Р.Ф. ГАЙФУЛЛИН, Р.Х. ЯГУДИН, Л.И. РЫБКИН, М.Р. МАЗИТОВ, Р.Р. ТИМЕРШИН УДК 614 2 (470-41)
Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Реализация программы «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы» в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» по итогам 9 месяцев 2011 года
|Мазитов Марат Рафаэлевич
главный специалист по внедрению стандартов медицинской помощи ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»
420064, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 138, тел. (843) 269-22-26, e-mail: [email protected]
Предложенный Правительством Российской Федерации новый проект модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы направлен на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, повышение доступности для населения всех видов медицинской помощи, разработку механизмов эффективного управления отраслью. Цель исследования — анализ хода реализации программы «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 гг.» в РКБ по итогам 9 месяцев 2011 года. Внедрение стандартов медицинской помощи в стационарных отделениях РКБ позволило повысить средний уровень зарплаты врача и среднего медицинского персонала. Повысилась зарплата врачей и среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинической службы.
Ключевые слова: модернизация здравоохранения, РКБ, внедрение стандартов медицинской помощи.
R.F. GAYFULLIN, R.C. YAGUDIN, L.I. RYBKIN, M.R. MAZITOV, R.R. TIMERSHIN
Republican Clinical Hospital of Ministry of Health Care of the Republic of Tatarstan
Implementation of the program «Modernization of the public health of Tatarstan for 2011-2012» in the Public Health autonomous institution «The Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan» up the first 9 months of 2011
Proposed by the Government of the Russian Federation new project — the modernization of health care for 2011-2012, aimed at improving the quality of health services, improving accessibility for people of all types of medical care, the development of mechanisms for effective management of the industry. The purpose of the study analyzes the implementation of the program “Modernization of public health Republic of Tatarstan for 2011-2012” in RCH up for 9 months 2011. The introduction of standards of care in-patient RCH allowed raising average wage level of doctors and medical staff. Increase the salaries of doctors and nurses of outpatient services Keywords: modernization of health, RCH, the introduction of standards of care.
В настоящее время система здравоохранения России вития, так и с общими проблемами, возникающими в области сталкивается как со специфическими проблемами, обуслов- обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный ленными особенностями ее социально-экономического раз- характер [1].
В последние годы органами государственной власти Российской Федерации предпринимаются активные действия для обеспечения устойчивого развития сферы здравоохранения, концептуально определены параметры и приоритеты ее стратегического развития. Созданы предпосылки и условия модернизации государственного и негосударственного сектора медицинских услуг населению с учетом сложившихся объективных условий и субъективных факторов, влияющих на общую экономическую ситуацию в стране и на функционирование особо важных отраслей, обеспечивающих физическое и социальное воспроизводство [2, 3].
Предложенный Правительством Российской Федерации новый перспективный проект модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы направлен в первую очередь на повышение качества оказания услуг в сфере здравоохранения, повышение доступности для населения всех видов медицинской помощи, разработку механизмов эффективного управления отраслью [4]. С целью реализации программы «Модернизация здравоохранения на 2011-2012 годы» в субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы [5].
Программой «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы» определены ключевые положения развития отрасли и учреждения здравоохранения, в которых эти положения будут реализовываться.
Работа по определению концепции, стратегии и тактики развития государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и составлению на их основе программы модернизации больницы на 2011-2012 годы проводилась в полном соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 10 июля 2010 года № 733 и заняла несколько месяцев.
Для разработки этой программы в больнице была создана рабочая группа, которая провела многостороннюю аналитическую работу по выявлению наиболее перспективных направлений деятельности и потребности в современной медицинской аппаратуре и оборудовании, по определению потребностей подготовки специалистов для работы на вновь приобретаемом оборудовании и включению его в технологии выполнения стандартов оказания медицинской помощи, всесторонней и полной информатизации всех процессов в больнице.
В результате была создана целевая программа «Модернизация государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы», которая была утверждена Министерством здравоохранения Республики Татарстан.
Целью программы стало улучшение доступности и повышение качества оказания медицинской помощи в государственном учреждении здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и превращение ее в центр высокотехнологичной медицинской помощи.
