Научная статья на тему 'Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов'

Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / SMART-ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATION / STATE / ECONOMY / DEVELOPMENT / SMART TECHNOLOGIES / NATIONAL PROJECTS / QUALITY OF LIFE / MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна, Самарская Надежда Александровна

Реализация концепции цифровой экономики, осуществление прорыва во всех сферах жизни путем реализации национальных проектов, применение IT-технологий и телемедицины нацелены на повышение комфортности среды обитания, повышение качества жизни и улучшение экологической обстановки в городах, существенно влияя не только на общий уровень здоровья и продолжительности жизни граждан страны, но и на психологическое состояние общества в целом. Целью работы является исследование влияния реализации инновационных проектов на качество жизни населения. Приращением научного знания является развитие теоретико-категориального аппарата реализации инновационных и Smart-проектов в рамках трансформации национальной экономической политики. К результатам следует отнести разработку теоретического подхода к оценке влияния различных факторов на эффективность реализации национальных проектов, имитационную модель управления инновационными проектами, а также модель смещения пропорции финансирования национальных проектов «государство частный бизнес» в зависимости от состояния экономики. Сделан вывод о том, что в условиях развития новых технологий решение проблем повышения качества жизни, развития среды обитания человека, здравоохранения наряду с образованием, демографией, борьбой с бедностью, реализацией цифровой экономики одна из первостепенных и приоритетных задач российского государства. Результаты исследования будут полезны органам государственной власти и частному бизнесу, решающим задачу повышения качества жизни населения при реализации национальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the quality of life of Russian citizens in the process of implementation of innovative projects

The realization of the concept of the digital economy, the achievement of the breakthrough in all spheres of life by implementing national projects, and the use of IT-technologies and telemedicine is aimed at improving the comfort of the living environment, improve the quality of life and improving the environment in cities, having a significant effect not only on overall health and life expectancy of citizens, but also on the psychological state of society as a whole. In this regard, the topic of this scientific work is recognized as relevant. The aim of the work is to study the impact of innovative projects on the quality of life of the population. The increment of scientific knowledge is the development of theoretical and categorical apparatus for the implementation of innovative and Smart projects in the framework of the transformation of national economic policy. The results include the development of a theoretical approach to assessing the impact of various factors on the effectiveness of national projects, a simulation model of innovative project management, as well as a model of shifting the proportion of funding for national projects "state private business" depending on the state of the economy. It is concluded that in terms of development of new technologies the decision of problems of improvement of quality of life, development of human habitat, health, along with education, demographics, the fight against poverty, implementation of digital economy is one of the primary and priority tasks of the Russian state. The results of the study will be useful to public authorities and private business, solving the problem of improving the quality of life of the population in the implementation of national projects.

Текст научной работы на тему «Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

> Первое

экономическое издательство

повышение качества жизни граждан россии в процессе реализации инновационных проектов

Городнова Н.В.1, Самарская Н.А.2

1 Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Реализация концепции цифровой экономики, осуществление прорыва во всех сферах жизни путем реализации национальных проектов, применение IT-технологий и телемедицины нацелены на повышение комфортности среды обитания, повышение качества жизни и улучшение экологической обстановки в городах, существенно влияя не только на общий уровень здоровья и продолжительности жизни граждан страны, но и на психологическое состояние общества в целом. Целью работы является исследование влияния реализации инновационных проектов на качество жизни населения. Приращением научного знания является развитие теоретико-категориального аппарата реализации инновационных и Smart-проектов в рамках трансформации национальной экономической политики. К результатам следует отнести разработку теоретического подхода к оценке влияния различных факторов на эффективность реализации национальных проектов, имитационную модель управления инновационными проектами, а также модель смещения пропорции финансирования национальных проектов «государство - частный бизнес» в зависимости от состояния экономики. Сделан вывод о том, что в условиях развития новых технологий решение проблем повышения качества жизни, развития среды обитания человека, здравоохранения наряду с образованием, демографией, борьбой с бедностью, реализацией цифровой экономики - одна из первостепенных и приоритетных задач российского государства. Результаты исследования будут полезны органам государственной власти и частному бизнесу, решающим задачу повышения качества жизни населения при реализации национальных проектов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, государство, экономика, развитие, Smart-технологии, национальные проекты, качество жизни, управление, эффективность.

