Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность преподавателя английского языка при подготовке к ЕГЭ'

Профессиональная компетентность преподавателя английского языка при подготовке к ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОДИКА / УСПЕВАЕМОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ / ЕГЭ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHING / TECHNIQUES / ACADEMIC PERFORMANCE / SPECIALIST / TEACHER / UNIFIED STATE EXAM / PRE-UNIVERSITY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянова Милана Евгеньевна

Предметом рассмотрения статьи является методическая, диалектическая и научно-профессиональная основа работы преподавателя английского языка в системе довузовской подготовки. Охарактеризованы основные требования к профессии с точки зрения профессиональных критериев (компетентности) и с учетом реалий, складывающихся на рынке образовательных услуг России. Проведен краткий историко-аналитический обзор, позволивший выявить основные изменения в подходе к профессиональной подготовке педагогических кадров с середины ХХ в. Формат практической реализации преподавательской деятельности в течение последних десятилетий также претерпел существенные изменения. В частности, изменилось качество языковой подготовки старшеклассников, планирующих поступление в вуз. Серьезные изменения претерпела и методика преподавания иностранных языков в самих вузах, что также необходимо учитывать в упреждающем порядке еще на стадии довузовской подготовки во избежание усложнения процесса освоения иностранного языка в будущем. Материал подготовлен в целях содействия выявлению оптимального алгоритма языковой подготовки старшеклассников в преддверии ЕГЭ, перед поступлением в высшее учебное заведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприянова Милана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of the English language teacher when studying for the Unified State Exam

The paper deals with a methodical, dialectic, scientific and professional basis for the activities of an English teacher in the pre-university training system. The author considers the main requirements for the profession in terms of both professional criteria (competence) and the real situation on the Russian education market. A brief historical and analytical review was carried out to identify the main changes in the approach to the professional training of teaching staff from the mid-twentieth century. The practical implementation of teaching activities has been significantly modified over the past decades as well. In particular, the quality of language training for high school students who are to enter a university has changed. The major changes in the foreign language teaching techniques in higher education institutions should be proactively considered at the pre-university stage to avoid the future complications of learning a foreign language. This research is to facilitate the identification of the proper language-training algorithm for high school students on the eve of the Unified State Exam, before entering a university.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность преподавателя английского языка при подготовке к ЕГЭ»

УДК 37.011.31:372.881.111.1

https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.42

Куприянова Милана Евгеньевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Аннотация:

Предметом рассмотрения статьи является методическая, диалектическая и научно-профессиональная основа работы преподавателя английского языка в системе довузовской подготовки. Охарактеризованы основные требования к профессии с точки зрения профессиональных критериев (компетентности) и с учетом реалий, складывающихся на рынке образовательных услуг России. Проведен краткий историко-аналитиче-ский обзор, позволивший выявить основные изменения в подходе к профессиональной подготовке педагогических кадров с середины ХХ в. Формат практической реализации преподавательской деятельности в течение последних десятилетий также претерпел существенные изменения. В частности, изменилось качество языковой подготовки старшеклассников, планирующих поступление в вуз. Серьезные изменения претерпела и методика преподавания иностранных языков в самих вузах, что также необходимо учитывать в упреждающем порядке еще на стадии довузовской подготовки во избежание усложнения процесса освоения иностранного языка в будущем. Материал подготовлен в целях содействия выявлению оптимального алгоритма языковой подготовки старшеклассников в преддверии ЕГЭ, перед поступлением в высшее учебное заведение.

Ключевые слова:

иностранный язык, профессиональная компетентность, преподавание, методика, успеваемость, специалист, педагог, ЕГЭ, довузовская подготовка.

Kupriyanova Milana Evgenievna

PhD in Philology, Associate Professor, Foreign Languages Department, School of Philology, Peoples' Friendship University of Russia

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE ENGLISH LANGUAGE TEACHER WHEN STUDYING FOR THE UNIFIED STATE EXAM

Summary:

The paper deals with a methodical, dialectic, scientific and professional basis for the activities of an English teacher in the pre-university training system. The author considers the main requirements for the profession in terms of both professional criteria (competence) and the real situation on the Russian education market. A brief historical and analytical review was carried out to identify the main changes in the approach to the professional training of teaching staff from the mid-twentieth century. The practical implementation of teaching activities has been significantly modified over the past decades as well. In particular, the quality of language training for high school students who are to enter a university has changed. The major changes in the foreign language teaching techniques in higher education institutions should be proactively considered at the pre-university stage to avoid the future complications of learning a foreign language. This research is to facilitate the identification of the proper language-training algorithm for high school students on the eve of the Unified State Exam, before entering a university.

