Развитие концепции «smart City» в условиях устойчивой экономики
Крупкин А.В.1
Взятый в настоящее время российским государством курс на развитие цифровой экономики и принятая соответствующая программа являются инструментарием развития экономики нашей страны на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Программа перехода к цифровой экономике является своего рода мобилизационным планом тотального переформатирования всех сфер хозяйственно-экономической и общественной жизни с применением прорывных IT- и Smart-технологий. В этой связи целью данной работы является обоснование модели развития концепции «Smart City» в условиях экономики устойчивого развития. Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе реализации инновационных Smart-проектов. В исследовании применяются общенаучные методы познания, предложено модельное представление реализации концепции «Smart City» в условиях развития цифровой экономики, выявлены факторы эффективного управления инновационными Smart-проектами, а также разработана матрица эффективного управления городским пространством. Результаты будут полезны органам государственной власти и частному бизнесу, решающим проблему повышения эффективности управления инновационными проектами. Сделан вывод, что в условиях развития новых технологий в России до текущего момента отсутствует единый подход к процессу эффективного управления региональными инновационными проектами.
ключевые слова
Государство, цифровая экономика, инновационный проект, развитие, рынок недвижимости, IT-технологии, Smart-технологии, управление, эффективность.
Переход западных стран к шестому технологическому укладу развития общественных отношений требует построения нового общества, базирующегося на принципах законности, высоких морально-этических нормах, инновационных подходах к системе управления обществом, а также широком применении и Smart-технологий. Указанный этап эволюционных процессов ставит перед общественным сознанием граждан нашей страны проблему определения дальнейшего пути развития российского общества, поскольку сегодня возникла острая необходимость в переосмыслении накопленного опыта и соответствующей трансформации системы управления экономикой страны в целях ее устойчивого развития [ 1 ]. Фундаментом новой общественной конструкции должно быть решение приоритетных потребностей граждан России, что позволит выйти на новый уровень развития и увеличить количество людей, реализующих творческую инновационную деятельностью [ 2 ]. При этом непосредственно развитие общества можно представить в виде процесса выявления определенных закономерностей развития цивилизации [ з ].
По мнению автора, в систему устойчивого развития страны должны быть включены такие элементы, как государство, общество, человек, экономика, информационные технологии, экология (рис. 1).
В этой связи в целях повышения качества жизни общества необходимо разработать новый эффективный научный управленческий инструментарий для максимально точного прогнозирования возможных негативных рисковых событий и их минимизации [ 4 ]. При этом процесс планирования устойчивого развития требует сегодня и новых теоретических научных подходов, методологии и технологии.
Итак, агентством «SGM» составлен рейтинг устойчивого развития городов России, который позволяет расставить приоритеты для региональных и муниципальных органов власти. При разработке методики оценки устойчивого развития были использованы зарубежный опыт и российская практика ведущих исследовательских агентств «McKinsey», «Emst&Young», «Australian Conservation Foundation», «Forum for the Future», «European Green Capital», института территориального планирования «Урбаника», Российского союза инженеров и др.
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия. Почта для связи с автором: [email protected]
Экономика
Рис. 1. Элементы системы устойчивого развития страны
Концепция «Smart City» как основа устойчивого экономического развития успешно внедрена и реализуется в таких странах, как Сингапур, США, Канада, Япония, Испания, Франция, Марокко, Нидерланды, Финляндия, Китай, ОАЭ, Южная Корея, Казахстан [ 4 ].
В России принципы «Smart City» реализуются в проектах «Greenfield» (Республика Татарстан), «Иннополис», «SmartCityKazan» (Казань), «Сколково» (Московская область), новый город «Усть-Луга» (Ленинградская область), кластерах олимпийских объектов (Сочи, Краснодарский край), микрорайонах «Smart City» (Ульяновск), «Академический» (Екатеринбург), что стало основой процесса принятия эффективных управленческих решений по созданию комфортных условий для жителей крупных российских городов.
