Научная статья на тему 'Профессионально-личностные требования к андрагогической подготовке педагогов в системе вузовского и постдипломного образования'

Профессионально-личностные требования к андрагогической подготовке педагогов в системе вузовского и постдипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные требования к андрагогической подготовке педагогов в системе вузовского и постдипломного образования»

© 2006 г А.И. Кукуев

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО И ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андрагогика как направление педагогики изучает методологические, теоретические, практические и психологические аспекты образования взрослых, а также самореализации личности на протяжении всей жизни взрослого человека.

В настоящее время андрагогами называют не только специалистов, работающих в образовательных учреждениях для взрослых, но и других областей деятельности, оказывающих влияние на образование взрослых. Выделяются следующие сферы деятельности специалистов-андрагогов: преподавательская; научно-методическая; социально-педагогическая.

В числе андрагогических работников - руководители учреждений, работники культуры, социальные работники, организаторы досуга, туризма, работники служб занятости, психологической и медицинской реабилитации, библиотекари и т.д. Андрагогические функции связаны с должностными обязанностями различных специалистов: руководителей, социальных работников, волонтеров, которые участвуют в работе со взрослыми, активистами общественных движений. Соответственно, каждая категория специалистов-анд-рагогов отличается определенным уровнем компетентности в решении профессиональных задач и проблем. Под андрагогической компетентностью понимаются те компетенции и ценностные ориентации, которые необходимы для выполнения социальной андрагоги-ческой роли: знания, умения, навыки, качества, нравственные ценности. Общая андрагогическая подготовка специалистов может содержать философские, психологические, социологические, культурологические, дидактические и другие аспекты. Для всех андрагогов-специалистов общими, базовыми знаниями является учет возрастных особенностей и специфика обучения взрослых, владение организационными основами и технологиями обучения взрослых, методами диагностики и проектирования.

Основными качествами андрагога как личности являются «терпимость, доброжелательность, эмпатия, контактность, отзывчивость, энтузиазм, стремление к лидерству, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к постоянному совершенствованию» [1, с. 115]. Важными являются также гуманистические ценностные ориентации.

При подготовке таких специалистов в системе педагогического образования необходимо учитывать построение содержания андрагогической подготовки андрагога-преподавателя. Как известно, роль образования проявляется в двух функциях: профессиональной и личностной. Соответственно, в содержании педагогического образования выделяется два блока: общекультурный и общенаучный, и профессионально-образовательный. Содержание андрагогики как учебного предмета представлено, с одной стороны,

профессиональным знанием, формирующим культуру информационно-образовательного взаимодействия со взрослыми людьми (коллегами, клиентами, обучающимися); с другой - личностным знанием, обеспечивающим информационную и методическую поддержку профессионального, культурного, духовного развития на протяжении всей жизни. Разработанный в 1995 г. Государственный образовательный стандарт по специальности 03.14.00 - «Андрагогика» включает 4 блока дисциплин: общекультурный, психолого-педагогический, медико-биологический и предметный. Предметный блок «Андрагогика» состоит из курсов: «Введение в андрагогику», «Психология развития взрослого человека», «Основы андрагогики», «История развития андрагогических концепций и идей», «Философия и социология образования», «Технология обучения взрослых», «Технология самостоятельного обучения», «Основы психолого-андрагогической диагностики» и др. Стандартом предусмотрены курсы по выбору и курсы специализаций, программы для получения дополнительной специальности. Однако данная специальность вскоре после появления была выведена из программы вузов, хотя потребность в подготовке этих кадров остается.

Поэтому необходимо разрабатывать актуальные варианты андрагогической подготовки специалистов для работы со взрослыми с учетом современных реалий. Рассмотрим некоторые возможности данной подготовки отдельных педагогических специальностей и ее содержательного наполнения на основе государственного стандарта 03.14.00 «Андрагогика» с учетом современной образовательной ситуации России.

Подготовка преподавателей-андрагогов в России. Главным специалистом в области работы со взрослыми людьми является преподаватель-андрагог, к сфере деятельности которого относится «подготовка кадров преподавателей для обучения андрагогов и проведение научных исследований в области образования взрослых» [1, с. 105]. Опыт практической деятельности учреждений формального и неформального образования в России позволяет констатировать дефицит таких специалистов. Педагоги вузов, специалисты постдипломного образования не достаточно используют в своей работе со взрослой аудиторией современные технологии обучения, не осведомлены об изменениях, происходящих в системе образования взрослых в России и за рубежом.