Keywords:

foreign language, professional competence, teaching, techniques, academic performance, specialist, teacher, Unified State Exam, pre-university training.

Современная система довузовской подготовки старшеклассников представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий вуза и школы-партнера, направленный на повышение процента выпускников, поступающих на определенные специальности. Однако в условиях рынка и внедрения единого государственного экзамена как основной формы вступительных экзаменов в вузы довузовское образование сегодня все чаще представляет собой различные курсы по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ, что, однако, не снижает его значимости в проведении и совершенствовании профориентационной работы и повышении качества потенциального абитуриента.

С 2022 г. будет введен обязательный ЕГЭ по иностранному языку (по данным МИА «Россия сегодня»). Это накладывает определенные обязательства на профессиональную компетентность преподавателя, ведущего занятия на языковых подготовительных курсах.

Компетентностный подход к оценке преподавательской деятельности сегодня широко распространен. Практически во всех образовательных стандартах обозначены компетенции, которыми должен обладать специалист (не только педагог). Однако компетентность на научном уровне стала объектом изучения с 1960-х гг., когда были выявлены предметная, методическая, психологическая и профессиональная компетентности в общем.

Профессиональную компетентность труда педагога детально раскрыла академик А.К. Маркова в своем научном труде «Психология труда учителя», выделив личность педагога, педагоги-

ческое общение, а также обученность и воспитанность ученика как результативность педагогической деятельности. А.К. Маркова определила психологический модуль преподавательской деятельности, в который включены объективно необходимые знания, умения, позиции и установки, личностные характеристики, где знания и умения следует отнести к объективным, а позиции, установки и личностные характеристики - к субъективным особенностям [1].

В свою очередь, другой исследователь педагогической психологии профессор Л.М. Митина профессиональной компетентностью педагога называет совокупность знания дисциплины, методики и дидактики ее преподавания, культуры педагогического общения и средств самореализации (саморазвития) педагога. Исходя из этого, в основу профессионально-педагогической компетентности исследователь положила три ключевые компоненты: деятельностную, коммуникативную и личностную [2].

На наш взгляд, обе трактовки самодостаточны и в полной мере отражают профессиональную компетентность педагога как качественную характеристику.

Следует отметить проблему определения понятий «компетентность» и «компетенция», вызванную множеством существующих дефиниций и не всегда верным трактованием терминов в методической, учебной и даже научной литературе. Различия между ними несущественны, однако имеют место.

Под компетенцией следует понимать знания, опыт и умения, осведомленность и опыт решения вопросов в своей сфере деятельности.

Компетентность рассматривается несколько шире. Это качественная характеристика человека, которая позволяет отнести его к категории авторитетного эксперта. Компетентность - это также способность специалиста преобразовать свой потенциал/ресурс в продукт на основе решения поставленных задач и постоянного обновления своих знаний и повышения квалификации.

При характеристике дисциплины «Иностранный язык» ряд ученых выделяет культурологический, лингвострановедческий, лингвистический, коммуникативный и ситуативно-тематический подходы.

С учетом названных подходов можно выявить целый ряд характерных признаков профессиональной компетентности преподавателя английского языка, к которым относятся (помимо обязательных лингвистической и лингвострановедческой компетенций) еще и социолингвистическая, учебно-познавательная, лингвометодическая, социальная и стратегическая составляющие.

Важной частью в структуре профессиональной компетентности преподавателя английского языка является коммуникативная компетентность как «способность общаться устно и письменно с носителем языка в реальной жизненной ситуации» [3, с. 88].

Не менее существенную роль играет и методическая компетенция, так как «ее сформиро-ванность позволяет решать профессиональные задачи в процессе реализации целей обучения иностранным языкам» [4, с. 157].

Компонентный состав профессиональной компетенции преподавателя английского языка достаточно сложен, однако в нем необходимо выделить следующие обязательные составляющие [5, с. 79-80]:

- самообразовательная компетенция - поддержка своего уровня владения английским языком;

- общенаучная компетенция - включает в себя когнитивную и исследовательскую компетенции;

- психолого-педагогическая компетенция - совокупность определенных свойств личности педагога и эффективное взаимодействие с учащимися в образовательном процессе;

- личностная компетенция - самоменеджмент и профессиональный рост, педагогическая рефлексия;

- коммуникативно-культурологическая компетенция - введение культурной составляющей, близкой к аутентичной, в парадигму методики обучения иностранным языкам.