Improving the quality of life of Russian citizens in the process of implementation of innovative projects

Gorodnova N.V.1, Samarskaya N.A.2

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Russia

2 Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

введение

Современный этап эволюционных процессов в России ставит перед общественным сознанием граждан нашей страны проблему определения дальнейшего пути развития, поскольку сегодня возни-

кла острая необходимость переосмысления накопленного опыта и соответствующей трансформации системы управления экономикой. Одним из факторов устойчивого развития является успешность реализации национальных проектов в целях осуществления научного и технологического прорыва.

Общепризнанное определение дефиниции «устойчивое развитие» было дано в 1987 г. в Докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды. В частности, удовлетворение потребностей сегодняшних потребителей не подрывает (не снижает, не уничтожает) способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Основной принцип устойчивого экономического развития заключается в том, что потребление обществом сегодня «не наносит ущерба составляющим элементам завтра» [1].

Реализованный переход западных стран к новому технологическому укладу развития общественных отношений требует от российского государства построения нового

ABSTRACT:_

The realization of the concept of the digital economy, the achievement of the breakthrough in all spheres of life by implementing national projects, and the use of IT-technologies and telemedicine is aimed at improving the comfort of the living environment, improve the quality of life and improving the environment in cities, having a significant effect not only on overall health and life expectancy of citizens, but also on the psychological state of society as a whole. In this regard, the topic of this scientific work is recognized as relevant. The aim of the work is to study the impact of innovative projects on the quality of life of the population. The increment of scientific knowledge is the development of theoretical and categorical apparatus for the implementation of innovative and Smart projects in the framework of the transformation of national economic policy. The results include the development of a theoretical approach to assessing the impact of various factors on the effectiveness of national projects, a simulation model of innovative project management, as well as a model of shifting the proportion of funding for national projects "state - private business" depending on the state of the economy. It is concluded that in terms of development of new technologies the decision of problems of improvement of quality of life, development of human habitat, health, along with education, demographics, the fight against poverty, implementation of digital economy is one of the primary and priority tasks of the Russian state. The results of the study will be useful to public authorities and private business, solving the problem of improving the quality of life of the population in the implementation of national projects.

KEYWORDS: innovation, state, economy, development, Smart technologies, national projects, quality of life, management, efficiency.

JEL classification: o31, o32, o33, ¡31, i39 Received: 27.06.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Gorodnova N.V. ([email protected])

CITATION:_

Gorodnova N.V., Samarskaya N.A. (2019) Povyshenie kachestva zhizni grazhdan Rossii v protsesse realizatsii innovatsionnyh proektov [ Improving the quality of life of Russian citizens in the process of implementation of innovative projects ]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 721-734. doi: 10.18334/vinec.9.3.40917

общества, базирующегося на принципах законности, применении высоких морально-этических норм, инновационных подходах к системе управления обществом, а также широкого применения IT- и Smart-технологий. При этом фундаментом новой общественной конструкции должно быть решение приоритетных потребностей граждан России, что позволит выйти на новый уровень развития и увеличить количество людей, реализующих творческую инновационную деятельность. При этом непосредственно развитие общества можно представить в виде процесса выявления определенных закономерностей развития цивилизации. К примеру, частота смены поколений привносит новый генетический код, связанный с уровнем инноватизации общества. Таким образом, можно сказать, что каждые 20 лет происходит обмен информацией на генетическом уровне [2] (Gorodnova, Voronov, Emelyanova, 2017).

Следующим этапом эволюции человеческой цивилизации является развитие интеллекта, результат которого проявляется в создании новых технологий и скорости смены технологических укладов. С развитием интеллекта происходит накопление информации и возникает необходимость в эффективном управлении колоссальными объемами данных, что неотъемлемо связано с принятием знаний нового качества.

