Научная статья на тему 'Реализация программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентированного обучения'

Реализация программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL MOTIVATION / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина Алена Анатольевна, Мокрецова Людмила Алексеевна

В статье выделены основные компоненты профессиональной мотивации, представлены этапы ее развития. Предложенная программа развития профессиональной мотивации будущих педагогов была апробирована на базе ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» (Республика Алтай). Авторы статьи предлагают уровни (репродуктивный, продуктивный, креативный), компоненты (личностно-ориентированный, организационно-деятельностный, когнитивный), критерии (профессиональная направленность, профессиональное намерение, профессиональная компетентность) развития профессиональной мотивации будущих педагогов и представляют результаты внедрения программы в учебный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюнина Алена Анатольевна, Мокрецова Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the program of development of professional motivation of future teachers in the conditions of practice-based learning

The article highlights the main components of professional motivation, presents the stages of its development. The proposed program of development of professional motivation of future teachers was tested on the basis of the Gorno-Altai State University (Republic of Altai). The authors suggest the levels (reproductive, productive, creative), criteria (student-centered, activity-organizational, cognitive) development of professional motivation of future teachers and present the results of program implementation in educational process of the University.

Текст научной работы на тему «Реализация программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентированного обучения»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Костюнина Алена Анатольевна

Старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], Горно-Алтайск, Республика Алтай

Мокрецова Людмила Алексеевна

Доктор педагогических наук, профессор, ректор, Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина, [email protected], Бийск, Алтайский край

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье выделены основные компоненты профессиональной мотивации, представлены этапы ее развития. Предложенная программа развития профессиональной мотивации будущих педагогов была апробирована на базе ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» (Республика Алтай). Авторы статьи предлагают уровни (репродуктивный, продуктивный, креативный), компоненты (личностно-ориентированный, организационно-де-ятельностный, когнитивный), критерии (профессиональная направленность, профессиональное намерение, профессиональная компетентность) развития профессиональной мотивации будущих педагогов и представляют результаты внедрения программы в учебный процесс вуза. Ключевые слова: профессиональная мотивация, практико-ориентированное обучение.

Современная система российского образования претерпевает значительные изменения, направленные на повышение качества подготовки специалистов, интеграцию с европейской системой образования. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. [7] приоритетными направлениями в этой сфере являются: повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие с профессиональным стандартом педагога [6]. Работодателю сегодня нужны компетентные, конкурентоспособные специалисты, способные самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Для достижения поставленной цели значимыми, на наш взгляд, являются следующие положения концепции поддержки развития педагогического образования: усиление практико-ори-ентированной подготовки педагогических кадров; насыщение программы подготовки педагогов разветвленной системой практик [3]. Однако одним из основных условий успешной профессиональной подготовки является адекватно сформированная профессиональная мотивация. Исследования мотивации человека как психолого-педаго-

гического феномена сопровождаются рядом трудностей. Сам термин «мотивация» является весьма многозначным: существует более 140 различных его определений [9]. Мы будем понимать под мотивацией динамический процесс физиологического и психологического управления реакциями и поведением конкретного человека, определяющий его направленность, активность, организованность, устойчивость. Вопросы профессиональной мотивации личности специалиста обычно рассматриваются в контексте профессиональной деятельности в работах большого числа как отечественных [1; 2], так и зарубежных исследователей [8]. Под профессиональной мотивацией мы понимаем систему внутренних побуждений, способных вызывать трудовую активность студентов, направляя ее на достижение профессиональных целей, и регулировать трудовые функции и структуру педагогической деятельности [4].

Целью исследования стала разработка и апробирование программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентированного обучения. В исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский

ЗЛепап Pedagogical .Гош™! ♦ № 1 / 2016

35

государственный университет» с первого по четвертый курс, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Программа развития профессиональной мотивации будущих педагогов включала три этапа работы - организационный, практический, обобщающий. На организационном этапе происходило определение участников экспериментальной и контрольной групп; разработка планов содержания занятий на 1-4-х курсах (выбор тем, составление заданий для самостоятельной работы и практических занятий); проведение диагностического тестирования студентов с целью определения исходного уровня развития профессиональной мотивации. Практический этап предполагал реализацию программы развития профессиональной мотивации; проверку влияния организационно-педагогических условий на эффективность развития профессиональной мотивации будущих педагогов; фиксацию изменений в уровне развития компонентов профессиональной мотивации у студентов экспериментальной и контрольной групп. Обобщающий этап реализации программы включал подведение общих итогов работы (определение исходного и конечного уровней развития профессиональной мотивации, анализ и сравнение полученных результатов); оформление результатов и выводов исследования.