До настоящего времени ни за рубежом, ни в России не сформулировано четкой дефиниции понятия «Smart City». Перевод данного термина - «умный город», что подразумевает, прежде всего, развитие городов в условиях устойчивой экономики, а значит, и непосредственно город должен быть устойчивым, конкурентоспособным, эффективным (в том числе энергоэффективным), а также удобным для жизни населения. Модельное представление элементов экономики устойчивого развития (см. рис. 1) дает возможность определить основные характеристики концепции «умного города», к которым следует отнести:
1. Высокоэффективную экономику и эффективный менеджмент.
2. Высокий уровень качества жизни.
3. Мобильность и адаптивность к быстроменяющимся внешним условиям и факторам.
4. Активное участие населения в жизни и функционировании города.
5. Сохранение окружающей среды.
Общепризнанное определение дефиниции
«устойчивое развитие» было дано в 1987 г. в докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей
среды. В частности, устойчивое развитие означает, что удовлетворение потребностей сегодняшних потребителей не подрывает (не снижает, не уничтожает) способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности: потребление обществом сегодня не наносит ущерба составляющим элементам завтра.
Устойчивым признается такое развитие города, при котором соблюдается баланс интересов развития экономики и общества при сохранении окружающей среды. В целях получения количественного показателя оценки анализируемых процессов был введен так называемый индекс устойчивого развития, который получен на основе статистических показателей, характеризующих устойчивое развитие мегаполиса, сгруппированных в следующие основные блоки: экономические, социальные, экологические показатели, показатели уровня и качества экономической базы города, состояния городской коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Реализация концепции «умного города» связана с повышением эффективности функционирования (энергоэффективности) отдельных зданий, инфраструктурных объектов, отдельных районов города и города в целом. Smart-подход имеет схожие параметры с так называемым зеленым подходом: повышение энергоэффективности, комфортности проживания граждан, развитие инфраструктуры. К примеру, для получения «зеленого» сертификата по системе LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) на объекте капитального строительства должны быть внедрены такие решения, как мониторинг и верификация состояния различных систем (водоснабжение, отопление, электроснабжение). Кроме того, на стадии проектирования осуществляется предварительное имитационное энергетическое моделирование с применением информационных технологий и программных продуктов. Здание должно иметь автоматизированное управление уровня бросового парникового газа, влажности, обладать некоторыми иными
характеристиками комфортности проживания. В целях оценки качества эксплуатации и функционирования «зеленого» объекта строительства необходимо осуществлять регулярные опросы потребителей, которые позволят выявить степень их удовлетворенности использованием умных систем без ущерба для комфорта пользования зданием.
При организации функционирования городского транспорта также необходимо учитывать средний путь, выработанные маршруты населения города, мощность транспортных потоков, время ожидания общественного транспорта, доступность транспортных узлов. Умное планирование работы городского транспорта позволяет снизить негативную нагрузку на окружающую среду: сократить выбросы углекислого газа, снизить загрязнение от транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Примером внедрения таких умных технологий может стать интеллектуальная транспортная системы Москвы.
На сегодняшних день ни один город в целом или отдельно взятый район не имеет сертификата LEED или BREEAM.
Переход западных стран на новый технологический уклад и развитие Smart-экономики обозначили назревшую необходимость смены в России бизнес-ориентированной экономики, характеризующейся формированием условий и предпосылок для частного бизнеса, ключевой целью которого является максимизация прибыли, затем стабильное функционирование компании на рынке, а также развитие фондового (спекулятивного) рынка, экономикой устойчивого развития. Таким образом, основная гипотеза данного научного исследования состоит в необходимости замещения парадигмы «сырьевая экономика», характеризующейся неэффективностью собственника (государства и частного бизнеса), парадигмой «инновационная экономика устойчивого развития».
В условиях развернувшегося цивилизационного кризиса и подтверждения западной парадигмы «государство - неэффективный собственник» необходимы переосмысление имеющего опыта и выработка
нового методологического подхода, который бы учитывал интересы человека (общества в целом), государства и частного бизнеса [ 2 ].