В современных условиях общество (и отдельно взятый человек) сталкивается с таким объемом информации, который должен быть быстро обработан, что требует выработки новых инновационных подходов и методики освоения новых знаний и благодаря чему будет построено новое общество, которое должно базироваться на наивысших ценностях человеко-ориентированной экономики в сочетании с принципами информационной (цифровой) экономики. Таким образом, при построении нового общества приоритетным направлением экономической политики России должен стать ориентир на решение проблемы повышения качества жизни общества.

новое качество жизни населения в условиях цифровой экономики

Государственная политика неразрывно связана с социальной политикой: «государство без социальной политики невозможно» [2]. В этой связи государство в новых экономических условиях является функцией глобальной и занимает особое место в эволюции государственных и общественных формаций.

В экономике устойчивого развития данная глобальная функция направлена на основное государственное достояние - человека (домохозяйства) и общество в целом.

ОБ АВТОРАХ:_

Городнова Наталья Васильевна, доктор экономических наук, профессор (n.v.gorodnovaßurfu.ru) Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора (samarskaya_na0mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Городнова Н.В., Самарская Н.А. Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 721-734. doi: 10.18334/vinec.9.3.40917

Рождается новое поколение граждан, ориентированных на широкое применение новых технологий, создающих инновации и формирующих спрос на инновации, решающих приоритетные потребности [3]. Это позволит выйти на новый уровень развития общества и увеличить долю жителей страны, занимающихся творческой деятельностью. С развитием интеллекта происходит накопление информации о предметах, процессах или явлениях, поэтому каждому поколению становится доступен больший объем знаний. При этом малая часть общества (порядка 0,01%) [2] выходит на новый уровень сознания - этап развития интуиции, который неотъемлемо связан с познанием себя и принятием знаний нового качества.

В настоящее время Россия находится в самом начале решения проблем, связанных с созданием финансово-экономических условий и предпосылок для эффективной реализации цифровой экономики [4, 5]. Под цифровой экономикой следует понимать соединение производственной и хозяйственной деятельности, где основой являются информация и цифровые данные, применение и обработка которых позволяет существенно повысить эффективность управления производственными процессами, в том числе и эффективность реализации приоритетных национальных проектов.

Развитие цифровой экономики тесно связано с применением IT- и Smart-технологий. Как показывает анализ мировых трендов, в 2016-2017 гг. наблюдался интенсивный рост инфраструктуры так называемых «умных городов» (Smart City), которые предполагают интеграцию интеллектуальных продуктов с IT-технологиями во всех сферах человеческой жизни [6].

До настоящего времени ни за рубежом, ни в России не сформулировано четкой дефиниции понятия «Smart City». Перевод данного термина означает «умный город», что подразумевает, прежде всего, развитие городов в условиях устойчивой экономики, а значит, и непосредственно город должен быть устойчивым, конкурентоспособным, эффективным (в том числе и энергоэффективным), а также удобным для жизни населения. К основным характеристикам концепции «умного города» следует отнести:

• высокоэффективную экономику;

• эффективный менеджмент;

• высокий уровень качества жизни;

• мобильность и адаптивность населения к быстроменяющимся внешним условиям и факторам;

• активное участие населения в жизни и функционировании города;

• сохранение окружающей среды.

В связи с вышеизложенным авторы данного научного исследования уточняют понятие «Smart City» следующим образом: это интегральная система управления городской инфраструктурой, базирующаяся на инновационном подходе, реализующая принципы энергосбережения производственно-хозяйственных процессов, что позволяет повысить собственную производительность города, его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность, а также сформировать удобную для жизни населения среду обитания и инфраструктуру.

При реализации концепции «Smart City» должны быть созданы эффективно взаимодействующие элементы, такие как:

1. «Умное» (электронное) правительство, вовлекающее народонаселение в процесс принятия стратегических планов развития города и стратегические решения.

2. «Умная» экономика (информационная, цифровая экономика), которая представляет собой соединение предпринимательской среды, адаптирующейся к быстроменяющимся внешним и внутренним факторам функционирования, гибких мобильных рынков труда и т. п.