Условия реализации программы - усиление профориентационной работы в образовательной организации; апробирование новых подходов в практико-ориентированной подготовке будущих педагогов; активизация использования педагогами новых образовательных технологий для построения учебного взаимодействия; внедрение модульной технологии в процесс развития профессиональной мотивации бакалавров [5].

Программа развития профессиональной мотивации будущих педагогов состояла из двух модулей. Первый модуль - «Общая ориентация студентов в профессии и формирование мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности» - это начальная форма вхождения в профессию. Модуль реализовывался в 1-4-м семестрах обучения в вузе, что соответствовало первому и второму этапу развития профессиональной мотивации. Вто-

рой модуль - «Вхождение в профессию на уровне способностей к профессиональной деятельности». В рамках данного модуля предполагалось вовлечение студентов в квазипрофессиональную деятельность (решение профессиональных задач, моделирование профессиональной деятельности); привлечение работодателей к проведению мастер-классов. Данный модуль реализовывался в 5-8-м семестрах обучения студентов в вузе (третий и четвертый этап развития профессиональной мотивации будущих педагогов). Краткая характеристика основных этапов программы представлена в таблице 1.

Представлены критерии развития профессиональной мотивации будущих педагогов и результат (положительная динамика уровня развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практи-ко-ориентированного обучения). В процессе исследования в соответствии с показателями по каждому критерию выделены три уровня развития профессиональной мотивации. Так, репродуктивный (низкий) уровень предполагает наличие у студента внешней отрицательной мотивации к профессиональной деятельности, отсутствие интереса к педагогической деятельности, низкую степень рефлексивности; неспособность контролировать свои эмоции, недостаточную степень стремления к получению знаний, нежелание участвовать в решении педагогических ситуаций. Продуктивный (средний) уровень предполагает то, что у студента преобладает внешняя положительная направленность мотивации, ситуативный интерес к педагогической деятельности, слабая заинтересованность в получении профессиональных знаний, участие в решении педагогических ситуаций не всегда по собственной инициативе, непостоянная способность контролировать свои эмоции, средняя степень рефлексивности.

Креативный (высокий) уровень свидетельствует о том, что у студента преобладает внутренняя направленность профессиональной мотивации, осознание важности профессии, устойчивый интерес к профессиональной деятельности, умение контролировать свои эмоции, регулярная рефлексия в отношении полученного психологического, эмоционального, когнитивного опыта, умение прогнозировать и успешно прини-

мать решения в изменяющихся условиях планирование своей деятельности в соответ-педагогической деятельности, сознательное ствии с нормативными требованиями.

Таблица 1

Краткая характеристика основных этапов программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентированного обучения

Этап Целевой компонент Содержательный компонент Технологический компонент Диагно стический компонент

1 - первичное принятие трудовых функций педагога; - оценка своих возможностей - формирование общих научно-обоснованных представлений о требованиях к профессии педагога; - осознание проблем и формирование потребности в профессиональном развитии - теоретическая деятельность в ходе лекционных, семинарских занятий; - рефлексия своих потребностей и способностей - анализ тезаурусных полей, опорных конспектов; - обобщение ролевого репертуара современного педагога; - интерес к профессии педагога

2 - осознание социального смысла профессии; - сопоставление трудовых действий с лучшим образцом педагогической деятельности - анализ практики работы образовательных учреждений; - выбор варианта модели поведения - аналитическая деятельность на семинарах; - рефлексивное отношение к освоению профессиональных действий - участие в элективных курсах, вебинарах; - участие в предметных неделях, внеучебных мероприятиях; - траектория профессионального движения; - профессиональное намерение

