Научная статья на тему 'Изучение народных художественных промыслов как методика формирования исторических представлений младших школьников'

Изучение народных художественных промыслов как методика формирования исторических представлений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2179
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / FORMATION OF HISTORICAL VIEWS OF YOUNGER STUDENTS / FOLK ARTS AND CRAFTS / CRAFTS / HISTORICAL MEMORY / SCHOOL CURRICULUM / PROJECT METHODS IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Екатерина Владимировна

Автор затрагивает вопросы формирования исторических представлений младших школьников при изучении народных художественных промыслов в рамках школьной программы. Описывается экспериментальная работа одной из московских школ в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF FOLK ARTS AND CRAFTS AS A METHOD OF FORMING HISTORICAL VIEWS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The author touches upon the issues of formation of historical views of younger students in the study of folk arts and crafts in the school curriculum. The paper describes the experimental work of a Moscow school in this direction.

Текст научной работы на тему «Изучение народных художественных промыслов как методика формирования исторических представлений младших школьников»

г

Теория обучения и воспитания

Е.В. Макарова

Изучение народных художественных промыслов как методика формирования исторических представлений младших школьников

Автор затрагивает вопросы формирования исторических представлений младших школьников при изучении народных художественных промыслов в рамках школьной программы. Описывается экспериментальная работа одной из московских школ в этом направлении.

Ключевые слова: формирование исторических представлений у младших школьников, курс изобразительного искусства в начальной школе, народные художественные промыслы в начальной школе, проектная деятельность в начальной школе, историческая память.

Народные художественные промыслы выступают неотъемлемой частью нашей культуры. С самого раннего возраста дети знакомятся с изделиями промыслов дома, в детских садах, школах. Информация о народных художественных промыслах включена во многие образовательные программы. Особое внимание им уделено в курсе изобразительного искусства. Б.М. Неменский, Н.М. Конышева, О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская и другие авторы активно занимаются проблемами включения народных художественных промыслов в школьные программы. И это неслучайно.

В современных условиях глобализации всех жизненных процессов каждому человеку особенно важно помнить о своем происхождении, своих корнях. Народное творчество (в том числе промыслы) является неиссякаемым источником народной мудрости, народных знаний. Именно поэтому с самых юных лет детей знакомят с азами народного искусст-

х к ва, прививают им способности видеть и понимать прекрасное на примере | л изделий народного художественного творчества.

сих

В данном контексте становятся актуальными понятия исторической и £ ш культурной памяти, проблемы и пути их формирования. Историческая о память - набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого. Иногда она рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти [3, с. 10]. Близкое, но не совпадающее по смыслу понятие - культурная память, под которой понимается система базовых представлений общества о прошлом, закрепленное в памятниках культуры и социальной традиции [3, с. 11].

Пути формирования исторической памяти многообразны: это и устная традиция, и письменные источники (учебники истории, мемуары, художественная литература и др.), также к ним относятся дни памяти, праздники, посвященные историческим событиям. В современную эпоху особое значение для формирования исторической памяти имеют аудиовизуальные источники разных типов (киноисточники, телевидение и радио), а также сетевой контент.

Знакомство с народными художественными промыслами можно рассматривать как неотъемлемую часть процесса формирования исторической и культурной памяти народа. Рассмотрим на примере образовательной программы «Школа России», как изучаются народные художественные промыслы на начальной ступени обучения.

Народные художественные промыслы изучаются в курсе литературного чтения в разделе «Устное народное творчество». В учебнике содержатся краткие сведения об особенностях гжельской керамики, дымковской игрушки, богородской резной игрушки, хохломской росписи и др. Изображение изделий промыслов используются в качестве иллюстраций к этому разделу. Таким образом, показывается неразрывная связь между разными видами народного творчества.

Также народные художественные промыслы упоминаются в курсе «Окружающий мир». Сведения о промыслах приводятся в темах о культуре народов России, истории нашей страны, городах Золотого кольца. В данном контексте можно говорить о значении промыслов для культуры России, их туристическом потенциале [4].

Особое место народные художественные промыслы занимают в курсе изобразительного искусства. Обратимся к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. В данной методике промыслы упоминаются достаточно часто и рассматри-

ваются с различных точек зрения. Перечислим основные темы, входящие к в программу 1-4 классов: | о

«Кружева - как украшения, в которых часто используется повторяю- | § щийся узор, ритмический рисунок. Красота вышивки. Народный костюм с ЕЕ (женский, мужской).

Народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, кар-гопольская, богородская) как произведение искусства. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки.

Посуда (гжель, хохлома) - особенности росписи. Материал, из которого изготавливается посуда. Посуда для определенного случая. Праздничный пир.

Платок - назначение (праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой). Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выразительности.

Архитектура, расписные интерьеры, изразцы. Узорочье теремов» [4].