Схематично переход к новой общественной формации, приоритетом которой для государства является качество жизни человека (российского общества в целом), представлен на рис. 2.
Внедрение умных технологий является основой построения цифровой экономики. Сегодня все крупные компании и транснациональные структуры активно инвестируют в их развитие. В ряде зарубежных стран, в том числе в странах Европейского союза, Персидского залива, Азии, широкое распространение получила концепция «Smart City», которая включает создание базовой и интеллектуальной инфраструктуры.
Конкретные цели, направления, а также мероприятия в этой сфере закреплены во многих стратегических документах Российской Федерации, в том числе в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года, Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и пр. В перечисленных стратегиях среди перспективных направлений развития экономики России создание «Smart City» определено как приоритетное.
Обозначенный недавно нашим государством курс на развитие российской цифровой экономики и принятая соответствующая программа являются инструментарием развития экономики страны на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Программа перехода к цифровой экономике - своего рода мобилизационный план тотального переформатирования всех сфер хозяйственно-экономической и общественной жизни с применением прорывных IT- и Smart-технологий.
Рис. 2. Модель перехода к парадигме экономики устойчивого развития
Цифровая экономика - это производственно-хозяйственная деятельность, основным элементом которой являются данные, представленные в цифровом виде. В данном случае чрезвычайно важен процесс обработки больших массивов данных, что позволяет существенно повысить эффективность производственных процессов, технологий, организации общественной жизни, а также системы управления крупными городскими пространствами. Цифровая экономика -это оцифрованная, переведенная в мир чисел объективная и субъективная окружающая реальность.
В целях повышения конкурентоспособности российской цифровой экономики необходимо также решать острую проблему накопления, хранения и передачи огромных объемов данных, в том числе персональных данных индивидов, в межгосударственном режиме. В настоящее время вступил в действие соответствующий закон, что позволяет в условиях цифровой экономики на основе законодательных норм идентифицировать личность и её гражданско-правовые отношения при реализации сделок, используя биометрические персональные данные (так называемое удаленное, или распределённое, доверие).
Для достижения указанных целей необходимо создать строго регламентированные (распределённые) реестры персональных данных, которые позволят обеспечить идентификацию личности без очной явки и доверие к данной личности без предъявления традиционных документов, удостоверяющих личность [ 5 ]. Сегодня в России в имеющемся варианте цифровой экономики оцифровывание уникальности индивида реализуется посредством привязывания личности к порталу госуслуг и Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Также для экономических субъектов открывается возможность применения ЕСИА в качестве такой технологии, которая в сквозной форме обеспечивает высокий уровень распределённого доверия при удалённой био-
метрической идентификации субъектов экономической деятельности (юридических и физических лиц). Следует отметить, что указанная система носит закрытый характер, что гарантирует закрытие доступа к ней иностранных экономических агентов.
При построении международных информационных систем, содержащих персональные данные индивидов, необходимо также решить проблемы единообразного отождествления личности и единообразного отображения имени индивида в IT-форме. Отсутствие унифицированного для всех стран языка обработки данных может привести к проблеме сбора, обработки и интерпретации персональных данных индивидов. К примеру, принятые и рекомендованные стандарты, используемые Международной организацией гражданской авиации (ICAO) для транслитерации национальных имён в латинскую графику, в настоящее время демонстрируют наличие серьезных проблем и недостатков. Это может стать препятствием для использования подобных стандартов в целях однозначного отождествления индивида [6].
Таким образом, концепция «Smart City» включает в себя набор следующих основных и необходимых элементов (рис. 3):
1. Умное (электронное) правительство, вовлекающее народонаселение в процесс принятия стратегических планов развития города и стратегические решения.
2. Умная экономика (информационная, цифровая экономика), которая представляет собой соединение предпринимательской среды, адаптирующейся к быстро меняющимся внешним и внутренним факторам функционирования, гибких мобильных рынков труда и т.п.
3. Умная организация жизни в городе, предусматривающая внедрение информационных технологий в учреждениях здравоохранения, на культурных объектах и в образовательных центрах.
