности труда сотрудников на 13% .

В ходе и сследования еот-рами произведено экономико-математическое моделирование концепции внедрени- продукта Smart-Houses при реализации концепции «Smart City» в г. Екатеринбург. Постановка задачи модели представлена следующим образом:

SEDs¡ =x) - индек с устойчивого развития эконамики (sustainable economic OKvelop-ment):

SEDe (x) — e-3r, s = OK- (11)

где s = 13 - номере иодикот-рев-стаедаронв оптимально-ти усаойчивого экономического развития [23].

Критерий оптимальности устойчивого экономического развития отрежает индекс SEDsl (x) - это минимизация отклонания реализации проекта развития города ««°mart City» для ¿-ой группы ераждан jj-ога направления проокта ««Системный ^тагН-ггореод» (возведени е и эк сплуатация «« E m art-Houses):

f I t = ) FOt Ct + сй

SEDsi (x) = m i n 1 < i m T I I с = ) t = ) FO, + Cit

(2)

1<j < m

SED (x( — m¿n,

где t = ),n - группы горож ан , потенц иал ь ные по т р е бители нового продукта «-Smart -Houses»;

j = ) m - критерии (индикаторы) пдодукта «Smart-Houses» (табл. 2) в рамках реализации программы развития «оСистямный Smart-гор-д»;

X = )T - номер -ода реализации прленеммы «оСистеонлш Smstt-город»;

FVt - прогнозируемый объем финансиропания пиозраммы «-Системный Smart-город в t-ый пе-иод оремени;

C-- прогнозируемая стоимость (nost:) j-ого объекта «Smart-Haubes» - t-ый период врем-ни;

s¡t - ив-личение ^нижеои-0 объемов tтроителььтва объектов «Smart-Houses» для лоех плриодов T:

m ___

ssu =m3sif(= П 0 0 % 0 1, t = ),n ,j = ),m «3)

Рассчитаем значение показателя SEDsl(x) по формуле (2) - минимизацию отклоне-

ВОП РОСЫ ИНН О ВАЦИОННОЙЭКОНОМИКИ № 3'2 019 (Июль-сентябрь) 857

ния реализации концепции «Smart City» для ¿-ой группы сорствеоников, строительство j-ого типа объектов жилого назначения (комфортная среда обитания - строительство «Smart-Houses»), за счет государственного софинансирования в рамках работы над новыми национальными проектами в условиях реализации формы ГЧП, исходя из следующих условий, в м2:

• доли соответственно государственного (51% - 255 млн руб.) и частного (49% -245 млн руб.) финансирования в 1 год реализации проекта; фиксированная государством стоимость 1 м2 общей площади м 3-х леэней перспективе 50 тыр. руб., реализация жилья чамтным бизнесом - не более 80 тыс. руб. за 1 м2;

• численность населения г. Екатеринбург на 2018 г.: 1,46883 млн человек; общее прогнознме количесмво вводимого «°таЛ-жилья» в год по опеимистич-ннму сценарию развития событий 100 тыс. кнадрат ных м е тр ов7 . У в е л ичение о б ъем ов вво димого умного жилья за счет государственного финансирования может быть и счислено по формуле (2):

SED,Эх) с [ 255000 тыс- рЖС . з47 мц чел] * 5Q ^ м2 = 0,1-73 мЭ 50 тыс. руб.

Прирост вводимого «умного» жилья за счет федерального бюджета составит 0,173 м2 в год на каждого жителя г. Екатеринбурга.

Праизведем расчет показателя SEDs1 (x) по формуле (2) за счет частного капитала:

™„ , . г 245 000 цос. руО

SEDsl(x) с [ -. з,47 мнн чен] * 50 м2 = 0,104 м2.

80 цос. руО.

Прирост вводимого жилья «умного» жилья за счет средств частного игрока государственно-частного партнерства составит 0,104 м2 в год на каждого жителя г. Екатеринбурга.

Влияние изменения стратегии российского государства в жилищной политике определим следующим образом:

SEDs (x) = 500млнруб./65тыс. руб. 1 м2 / ц,47 млн чел = 0,5223 м2.

