Научная статья на тему 'Реализация программы «Психолого педагогические основы обучения взрослых» в системе среднего специального образования республики Узбекистан'

Реализация программы «Психолого педагогические основы обучения взрослых» в системе среднего специального образования республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / THE SYSTEM OF SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурхонова Гулнора Талкуновна, Варга Велта Владимировна

В статье раскрываются предпосылки к разработке программы «Психолого-педагогические основы обучения взрослых», существующие в системе Среднего Специального Профессионального Образования (ССПО) Республики Узбекистан, и показаны результаты внедрения учебного курса, разработанного в рамках данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурхонова Гулнора Талкуновна, Варга Велта Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the «Psychological and Pedagogical Basis of Adult Education» Program in the System of Specialized Secondary Education of the Republic of Uzbekistan1«Psychology and Sociology» Chair, IEC and IPC JMPR

The prerequisites to the elaboration of the «Psychological and Pedagogical Basis of Adult Education» Program that exist in the system of Specialized Secondary Education of the Republic of Uzbekistan, and the results of the implementation, elaborated under this program are disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация программы «Психолого педагогические основы обучения взрослых» в системе среднего специального образования республики Узбекистан»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Г.Т. Бурхонова

Ключевые слова:

система среднего

специального

профессионального

образования,

непрерывное

образование,

образование взрослых.

44

реализация программы «психолого-педагогические основы обучения взрослых»

в системе среднего специального образования республики Узбекистан

В статье раскрываются предпосылки к разработке программы «Психолого-педагогические основы обучения взрослых», существующие в системе Среднего Специального Профессионального Образования (ССПО) Республики Узбекистан, и показаны результаты внедрения учебного курса, разработанного в рамках данной программы.

Понятие непрерывного образования, отразившее в себе требования современного социального и научно-технического прогресса, приобрело в последние годы значение важнейшего социально-педагогического принципа, определяющего общий подход к построению целостной поэтапной системы образования человека на протяжении всей его жизни. Эта система включает в себя дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Названные этапы должны быть преемственно связаны друг с другом: на каждом предшествующем этапе нужно формировать готовность человека к дальнейшему образованию и самообразованию, а на каждом последующем этапе необходимо развивать и обо-

Реёадод1ка_#3_15_06лпёё 44

17.06.2012 14:17:08

гащать те знания, которые человек получил ранее.

В условиях рыночных отношений базовое образование, получаемое в высших, общих средних и средних специальных профессиональных учебных заведениях, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения различных социальных ролей. Процесс приобретения новых знаний, компетенций должен продолжаться в течение всей жизни.

Образование взрослых в нашей стране представляет собой одно из важнейших и массовых звеньев непрерывного образования. Оно включает в себя систему общекультурного образования и самообразования граждан, направленную на развитие общественно-политических знаний, лежащих в основе гражданского самосознания человека, а также систему поэтапного повышения профессиональной квалификации взрослых. Это помогает взрослым совершенствовать свою общенаучную и общекультурную подготовку в самых различных сферах и направлениях.

В Узбекистане повышением квалификации и переподготовкой кадров системы среднего специального, профессионального образования занимаются Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки кадров ССПО, факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных заведениях и профессиональных колледжах, оснащенных современным учебным оборудованием. Однако преподаватели этих факультетов владеют, в основном, знаниями и педагогическими навыками работы с учащимися и студентами. У них, к сожалению, не хватает опыта и навыков, необходимых для работы со взрослым контингентом.

Как известно, образование взрослых имеет свою специфику, отличающуюся от школьной и профессиональной педагогики, объектами которой являются ученики средних школ, учащиеся профессиональных колледжей и академических лицеев, а также студенты вузов. Обучение взрослых сегодня требует от преподавателя особого участия в образовательном процессе, активного поиска эффективных методов и средств обучения, что позволит обучаемому взрослому соответствовать требованиям современного рынка труда, сохранять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни, удовлетворять различные индивидуальные потребности в самосовершенствовании и самореализации себя как личности.

Реаадорка_#3_15_06.ш<Ы 45 17.06.2012 14:17:08

Формирование профессиональной карьеры I

Для решения данной задачи сотрудниками Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для среднего специального, профессионального образования при поддержке Представительства немецкой Ассоциации народных университетов (DVV International) был реализован проект «Подготовка андрагогов на базе Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для ССПО». Его основной целью являлось создание условий для реализации концепции непрерывного образования человека в течение всей его жизни. В рамках проекта была разработана образовательная программа «Психолого-педагогические особенности обучения взрослых», предназначенная для педагогов профессиональных колледжей, работающих в системе ССПО, и педагогов, обучающих взрослых второй профессии в службах занятости населения.

Кроме того, был разработан учебный курс «Основы андрагогики» включивший фундаментальные положения научно-теоретического и практического обучения взрослых и основные подходы к решению проблемы ресоциализации взрослых. Основу данного курса представляет модульная технология обучения, которая включает:

• три учебных блока: «Теоретические основы обучения взрослых», «Андрагогика как область социальной практики», «Технология обучения взрослых». Последний блок предназначен для закрепления пройденного материала и самостоятельной работы слушателей курса;

• 17 образовательных модулей для преподавателей, папку дидактических материалов для участников, содержащую презентационные и раздаточные материалы по всем трем блокам программы.

В апробации учебного курса «Психолого-педагогические особенности обучения взрослых» приняли участие 15 педагогов служб занятости населения в системе ССПО и высоко оценили его.

Анализ эмпирических данных анкет самооценки и психологических тестов («Методика оценки педагогической проницательности» (А.А. Реан), «Определение уровня эмпатийности» (методика И.М. Юсупова), «Индивидуальный стиль преподавания» (вопросник А.К. Марковой, А.Я. Никоновой) в процессе формирования личностных качеств показал, что:

• у участников появились изменения стиля работы; у них появились такие личностные качества андрагога, как терпимость, эмпатия, коммуникативность, тактичность, самокритичность, организатор-

46

ские способности, отзывчивость, понимание проблем безработных;

• участники овладели теоретическими и практическими навыками разработки новой учебно-методической базы;

• участники научились самостоятельно создавать благоприятную психолого-педагогическую среду для развития субъектов образовательного процесса.

Мы с уверенностью можем говорить, что подобные учебные курсы будут служить повышению уровня знаний о принципах образования взрослых. Это даст возможность профессиональным педагогам Узбекистана принимать участие в процессе образования взрослых в других странах, позволит повысить эффективность профессионально-педагогической подготовки андрагогов.

— Литература —

1. Колесникова И.А. Основы андрагогики. - М., 2003.

2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.151-154.

3. Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г. Вершиловского. -СПб., 1998.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.