Smart-экономика (цифровая экономика)
Smart-система
охраны окружающей среды
Рис. 3. Основные элементы концепции «Smart City»
4. Умное сохранение окружающей среды, основанное на принципах экономии природных ресурсов, борьбы с загрязнением, а также устойчивого развития экономики страны.
5. Умная безопасная транспортная и информационная инфраструктура, повышающая доступность города в целом и входящих в него районов для отдельных индивидов извне [ 7 ].
6. Умный человеческий капитал, признание прав, открытость, космополитизм.
Каждый элемент концепции имеет существенную экономическую функцию, проявляющуюся в реализации особого влияния на качество жизни народонаселения и бизнес, в повышении качества жизни, а также увеличении экономического потенциала бизнеса.
В крупных российских городах в ближайшем будущем планируется создание интеллектуальной транспортной системы, цель внедрения которой -эффективное управление транспортными потоками, в том числе увеличение пропускной способности улично-дорожной сети за счет оптимизации алгоритмов управления светофорной сигнализацией, информирования участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимизации маршрута; в информировании граждан о наличии свободных мест на парковках и т.д. Кроме того, в целях обеспечения безопасности подземных инфраструктурных систем внедряется 3 Б-геосистема, позволяющая определить рас-
положение коммуникаций путем наведения смартфона с установленным приложением на определенный участок земли.
Внедрение умных технологий планируется также в области проектирования строительных объектов промышленного и гражданского назначения по системе «Building Information Model», которая позволяет визуализировать в зБ-формате любые элементы и системы здания, а также собирать и обрабатывать все данные о нем: эскизы, инженерные расчеты, применяемые материалы и пр. [8]. Реализация мероприятий по внедрению данных технологий началась Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2015 году. Предполагается, что применение BIM-технологий позволит снизить расходы на строительство объектов в среднем на 30% [9]. Во многих странах использование подобных информационных моделей является обязательным. Например, в Великобритании они применяются с 2015 года для проектирования объектов, строящихся за счет государственных средств.
Значительные результаты достигнуты в области организации цифрового производства, в том числе за счет внедрения современных интегрированных информационных систем и передовых технологий, цифровых фабрик. Благодаря внедрению умных технологий компаниям удается обеспечить рост экономической эффективности, сокращение сроков созда-
Рис. 4. Матрица эффективного управления городским пространством
ния и запуска в производство новой продукции, оптимизировать бизнес-процессы [ 10, 11].
В целях комплексной оценки эффективности управления инновационными проектами могут быть использованы отдельные виды расчетов по определению численных значений частных критериев с последующим сведением их в интегральные, а также общие показатели сравнительной эффективности различных систем управления проектов.
Инновационные проекты, основанные на применении Smart-технологий, направлены на решение проблем, возникающих при управлении крупным городом в условиях урбанизации и глобализации. Основная цель концепции «Smart City» заключается в создании эффективной системы единого управления городским хозяйством, которая характеризуется определенным набором качественных и количественных факторов [ 12 ] (рис. 4).
Обобщение и систематизация накопленного опыта дают возможность разработать новый методический подход к оценке эффективности реализации концепции «Smart City», базирующийся на учете влияния четырех групп факторов, которые объединены нами в так называемую матрицу эффективного управления городом, создающих шесть пар комбинаций (см. рис. 4). Указанный методический
Литература:
1. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Построение социально-ориентированной экономики // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 9 (40), ч. 1. C. 31-33.
2. Городнова Н.В., Воронов Д.С., Емельянов А.А. Информационно-технологическая фаза развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности российских интегрированных компания // Вестник НГУЭУ. 2017. № 3.
С. 258-272.
3. Сухова О.В. Исследование систем управления: учеб. пособие. Екатеринбург: Ажур. 2015. С. 92.
4. Долгих Е., Антонов Е., Борушкина С. «Smart-City» - концепция устойчивого развития города [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iemag.ru/ (дата обращения: 04.01.2018).
5. Тагиров З. Цифровое имя (id) человека в цифровой экономике [Электронный ресурс] // Zakon.ru. Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/08/25/cifrovoe_imya_v_cifrovoj_ ekonomike#comment_410245 (дата обращения: 09.01.2018).