Основным и единственным академическим институтом, который занимается этими проблемами, является Институт образования взрослых РАО в Санкт-Петербурге. Там же находится Академия постдипломного педагогического образования, международная академия образования взрослых. В Москве в структуре АПК и ПРО есть кафедра образования взрослых. Вместе с тем, в отдельных регионах, особенно тех, в которых

действуют Ассоциации образования взрослых, при педагогических вузах, институтах повышения квалификации создаются кафедры и лаборатории андраго-гики, главной задачей которых является методическое сопровождение образования взрослых в образовательных учреждениях.

Например, кафедры андрагогики открыты в Красноярском государственном педагогическом университете (КГПУ), Псковском областном институте повышения квалификации работников образования (кафедра педагогики и андрагогики), Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Лаборатории андрагогики имеются в Ростовском государственном педагогическом университете (при кафедре управления образованием), Кузбасском региональном институте развития профессионального образования и других высших образовательных учреждениях и учреждениях повышения квалификации. На кафедрах и в соответствующих лабораториях накоплен определенный опыт андрагогической подготовки преподавателей. Так в КГПУ при поддержке Сибирской ассоциации образования взрослых реализуется проект обучения специалистов-андрагогов трех уровней [2]:

1. Подготовка преподавателей-модераторов, владеющих технологиями обучения мультипликаторов, интерактивными методами работы со взрослыми, технологиями проведения тренингов. Задачей специалистов-андрагогов первого уровня является в свою очередь подготовка специалистов-андрагогов второго уровня.

2. Команда второго уровня - мультипликаторы, они представляют различные сферы образования взрослых. Их предназначение - овладение методами работы со взрослыми для последующей мультипликации (при подготовке группы специалистов-андрагогов третьего уровня в своей сфере деятельности). Ожидаемыми результатами данного проекта являются подготовленные преподавательские кадры для различных сфер системы образования взрослых.

Андрагогическая подготовка преподавателей реализуется на основе проектного подхода, исходя из практической потребности в специалистах в регионе. Причем подготовкой специалистов-андрагогов первого уровня официальные образовательные структуры не занимаются: она происходит по инициативе самих обучающихся по собственной программе самоподготовки (участие в семинарах, консультации ученых, прохождение разного рода тренингов и т.д.). Вместе с тем, потребность в андрагогической подготовке тренеров команд, занимающихся образованием взрослых, вузовских преподавателей и других категорий педагогических работников остается актуальной. Здесь акцент должен быть сделан на предметном блоке образовательного стандарта «Андрагогика» и прежде всего на технологиях обучения, модульном построении учебных программ.

Андрагогическая компетентность менеджеров образования. По результатам различных исследований в области менеджмента, наиболее востребованными управленческими компетенциями являются навыки:

- руководителя (умения принимать решения, лидерство, формирование команды, развитие организации):

- коммуникационные, т.е. управление человеческими ресурсами;

- в области маркетинга и финансов;

- управления качеством и эффективностью, управления проектами [3].

Вместе с тем, для руководителей образования, прежде всего директоров образовательных учреждений также существенными личностными умениями являются:

- умение создавать благоприятный климат в коллективе;

- устанавливать связи с окружающей социальной средой;

- политическая проницательность;

- умение рисковать;

- творческие, аналитические способности и другие

[4].

Ключом к успеху в управлении организацией является способность сосредоточиться на решении проблем, которые присущи определенной стадии жизненного цикла организации. Весьма актуальным представляется анализ процесса изменений, где наряду с корректировкой планов внедрения изменений и определением проблемных областей организации существенное значение имеет получение информации об установках и взглядах педагогов.

Руководитель является главным помощником педагогов в их профессиональном становлении и личностном развитии. Поэтому современному руководителю образования необходимо владеть андрагогической компетентностью, т. е. по отношению к своему коллективу он выступает в роли андрагога [5, с. 173].

Большое значение имеет профессиональный его имидж, с помощью которого предъявляются и транслируются эталонные модели профессионального поведения и общения, специфика культуры учреждения [5, с. 174]. От его стиля поведения зависит прежде всего организационная культура коллектива. В корпоративной образовательной системе он является транслятором своего профессионального опыта, а в специализированной - руководителем, организатором, консультантом.