Итого, общий прирост возведения «умного» жилья в рамках программы «Системный Smart-город» (г. Екатеринбург) составит 0,523 м2 в год (523 м2 на 1000 жителей). Для сопоставления, по данным Росстата объемы ежегодно вводимого жилья в Российской Федерации составляет 0,667 м2 на каждого жителя (667 м2 на 1000 жителей России).

Разработанная модель является основой для обоснования научного инструментария, позволяющего максимально точно прогнозировать возможные негативные рисковые события, минимизировать их, а также эффективно управлять ими. Модель

7 Эксперты посчитали, сколько в России строят жилья в год. [Электронный ресурс]. URL: https:// yakapitalist.ru/finansy/skolko-v-rossii-stroyat-zhilya/ (дата обращения 26.07.2019 г.).

позволяет сделать прогнозирование объемом вводимого Smart-жилья, а также осуществлять государственно-частный мониторинг результативности реализации проектов и программ при реализации инновационных проектов ГЧП [4].

заключение

В качестве основного вывода исследования следует отметить следующее: стратегической целью новой социальной структуры российского государства должно быть удовлетворение приоритетных потребностей граждан России, что позволит перейти на более высокий уровень развития и увеличить число людей, которые осуществляют творческую инновационную деятельность. Внедрение интеллектуальных технологий открывает возможности для развития инвестиций и строительства, а также повышения качества жизни граждан. Глобальный опыт свидетельствует о значительном продвижении в сфере создания и развития концепции «Smart City».

Применение принципов Smart-системы открывает новые возможности для городского планирования. Данная система применяется для развития всех секторов инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства, улучшения земель, транспорта, энергетики, связи, безопасности, мониторинга окружающей среды и других [11]. В сфере инвестиций и строительства Smart-система должна включать в себя два основных компонента: применение технологий Smart, что означает современный подход к определению определенных целей и параметров инвестиционного проекта, а также внедрение интеллектуальных технологий, лежащих в основе построения цифровой экономики, позволяющий существенным образом повысить качество жизни россиян.

В процессе научного исследования авторами сделан вывод о том, что с развитием новых технологий в рамках концепции «Smart City» не существует единого подхода к процессу эффективного управления городской территорией, что позволило обосновать новый теоретический подход и необходимость смены парадигмы государственной экономической политики и выведения на региональные рынки недвижимости новых информационных продуктов. Это дает возможность для эффективного осуществления «пилотного» регионального Smart-проекта (Системный город, Екатеринбург) на территории Уральского федерального округа с последующим тиражированием результатов и накопленного опыта внедрения новых цифровых продуктов в пределах Российской Федерации и за рубежом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Анахин Н.Ю., Грошев Н.Г., Оноприйчук Д.А. BIM технологии, как основа современ-

но объекта // Вопросы науки. - 2018. - № 26(38). - с. 29-31.

2. Гареев И.Ф., Ямалтдинова Г.Ф. Социальные поселки как инфраструктурный проект

по освоению новых территорий // Жилищные стратегии. - 2017. - № 2. - с. 73-106.

- doi: 10.18334/zhs.4.2.38140.

3. Городнова Н.В. Направления и меры государственной поддержки системы ипотеч-

ного кредитования // Финансы и кредит. - 2011. - № 29(461). - с. 2-9.

4. Городнова Н.В. Новый теоретический подход к формированию государственно-

частных партнерств в строительстве // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 34(127). - с. 2-10.

5. Горячева М.А., Трубина Н.В. Анализ внедрения технологии Smart City в строитель-

стве // Аллея науки. - 2018. - № 5(21). - с. 212-216.

6. Гребеньщикова Е.В. Комплексный подход к реализации концепции Smart City: опыт

европейских и российских городов // Города и местные сообщества. - 2017. - с. 112-122.

7. Карпова П.В. BIM-моделирование: от истоков к настоящему // БСТ: Бюллетень стро-

ительной техники. - 2018. - № 12(1012). - с. 42-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Королев А.В. BIM-инструмент прозрачного контроля со стороны инвестора //

Строительство. - 2016. - № 2. - с. 31-34.