3 - презентация и защита проектов; - накопление проф. ЗУН - освоение новых образовательных технологий; - освоение технологий взаимодействия с детьми разного возраста - экспериментальная деятельность; - метод организованных стратегий; - рефлексия своих действий с учетом результатов практики и НИРС - участие в НИРС; - участие в деловых, орга-низационно-деятельност-ных, имитационных играх; - участие в предметных неделях; - удовлетворенность профессией, внутренние мотивы к проф. деятельности

4 - рефлексия профессиональной мотивации - интеграция теоретических знаний и практических умений - самостоятельная, творческая деятельность в ходе педагогической практики; - рефлексия профессиональных трудовых действий в пространстве своих возможностей - выполнение заданий практик; - трудоустройство по специальности; - профессиональное мышление

Представленная программа развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентирован-ного обучения была апробирована на базе ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» (Республика Алтай) со студентами, обучающимися по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». В исследовании участвовало

156 человек (17 преподавателей, 130 студентов, 9 - вспомогательный персонал). Для проведения формирующего и контрольного этапов эксперимента среди студентов были определены контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа (КГ) - студенты 1-го курса историко-филологического и естественно-географического факультетов (63 чел.). Экспериментальную группу (ЭГ)

составили студенты 1-го курса психолого-педагогического факультета (67 чел.). Эксперимент проводился на протяжении 4 лет на всех курсах избранных факультетов вуза в период с 2011 по 2014 гг. Сходство групп на начальном этапе работы обеспечивалось одинаковыми условиями обучения, практически сходным социальным составом, приблизительно одинаковыми количественными показателями уровня развития профессиональной мотивации студентов во всех выбранных группах. Возрастной период студентов очной формы обучения составлял от 17 до 23 лет. В экспериментальной группе проводилась работа по реализации программы развития профессиональной мотивации и созданию организационно-педагогических условий, которые способствовали эффективному развитию мотивации будущих педагогов.

Результаты проведенного исследования позволили определить положительную динамику уровней развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентированного обучения. Статистические данные обобщены по критериям и представлены в сравнении (табл. 2-4), их анализ дает основания утверждать, что в экспериментальной группе наблюдается значительное повышение уровня каждого компонента профессиональной мотивации будущих педагогов. Следовательно, достижение позитивных результатов обусловлено специально созданными организационно-педагогическими условиями, а также внедрением разработанной программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях практико-ориентиро-ванного обучения.

Таблица 2

Распределение экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) по профессионально значимому компоненту профессиональной мотивации студентов

Показатели ЭГ КГ

Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап

Внешняя и внутренняя мотивация (%)

Репродуктивный (низкий) 55 39 63 56

Продуктивный (средний) 33 45 26 31

Креативный (высокий) 12 16 11 13

Удовлетворенность профессией (коэффициент значимости) - 0,04 + 0,27 - 0,06 + 0,1

Показатели/уровни ЭГ КГ

Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап

Профессиональное намерение

Репродуктивный (низкий) 9,7 3,73 10,32 7,14

Продуктивный (средний) 67,16 45,52 66,67 57,94

Креативный (высокий) 22,76 50,75 23,02 34,92

Рефлексивность

Репродуктивный (низкий) 29,85 20,9 33,33 28,57

Продуктивный (средний) 53,73 35,82 51,09 46,03

Креативный (высокий) 16,41 43,28 15,87 25,4

Таблица 3

Распределение экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) по личностно-значимому компоненту профессиональной мотивации студентов (%)

Таблица 4

Распределение экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) по когнитивному компоненту профессиональной мотивации студентов (%)

Показатели/уровни ЭГ КГ

Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап

Профессиональная компетентность

Уровень профессиональной подготовки (объективный показатель) 5,89 8,02 5,74 6,48

Профессиональное мышление

Репродуктивный (низкий) 51 37 49 40

Продуктивный (средний) 42 46 44 52

Креативный (высокий) 7 17 7 8

В заключение можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента у студентов контрольной и экспериментальной групп имеются существенные различия в уровне развития компонентов профессиональной мотивации. Различия обусловлены

не случайными факторами, а определенной закономерной причиной - проведением опытно-экспериментальной работы по реализации программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях прак-тико-ориентированного обучения.

Библиографический список

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Наука, 2011. - 159 с.