6. Я - человек в цифровом мире. А ты? [Электронный ресурс] // Сервис пресс-релизов. Режим доступа: http://pr.adcontext. net/12/12/14/131248 (дата обращения: 28.12. 2017).
7. Плохотникова Г.В. Инновационная экономика: зарубежный опыт развития // Институты и механизмы инновационного развития: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч.-практ. конф., 23-24 окт. 2014 г. Курск, 2014. С. 315-319.
подход - отдельная тематика дальнейших научных исследований.
В заключение следует отметить, что в условиях развития новых технологий отсутствует единый подход к процессу эффективного управления городским пространством. Реализация концепции «Smart City» связана с повышением эффективности функционирования (энергоэффективности) отдельных зданий, инфраструктурных объектов, районов города и города в целом. Smart-подход имеет схожие параметры с так называемым зеленым подходом: развитие инфраструктуры, повышение энергоэффективности, комфортности проживания граждан, мониторинг и верификация состояния различных систем (водоснабжение, отопление, электроснабжение), осуществление предварительного имитационного энергетического моделирования с применением информационных технологий и программных продуктов, автоматизированное управление уровнем бросового парникового газа, влажности и иными характеристиками комфортности проживания. В целях оценки качества эксплуатации и функционирования так называемого зеленого объекта строительства необходимо осуществлять регулярные опросы потребителей, которые позволят выявить степень их удовлетворенности применением Smart-систем без ущерба для комфорта пользователей здания.
8. Сухова О.В. Разработка инновационного механизма оплаты труда в строительстве на основе системы грейдов и KPi: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2011. 25 с.
9. Мирошниченко А. О том, как новые технологии создают новые чувства. Медиа - это массаж: какие ощущения подарит нам Интернет [Электронный ресурс] // Газета. ru. 2017. 6 авг. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ comments/2017/08/03_a_10817119.shtml (дата обращения: 02.02.2018).
10. Четверикова О. О последствиях четвёртой промышленной революции для человека и общества. Как цифровой мир меняет человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://view-w.ru/2017/05/06/kak-cifrovoj-mir-menyaet-cheloveka/ (дата обращения: 03.01.2018).
11. Бауэр В.П. Проблемы на пути создания унифицированной платформы цифровой экономики // Российская академия наук: курс лекций. Москва, 2017.
12. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Реализация проектов комплексного освоения территории: социальная значимость и экономическая безопасность // Инновационное развитие экономики. 2017. № 3 (39). С. 224-230.
13. Городнова Н.В. Теоретические и методологические основы управления интегрированными структурами с государственным участием в инвестиционно-строительной сфере: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2009. 46 с.
Дата получения статьи: 26.01.2018 Дата принятия к публикации: 18.03.2018
«smart city» concept development in the conditions of stable economy
Krupkin A.V.1
Today the chosen by Russian government way to development of digital economy and the applied corresponding program are tools of our country's economy development for medium-term and long-term perspectives. The program of transition to a digital economy is some kind of mobilization plan for total transformation of all spheres of economy and social life with an application of breakthrough IT and Smart technologies. Hence, the main objective of the paper is a substantiation of «Smart City» concept development in the conditions of stable developing economy. The study object is managerial relations which appear in innovative Smart projects' realization process. The paper uses common scientific methods of cognition, offers a model representation of «Smart City» concept realization in the conditions of digital economy's development, exposes factor of efficient management of innovative Smart projects and develops a matrix of efficient management of city space. The outcomes of the paper are useful for state authorities and private business dealing with efficiency's raise of innovative projects' management. There is a conclusion that in Russia in the conditions of new technologies development there is no united approach to the process of efficient management of regional innovative projects.
key words
State, digital economy, innovative project, development, real estate market, IT technologies, Smart technologies, management, efficiency.
References and Notes
1. Gorodnova N.V., Peshkova A.A. Postroenie social'no-orienti-rovannoj ehkonomiki [Building a socially oriented economy]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2015. № 9 (40), ch. 1. C. 31-33. (In Russian).