3. «Умная» организация жизни в городе с внедрением информационных технологий в учреждения здравоохранения, культурные объекты и образовательные центры.

4. Умное сохранение окружающей среды, основанное на принципах экономии природных ресурсов, борьбы с загрязнением, а также устойчивого развития экономики страны.

5. «Умная» безопасная транспортная и информационная инфраструктура, повышающая доступность города в целом и входящих в него районов для отдельных индивидов извне.

6. «Умный» человеческий капитал, признание прав, открытость создания, космополитизм.

Каждый элемент концепции несет в себе существенную экономическую функцию, проявляющуюся в реализации особого влияния на качество жизни народонаселения и бизнес, а также увеличении экономического потенциала бизнеса.

В настоящее время во всем мире наблюдается интенсивное развитие инфраструктуры «Smart City». По оценкам консалтинговой компании «Frost & Sullivan», к 2025-ому году следует ожидать порядка 25-ти «умных» городских пространств. За 2017 год развивающийся Smart-рынок достиг объемов финансирования около 424,7 млрд $ США, к 2020 году он возрастет до 1,2 трлн $ США. По оценкам компанииMarketsandmartets, средний прирост Smart-рынка составит порядка 23% [7] (Schneps-Shneppe, 2016).

Россия также приступила к развитию Smart-инфраструктуры в крупнейших российских мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Казань). По оценкам экспертов, в 2016-ом году финансирование государственных приоритетных проектов и программ развития «умных городов» составило около 45 млрд руб. В 2017-2018-ом годах бюджетное финансирование указанных проектов было увеличено практически в 2 раза [1].

На сегодняшний день основная часть инновационных Smart-проектов связана с поиском решений повышения энергоэффективности и энергосбережения, модернизации уличного освещения и оптимизации дорожного движения в крупных российских городах.

Основной ориентир 12-ти приоритетных национальных проектов, обозначенных в Указе Президента от 7 мая 2018 г., это внедрение цифровых технологий и платформенных решений в процессе преобразования промышленности, энергетики и транспорта, здравоохранения и образования с целью повышения комфортности окружающей

среды, развития городов и повышения качества жизни населения. По нашему мнению, в связи с дефицитом государственного финансирования и ожиданием экономии денежных средства за счет внедрения инноваций в процесс реализации национальных проектов финансовая модель и государственно-частное участие в проектах в вышеуказанных секторах экономики является наиболее перспективной.

В целях развития цифровой экономики российским государством принят к реализации целый ряд стратегических документов, в том числе Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030-ый гг., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-го г., Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025-го г., программы «Информатизация России» и «Цифровая экономика Российской Федерации» и пр. [4].

В перечисленных выше документах среди перспективных направлений развития экономики нашей страны реализация национальных проектов в рамках концепции «Smart City» определяется как одна из приоритетных задач.

В этой связи к реализации концепции «Smart City» подключились российские мегаполисы и крупные города. В первую очередь, необходимо отметить программы цифрового развития г. Москвы, которая, по результатам конкурса, проведенного Intelligent Community Forum в 2017 году, вошла в 7 интеллектуальных сообществ. В настоящее время в Москве реализуется внедрение интеллектуальных систем в таких направлениях, как здравоохранение, организация безопасного дорожного движения, развитие системы точек доступа Wi-Fi [3] (Dolgikh, Antonov, Borushkina, 0).

На начало 2018-го года в ряде российских регионов началась реализация крупных градостроительных инновационных проектов. В частности, под Москвой начато строительство микрорайона «Ильинское-Усово», где будут созданы интеллектуальная система управления городским освещением, климатический мониторинг, а также построена первая в стране монорельсовая подвесная дорога с пропускной способность в 10 тыс. человек в час (стоимость создания 1 километра составляет 12-15 млн руб., ожидаемый срок окупаемости вложенных инвестиций составит 3-5 лет). Также будет реализована концепция «умного дома», предполагающая управление освещением, отоплением, климатом и электроприборами. Проведя опрос среди потенциальных клиентов, компания-застройщик выявила, что наибольший интерес респонденты проявляли к наличию доступных сетей Wi-Fi, сервисам с информацией о показателях климата, воздуха, загруженности местных компаний в области торговли, видео с уличных камер, парковочных местах и местонахождении ребенка [1, 3].

