ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Г.Т. Бурхонова
Ключевые слова:
система среднего
специального
профессионального
образования,
непрерывное
образование,
образование взрослых.
44
реализация программы «психолого-педагогические основы обучения взрослых»
в системе среднего специального образования республики Узбекистан
В статье раскрываются предпосылки к разработке программы «Психолого-педагогические основы обучения взрослых», существующие в системе Среднего Специального Профессионального Образования (ССПО) Республики Узбекистан, и показаны результаты внедрения учебного курса, разработанного в рамках данной программы.
Понятие непрерывного образования, отразившее в себе требования современного социального и научно-технического прогресса, приобрело в последние годы значение важнейшего социально-педагогического принципа, определяющего общий подход к построению целостной поэтапной системы образования человека на протяжении всей его жизни. Эта система включает в себя дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Названные этапы должны быть преемственно связаны друг с другом: на каждом предшествующем этапе нужно формировать готовность человека к дальнейшему образованию и самообразованию, а на каждом последующем этапе необходимо развивать и обо-
Реёадод1ка_#3_15_06лпёё 44
17.06.2012 14:17:08
гащать те знания, которые человек получил ранее.
В условиях рыночных отношений базовое образование, получаемое в высших, общих средних и средних специальных профессиональных учебных заведениях, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения различных социальных ролей. Процесс приобретения новых знаний, компетенций должен продолжаться в течение всей жизни.
Образование взрослых в нашей стране представляет собой одно из важнейших и массовых звеньев непрерывного образования. Оно включает в себя систему общекультурного образования и самообразования граждан, направленную на развитие общественно-политических знаний, лежащих в основе гражданского самосознания человека, а также систему поэтапного повышения профессиональной квалификации взрослых. Это помогает взрослым совершенствовать свою общенаучную и общекультурную подготовку в самых различных сферах и направлениях.
В Узбекистане повышением квалификации и переподготовкой кадров системы среднего специального, профессионального образования занимаются Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки кадров ССПО, факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных заведениях и профессиональных колледжах, оснащенных современным учебным оборудованием. Однако преподаватели этих факультетов владеют, в основном, знаниями и педагогическими навыками работы с учащимися и студентами. У них, к сожалению, не хватает опыта и навыков, необходимых для работы со взрослым контингентом.
Как известно, образование взрослых имеет свою специфику, отличающуюся от школьной и профессиональной педагогики, объектами которой являются ученики средних школ, учащиеся профессиональных колледжей и академических лицеев, а также студенты вузов. Обучение взрослых сегодня требует от преподавателя особого участия в образовательном процессе, активного поиска эффективных методов и средств обучения, что позволит обучаемому взрослому соответствовать требованиям современного рынка труда, сохранять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни, удовлетворять различные индивидуальные потребности в самосовершенствовании и самореализации себя как личности.
Реаадорка_#3_15_06.ш<Ы 45 17.06.2012 14:17:08
Формирование профессиональной карьеры I
Для решения данной задачи сотрудниками Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для среднего специального, профессионального образования при поддержке Представительства немецкой Ассоциации народных университетов (DVV International) был реализован проект «Подготовка андрагогов на базе Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для ССПО». Его основной целью являлось создание условий для реализации концепции непрерывного образования человека в течение всей его жизни. В рамках проекта была разработана образовательная программа «Психолого-педагогические особенности обучения взрослых», предназначенная для педагогов профессиональных колледжей, работающих в системе ССПО, и педагогов, обучающих взрослых второй профессии в службах занятости населения.
Кроме того, был разработан учебный курс «Основы андрагогики» включивший фундаментальные положения научно-теоретического и практического обучения взрослых и основные подходы к решению проблемы ресоциализации взрослых. Основу данного курса представляет модульная технология обучения, которая включает:
• три учебных блока: «Теоретические основы обучения взрослых», «Андрагогика как область социальной практики», «Технология обучения взрослых». Последний блок предназначен для закрепления пройденного материала и самостоятельной работы слушателей курса;
• 17 образовательных модулей для преподавателей, папку дидактических материалов для участников, содержащую презентационные и раздаточные материалы по всем трем блокам программы.
В апробации учебного курса «Психолого-педагогические особенности обучения взрослых» приняли участие 15 педагогов служб занятости населения в системе ССПО и высоко оценили его.
Анализ эмпирических данных анкет самооценки и психологических тестов («Методика оценки педагогической проницательности» (А.А. Реан), «Определение уровня эмпатийности» (методика И.М. Юсупова), «Индивидуальный стиль преподавания» (вопросник А.К. Марковой, А.Я. Никоновой) в процессе формирования личностных качеств показал, что:
• у участников появились изменения стиля работы; у них появились такие личностные качества андрагога, как терпимость, эмпатия, коммуникативность, тактичность, самокритичность, организатор-
46
ские способности, отзывчивость, понимание проблем безработных;
• участники овладели теоретическими и практическими навыками разработки новой учебно-методической базы;
• участники научились самостоятельно создавать благоприятную психолого-педагогическую среду для развития субъектов образовательного процесса.
Мы с уверенностью можем говорить, что подобные учебные курсы будут служить повышению уровня знаний о принципах образования взрослых. Это даст возможность профессиональным педагогам Узбекистана принимать участие в процессе образования взрослых в других странах, позволит повысить эффективность профессионально-педагогической подготовки андрагогов.
— Литература —
1. Колесникова И.А. Основы андрагогики. - М., 2003.
2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.151-154.
3. Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г. Вершиловского. -СПб., 1998.
47