Как мы видим, в этом курсе народные художественные промыслы рассматриваются во всем своем многообразии. Большое внимание уделяется средствам художественной выразительности каждого промысла. Это позволяет привлечь внимание детей к народным художественным традициям, которые лежат в основе многих видов современного искусства. Также можно отметить, что в данной программе представлены промыслы, затрагивающие все стороны человеческой жизни: игрушки, одежда, посуда и предметы быта, архитектура.

Педагоги по-разному используют в своей практике обучающий потенциал народных художественных промыслов. Так, в гимназии № 1534 г. Москвы в рамках проектной деятельности осуществляется исследование, рассчитанное на 4 года обучения в начальной школе. Проект «Соединяя времена» ориентирован на исследование истории культуры русского народа от древности до наших дней. В первом классе ученики работали над темой «Чем питались наши предки?».

В этом учебном году второклассники должны получить ответ на вопрос «Как учились наши предки?». В рамках этого проекта запланировано открытое школьное мероприятие «Ярмарка народных промыслов», на котором учащиеся представят народные художественные промыслы и их изделия, расскажут об особенностях их изготовления и декорирования. При подготовке «Ярмарки» были проведены экскурсии на несколько предприятий народных художественных промыслов. Дети посетили Жостово, Гжель, Павловский Посад, Музей матрешки в Сергиевом Поса-

де. На экскурсиях они не только узнали, как изготавливаются те или иные | л изделия, но также смогли побывать на производстве и принять участие в Л § мастер-классах по декорированию изделий данных промыслов. £ ш По результатам экскурсий в классе был проведен опрос (анкетирова-о ние), в котором приняли участие 25 учащихся. По итогам анкетирования были получены следующие результаты. При ответе на вопрос «Экскурсия на какой промысел тебе запомнилась больше всего?» учащимся было предложено выбрать не более двух вариантов ответа. Гжель выбрали 22 человека, Павловский посад - 8, Жостово - 6, Музей матрешки - 4. Свой выбор дети мотивировали тем, что «там было красиво; понравилось производство; было интересно посмотреть на труд людей; понравилось принимать участие в мастер-классах; понравилось расписывать изделие своими руками». В качестве сувениров были перечислены предметы посуды, платки, подносы, брелки, матрешки, фигурки животных и другое. Не покупали сувениры 3 человека: двоим не дали денег родители, одному не захотелось что-то выбрать. При выборе сувениров дети руководствовались следующими мотивами: «красиво; понравилось; нравится маме/ бабушке; купил в подарок; мой знак зодиака» и др. 23 человека приобрели изделия в подарок родителям, 14 человек купили что-то для себя: «на память; для красоты; на счастье; играть; любоваться; что-то хранить». При ответе на вопрос «Если бы тебе предложили еще одну экскурсию на промыслы...» 10 человек сказали, что хотят посетить промыслы еще раз (Гжель - 6 человек, Музей матрешки - 3, Павловский Посад - 1, Жосто-во - 1), 24 человека готовы посетить новый промысел. Также 24 человека посоветовали бы подобную экскурсию своему другу.

Данное исследование показало, что народные художественные промыслы интересны для детей младшего школьного возраста. Учащиеся с интересом посетили производства и с удовольствием приняли участие в мастер-классах. Исходя из этого, можно предположить, что в дальнейшей учебной деятельности учащиеся будут обращать более пристальное внимание на темы, связанные с народным искусством, народной культурой. У них появится мотивация к более глубокому, а возможно даже самостоятельному изучению истории народных художественных промыслов, народной культуры в целом.

Педагогический потенциал народных художественных промыслов обширен. Школьная программа активно использует промыслы для решения задач обучения и воспитания. Прежде всего, это задачи художественно-эстетического и морально-нравственного воспитания. Также промыслы являются инструментом формирования исторической и культурной памяти народа. На примере изделий промыслов рассматриваются не

f

только художественные традиции, но и духовные, лежащие в основе каж- к дого произведения народного искусства. Дети приобщаются к культуре | о своего народа, учатся понимать ее, открывают для себя мир прекрасного. | § Возможности использования промыслов для обучения и воспитания не с ^ ограничиваются школьной программой. Существует большое количество учреждений дополнительного образования, где детям прививают основы различных народных художественных промыслов.

Библиографический список

1. Данилова Р.К. Использование воспитательного потенциала народных промыслов и национальных культур на занятиях дополнительного образования // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http:// festival.1september.ru/articles/553870/ (дата обращения 20.11.14 г.)

2. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Под ред. Б.М. Неменского. М., 2007.

3. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.

4. Школа России. Учебно-методический комплекс. URL: http://school-russia. prosv.ru/ (дата обращения: 30.11.2014).

Е.С. Новикова

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка

Статья посвящена методам и способам активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Ключевые слова: познавательная активность младших школьников, иностранный язык в начальной школе, активные методы обучения, игровые методы обучения.

Желание и потребность учиться отражает познавательную активность ребенка, которая сопровождается концентрацией всех усилий, волевым актом преодоления препятствий, энергетическими затратами в процессе познания нового. Каким образом сделать познавательную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.