В Ленинградской области на стадии финансового планирования находится проект по созданию города-спутника «Южный» (города-спутника Санкт-Петербурга) с общим объемом инвестиций в 176 млрд руб. и сроком реализации проекта 19 лет и площадью застройки 2 012 га [2]. На территории города будут построены 4,3 млн м2

жилья, сформированы площадки для полного цикла производства инновационной продукции, созданы интеллектуальные системы управления дорожно-транспортной сетью и пассажирским транспортом, внедрено энергоэффективное городское освещение, установлены «умные счетчики» и пр. Подобный инновационный проект «SmartCityKazan» (строительство нового района в Казани) находится на начальной фазе реализации.

В Новосибирске планируется создание интеллектуальной транспортной системы, цель которой заключается в эффективном управлении транспортными потоками, в том числе увеличении пропускной способности улично-дорожной сети за счет оптимизации алгоритмов управления светофорной сигнализацией, информирования участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимизации маршрута; информировании граждан о наличии свободных мест на парковках и т. д. Кроме того, в целях обеспечения безопасности подземных инфраструктурных систем в Новосибирске внедряется ЭБ-геосистема, позволяющая определить расположение коммуникаций путем наведения смартфона с установленным приложением на определенный участок земли.

Внедрение «умных технологий» планируется также в области проектирования строительных объектов промышленного и гражданского назначения по системе «Building Information Model (BIM)», которая позволяет визуализировать в ЭБ-формате любые элементы и системы здания, а также собирать и обрабатывать все данные о нем: эскизы, инженерные расчеты, применяемые материалы и пр.

Отдельные элементы концепции «умного города» планировались к реализации уже в 2018 году и в Екатеринбурге, в микрорайоне «Академический». Данный микрорайон является уникальным, единственным в своем роде крупнейшим проектом не только в России, но и в Европе, строительство его было начато в 2007-ом году в рамках реализации пилотного проекта комплексного освоения территории (КОТ) и осуществлено в рамках механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

C 2018-го года в микрорайоне «Академический» (Екатеринбург) началось строительство серии жилых «умных» домов, в которых в тестовом режиме будет осуществлен запуск проекта «умные сенсоры», отслеживающих в режиме реального времени потребление электроэнергии, воды и других показателей. Благодаря этим данным станет возможным оптимизировать затраты на потребление ресурсов.

Реализация мероприятий по внедрению данных технологий началась Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2015 году. Предполагается, что применение BIM-технологий позволит снизить расходы на строительство объектов в среднем на 30-40%. Во многих странах использование подобных информационных моделей является обязательным. Например, в Великобритании они применяются с 2015-го года для проектирования объектов, строящихся за счет государственных средств [6, 8].

В целях реализации инновационных Smart-проектов в октябре 2017-го г.

Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, а также представителями ряда российских госкорпораций и вузов был подписан меморандум о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления. Деятельность Консорциума направлена на развитие 50 крупных городов России в интересах порядка 50 млн жителей. Основное направление реализации указанных приоритетных инновационных проектов - это создание цифровых платформ по управлению «умными городами», осуществление проектов по внедрению беспилотного транспорта, проектов в области повышения прозрачности и эффективности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), создание благоприятных условий в целях развития высокотехнологичных компаний, в также развитие комфортной среды для общества в целом.

Реализация концепции «Smart City» осуществляется путем интеграции в городское пространство современных IT-технологий, за счет чего система управления городом самостоятельно находит оптимальный вариант выполнения операций, что значительно экономит ресурсы города (по оценкам экспертов, до 60%) [9] (Meteleva, 2007), повышает эффективность управления городским хозяйством в таких сферах, как энергетика, строительство, здравоохранение, транспортная инфраструктура, образование и менеджмент, что, в свою очередь, существенно повышает качество жизни горожан.