2. Климов Е. А. Психолог. Введение в профессию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 205 с.

3. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]. -URL: http://www.irkpedagog.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).

4. Костюнина А. А. Психологические детерминанты профессиональной мотивации личности // Актуальные проблемы психологического знания: Теоретические и практические проблемы психологии: научно-практический журнал. -2012. - № 1 (22). - С. 44-50.

5. Костюнина А. А. Педагогические условия развития профессиональной мотивации студентов высший учебных заведений // Актуальные

проблемы науки третьего тысячелетия: материалы международной науч.-практ. конф. - Стерли-тамак: РИО АМИ, 2015. - С. 31-33.

6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 01.08.2015).

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 15.11.2015).

8. Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. Princeton. - N.Y., 1964. - 335 p.

9. Kleinginna P. R., Kleinginna A. M. A categorized list of motivation definitions, with suggestions for a consensual definition // Motivation and Emotion. - 1981. - № 5. - P. 263-291.

Поступила в редакцию 30.11.2015

Kostunina Alena Anatolevna

Senior lecturer of the Department of Psychology and Social Work, Gorno-Altai State University, [email protected], Gorno-Altaisk,

Mokretsova Ludmila Alekseevna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Rector, Shukshin Altai State Academy of Education, [email protected], Biysk,

THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF PRACTICE-BASED LEARNING

Abstract. The article highlights the main components of professional motivation, presents the stages of its development. The proposed program of development of professional motivation of future teachers was tested on the basis of the Gorno-Altai State University (Republic of Altai). The authors suggest the levels (reproductive, productive, creative), criteria (student-centered, activity-organizational, cognitive) development of professional motivation of future teachers and present the results of program implementation in educational process of the University. Keywords: professional motivation, practice-oriented training.

References

1. Asejev, V. G., 2011. Motivatsia povedenia i formirovania lichnosti [Motivation of behavior and personal development]. Moscow: Nauka, 159 p. (in Russ.).

2. Klimov, E. A., 2011. Psiholog. Vvedenije v professiju [Psychologyst. Intriductioin to the profession]. Moscow: Academija, p. 205 (in Russ.).

3. Konceptsia podderzhki razvitia pedagogich-eskogo obrazovanija [Concept of pedagogical education development support] [online]. Available at: http://www.irkpedagog.ru/ (Accessed 21 October 2015) (in Russ.).

4. Kostjunina, A. A., 2012. Psihologicheskie de-terminanty professionalnoj motivatsii lichnosti [Psychological determinants of personal's professional motivation]. Actualniye problemy psikhologichesko-go znanija: teoreticheskije i practicheskije proble-my psikhologii [Actual problems of psychological knowledge: theoretical and practical problems in psychology], 1 (22), pp. 44-50 (in Russ.).

5. Kostjunina, A. A., 2015. Pedagogicheskije us-lovija razvitija proffesionalnoj motivatsii studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Pedagogical conditions of students' professional motivation development in higher educational institutions]. Mezhdunarodnaja

nauchno-metodicheskaja konferencija "Aktualniye problem tretyego tisyachiletia" [Actual problems in 3rd millennium. Proc. Sci. and method. conf.]. Sterli-tamak: RIO AMI, pp. 31-33 (in Russ.)

6. Professionalnyj standart. Pedagog (pedagog-icheskaja deyatelnost' v sfere doshkolnogo, nachal-nogo obtshego, osnovnogo obtschego, srednego obtshego obrazovanija) (vospitatel', uchitel') [Professional standard. Pedagogue (pedagogical activity in preschool, elementary, basic general, secondary general education) (upbringer, teacher)] [online]. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/peda-gog-dok.html (Accessed 01 August 2015) (in Russ.).

7. Federalnaja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg [Federal purpose-oriented program of education development for 20162020] [online]. Available at: http://government.ru/ media/files/mlorxfXbbCk.pdf (Accessed 15 November 2015) (in Russ.).

8. Atkinson, J. W., 1964. An Introduction to Motivation. Princeton. New York, 335 p.

9. Kleinginna, P. R., Kleinginna, A. M., 1981. A categorized list of motivation definitions, with suggestions for a consensual definition. Motivation and Emotion, 5, pp. 263-291.

Submitted 30.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.