Научная статья на тему 'Реализация программы ранней профессиональной ориентации в условиях ПОО СПО (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего")'

Реализация программы ранней профессиональной ориентации в условиях ПОО СПО (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / PROGRAMME / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / EARLY VOCATIONAL ORIENTATION / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худолей Е.С., Задорожная Н.В.

В статье описывается программа ранней профориентации «Все работы хороши» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, реализуемой в условиях ПОО СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худолей Е.С., Задорожная Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE EARLY VOCATIONAL ORIENTATION PROGRAMME IN THE VET INSTITUTION (FROM WORK EXPERIENCE OF THE CHELYABINSK TECHNICAL COLLEGE OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY NAMED AFTER YA.P. OSADCHIY)

The article describes the early vocational orientation programme ‘All gobs are good’ for preschool and primary school children implemented in the VET institution.

Текст научной работы на тему «Реализация программы ранней профессиональной ориентации в условиях ПОО СПО (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего")»

Олейников Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, е-шай: oleynikow@mail.ru Мукашева Альмира Айкайдаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, медицинской информатики, информатики и статистики, физики ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск, е-шаД: aly71@mail.ru

Олейников Георгий Алексеевич, студент ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, е-шай: georgijolenik@mail.ru

Oleynikov A. A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, е-mail: oleynikow@mail.ru

Mukasheva A. A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, South Ural state medical university, Chelyabinsk, е-mail: aly71@mail.ru

Oleynikov G. A., student, Chelyabinsk state university, Chelyabinsk, е-mail: georgijolenik@mail.ru

Сведения для цитирования: Худолей, Е. С. Реализация программы ранней профессиональной ориентации в условиях ПОО СПО (из опыта работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего») [Текст] / Е. С. Худолей, Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 92-95.

УДК 377/372 ББК 74.200.52

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОО СПО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»)

Е. С. Худолей, Н. В. Задорожная

В статье описывается программа ранней профориентации «Все работы хороши» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, реализуемой в условиях ПОО СПО.

Ключевые слова: программа, ранняя профориентация, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, профессия.

В педагогических исследованиях последних лет обосновывается тезис о необходимости подготовки к правильному выбору будущей профессии детей не только старшего школьного, но и дошкольного возраста [1-3]. В условиях современной рыночной ситуации такой подход к подготовке будущих рабочих кадров оправдан, так как в дальнейшем позволит сократить материальные и временные затраты на переобучение населения. К тому же формирование ценностных ориентиров, выстраивание отношений человека с внешним миром, интерес к миру взрослых людей, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью, подра-

жание им начинается с дошкольного возраста, соответственно этот этап в развитии ребенка — наиболее благоприятный для знакомства с многообразием профессий, специальностей и приобретения простейшего опыта профессиональной деятельности.

В рамках функционирования региональной инновационной площадки на базе ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», посвященной проблеме «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации», была разработана программа ранней профессиональной ори-

ентации «Все работы хороши», рассчитанной на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-11 лет) и представляющей собой первую ступень программ профессиональной навигации. Далее предусмотрены следующие программы: «Кем быть?» (ориентирована на школьников 12-15 лет), «Твой карьерный трек» (ориентирована на детей 16-20 лет).

Разработка программ профориентации для разных возрастных групп, их реализация позволит повысить эффективность, качество профессионального образования, оптимизировать его и обеспечить уровень компетенций выпускников ПОО СПО, удовлетворяющий требованиям современного общества.

Целью программы «Все работы хороши» является знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий; приобретение первичного практического опыта по некоторым видам трудовой деятельности; определение значимости профессий; расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы «Все работы хороши», следующие:

- формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, а также представление детей о многообразии мира профессий, об особенностях отдельных видов трудовой деятельности;

- создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании через различные формы работы и виды деятельности;

- организовать экскурсии, позволяющие увидеть труд людей разных профессий;

- дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности;

- посредством профориентационных занятий создать условия для приобретения первичного трудового опыта по некоторым профессиям (например, повар, мастер по обработке цифровой информации и др.);

- развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас детей;

- расширять кругозор и познавательный интерес детей;

- развивать самостоятельность и ответственность детей при выполнении разных видов работ;

- развивать потребность детей в трудовой деятельности;

- посредством проводимых мероприятий создать условия для формирования положительного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к труду.

Полный срок реализации программы составляет семь лет и включает в себя девять занятий в год (один академический час в месяц). Структура программы представлена ниже:

- пояснительная записка (обоснование актуальности, целевая группа, срок реализации, цель, задачи, ожидаемые результаты);

- тематический план (темы, количество часов на освоение темы);

- календарно-тематическое планирование (номер занятия, тема, основные понятия, форма занятия, сроки проведения);

- условия реализации (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение);

- контроль и оценка результатов освоения программы;

- список использованной литературы;

- методические разработки профориентаци-онных мероприятий.