Одним из основных факторов эффективной реализации национальных инновационных Smart-проектов является устойчивое развитие экономики страны в целом, конкретного российского региона, а также устойчивое развитие городского хозяйства. Необходимо отметить, что наличие в экономике неопределенности и риска приводит к возникновению центростремительных сил экономических субъектов, формированию интегрированных структур, в том числе и с участием государственного капитала.

Стабильное устойчивое развитие, напротив, приводит к возникновению центробежных сил, распаду крупных интеграционных организмов. При этом объемы государственного финансирования значительно снижаются, пропорция «государственный капитал/частный капитал» смещается в стороны частного игрока на рынке.

На рисунке 1 представлена модель смещения пропорции финансирования национальных проектов «государство - частный бизнес» в зависимости от состояния экономики.

Опыт западных стран и развитие Smart-экономики показали назревшую необходимость смены в России бизнес-ориентированной экономики, характеризующейся формированием условий и предпосылок для частного бизнеса, ключевой целью которого является максимизация прибыли, затем стабильное функционирование компании на рынке, а также развитие фондового (спекулятивного) рынка, экономикой устойчивого развития. Таким образом, основная гипотеза данного научного исследования состоит в необходимости смены парадигмы «сырьевая экономика», характеризующейся неэффективностью собственника (государства и частного бизнеса) на парадигму «инновационная экономика устойчивого развития» и развитие «человеко-ориентированной экономики».

Стабильная экономика Дезинтеграция

Экономика устойчивого развития

Урбанизация

Рисунок 1. Смещение пропорции финансирования проектов «государство - частный капитал» в зависимости от состояния экономики Источник: составлено авторами.

Управление инновациямипри реализации национальных проектов

В целях повышения эффективности управления инновациями в рамках реализации национальных проектов целесообразна разработка адаптивной модели системы управления такими проектами. Под управлением национальными проектами следует понимать процесс планирования, организации, мотивации и кон троля, необходимый для четкого целнполагания и достижения поставленных структурных целей. Иными словами, управление приоритетным инновационным проектом - это пр оцесс воздействия одной системы на другую, который обеспечивает унтойчивое функционирование и эффективное управление проектами.

В целях оцчнки эффективности нистимы управления инновационными Бшай-проектами, по мнению авторов, необходимо ввести такие дефиниции, как экономическая модель управления инновационным проектом - это упрощенное, абстрактное представление объекта управления (инновационного проекта), отражающее направление потоков информации в системе управления, способов ее обработки, контроля и передачи указанной информации в орган управления; экономическая информация -это сведения и обобщенные данные о процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

В результате под информацией будем понимать массивы данных о параметрах инновационных проектов, структурах, их осуществляющих, процессах в них, а также о внешних и внутренних факторах воздействия, связях и взаимодействии, доступных для прикладного использования в целях повышения эффективности реализации инновационных проектов; обратные (кибернетические) связи - это процесс получения информации о состоянии (стадии) инновационного проекта и фактических результатах после принятия управленческих решений.

Модель системы управления инновационного проекта определим через логическое

Факторы возмущсоЕя Выходные реакции

/ / Внутренние кторы *

факторы к Объект управления (инновационный проект)

/-

Обратная связь

Рисунок 2. Модель системы управления инновационными проектами Источник: составлено авторами.

соотношение уровней иерархии системы управления, оргкнизовонное с целые обеспечения эффективного достижения поставленных целей. Систему управления инновациями при реализации национальных проектов представим в форме так называемого «черного ящика» - очень сложной системы, не поддающейся описанию.

Алгоритм «черного ящика» неизвестен и не может быть известен, а действия (воздействия) всегда носят вероятностный (стохастический) характер, и в идентичных ситуациях возможно различное проявление взоимосвязей. Принцип «черного ящика» дает нам возможность практического применения системы управления к очень сложным системам, каковыми и являются инновационные национальные проекты. На рисунке 2 представлена модель управления инновационным проектом, обозначенная как система «входные факторы - объект управления (инновационный проект) -выходные факторы». Исследование данной модели управления проектами заключается в определении входных параметров и выявлении взаимосвязи между ними.

