РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «МОЯ РОССИЯ, СТРАНА МОЯ» ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ «ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО 5-8 КЛАСС» В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
Самарская С.В.
Самарская Снежана Владимировна - учитель изобразительного искусства и черчения, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И. Исаевой, г. Нефтеюганск
Аннотация: в статье представлен опыт внеурочной деятельности образовательной организации через реализацию программы «Моя Россия, страна моя». Программа разработана по методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе». Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание интереса к народному искусству, гончарная мастерская, народные промыслы.
Традиционные русские народные промыслы знакомы каждому с детства, но это относится только к нашему взрослому поколению. Дети вряд ли знают, что заставленные у бабушки шкафы яркими безделушками и разноцветной посудой, это и есть знаменитые Хохлома, Гжель, Дымковские игрушки, Палехские шкатулки, а висящие на кухонной стене доски и подносы - это же те самые настоящие - Городецкая роспись и Жостовские подносы. И даже сами мы, побывав в новых местах, приобретаем различные сувениры народных умельцев, зачастую не знаем, что это за промысел и когда он возник. А может быть там целая волшебная история, которая могла бы затронуть за живое многих людей, заинтересовать, потянуть за собой. Ведь так и рождаются новые мастера.
Но в наше время дети быстрее назовут брендовые марки телефонов, популярные компьютерные игры, чем передадут особенности создания хохломской посуды. А это ведь наша с вами культура, культура русского народа, которая может со временем исчезнуть, и наши выросшие дети не смогут передать своим детям историю своего народа. Ведь знание традиционного искусства своей страны наполняет глубоким содержанием всю жизнь человека. Это историческая память, сохранение обычаев и обрядов, почитание отцов и дедов. Особенность русской народной культуры еще и в том, что практически каждый уголок нашей страны, области или автономного округа имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое. Наша Югра богата ремеслами и промыслами народов ханты и манси. И главное сейчас нужно это все сохранить.
В настоящее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Мы наблюдаем возрождение интереса россиян к народному творчеству, в том числе к народным художественным промыслам. Уже не просто мы покупаем красивую игрушку, а хотим узнать ее историю, из чего она сделана, и еще больше, пробуем свои силы в изготовлении разных традиционных изделий.
В общеобразовательных школах ведется активная деятельность по возрождению и сохранению художественных промыслов. В чем особенно помогает правильно построенная внеурочная работа. В нашей школе этому способствует апробация методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс». На основе этого методического пособия была разработана рабочая программа «Моя Россия, страна моя»
Программа «Моя Россия, страна моя» дает огромную возможность приобщить детей к ценностям народной культуры, дать им понимание высокого художественного мастерства, создателей произведений.
Актуальность программы
Работа по этой программе позволяет расширить и углубить художественные знания и умения учащихся.
Актуальность проявляется в применении разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мастер-классы, творческие встречи, научные, исследовательские и выставочные проекты, инсценировка праздников.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, интегрированной. Предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, пластилине, глине, дереве или в рисунках, живопись, графика. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности каждого ученика, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать и понимать всю полноту народного искусства, оценивать его значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. И, конечно же, учащиеся получают дополнительную информацию по остальным изучаемым в школе предметам, таким как музыка, история, география, литература.
Направленность программы «Моя Россия, страна моя» является формированием целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов. Освоение мирового художественного наследия идет через промыслы и ведет к сохранению культуры. Понимание происходит через изготовление различных изделий народных промыслов [4].
Новизна программы в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о народных художественных промыслах и ремеслах, знакомятся с устным народным творчеством, фольклором.
Знакомятся с правилами композиции, основам лепки, рисования.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и актуальным.
Цель: воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусств, через воплощение различных изделий народного искусства.
Задачи:
1. Воспитание интереса к народному искусству. Обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле.
2. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, умения подходить к любой деятельности творчески.
3. Освоение первоначальных знаний о народном искусстве: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре, дизайне.
4. Овладение элементарной художественной грамотой, умением работать разными художественными материалами.
5. Формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности.
6. Совершенствование эстетического вкуса.
7. Развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Продукты учащихся после освоения программы могут быть представлены в виде презентации, выставок, мастер-классов, защиты творческой работы или проектов, участие в конкурсах различного уровня.
Формы работы: - лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- рисование иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
Готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность учащихся использовать универсальные учебные действия в учебной, познавательной и социальной практике. Самостоятельно планировать свою деятельность. Освоение учащимися видов деятельности по получению новых знаний в процессе изучения нового предмета, и применение их. Владение учащимися новыми понятиями, научной терминологией, приемами.
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование осознанного, уважительного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты:
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Формирование основ художественной культуры учащихся. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках. Развитие пространственного мышления, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Приобщение к творческой и проектной деятельности.
Учащиеся 5В класса изучали программу «Моя Россия, страна моя» по полугодиям. С сентября по декабрь учащиеся изучали образы родной земли с одним учителем, а второе полугодие лоскутное шитье с другим педагогом.
Изучая образ древа жизни в народном искусстве, учащиеся исследовали связь человека и природы. Познакомились с образом дерева, встречающегося в народных художественных промыслах, в народных сказках. Выполняли работу по изготовлению дерева в технике вытынанка (рис. 1). А также росписи деревянных заготовок (рис. 2).
Рис. 1. Техника вытынанка
Рис. 2. Роспись деревянных заготовок
Знакомились с образом коня, встречающимся в украшении жилища, в декоративной резьбе интерьера избы, в росписи прялок. И более подробно рассматривали образ коня в детских игрушках. Выполняли коней из пластилина, глины и дерева с дальнейшей их росписью (рис. 3).
Рис. 3. Образ коня
Знакомство с образом женщины-матери посредством народных игрушек, соломенной куклы, тряпичной куклы, дымковской барыни. Продукт - изготовление дымковских игрушек (рис. 4).
Рис. 4. Дымковские игрушки
Учащиеся 5-х классов разработали и защитили проекты «Былины» и «В гостях у сказки».
Девочки уже в 6 классе продолжают работу по знакомству с различными росписями России (см.[Дорожин Ю. Г.«Узоры Северной Двины», 2008]). Расписывают деревянные расделочные доски, прялки, тарелки (рис. 5).
Рис. 5. Роспись деревянных изделий
Мастер-классы с родителями и с детьми.
Наличие в общеобразовательном заведении класса «Гончарная мастерская», позволяет расширить поле деятельности в выполнении творческих и проектных работ. Учащиеся пробуют выполнять изделия народных промыслов не только на бумаге в виде эскизов и росписи досок, а также выполняют из глины разнообразные традиционные игрушки (рис. 6).
Рис. 6. Мастер-классы
Познакомившись на занятиях с народными промыслами нашей страны, учащиеся приходят к пониманию того, что русский народ очень талантлив.
Русские мастера своего дела создают неподражаемые удивительные вещи, находят им нужную форму и выражение, сохраняют найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство будущим поколениям. А наша первоначальная задача сохранить полученные знания и умения и передать дальше.
Список литературы
1. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной Двины», 2008.
2. Жегалова С. «Росписи Хохломы». Издательство «Детская литература», 1999.
3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1983.
4. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.
6. Дайн Г. «Игрушечных дел мастера». Москва. Просвещение, 1994.
7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Ярославль: Академия развития, 1998.
8. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000.
9. ЛукашеваЛ. Русское кружево. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
10. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.,1998.