В условиях довузовского образования учащегося в процессе его подготовки к ЕГЭ по английскому языку развитию профессиональной компетенции преподавателя способствует доскональное знание федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый и профильный уровни) [6]. Перед преподавателем ставится задача подготовить учащегося к предстоящей проверке уровня сформированности у него коммуникативной компетенции, включающей речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и общеучебную компетенции. При этом априори преподаватель рассматривается в качестве носителя необходимого уровня знания английского языка для осуществления преподавательской деятельности.

Любому преподавателю иностранного языка должна быть присуща коммуникативная компетенция как качественная характеристика его профдеятельности наряду с высоким уровнем филологической составляющей - грамотным владением родным и иностранным языком.

В условиях довузовской подготовки следует учитывать важный факт: как правило, на курсы записываются старшеклассники с разным уровнем владения английским языком. Исходя из личного опыта, констатируем, что практически никогда не бывает групп на подготовительных курсах, где учащиеся демонстрировали бы равный уровень владения языком. И здесь серьезную помощь преподавателю оказывает тот факт, что структура модели ЕГЭ по английскому языку на протяжении ряда лет практически неизменна, что позволяет как преподавателю, так и самим учащимся разобраться в формате экзамена и разработать оптимальный алгоритм подготовки к ЕГЭ на основе разбора и анализа типичных ошибок [7].

Преподаватель, осуществляющий подготовку к ЕГЭ по английскому языку учащихся с разным уровнем знаний, должен знать педагогические закономерности и особенности развития личности, разбираться в процессе накопления знаний и обязательно уметь проектировать личностно ориентированное содержание с учетом технологии обучения.

В условиях ограниченности по времени (как правило, годовая подготовка при вузе включает в себя 30 недель занятий по 2 академических часа в неделю) необходимо составить учебно-тематический план таким образом, чтобы были рассмотрены все разделы структуры ЕГЭ по английскому языку: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо».

С целью формирования всех видов речевой деятельности (языковая компетенция) на аудиторных занятиях необходимо предусмотреть обязательное прослушивание англоязычных текстов разного уровня сложности, читать адаптированную и оригинальную литературу разных жанров с проведением лексико-грамматического анализа прочитанного, повторять все грамматические основы английского языка, предусмотренные ФГОС, поскольку, как показывает практика, многое из школьной программы остается забытым или неусвоенным.

Важным компонентом при обучении английскому языку является так называемый технологический педагогический контент [8], т. е. способность включать и интегрировать технологии в преподавание. В зависимости от уровня технических знаний учителя это может быть как простое использование информационно-технологического контента, так и способность создавать учебные материалы и виды деятельности с использованием технологий [9, р. 231].

Использование технологий в процессе обучения становится все более важным в настоящее время, преподаватели не должны отставать от своих учеников в технологических знаниях. Современные школьники имеют больший доступ к информации и больше инструментов для управления своим обучением.

Для самостоятельной (домашней) работы необходимо предусмотреть чтение большого количества текстов для повышения словарного запаса и выполнения определенной коммуникативно-рецептивной задачи: просмотровое, ознакомительное и поисковое чтение.

Нередко в школьных учебниках и различных тренировочных пособиях представлены грамматические упражнения на противопоставление обозначенных в задании форм, выполнение которых бывает недостаточным для формирования устойчивых грамматических навыков [10]. Поэтому в предлагаемых к прочтению текстах необходимо проводить аналитический разбор, почему те или иные грамматические формы употреблены в этом или ином контексте, какую смысловую нагрузку они несут.

Немаловажно в процессе обучения делать акцент на сочетаемости лексических единиц, объясняя учащимся необходимость запоминания не отдельных слов, а словосочетаний, особенно фразовых глаголов.

Сложность процесса подготовки к ЕГЭ по английскому языку обусловлена еще и тем фактом, что большая часть слушателей не «чувствует», как та или иная грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, не «чувствует» связь между лексикой и грамматикой.