При описании инновационного проекта как сложной экономическо-организаци-онной динамической системы («черного ящика») финансово-экономические характеристики проекта условно разделим на две основные группы: факторы возмущения (внешние факторы) и факторы реакции (внутренние факторы). Факторы возмущения, являясь независимыми от параметров реализации инновационного проекта, определяют изменения величины выходных показателей, всегда являющихся зависимыми, и их также можно разделить на две группы: 1) выходные факторы (себестоимость, прибыль, рентабельность, дивиденды); 2) внутренние факторы состояния (уровень организации производства, характеристики текущей и новой продукции, применение новых технологий).

Внутренние факторы состояния вводятся как промежуточные значения и не входят в показатели, определяющие качество и эффективность системы управления проектами. Входные факторы можно подразделить на независимые факторы и факторы с обратной связью. К первому типу относятся внешние факторы и факторы управления. Внешние факторы дают характеристику влияния внешнего окружения на инноваци-

онный проект и подразделяются на две группы: детерминированные (конкуренция, цена на рынке, спрос, предложение) и корреляционные (вероятностные - ключевая ставка, банковские проценты по кредитам, ставка дисконтирования и т. п.). К факторам управления следует отнести факторы, определяемые системой управления (технико-экономические параметры). Входные факторы обратной связи являются выходными показателями для предыдущих временных периодов. Все внутренние показатели имеют, как правило, вероятностный характер.

Эффективность системы управления инновационными проектами в рамках реализации государственной экономической политики будет зависеть от эффективности взаимодействия между основными участниками проекта, государственными органами, представителями инновационной среды, кредитно-финансовыми учреждениями и пр. При этом необходимыми условиями эффективной реализации приоритетных инновационных проектов являются активное использование механизма государственного заказа (как инструментария оказания государственной поддержки), интенсивное развитие инновационной сферы (вовлечение в бизнес-среду университетов, научных лабораторий, научно-исследовательских институтов, различного рода консалтинговых компаний), получение расширенного доступа к государственным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам [10, 11], а также стимулирование интеграции государства и частного капитала как фактора повышения эффективности функционирования и управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение известных научных подходов, базирующихся на инновационном фундаменте, позволяет сформировать новый методический подход (рис. 3).

Данный подход учитывает требования к технико-экономической и социальной эффективности национальных БшаЛ-проектов, а также необходимость применения новых инновационных технологий в рамках устойчивого экономического роста. Развитие предложенного подхода предполагается в дальнейших научных исследованиях.

Рисунок 3. Теоретический подход к оценте эффективности реализации инновационных

проектов! Источник: составлено авторами.

Заключение

По нашему мнению, в систему устойчивого экономического развития страны должны быть включены такие элементы, как государство, общество, человек, экономика, информационные технологии, экология. В этой связи в целях повышения качества жизни общества необходимо разработать новый эффективный научный управленческий инструментарий для максимально точного прогнозирования возможных негативных рисковых событий и их минимизации. При этом процесс планирования устойчивого развития требует сегодня и новых теоретических научных подходов, методологии и технологии.

В условиях развития новых технологий отсутствует единый подход к процессу эффективного управления городским пространством. Реализация концепции «Smart City» связана с повышением эффективности функционирования (энергоэффективности) отдельных зданий, инфраструктурных объектов, отдельных районов города и города в целом [12] (Hall, 1988). Smart-подход имеет схожие параметры с так называемым «зеленым» подходом: повышение энергоэффективности; развитие инфраструктуры; повышение комфортности проживания граждан; мониторинг и верификация состояния различных систем (водоснабжение, отопление, электроснабжение); осуществление предварительного имитационного энергетического моделирования с применением информационных технологий и программных продуктов; автоматизированное управление уровня бросового парникового газа, влажности, иные характеристики комфортности проживания. В целях оценки качества эксплуатации и функционирования «зеленого» объекта строительства необходимо осуществлять регулярные опросы потребителей, которые позволяют выявить степень их удовлетворенности с помощью Smart-систем без ущерба для комфорта пользователей здания.