9. Королев А.С. Smart City: теории и практики создания умного города // Управление

городом: теория и практика. - 2015. - № 4(19). - с. 19-23.

10. Кожевникова Н.В. Объект в ипотечном кредитовании // Аллея науки. - 2018. - № 10(26). - с. 791-794.

11. Красковский Д.Г. Интернет вещей и Smart City: Autodesk показал, как развивается транспортная инфраструктура в России // САПР и графика. - 2017. - № 8(250). - с. 44-49.

12. Лаврова Е.В. Концепция Smart City: возможности повышения качества жизни населения // Современный город: власть, управление, экономика. - 2017. - с. 46-55.

13. Макаревич И.В. Концепция «Умный город» на примере города Сингапур // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 3. - с. 29-31.

14. Проколенкова В.В. Особенности управления ресурсами в интеллектуальном пространстве Smart City // Недвижимость: экономика, управление. - 2017. - № 3. - с. 46-51.

15. Румянцев А.А. Как построить умный город и умную экономику // Современная научная мысль. - 2015. - № 4. - с. 119-129.

16. Сабетова Т.В., Шишкина Н.В. Некоторые направления развития управления рисками в банковском ипотечном кредитовании // Финансовая экономика. - 2019. - № 1. - с. 804-809.

17. Сурова Д.С., Коростелева Т.С. Развитие концепции Smart City (на примере УрФО) // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 12-2. - с. 152-154.

18. Теличенко В.И. «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности // Вестник МГСУ.

- 2017. - № 4(103). - с. 364-372. - doi: 10.22227/1997-0935.2017.4.364-372.

19. Цыпин И.С., Цыпина С.И. Стратегия развития экономики и промышленности России в условиях международной нестабильности // Экономика. Налоги. Право.

- 2019. - № 1. - с. 76-85. - doi: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-76-85 .

20. Эрк А.Ф., Судаченко В.Н., Тимофеев Е.В. Интеллектуальные энергосберега-

ющие технологии с использованием возобновляемых источников энергии // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. - 2019. - № 98. - с. 247-257. - doi: 10.24411/0131-5226-2019-10.

21. Юдин А.В., Радковская Е.В., Кочкина Е.М. Сезонные тенденции в ипотечном кредитовании // Наука и бизнес: пути развития. - 2018. - № 1(79). - с. 46-49.

22. Яворская Н.М. Жилищное кредитование как составная часть потребительского кредитования // Мировая наук. - 2018. - № 11(20). - с. 350-354.

23. Anthopoulos L., Janssen M., Weerakkody V. A unified Smart City model (USCM) for Smart City conceptualization and benchmarking // International Journal of Electronic Government Research. - 2016. - № 2. - p. 77-93. - doi: 10.4018/IJEGR.2016040105.

24. Bulaev V.V., Shorikov A.F. Discretization procedure for leaner dynamical systems // Journal of Mathematical Sciences. - 2018. - № 5. - p. 664-667. - doi: 10.1007/s10958-018-3765-5.

25. Borodinecs A., Korjakins A., Zajacs A., Iufereva A. Smart Concept expansion from local to city scale // MATEC Web of Conferences: International Scientific Conference on Energy, Environmental and Construction Engineering (EECE-2018) electronic edition. 2018.

26. Bruneckiene J. The concept of Smart economy under the context of creation the economic value in the city // Public Policy and Administration. - 2014. - № 3. - p. 469-482.

- doi: 10.5755/j01.ppaa.13.3.8301.

27. Garmston H., Pann W. Building Regulations in Energy Efficiency // Compliance in England and Wales in Energy Policy. - 2012. - № 45. - p. 594-605. - doi: 10.1016/j. enpol.2012.03.010.

28. Glebova I.S., Yasnitskaya Y.S., Maklakova N.V. Possibilities of "Smart City" concept implementing: Russia's cities practice // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014.

