2. Tarasov N.I Klassicheskij tanec. Shkola muzhskogo ispolnitel'stva. Moskva: Iskusstvo, 1971.
3. Dudinskaya N.M. Na pedagogicheskom poprische. Vestnik akademii russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganovoj. 1995; 3.
4. Almazova N.I. Kognitivnye aspekty formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.
5. Azarov D.P. Masterstvo vospitatelya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1970.
Статья поступила в редакцию 07.04.16
УДК 378
Zhukova G.S., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Professor Department of mathematics, University
of Finance of the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TECHNOLOGIES IN A MODERN UNIVERSITY (WITH REGARD TO TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES). In the article a possibility to use personal and professional technologies in a higher education school in the process of training is under study. The author highlights approaches to the way these technologies can be used, what principles of their usage should be taken into account, what functions they must perform in the teaching process of students. The process of implementing these technologies is considered with regard to teaching mathematics and natural sciences. The assimilation of knowledge by students should be carried out in the context of the resolution of their future professional situations, which provides conditions for the formation of both educational and professional motivation, personal meaning of the teaching process. The authors come to the conclusion that in the process of implementation of professionally-oriented technologies, the teacher must try on a role of a coordinator and an organizer of independent work of students, which flexibly distributes students in groups according to their personal characteristics to create the most favorable conditions of their manifestation.
Key words: professional education, professional technologies of training of specialists, mathematics and natural science disciplines.
Г.С. Жукова, д-р физ.-мат. наук, проф., проф. каф. математики, Финансовый университет при Правительстве РФ,
г. Москва, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)
В статье рассмотрена возможность использования профессионально-личностных технологий в высшей школе в процессе подготовки специалистов. Раскрываются подходы реализации данных технологий, принципы их реализации, функции, которые они должны выполнять в процессе обучения студентов. Процесс реализации данных технологий рассматривается на примере преподавания математики и естественно- научных дисциплин. Усвоение знаний студентами должно осуществляться в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса обучения. Автор приходит к выводу, что в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов для создания максимально благоприятных условий.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-ориентированные технологии, математика и естественно-научные дисциплины.
Профессионально-ориентированные технологии обучения - это система общепедагогических, психологических и дидактических аспектов взаимодействия педагогов и студентов, с учётом их способностей и склонностей, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей профессиональной деятельности и возможности формирования ПЗК (профессионально значимых качеств) будущих специалистов [1].
Данная технология рассматривается как практическое воплощение в практику высшей школы идей личностно-ориентиро-ванного обучения. Эти идеи получили широкое распространение в России, начиная с конца XX века, а на Западе в настоящий момент воспринимаются как особая миссия высшего образования, органично вписывающаяся в либеральную модель образовательных систем Европы и США [2].
При этом в европейской модели образования личностный подход воплощается в студентоцентрированной ориентации образовательного процесса. При этом «обеспечивается синергия деятельности двух субъектов процесса воспитания и обучения, устанавливается «конструктивная согласованность» между тем, что делает учащийся, и тем, что делает преподаватель» [3, с. 366].
Как показывает анализ литературы [4; 5 и др.], технология профессионально-ориентированного обучения имеет следующие черты:
- направлена на всестороннее развитие личности студентов, при этом в образовательном процессе высшей школы усиливается личностная составляющая и происходит смещение акцентов на самообучение;
- преподаватель в процессе реализации данных технологий обеспечивает диалогичность и двунаправленность процесса об-
учения; является гарантом качественной подготовки и профессиональной адаптации студентов к требованиям современного социума является личность, который, используя инновационные подходы, личностно-ориентированные технологии, в свою очередь сам становится субъектом образовательного процесса;
- тем самым, образовательный процесс создаётся в фокусе взаимодействия преподавателей и обучающихся, в результате чего возникают условия для взаимного развития всех субъектов обучения.
В процессе преподавания математических дисциплин студентам нематематических специальностей в процессе реализации технологий профессионально-ориентированного обучения студентов рекомендуется вовлекать в деятельность по созданию отдельных элементов электронных обучающие ресурсов; привлекать их к решению задач по тематике профиля подготовки с использованием универсальных математических пакетов
Хорошие результаты даёт использование интерактивных методов и форм обучения (анализ кейсов, использование элементов проблемного обучения и др.).