Значение жизни и здоровья каждого гражданина страны и здоровье всей нации в целом сложно переоценить. Текущая национальная стратегия нашего государства, магистральные направления социально-экономической государственной политики России закреплены в майских указах президента, где отмечается, что решение проблем повышения качества жизни, развитие среды обитания человека, здравоохранения наряду с образованием, демографией, развитием жилищной сферы, экологией, борьбой с бедностью, реализацией цифровой экономики - одна из первостепенных и приоритетных задач российского государства.

Президентом отмечено, что финансирование указанных отраслей сокращению не подлежит, и решение социальных проблем в рамках реализации национальных проектов приоритетнее экономических. Особый акцент государством сделан сегодня на развитие и применение в медицине IT-технологий, позволяющих расширить возможность и доступность оказания медицинских услуг для народонаселения нашей страны. Реализация концепции цифровой экономики, применение IT-технологий и телемедицины нацелены на повышение комфортности среды обитания и улучшение экологической обстановки в

городах, существенно влияя не только на общий уровень здоровья и продолжительности жизни граждан страны, но и на психологическое состояние общества.

ИСТОЧНИКИ:

1. Plokhotnikova G., Innovative Economy: Foreign Development Experience, Institutes and

Mechanisms of Innovative Development. Coll. of scientific articles of the 4th international research and practice conf.), 2014.

2. Городнова Н.В., Воронов Д.С., Емельянова А.А. Информационно-технологическая

фаза развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности российских интегрированных компания // Вестник НГУЭУ, 2017. - № 3.

3. Долгих Е., Антонов Е., Борушкина С. «Smart-City» - концепция устойчивого разви-

тия города. Iemag.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iemag.ru (дата обращения: 04. 12. 2019).

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Сайт Правительства РФ в сети Интернет. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653 (дата обращения: 31. 07. 2017).

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения: 09. 05. 2017).

6. Soldatov S. Smart City - the city of the future // Cta, 2015. - № 2.

7. Schneps-Shneppe M.A. How to build a smart city. Part 1. Project "Smart Cities and

Communities" in a programme ЕС Horizon 2020 // International Journal of Open Information Technologies, 2016. - № 1.

8. A franchise development Smart City project is launched in Almaty. Forbs. [Электронный

ресурс]. URL: http://rn.forbes.kz/article/158357 (дата обращения: 22. 06. 2019).

9. Meteleva E. Strategic assessment of the role of cities in the context of globalization //

Izvestiya Irkutsk State Economic Academy, 2007. - № 5.

10. Velikiy D.P., Crowdsourcing in Smart City: a review of projects, Collected theses of reports of the Congress of Young Scientists, 2016.

11. Ruzheinikov V., Mind will add money. The development of "smart cities" in Russia is hampered by the lack of financing, Rossiyskaya Gazeta, 2017.

12. Hall P. Cities of tomorrow. - Oxford: Blackwell, 1988.

REFERENCES:

A franchise development Smart City project is launched in AlmatyForbs. Retrieved June 22, 2019, from http://rn.forbes.kz/article/158357

Gorodnova N.V., Voronov D.S., Emelyanova A.A. (2017). Informatsionno-tekhnologicheskaya faza razvitiya ekonomiki kak faktorpovysheniya konkurentospo-sobnosti rossiyskikh integrirovannyh kompaniya [Informational and technological phase of the development of economy as a factor of competitive growth of russian integrated companies]. Vestnik NSUEM. (3). (in Russian).

Hall P. (1988). Cities of tomorrow Oxford: Blackwell.

Meteleva E. (2007). Strategic assessment of the role of cities in the context of globalization Izvestiya Irkutsk State Economic Academy. (5).

Schneps-Shneppe M.A. (2016). How to build a smart city. Part 1. Project "Smart Cities and Communities" in a programme EC Horizon 2020 International Journal of Open Information Technologies. (1).

Soldatov S. (2015). Smart City - the city of the future Cta. (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.