- № 12. - p. 129-133. - doi: 10.5901/mjss.2014.v5n12p129 .

29. Globa S.B., Mutovin S.I., Berezovaja V.V., Butakova N.M. Smart City growth: experience and opportunities in the North and the Arctic // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. - 2017. - № 5-2. - p. 251-258.

30. Komamizu T., Amagasa T., Shaikh S.A., Shiokawa H., Kitagawa H. Towards real-time analysis of Smart City Data: a case study on city facility utilizations // 18th ieee international conference on high performance computing and communications, 14th ieee international conference on smart city and 2nd ieee international conference on data science and systems, hpcc/smartcity/dss 2016. Sydney, NSW, 2016. - p. 1357-1364.

31. Lazaroiu G.C., Dumbrava V., Costoiu M., Teliceanu M., Roscia M. Energy-Information-Centric Smart Campus // Eeeic 2016: International Conference on Environment and Electrical Engineering. 2016.

32. Meng H., Shuang H. Application of BIM technology in dispatching building project // Journal of Advanced Oxidation Technologies. - 2018. - № 2. - doi: 10.26802/ jaots.2018.07426.

33. Merlino G., Bruneo D., Longo F., Puliafito A., Distefano S., Al-Anbuky A. A Smart City lighting case study an open stack-powered infrastructure // Sensors. - 2015. - № 7. -p. 16314-16335. - doi: 10.3390/s150716314.

34. Schirrer M. The Smart City against the city. Urban coup by the economic producers of the Smart City // Practical geography and xxi century challenges: International Geographical Union Thematic Conference dedicated to the Centennial of the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences. 2018. - p. 717-718.

35. Schneps-Shneppe M.A. How to build a smart city. Part 1. Project "Smart Cities and Communities" in a programme ЕС Horizon // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - № 1. - p. 12-20.

36. Uhodnikova O. Evaluation of the potential of Smart-systems // Технологический аудит и резервы производства. - 2017. - № 4(33). - p. 54-58. - doi: 10.15587/23128372.2017.94392.

37. Wang Z., Xu Z. On transformation from industrial city to Smart City: a case study on ShIjingshan district of Beijing // International Journal of Information and Decision Sciences. - 2015. - № 3. - p. 255-264. - doi: 10.1504/IJIDS.2015.071374.

38. Zhou H., Sun J., Wu Y., Chen H. Research on BIM Application in Construction Based on the Green Building Idea // Humanities and Advanced Education Technology: International Conference. 2018. - p. 705-708.

39. Zhu Y., Zuo J. Research on security construction of Smart City // International Journal of Smart Home. - 2015. - № 8. - p. 197-204. - doi: 10.14257/ijsh.2015.9.8.21.

REFERENCES:

Anakhin N.Yu., Groshev N.G., Onopriychuk D.A. (2018). BIM tekhnologii, kak osnova sovremenno obekta [BIM technologies as the basis of modern object]. Voprosy nauki. (26(38)). 29-31. (in Russian). Anthopoulos L., Janssen M., Weerakkody V. (2016). A unified Smart City model (USCM) for Smart City conceptualization and benchmarking International Journal of Electronic Government Research. 12 (2). 77-93. doi: 10.4018/IJEGR.2016040105. Borodinecs A., Korjakins A., Zajacs A., Iufereva A. (2018). Smart Concept expansion

from local to city scale MATEC Web of Conferences. Bruneckiene J. (2014). The concept of Smart economy under the context of creation the economic value in the city Public Policy and Administration. 13 (3). 469-482. doi: 10.5755/j01.ppaa.13.3.8301. Bulaev V.V., Shorikov A.F. (2018). Discretization procedure for leaner dynamical systems Journal of Mathematical Sciences. 230 (5). 664-667. doi: 10.1007/s10958-018-3765-5.

Erk A.F., Sudachenko V.N., Timofeev E.V. (2019). Intellektualnye energosberegayuschie tekhnologii s ispolzovaniem vozobnovlyaemyh istochnikov energii [Intelligent power-saving technologies using renewable energy sources]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva. (98). 247-257. (in Russian). doi: 10.24411/0131-5226-2019-10.