2. Gorodnova N.V., Voronov D.S., Emel'yanov A.A. Informacionno-tekhnologicheskaya faza razvitiya ehkonomiki kak faktor povy-sheniya konkurentosposobnosti rossijskih integrirovannyh kom-paniya [Information technology phase of economic development as a factor of competitiveness of Russian integrated companies]. Vestnik NGUEHU. 2017. № 3. S. 258-272. (In Russian).
3. Suhova O.V. Issledovanie sistem upravleniya [The study of control systems]. Uchebnoe posobie. Ekaterinburg. Izd-vo Azhur. 2015 g. S 92. (In Russian).
4. Dolgih E., Antonov E., Borushkina S. «Smart-City» - koncep-ciya ustojchivogo razvitiya goroda [«Smart-City» - the concept of sustainable development of the city]. URL: https://www.iemag. ru. (In Russian).
5. Tagirov Z. Cifrovoe imya (id) cheloveka v cifrovoj ehkonomike [Digital name (id) of a person in the digital economy]. Zakon.ru. URL: https://zakon.ru/blog/2017/08/25/cifrovoe_imya_v_cifrovoj_ ekonomike#comment_410245. (In Russian).
6. YA - chelovek v cifrovom mire. A ty? [I'm a man in the digital world. What about you?]. Servis press-relizov. URL: http:// pr.adcontext.net/12/12/14/131248. (In Russian).
7. Plohotnikova G.V. Innovacionnaya ehkonomika: zarubezhnyj opyt razvitiya [Innovative economy: foreign development experience]. Instituty i mekhanizmy innovacionnogo razvitiya: sb. nauch. st. 4-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 23-24 okt. 2014 g. Kursk, 2014. S. 315-319. (In Russian).
8. Suhova O.V. Razrabotka innovacionnogo mekhanizma oplaty truda
Received for publication: 26.01.2018
Accepted for publication: 18.03.2018
v stroitel'stve na osnove sistemy grejdov i KPI [Development of innovative payment mechanism of labor in construction on the basis of the grading system and KPI]: avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk. Ekaterinburg, 2011. 25 s. (In Russian).
9. Miroshnichenko A. 0 tom, kak novye tekhnologii sozdayut novye chuvstva. Media - ehto massazh: kakie oshchushcheniya podarit nam Internet [About how new technologies create new feelings. Media is the massage: what do you feel will give us the Internet]. Gazeta.ru. 2017. 6 avg. URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2017/08/03_a_10817119.shtml. (In Russian).
10. CHetverikova 0. 0 posledstviyah chetvyortoj promyshlennoj revolyucii dlya cheloveka i obshchestva. Kak cifrovoj mir meny-aet cheloveka [On the consequences of the fourth industrial revolution for man and society. How the digital world changes people]. URL: https://view-w.ru/2017/05/06/kak-cifrovoj-mir-meny-aet-cheloveka. (In Russian).
11. Bauehr V.P. Problemy na puti sozdaniya unificirovannoj plat-formy cifrovoj ehkonomiki [Challenges in creating a unified digital economy platform]. Rossijskaya akademiya nauk: kurs lekcij. Moskva, 2017. (In Russian).
12. Gorodnova N.V., Peshkova A.A. Realizaciya proektov kompleksnogo osvoeniya territorii: social'naya znachimost' i ehkonomicheskaya bezopasnost' [Implementation of integrated territorial development projects: social significance and economic security]. Innovacionnoe razvitie ehkonomiki. 2017. № 3 (39). S. 224-230. (In Russian).
13. Gorodnova N.V. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy upravleniya integrirovannymi strukturami s gosudarstvennym uchastiem v investicionno-stroitel'noj sfere [Theoretical and methodological bases of management of integrated structures with state participation in the investment and construction sphere]: avtoref. dis. ... d-ra ehkon. nauk. Ekaterinburg, 2009. 46 s. (In Russian).
1 Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia Corresponding author: [email protected]