Научная статья на тему 'Реализация профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе написания выпускных квалификационных работ в вузе'

Реализация профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе написания выпускных квалификационных работ в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / КУРСОВАЯ РАБОТА / FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / TEACHING PRACTICE / THESIS / TERM PAPER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассада Светлана Анатольевна, Фрезе Ольга Владимировна

Проблема и цель. В связи с современными требованиями государства и общества к уровню профессиональной подготовки учителей иностранного языка необходимо пересмотреть некоторые вопросы подготовки студентов в рамках базового вузовского курса по методике преподавания иностранного языка. В статье приведены примеры технологий, разработанных студентами факультета иностранных языков ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Цель представить способы развития профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления 45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Методология. Анализ литературы по лингвистике, методике обучения иностранным языкам, метод пробного обучения. Результатом исследования является заключение о том, что соответствующая организация обучения способствует формированию профессиональных компетенций студентов-бакалавров. Выводы. Подготовка студентов к успешной самостоятельной профессиональной деятельности по обучению иностранным языкам носит комплексный характер, а приоритетная задача вуза создать все необходимые условия для реализации профессиональных компетенций в процессе научно-методической и научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассада Светлана Анатольевна, Фрезе Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION of PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE PROCESS OF final qualifying work preparation

Introduction. it is to present the ways of professional competencies formation and development in bachelor students studying Linguistics with specialization in “Theory and Methods of Teaching Foreign Languages and Cultures”. The problems of the article: in accordance with the modern requirements of the state and society to the level of foreign language teachers’ professional training, it is necessary to reconsider some issues of students training in the framework of basic university disciplines concerning the methods of a foreign language teaching. The article presents examples of methods and technologies developed by students of Foreign Languages Department studying at Dostoevsky Omsk State University. These methods were tested during students practice at schools of the city of Omsk. The paper provides actual research topics related to the need to develop all components of pupils' foreign language communicative competence using the latest information and communication technologies and modern teaching methods. Methodology. analysis of literature on linguistics, methods of teaching foreign languages, the method of trial education. The results of the study is the conclusion that the appropriate organization of training contributes to the formation and development of professional competencies of bachelor students. Conclusions. Preparing students for a successful independent professional activity in teaching foreign languages is complex, and the priority task of the university is to create all the necessary conditions for the realization of professional competence in the process of scientific, methodological and research activities.

Текст научной работы на тему «Реализация профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе написания выпускных квалификационных работ в вузе»

УДК 37.016:811.111 Б01 10.17238^^998-5320.2019.36.101

С. А. Рассада, О. В. Фрезе, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В ВУЗЕ

Проблема и цель. В связи с современными требованиями государства и общества к уровню профессиональной подготовки учителей иностранного языка необходимо пересмотреть некоторые вопросы подготовки студентов в рамках базового вузовского курса по методике преподавания иностранного языка. В статье приведены примеры технологий, разработанных студентами факультета иностранных языков ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Цель - представить способы развития профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления 45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Методология. Анализ литературы по лингвистике, методике обучения иностранным языкам, метод пробного обучения.

Результатом исследования является заключение о том, что соответствующая организация обучения способствует формированию профессиональных компетенций студентов-бакалавров. Выводы. Подготовка студентов к успешной самостоятельной профессиональной деятельности по обучению иностранным языкам носит комплексный характер, а приоритетная задача вуза -создать все необходимые условия для реализации профессиональных компетенций в процессе научно-методической и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков, профессиональные компетенции, педагогическая практика, выпускная квалификационная работа, курсовая работа.

Проблема и цель. В связи с принятием Федерального закона от 29.12.12 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка организации образовательной деятельности по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета (приказ МОН № 1367 от 19.11.2013) в федеральных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) произошёл ряд изменений, обусловленных требованиями государственной политики к качеству программ высшего образования. Актуализированные ФГОС были приведены в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и подвергнуты редакционным изменениям [1].

Изменения в ФГОС ВО 3+ поставили новые задачи по проектированию образовательных программ в области формирования и оценки компетентностных результатов обучения: вузу была представлена большая свобода в части формирования содержания ОПОП и отбора образовательных технологий. Так, на сегодняшний день выпускник ООП ВПО по направлению 45.03.02 Лингвистика, профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» должен обладать рядом профессиональных компетенций (ПК) в области научно-методической деятельности, например, владеть теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации, владеть средствами и методами профессиональной деятельности учителя или преподавателя иностранного языка, а также сущностью и закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков, уметь критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности и т. д. В области научно-исследовательской деятельности студенты должны уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач, уметь выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту, владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования, уметь логично и последовательно представлять результаты собственного исследования и т. д.

Компетенции учителя - это практико-ориентированные знания, умения и стратегии, наблюдаемые как в реальном времени, так и в представленных продуктах / результатах успешной педагогической деятельности [2]. Развитие профессиональных компетенций студентов-бакалавров осуществляется в ходе прохождения ими педагогической практики, в ходе написания научно-исследовательских работ (статей, курсовых работ, ВКР), участия в студенческих научно-практических конференциях. В про-

цессе этой деятельности студенты осуществляют сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации, проводят экспериментальные исследования, реализуют свои наработки в ходе педагогической практики и публикуют результаты своих исследований.