В связи с этим современный руководитель образования должен определиться в собственной парадигме управленческой деятельности. Образ современного стиля управления - менеджер образования, его основная забота заключается в управлении процессами. Образ «традиционного директора» - управление людьми. Современная модель руководителя должна соединять в себе и те, и другие качества.

Актуальной в настоящее время является концепция обучающейся организации, где руководитель является инициатором стимулирования обучения коллектива. Наиболее эффективной формой повышения квалификации, компетенций педагогов в системе учебы педагогического коллектива представляется групповая работа, работа в команде, поэтому от руководителя требуются соответствующие знания, умения и навыки работы в команде. Он становится модератором - организатором интерактивных семинаров, конференций, педсоветов.

Наряду с парадигмой управленческой деятельности руководителю необходимо определиться с типом образования, присущим образовательному учреждению. Обучение только технологиям образовательного и воспитательного процессов не позволяют реализовать личностное развитие человека, этому может способствовать создание определенного жизненного уклада, направленного на раскрытие способностей, внутреннего мира обучаемых и воспитанников.

Это становится возможным на основе личностно ориентированного образования культурологического типа. Существенной характеристикой данного типа образования является интеграции образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование [6]. Содержанием образования является проживание собственной жизни в формах культурного бытия, взаимопонимание и взаимоуважение личности.

Обеспечение культуросообразности образовательной среды предполагает изменение многих традиционных педагогических установок, гуманизацию среды. Это глубокий процесс изменения самого педагога на пути перехода от авторитарности к гуманизму, который связан с раскрытием возможностей педагога. И здесь руководитель выступает в роли андрагога-воспитателя, его главной задачей является помощь в самореализации, раскрытии целостной, самодостаточной личности педагога.

При курсовой переподготовке необходимо учитывать перечисленные аспекты в деятельности руководителя. При подготовке менеджеров образования в содержание курсовой подготовки следует включить «Основы андрагогики» как базовую дисциплину специальности «Андрагогика».

Андрагогические аспекты в подготовке тьюторов. Специальность «тьютор», появившаяся впервые в английских колледжах и университетах, была ориентирована и продолжает иметь место в индивидуализированном образовательном процессе. Выражаясь современной педагогической терминологией, английская тьюто-риальная система обучения связана с педагогическим сопровождением ученика преподавателем.

Тьютор - как андрагогическая специальность в нашей стране обязана своему появлению в связи с развитием дистанционного обучения. Система дистанционного образования, появляющаяся во многих высших учебных заведениях предъявляет к тьюторам высокие профессиональные требования для достижения качества подготовки специалистов. Подготовка этих специалистов возможна как на базе вузов, так и в центрах дистанционного образования и Интернет-образования.

Современный тьютор объединяет несколько функций. Он - преподаватель-консультант, участвующий в процессе дистанционного обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Как преподаватель, ведущий учебный процесс, тьютор должен уметь:

- проводить занятия со слушателями;

- обеспечивать правильное и эффективное использование соответствующего учебно-методического со-

провождения учебного курса (учебно-практические пособия, аудио- и видеоматериалы).

Как консультант он должен знать как:

- проводить групповые консультационные занятия;

- индивидуально консультировать слушателей по различным вопросам изучаемого учебного курса;

- помогать слушателям в их профессиональном самоопределении.

Как организатор (менеджер) учебного процесса тьютор должен уметь:

- составлять индивидуальный график учебного процесса (занятия, консультации) по учебному курсу, по которому он работает с группой;

- организовывать и проводить групповые (коммуникативные) занятия со слушателями;

- осуществлять текущую аттестацию слушателей (промежуточное и заключительное тестирование, контрольные и лабораторные работы, итоговый экзамен или зачет).

Система дистанционного образования предъявляет к тьюторам высокие профессиональные требования для достижения качества подготовки специалистов в системе дистанционного образования, поддержания имиджа образовательного учреждения, который он (тьютор) представляет в сфере образования.

У него должно быть: высшее образование; опыт педагогической, научной, методической и, по возможности, практической управленческой деятельности; практические представления о тех конкретных областях деятельности, которые прямо относятся к учебному курсу, по которому он ведет преподавание.

Личностные качества тьютора тесно связаны с возможностью выполнения своих должностных обязанностей: открытость, коммуникабельность, оптимизм. Он должен владеть в совершенстве индивидуальными и групповыми способами обучения, формировать мотивацию обучения, владеть проектировочными умениями [7].