Задачи программы модернизации больницы включают в себя, во-первых, внедрение современных принципов менеджмента и логистики, во-вторых, приведение материальной базы больницы в соответствие с требованиями порядка и стандартов оказания медицинской помощи, в-третьих, совершенствование оказания медицинской, в том числе высокотехнологичной, помощи при наиболее распространенных неэпидемических заболеваниях (болезнях органов кровообращения, дыхания, нервной системы и др.) и травмах взрослого населения, являющихся основными причинами высокой заболеваемости, инвалидности и смертности, на основе соблюдения стандартов
оказания медицинской помощи, в-четвертых, внедрение современных информационных систем.
Анализ доступной нам литературы показал, что ход реализации программы модернизации встречается в единичных источниках, при этом актуальность и практические рекомендации очень важны для успешного ее внедрения в учреждениях здравоохранения.
Исходя из вышеизложенного, целью исследования явился анализ хода реализации программы «Модернизация здравоохранения на 2011-2012 годы» в государственном автономном учреждении здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (далее — РКБ) по итогам 9 месяцев 2011 года.
Материалы и методы
Проанализированы ежемесячные отчеты по укреплению материально-технической базы в части проведения капитального ремонта, завершения ранее начатого строительства и приобретения медицинского оборудования и ежемесячные отчеты клинических отделений стационара и консультативной поликлиники по внедрению стандартов и повышению доступности амбулаторной помощи.
Результаты исследования
Заказчиком — застройщиком по объекту РКБ в части проведения капитального ремонта, завершения раннее начатого строительства приемно-диагностического корпуса и приобретения оборудования определено ГБУ «Главное инвестиционностроительное управление» Кабинета Министров Республики Татарстан (далее — ГИСУ).
По итогам открытого аукциона генеральным подрядчиком на весь объем работ был определен ОАО «Камгэсэнергострой», с которым заключены государственные контракты на общую сумму 806 млн рублей.
По данным ГИСУ, на начало октября 2011 года по корпусу А выполнен следующий объем работ: Завершен капитальный ремонт и сданы в эксплуатацию I блок, 3-9-й этажи IV блока, половина V и VII блоков, по III блоку отделочные работы выполнены на 95%, завершаются демонтажные работы по II и VI блокам, по бактериологической лаборатории — сдан 2-й этаж, на 1-м этаже завершаются общестроительные работы, по приемно-диагностическому корпусу строительно-монтажные работы выполнены почти на 60%, завершаются работы по кровле, вентиляции, сантехнике, а также электромонтажные работы, активно ведутся отделочные работы.
По консультативной поликлинике: 1-я очередь — уже эксплуатируется, 2-я — ведутся отделочные работы, по филиалу поликлиники: выполнены все демонтажные работы, ведутся отделочные работы.
Сдан в эксплуатацию акушерский корпус, в отделениях которого по состоянию на 15 ноября 2011 года принято свыше 2000 родов.
Все мероприятия выполняются в строгом соответствии с условиями государственного контракта.
План ремонтных и реконструктивных работ за 9 месяцев 2011 года выполнен на 115,5%. Особенно активно велись эти работы в сентябре 2011 года, фактическое выполнение плана работ составило 209,9%.
ГИСУ своевременно поданы заявки на проведение торгов на поставку медицинского оборудования, в настоящее время по большинству направлений торги завершены и определены конкретные поставщики.
Объем медицинского оборудования, предполагаемого к закупке в текущем году, составляет 1525 единиц. Учитывая, что в настоящее время на балансе РКБ имеется 5000 единиц
58 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'7 (55) декабрь 2011 г.
медицинского оборудования, из которых свыше 60% имеют значительную степень износа, закупка нового оборудования позволит существенно повысить и улучшить оснащенность современным медицинским оборудованием и аппаратурой.
По состоянию на 24 октября 2011 года в РКБ уже поставлено 338 единиц медицинской техники на общую сумму 12,5 млн рублей.
На стадии согласования в Министерстве информатизации и связи Республики Татарстан находятся торги на поставку информационно-аналитического оборудования.