Поколение современных студентов имеет ряд отличительных особенностей, таких как:

• глубокая вовлеченность в информационное пространство посредством цифровых технологий: повсеместное использование компьютера и сети Интернет, стремление к онлайн-обучению;

• увеличение скорости обучения - сокращение учебного времени при увеличении объёма учебной информации за счёт использования новых технологий;

• мультизадачность деятельности - привычка выполнять несколько задач одновременно, стремление к удовольствию в любой деятельности [3].

Преподаватели кафедры английского языка факультета иностранных языков ОмГУ им. Ф. М. Достоевского предлагают студентам актуальные темы исследовательских работ, связанные с необходимостью развития у учащихся всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции с применением новейших информационно-коммуникационных технологий и современных методов обучения, например, «Обучение иноязычной речи с использованием компенсаторных умений учащихся», «Обучение стратегиям выполнения заданий по говорению в формате ЕГЭ», «Развитие нарративной компетенции с использованием технологии «цифровой рассказ», «Использование стратегий визуального мышления при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку», «Обучение иноязычному говорению с использованием приема коллажирования», «Развитие речевой компетенции учащихся с опорой на визуальную наглядность», «Формирование идиоматичности иноязычной речи с использованием онлайн-платформы englishpatient.ru» и др.

Согласно проекту Министерства образования РФ, с 2022 г. появятся новые стандарты в старшей школе и английский язык станет обязательным для сдачи ЕГЭ всеми выпускниками, получающими среднее (полное) общее образование. В связи с этим актуальным вопросом в методике обучения иностранному языку является подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку. По словам министра образования РФ Ольги Васильевой, для реализации этого проекта в нашей стране существенно ощущается нехватка педагогических кадров. Преподаватели ОмГУ вносят определённый вклад в решение данной проблемы, подготавливая квалифицированных учителей английского языка.

Приведем некоторые примеры методик и технологий, разработанных студентами факультета иностранных языков ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и апробированных ими на практике в школах и гимназиях города Омска. Так, в 2018 г. была разработана технология обучения учащихся старшей школы написанию эссе по английскому языку в формате ЕГЭ. В этой работе были проанализированы типичные ошибки, допускаемые выпускниками (неумение во введении перефразировать проблему и показать проблемный характер темы, сформулировать свою позицию и привести аргументы в её поддержку, высказать мнение противоположной стороны, подтвердить свою точку зрения в заключение, сформулировать вывод, значительное количество грамматических ошибок из разных разделов грамматики, лексических ошибок и др.), и предложена технология обучения написанию эссе, которая позволяет устранить обозначенные недостатки в работах выпускников школ.

Технология включает в себя следующие этапы: 1) подготовительный; 2) анализ текста-образца; 3) составление одной из частей эссе; 4) набрасывание целостного текста эссе; 5) редактирование; 6) написание окончательного варианта эссе. Описанная технология была апробирована в ходе опытного обучения в 10 классе на базе многопрофильного образовательного центра развития одарённости № 117. Главное отличие описанной технологии от традиционной модели обучения, применяемой в школе, состоит в интеграции всех трёх подходов к обучению письму (подход, ориентированный на продукт, процессуальный подход и жанровый подход). В результате ученики не просто овладевают клишированными выражениями, чего явно недостаточно, чтобы написать эссе, а учатся критически оценивать тему эссе, аргументировать свою точку зрения, рассуждать и делать выводы. Ещё одна важная особенность технологии - наличие этапа взаимного редактирования работ в небольших группах. При традиционной методике учителя не выделяют данный этап, а сразу собирают эссе учащихся после его написания. Между тем взаимное редактирование помогает учащимся обнаруживать свои ошибки и исправлять их самостоятельно без помощи учителя.

Другим примером подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку является исследование по обучению стратегиям выполнения заданий его устной части. Применение учебных стратегий способно облегчить процесс подготовки к экзамену, а также существенно повысить конечные результаты. На основе анализа разнообразных классификаций учебных стратегий был разработан банк

стратегий для каждого из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку. Были выделены стратегии запоминания, когнитивные и компенсаторные стратегии. Так, например, для первого задания устной части ЕГЭ предложены следующие стратегии.

1. Изучите предложенный текст. Сначала прочитайте шепотом. Обращайте внимание на незнакомые, труднопроизносимые слова и интонационные группы.

2. При чтении вслух не торопитесь, выдерживайте средний темп речи.

Для второго задания можно выделить следующие стратегии.

1. Внимательно изучите предложенную картинку и определите, что она рекламирует.

2. Просмотрите пункты задания, продумайте, как правильно построить вопросы по каждому из них.

3. Определите время, которое будет использоваться и, соответственно, вспомогательный глагол.

Описанные в работе стратегии были успешно применены на занятиях по английскому языку

во время педагогической практики.