Gareev I.F., Yamaltdinova G.F. (2017). Sotsialnye poselki kak infrastrukturnyy proekt po osvoeniyu novyh territoriy [Social settlements as an infrastructure project for the development of new territories]. Russian Journal of Housing Research. 4 (2). 73-106. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.4.2.38140.

Garmston H., Pann W. (2012). Building Regulations in Energy Efficiency Compliance in England and Wales in Energy Policy. (45). 594-605. doi: 10.1016/j.enpol.2012.03.010.

Glebova I.S., Yasnitskaya Y.S., Maklakova N.V. (2014). Possibilities of "Smart City" concept implementing: Russia's cities practice Mediterranean Journal of Social Sciences. 5 (12). 129-133. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n12p129 .

Globa S.B., Mutovin S.I., Berezovaja V.V., Butakova N.M. (2017). Smart City growth: experience and opportunities in the North and the Arctic SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. (5-2). 251-258.

Gorodnova N.V. (2011). Napravleniya i mery gosudarstvennoy podderzhki sistemy ip-otechnogo kreditovaniya [Directions and measures of state support for mortgage lending]. Finance and credit. (29(461)). 2-9. (in Russian).

Gorodnova N.V. (2011). Novyy teoreticheskiypodkhod k formirovaniyugosudarstvenno-chastnyh partnerstv v stroitelstve [A new theoretical approach to the formation of public-private partnerships in construction]. National interests: priorities and security. (34(127)). 2-10. (in Russian).

Goryacheva M.A., Trubina N.V. (2018). Analiz vnedreniya tekhnologii Smart City v stroitelstve [Analysis of technology implementation of Smart City construction]. Alley of Science. 1 (5(21)). 212-216. (in Russian).

Grebenschikova E.V. (2017). Kompleksnyy podkhod k realizatsii kontseptsii Smart City: opyt evropeyskikh i rossiyskikh gorodov [Comprehensive approach to implementation of the concept smart city: the experience of european and russian cities]. Goroda i mestnye soobschestva. 2 112-122. (in Russian).

Karpova P.V. (2018). BIM-modelirovanie: ot istokov k nastoyaschemu [BIM modeling: from the beginnings to the present]. BST: Byulleten stroitelnoy tekhniki. (12(1012)). 42-43. (in Russian).

Komamizu T., Amagasa T., Shaikh S.A., Shiokawa H., Kitagawa H. (2016). Towards real-time analysis of Smart City Data: a case study on city facility utilizations 18th ieee international conference on high performance computing and communications, 14th ieee international conference on smart city and 2nd ieee international conference on data science and systems, hpcc/smartcity/dss 2016. 1357-1364.

Korolev A.S. (2015). Smart City: teorii ipraktiki sozdaniya umnogo goroda [Creation of a smart city: theory and practice]. Upravlenie gorodom: teoriya i praktika. (4(19)). 19-23. (in Russian).

Korolev A.V. (2016). BIM-instrumentprozrachnogo kontrolya so storony investora [BIM is a tool for transparent monitoring by the investor]. Stroitelstvo. (2). 31-34. (in Russian).

Kozhevnikova N.V. (2018). Obekt v ipotechnom kreditovanii [The object in the mortgage lending]. Alley of Science. 3 (10(26)). 791-794. (in Russian).

Kraskovskiy D.G. (2017). Internet veschey i Smart City: Autodesk pokazal, kak razvi-vaetsya transportnaya infrastruktura v Rossii [The Internet of things and Smart City: Autodesk has shown how the transport infrastructure is developing in Russia]. MCAD and graphics. (8(250)). 44-49. (in Russian).

Lavrova E.V. (2017). Kontseptsiya Smart City: vozmozhnosti povysheniya kachestva zhizni naseleniya [The concept of "smart city": the possibility of improving the quality of life of the population]. Modern city: power, management, economy. 1 46-55. (in Russian).