Различный уровень подготовки учащихся на занятиях по английскому языку в рамках довузовского образования, в том числе с учетом потенциального посещения современными школьниками англоязычных стран с разными целями, а также активное использование коммуникативных возможностей сети Интернет определяют самообразовательную компетенцию как ключевую в компонентном составе профессиональной компетентности преподавателя английского языка. Важно помнить, что становление и развитие профессиональных качеств также неразрывно связано с развитием автономии учителя и его рефлексивными способностями [11, с. 22].

Ссылки:

1. Маркова А.К. Психология труда учителя : кн. для учителя. М., 1993. 192 с.

2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 320 с.

3. Дубровина Т.С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков // Молодой ученый. 2011. № 4. Т. 2. С. 86-89.

4. Люботинский А.А. Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка // Педагогика: традиции и инновации : материалы V междунар. науч. конф. Челябинск, 2014. С. 154-157.

5. Бредихина И.А. Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 77-80.

6. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : с изм. и доп. от 7 июня 2017 г. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

7. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по иностранным языкам [Электронный ресурс]. М., 2017. URL: https://eduregion.ru/upload/fipi-recomendations-2017/inostrannye_yazyki_2017.pdf (дата обращения: 29.12.2018).

8. Koehler M.J., Mishra P. What is Technological Pedagogical Content Knowledge? [Электронный ресурс] // Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. 2009. Vol. 9, iss. 1. P. 60-70. URL: https://www.citejournal.org/volume-9/is-sue-1-09/general/what-is-technological-pedagogicalcontent-knowledge (дата обращения: 29.12.2018).

9. Reinders H. Technology and Second Language Teacher Education // The Cambridge Guide to Second Language Teacher Education / eds.: A. Burns, J.C. Richards. New York, 2009. P. 230-239.

10. Хачиян А.Р. Работа с заданиями повышенного уровня сложности в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-rabota-s-zadaniyami-povishennogo-urovnya-slozhnosti-v-processe-podgotovki-k-ege-po-angliyskomu-yaziku-3127901.html (дата обращения: 29.12.2018).

11. Махмурян К.С. Теоретико-методологические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 51 с.

References:

Bredikhina, IA 2015, 'The Aspects of the Professional Competence Structure of a Foreign Language Teacher', Pedagog-icheskoye obrazovaniye v Rossii, no. 9, pp. 77-80, (in Russian).

Dubrovina, TS 2011, 'Concerning the Professional Competence of Future Foreign Language Teachers', Molodoy uchenyy, no. 4, vol. 2, pp. 86-89, (in Russian).

Khachiyan, AR 2018, 'Work with Increased Tasks When Studying for the Unified State Exam in English', Infourok, viewed 29 December 2018, <https://infourok.ru/statya-rabota-s-zadaniyami-povishennogo-urovnya-slozhnosti-v-processe-podgotovki-k-ege-po-angliyskomu-yaziku-3127901.html>, (in Russian).

Koehler, MJ, Mishra, P 2009, 'What is Technological Pedagogical Content Knowledge?', Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, vol. 9, iss. 1, p. 60-70, viewed 29 December 2018, <https://www.citejournal.org/volume-9/issue-1-09/gen-eral/what-is-technological-pedagogicalcontent-knowledge>.

Lyubotinsky, AA 2014, 'Description of Methodological Competence in the Structure of Professional Competence of Future Foreign Language Teachers', Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy V mezhdunar. nauch. konf, Chelyabinsk, pp. 154-157, (in Russian).

Makhmuryan, KS 2007, Theoretical and Methodological Foundations of Brief Training of a Foreign Language Teacher in the Context of Continuous Education, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 51 p., (in Russian).

Markova, AK 1993, Psychology of Teacher's Work, teacher's book, Moscow, 192 p., (in Russian). Mitina, LM 2004, Labor Psychology and Professional Development of a Teacher, Moscow, 320 p., (in Russian). Reinders, H 2009, 'Technology and Second Language Teacher Education' in A Burns & JC Richards (eds.), The Cambridge Guide to Second Language Teacher Education, New York, pp. 230-239.

Verbitskaya, MV, Makhmuryan, KS & Simkin, VN 2017, Guidelines for Teachers Based on the Analysis of Typical Errors Made by Students during the 2017 Unified State Examination Participants in Foreign Languages, Moscow, viewed 29 December 2018, <https://eduregion.ru/upload/fipi-recomendations-2017/inostrannye_yazyki_2017.pdf>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.