В течение последних 3 лет в РКБ функционируют автоматизированные информационные системы «ЛПУ» и «Поликлиника», ведется электронная запись на прием в консультативную поликлинику, а также на консультации внутри учреждения. Полное введение РКБ в электронное пространство позволит сократить время ожидания диагностических процедур (на 15-20%), увеличит поток пациентов за счет рационального перераспределения времени (на 3-5%), снизит непроизводственные затраты (на 5-7%), ликвидирует человеческий фактор при обработке данных о пациенте (диагностические, лечебные, экономические, вид оплаты), позволит создать общебольничную универсальную электронную базу данных (сведения о пациентах, сотрудниках, об экономике, закупках и др.) для получения любых статистических и экономических данных и сводов, обеспечит внедрение фискального учета в режиме онлайн по учету и контролю использования лекарственных средств и расходных материалов при диагностике и лечении пациентов, позволит создать систему мультирегистра для пост-стационарного ведения пациента.
За 9 месяцев 2011 года достигнуты следующие основные показатели оказания медицинской помощи: в консультативной поликлинике прошли обследование 139 464 пациента, в стационаре пролечено 26 298 пациентов, проведено 18 187 хирургических вмешательств, средняя длительность пребывания больного на койке составила 11,5 дня хирургическая активность — 88,4%, доля больных из районов республики по консультативной поликлинике составила 59,3%, по стационару — 58,2%.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.11 г. № 308 в РКБ активно ведутся работы по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
В настоящее время согласно Приказу Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 04.08.2011 г. № 1065 больница обеспечивает выполнение установленных стандартов в соответствии с объемом финансовых средств по плановому заданию за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, при этом больнице было установлено плановое задание на внедрение 10 стандартов: 5 стандартов по неврологическому профилю (отделение острых нарушений мозгового кровообращения), 2 — по острому инфаркту миокарда (отделение кардиологии), 2 — по пневмонии (отделение пульмонологии) и 1 стандарт по акушерско-гинекологическому профилю (перинатальный центр).
В каждом отделении созданы рабочие группы, которые ежемесячно оценивают работу своих сотрудников, руководствуясь перечнем показателей оценки деятельности специалистов, ведутся протоколы совещаний по начислению дополнительных выплат. В отделениях имеется папка с нормативными документами, приказами и протоколами совещаний.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 07.07.11 г. № 946 издан приказ по РКБ (от 14.07.2011 г. № 558-п) «О введении «Карты мониторинга выполнения стандарта», во исполнение которого в ме-
дицинские карты стационарного больного введены типовые бланки-вкладыши, и лечащие врачи ведут учет всех оказанных медицинских услуг. Каждая медицинская карта стационарного больного по выполнению стандарта подвергается ежемесячной экспертной оценке — внутриведомственному контролю соответствия объемов оказания медицинской помощи федеральным стандартам. Медико-экономические экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, организуемые и проводимые страховыми медицинскими организациями, за все время работы по стандартам в рамках модернизации не выявили нарушений.
Расходы на лекарственные средства по внедрению стандартов медицинской помощи составили 251,6 тыс. руб. На приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов для проведения диагностических обследований и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной помощи выделено 412,1 тыс. рублей.
Средний размер заработной платы, сформировавшийся в результате стимулирующих выплат, составил: врачам — 21,6 тыс. руб., среднему медицинскому персоналу — 13,4 тыс. рублей.
Выводы:
1. Анализ хода реализации программы модернизации в РКБ по итогам 9 месяцев 2011 г. позволил детально оценить возможности и оперативно корректировать их для полного выполнения программы модернизации.
2. Внедрение стандартов медицинской помощи в стационарных отделениях РКБ позволило существенно повысить средний уровень зарплаты врача и среднего медицинского персонала.
3. Закупка нового медицинского оборудования позволит снизить общую степень износа.
4. Создание «электронного» РКБ позволит сократить время ожидания диагностических процедур пациентами, увеличит их поток, за счет рациональной организации приемов снизит непроизводственные затраты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководства по национальному проекту «Здоровье». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Аналитические материалы по опыту работы субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. — Москва, 2006.
3. Материалы 1-й всероссийской конференции в рамках модернизации здравоохранения «Геоинформационные системы в здравоохранении: данные, аналитика, решения» (GIS for Health Russia: Data, Analysis, Products). — Санкт-Петербург, 2011.
4. Пиддэ А.Л. Организационно-правовые и экономические основы модернизации здравоохранения в современной России: проблемы и возможности. — Том 1. — Москва, 2010.
5. Калашников С. В. Выступление на пленарном заседании Общероссийского симпозиума «Здравоохранение-2020: перспективы и механизмы реализации». — Москва, 2008.