Lazaroiu G.C., Dumbrava V., Costoiu M., Teliceanu M., Roscia M. (2016). Energy-Information-Centric Smart Campus Eeeic 2016.

Makarevich I.V. (2019). Kontseptsiya «Umnyygorod» naprimeregoroda Singapur [The concept of "Smart city" by the example of Singapore city]. Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. (3). 29-31. (in Russian).

Meng H., Shuang H. (2018). Application of BIM technology in dispatching building project Journal of Advanced Oxidation Technologies. 21 (2). doi: 10.26802/ jaots.2018.07426.

Merlino G., Bruneo D., Longo F., Puliafito A., Distefano S., Al-Anbuky A. (2015). A Smart City lighting case study an open stack-powered infrastructure Sensors. 15 (7). 16314-16335. doi: 10.3390/s150716314.

Prokolenkova V.V. (2017). Osobennosti upravleniya resursami v intellektualnom pros-transtve Smart City [Features of Resource Management in the Intellectual Space Smart City]. Real estate: economics, management. (3). 46-51. (in Russian).

Rumyantsev A.A. (2015). Kak postroit umnyy gorod i umnuyu ekonomiku [How to build a Smart city and a Smart economy]. Modern scientific thought. (4). 119-129. (in Russian).

Sabetova T.V., Shishkina N.V. (2019). Nekotorye napravleniya razvitiya upravleniya riskami v bankovskom ipotechnom kreditovanii [Some development trends of risk management in Bank mortgage lending]. Financial economics. (1). 804-809. (in Russian).

Schirrer M. (2018). The Smart City against the city. Urban coup by the economic producers of the Smart City Practical geography and xxi century challenges. 717-718.

Schneps-Shneppe M.A. (2016). How to build a smart city. Part 1. Project "Smart Cities and Communities" in a programme ЕС Horizon International Journal of Open Information Technologies. (1). 12-20.

Surova D.S., Korosteleva T.S. (2016). Razvitie kontseptsii Smart City (na primere UrFO) [The development of the Smart City concept (on the example of Ural Federal district)]. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie iputi razvitiya. (12-2). 152-154. (in Russian).

Telichenko V.I. (2017). «Zelenye» tekhnologii sredy zhiznedeyatelnosti [Green technologies of living environment: concepts, terms, standards]. VestnikMGSU. 12 (4(103)). 364-372. (in Russian). doi: 10.22227/1997-0935.2017.4.364-372.

Tsypin I.S., Tsypina S.I. (2019). Strategiya razvitiya ekonomiki ipromyshlennosti Rossii v usloviyakh mezhdunarodnoy nestabilnosti [A Strategy of Economic and Industrial Development of Russia in the Worldwide Instability Environment]. Economy. Taxes. Law. 12 (1). 76-85. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-76-85 .

Uhodnikova O. (2017). Evaluation of the potential of Smart-systems Технологический аудит и резервы производства. 1 (4(33)). 54-58. doi: 10.15587/23128372.2017.94392.

Wang Z., Xu Z. (2015). On transformation from industrial city to Smart City: a case study on ShIjingshan district of Beijing International Journal of Information and Decision Sciences. 7 (3). 255-264. doi: 10.1504/IJIDS.2015.071374.

Yavorskaya N.M. (2018). Zhilischnoe kreditovanie kak sostavnaya chastpotrebitelskogo kreditovaniya [Housing loans as an integral part of consumer lending]. Mirovaya nauk. (11(20)). 350-354. (in Russian).

Yudin A.V., Radkovskaya E.V., Kochkina E.M. (2018). Sezonnye tendentsii v ipotech-nom kreditovanii [Seasonal Trends in Mortgage Lending]. Science and business: development ways. (1(79)). 46-49. (in Russian).

Zhou H., Sun J., Wu Y., Chen H. (2018). Research on BIM Application in Construction Based on the Green Building Idea Humanities and Advanced Education Technology. 705-708.

Zhu Y., Zuo J. (2015). Research on security construction of Smart City International Journal of Smart Home. 9 (8). 197-204. doi: 10.14257/ijsh.2015.9.8.21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.