В рамках представленной программы предусмотрено проведение профориентацион-ных занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в следующих формах: встречи с людьми разных профессий (в том числе с родителями как представителями профессии); мастер-классы; проведение тематических выставок, конкурсов рисунков, викторин; экскурсии; беседы; сюжетно-ро-левые, дидактические, интерактивные игры; моделирование профессиональных ситуаций; демонстрация обучающих мультфильмов с дальнейшим их обсуждением; создание тематических рисунков; чтение тематических литературных произведений (стихи, загадки, рассказы) о профессиональной деятельности, выборе профессии и т. д.; рассматривание иллюстраций, картин о профессиях; наблюдение за трудом взрослых. При этом ведущая роль, безусловно, отводится игровой деятельности. По мнению Л. В. Куцаковой, «определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит

соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка» [4, с. 4].

Изучение профессий строится в соответствии со следующим планом: название профессии, рабочее место, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза для общества.

Проведение занятий по программе предполагает использование таких методических подходов, как:

- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

- интерактивность (работа в малых группах, сюжетно-ролевые игры и др.);

- обучение через опыт и сотрудничество.

Данные подходы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи. При реализации данной программы основные теоретические положения сопровождаются обязательным включением детей в практическую деятельность, что облегчает восприятие новой информации, ее закрепление и готовность ее применения в конкретных жизненных ситуациях.

В ходе освоения программы «Все работы хороши» планируется получение следующих результатов.

Обучающиеся должны знать:

- значение обобщающего слова «профессия»;

- особенности некоторых профессий и профессиональной деятельности;

- профессии своих родителей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

- о многообразии мира профессий.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять простейшие трудовые приемы по некоторым профессиям;

- узнавать профессии по описанию;

- самостоятельно определять виды трудовой деятельности в рамках разных профессий;

- имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда с целью облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем решающий выбор, который определит его жизнь. От правильно организованной работы по ранней профессиональной ориентации во многом зависит в целом дальнейшая социальная адаптация детей.

Библиографический список

1. Евдокимова, В. М. Проблема развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. М. Евдокимова // Наука и образование : Новое время. — 2017. — № 3. — С. 744-747.

2. Сидоров, В. В. Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия [Текст] / В. В. Сидоров, Ю. Н. Новопашина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 63-68.

3. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : Ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.

4. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст] : программ.-метод. пособие / Л. В. Куцакова. — М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2005. — 143 с.

For citation: Khudolei, E. S. Implementation of the early vocational orientation programme in the VET institution (from work experience of the Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy) [Text] / E. S. Khudolei, N. V Zadorozhnaya // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 92-95.

IMPLEMENTATION OF THE EARLY VOCATIONAL ORIENTATION PROGRAMME IN THE VET INSTITUTION (FROM WORK EXPERIENCE OF THE CHELYABINSK TECHNICAL COLLEGE OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY NAMED AFTER YA.P. OSADCHIY)

E. S. Khudolei, N. V. Zadorozhnaya

The article describes the early vocational orientation programme 'All gobs are good' for preschool and primary school children implemented in the VET institution.

Key words: programme, early vocational orientation, preschool and primary school children, profession.

References

1. Evdokimova V.M. Problema razvitiya professional'noi orientatsii detei starshego doshkol'nogo vozrasta. Nauka i obrazovanie : Novoe vremya, 2017, no. 3, pp. 744-747. (In Russian)

2. Sidorov V.V. Obespechenie navigatsii po vostrebovannym professiyam tekhnicheskogo pro-filya dlya obuchayushchikhsya raznykh vozrastnykh grupp v ramkakh setevogo vzaimodeistviya. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 3, i. 15, pp. 63-68. (In Russian)

3. Sichinskii E.P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : Tsennostno-orientatsionnyi kontekst. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 2, i. 10, pp. 9-12. (In Russian)

4. Kutsakova L.V. Nravstvenno-trudovoe vospitanie rebenka-doshkol'nika. Moscow, Gumanitar. izd. tsentr «Vlados», 2005. 143 p. (In Russian)

Худолей Елена Сергеевна, директор ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-шаП: hudoley@chtpgh.ru

Задорожная Надежда Викторовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-шай: nadezhda.zadorozhnaja@ yandex.ru

Khudolei E. S., director, Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, е-mail: hudoley@ chtpgh.ru

Zadorozhnaya N. V., candidate of philological sciences, deputy director, Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, е-mail: nadezhda.za-dorozhnaja@yandex.ru

Сведения для цитирования: Шадчин, И. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО : Проблемы и перспективы [Текст] / И. В. Шадчин, А. Г. Вардугин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 95-101.

УДК 376 ББК 74.57

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И. В. Шадчин, А. Г. Вардугин,

В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с актуальными проблемами развития системы информационно-методического и ресурсного обеспечения профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.