Исследователи выделяют следующие направления работы тьютора-андрагога [8, с. 63]:

- научить учиться самостоятельно, организовать обучение;

- контролировать ход обучения;

- совершенствовать свои профессиональные знания;

- мотивировать обучающихся на процесс обучения;

- консультировать обучающихся;

- совершенствовать технологии обучения.

Для тьюторов из содержания образовательного стандарта по специальности «Андрагогика» можно предложить дисциплину «Организация и технология дистанционного обучения», а также «Технология самостоятельного обучения».

Андрагогическая подготовка научных работников. Андрагогическая составляющая необходима в деятельности научных работников, особенно тех, кто непосредственно занимается опытно-экспериментальной и проектировочной деятельностью. Подготовка подобного рода специалистов должна осуществляться в магистратуре педагогических вузов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ 31 января 2005 года (квалификация магистр педагогики) предполагает наряду с педагогической деятельностью овладение выпускниками навыками научно-исследовательской работы: владения современными технологиями получения и обработки экспериментальных данных, методами исследований, проектирования и реализации нового содержания обучения, диагностирования уровня образованности. В перечне специальных аннотированных магистерских программ программа по андраго-гической подготовке отсутствует, однако список специализаций магистров является открытым и может быть дополнен в будущем. Вместе с тем, андрагогические аспекты образования могут быть рассмотрены в рамках существующей дисциплины федерального компонента «Современные проблемы науки и образования». Это - проблемы дидактики: образование взрослых как часть системы непрерывного образования в России и за рубежом, особенности образования взрослых, технологии обучения и др.

Андрагогическая подготовка магистров может включать также такие курсы как «Введение в андраго-гику», «Основы психолого-педагогической диагности-

В течение последних лет на самом высоком государственном уровне активизировалось обсуждение вопроса о модернизации общественных отношений в области образования. Предполагается, что его реформа должна затронуть все уровни системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. На сегодня идеи модернизации материализовались в нескольких концептуально ориентированных документах федерального масштаба. Государственная политика, в том числе перспективная, в данной области встречает немало критики не только в среде учителей школ, преподавателей вузов, но даже в академических кругах. Отметим, что образование является объектом разного рода реформирования в течение, как минимум, последних 15 лет. Однако, новый и наиболее последовательный импульс проектирования изменений в этой системе был получен со времени принятия Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 29.12. 2001 г. [7].

Исследователи профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателя, поставив вопрос о системном подходе, в последующих изысканиях применили его к анализу про-

ки» из перечня государственного стандарта по специальности 03.14.00 «Андрагогика».

Литература

1. Змеев С.И. Основы андрагогики: Учеб. пособие. М., 1999.

2. Проект Сибирской ассоциации образования взрослых // http://saov.krs.ru.

3. Афонин А., Гибсон М., Деревягина Л., Корсаков М., Лысенко А. Ключевые компетенции российских менеджеров // http://www.delphi-project.ru.

4. Верховцева Л.Л. Социальные особенности модернизации российского образования. Вопросы интернет-образования. № 16. http://www./center fio. ru/vio.

5. Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Основы андрагогики: Учеб. пособие. М., 2003.

6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

7. Комраков Е.С. Проектировочная деятельность тьютора в системе открытого дистанционного образования: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

8. Василькова Т.А. Андрагогика: Учебно-методическое пособие. М., 2002.

г.

фессионально-педагогической деятельности, которая рассматривается как сложная динамическая, многоуровневая иерархическая структура. Еще в психолого-педагогической науке конца 90-х гг. XX в. была осознана необходимость критического осмысления сложившейся практики подготовки педагогических кадров. Это способствовало внесению изменений в теоретические конструкции профессионально-педагогической подготовки преподавателя, сформировавшиеся в XIX в. и 70-90-е гг. XX - начала XXI в. на основе внутринаучной рефлексии, т.е. педагогического науковедения. Науковедческий анализ педагогических теорий, идей, концепций, гипотез, инноваций зависит от характера источниковедческой базы, раскрывающей научное творчество ученых, их школ, научных сообществ [2-5].

Это актуализирует анализ накопленного научно-педагогического знания о повышении квалификации преподавателя комплекса «колледж-вуз» (идей, концепций, гипотез, эмпирических данных, исследований научных школ и научных сообществ) в науковедческом аспекте.

Анализ исследований многих научных школ показывает, что некоторые вопросы, связанные с повышением квалификации преподавателей вузов, пред-

Ростовский государственный педагогический университет 16 июня 2006

© 2006 г. Т.Н. Маркова

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.