Помимо работ, связанных с подготовкой выпускников школ к сдаче ЕГЭ, приведем пример исследовательских работ с применением нестандартных приемов. В работе по развитию у учащихся навыков иноязычного говорения был применен прием коллажирования, который даёт возможность сконцентрировать внимание студентов на ключевом понятии, выделить его и наглядно показать соотнесенность с ним родственных, сопутствующих ему понятий, раскрыть их содержание, и была разработана модель использования коллажа, включающая в себя следующие этапы:

- подготовительный: представляет собой изучение ряда источников по той или иной теме, подбор материала, выделение ключевых и второстепенных компонентов материала;

- основной - создание коллажа: изготовление шаблона коллажа, наполнение коллажа необходимым лексическим материалом, подготовленным в ходе первого этапа, проверка понимания всех компонентов коллажа;

- завершающий этап - построение устного высказывания на основе коллажа: учащийся выстраивает своё высказывание со зрительной опорой: выбирает начальный и заключительный элементы высказывания, наполняет его содержанием, кратко изображённым в ячейках коллажа [4].

В зависимости от целей и сложности изучаемого материала на уроках английского языка этапы могут дополняться необходимыми элементами, подготовка может занимать различный объём времени.

Методы и методология. В качестве методов исследования выступили анализ литературы по лингвистике, психологии и методике обучения иностранным языкам и метод пробного обучения. Методологической основой послужили положения о формировании профессиональных компетенций (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. Н. Шамов и др.) и теоретические основы обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин и др.).

Результаты. Благодаря подбору актуальных для современного этапа развития методики тем курсовых и выпускных квалификационных работ студенты приобретают чрезвычайно важные в профессиональном плане навыки и умения выбора приемов, разработки технологий современной методики обучения иностранному языку в соответствии с конкретными условиями обучения.

Выводы. Таким образом, мы пришли к заключению, что подготовка студентов к успешной самостоятельной профессиональной деятельности по обучению иностранным языкам носит комплексный характер и, помимо ознакомления с теоретическими основами обучения иностранным языкам, включает в себя формирование и развитие творческого методического мышления в процессе научно-методической и научно-исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 год с изменениями 2018 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

2. Шамов А. Н. Профессиональные компетенции будущих учителей иностранного языка технологии их измерения и оценивания // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2017. № 5. С. 2-10.

3. Дронова Е. Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель 21 век. М.: Изд-во МПГУ, 2018. № 3. С. 26-36.

4. Баранова И. В., Харченкова Л. И. Использование текста кулинарного рецепта при обучении немецкому языку студентов-филологов // Преподаватель 21 век. М.: Изд-во МПГУ, 2018. № 3. С. 88-92.

S. A. Rassada,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55а Mira Ave, Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-2143-6180

O. V. Freze

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55а Mira Ave, Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-4794-3167

OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF FINAL QUALIFYING WORK PREPARATION

Introduction. it is to present the ways of professional competencies formation and development in bachelor students studying Linguistics with specialization in "Theory and Methods of Teaching Foreign Languages and Cultures". The problems of the article: in accordance with the modern requirements of the state and society to the level of foreign language teachers' professional training, it is necessary to reconsider some issues of students training in the framework of basic university disciplines concerning the methods of a foreign language teaching. The article presents examples of methods and technologies developed by students of Foreign Languages Department studying at Dostoevsky Omsk State University. These methods were tested during students practice at schools of the city of Omsk. The paper provides actual research topics related to the need to develop all components of pupils' foreign language communicative competence using the latest information and communication technologies and modern teaching methods.

Methodology. analysis of literature on linguistics, methods of teaching foreign languages, the method of trial education.

The results of the study is the conclusion that the appropriate organization of training contributes to the formation and development of professional competencies of bachelor students.

Conclusions. Preparing students for a successful independent professional activity in teaching foreign languages is complex, and the priority task of the university is to create all the necessary conditions for the realization of professional competence in the process of scientific, methodological and research activities.

Keywords: foreign language teaching methods, professional competencies, teaching practice, thesis, term paper.

References

1. The Federal law " On education in the Russian Federation " N 273-FZ of December 29, 2012, as amended in 2018. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (assessed 25.12.2018). (In Russian).

2. Shamov A. N. Professional competence of future teachers of a foreign language technologies of their measurement and evaluation. Foreign languages at school. 2017, no. 5, pp. 2-10. (In Russian).

3. Dronova E. N. Distance learning technologies in higher education: experience and difficulties of using. Teacher of the 21st century. 2018, no. 3, pp. 26-36. (In Russian).

4. Baranova I. V., Kharchenkova L. I. Use of culinary text recipe for teaching German to students-philologists. Teacher of the 21st century. 2018, no. 3, pp. 88-92. (In Russian).

Поступила в редакцию 27.02.2019 © С. А. Рассада, О. В. Фрезе, 2019

Авторы статьи:

Светлана Анатольевна Рассада, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: rassada55@gmail.com

Ольга Владимировна Фрезе, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: ofreze@rambler.ru

Рецензенты:

Ю. Б. Дроботенко, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. Ж. В. Лихачева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранного языков, Омский государственный университет путей сообщения.

IMPLEMENTATION FOREIGN LANGUAGE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.