При выполнении компьютерных лабораторных работ необходимо создавать условия для самостоятельного получения знаний и развития профессионально значимых качеств личности студентов, приводящих к творческой самореализации во время прохождения производственных практик и в дальнейшей самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что особенно важно при математической подготовке студентов нематематических специальностей осуществлять взаимосвязь приобретаемых студентами фундаментальных и профессиональных знаний. Такую взаимосвязь можно осуществлять как на глобальном (охватывающей всю математическую подготовку будущих специалистов,
начиная с первых дней их обучения в вузе, включая аудиторные и внеаудиторные занятия), так и на локальном уровнях (при изучении отдельно взятой темы, раздела и т. п.).
Сейчас становится очевидно, что существенное значение для эффективной профессиональной деятельности специалистов различных областей имеет личностная составляющая в профессиональной компетентности.
Математика как учебная дисциплина вносит существенныйх вклад в развитие каждого студента и, прежде всего, в области интеллектуального развития. Математика и все предметы математического цикла оказывают влияние на продуктивность мышления и восприятия, на формирование у студентов способности к обобщению, навыков логической аргументации и др.
Сочетание в процессе обучения математических дисциплин различных коллективных приёмов (совместное решение практических задач, работа в группах, и т. д.) позволит студентам приобрести навыки работы в группе, овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, сформирует у них умение задавать вопросы, выслушивать мнение собеседника.
Как отмечает И.В. Кузнецова [6], в процессе математической деятельности студентов в арсенал приёмов и методов их мышления естественным образом включаются абстрагирование и аналогия, дедукция и индукция, обобщение и конкретизация, систематизация и классификация, анализ и синтез.
Личностная составляющая обучения математике выражается и в воздействии на эмоционально - волевую сферу студентов. Проверка решения любой математической задачи требует настойчивости и определённых волевых усилий. В результате у студентов воспитываются ценнейшие качества - самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
В процессе реализации технологии профессионально-ориентированного обучения каждый преподаватель должен иметь разработанный пакет разноуровневых математических заданий, созданных специально для обучения студентов различных специальностей, с учётом их будущей профессиональной специфики, а так же в зависимости от уровня их базовой подготовки. Организуя работу с разноуровневым учебным материалом, преподаватель помогает будущему специалисту сформировать
Библиографический список
умение учиться и совершенствоваться, применять математические знания для решения профессиональных задач.
Без преувеличения можно сказать, что содержание математических дисциплин в вузовской практике позволяет формировать и общекультурные, и профессиональные компетенции, которые являются основой существования личности в современном обществе.
Однако, как показывает анализ практики, не смотря на явные преимущества технологии профессионально-ориентированного обучения, её массовая реализация по - прежнему затруднена в силу возрастающей нагрузки на преподавателей, недостаточной методической оснащённости необходимыми профессионально - ориентированными заданиями, отсутствием необходимых кейсов у ряда преподавателей и затруднениями по их разработке. Тем не менее, все эти недостатки устранимы при наличии сформированной мотивации у преподавателей работать в этом ключе.
Таким образом, как отмечает ряд исследователей [4 и др.], с мнением которых мы согласимся, при подготовке качественных и конкурентоспособных кадров необходимо активнее реализовы-вать технологии профессионально-ориентированного обучения на основе интеграции фундаментальных математических и прикладных знаний. При этом значительная роль в этом процессе отводится «Математике», как системообразующей и фундаментальной дисциплине. Это обусловлено тем, что математические знания и умения лежат в основе построения каждого технологического процесса, тем самым без них невозможна качественная работа ни одного предприятия.
Математические просчёты при проектировании различных процессов могут иметь самые тяжёлые и непредсказуемые последствия. Например, как стало недавно известно, причина переноса первого запуска ракетоносителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный была связана с неисправностью кабеля комплекта наземной кабельной сети аппаратуры системы управления стартового комплекса. А основная причина этой неисправности -ошибка, допущенная при разработке конструкторской документации. Тем самым фундаментальная подготовка по математике необходима практически каждому специалисту и снижение её уровня может привести к серьёзным последствиям для страны.
1. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Москва, 2004.
2. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Педагогика. 2002; 3: 16 - 21.
3. Инновации в образовании: монография. Л.В. Кожитов, С.Г. Емельянов, В.А. Демин. Курск, 2010.
4. Шибаев В.П. Использование профессионально-личностных технологий в вузе. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011; 6: 116.
5. Анашкина И.В. Роль математического образования в формировании профессиональных компетенций. Available at: http://nsportal. ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/30
6. Кузнецова И.В. Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического вуза при изучении математических дисциплин. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011; 3.
References
1. Vilenskij V.Ya., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
2. Zeer 'E. F. Lichnostno-orientirovannoe professional'noe obrazovanie. Pedagogika. 2002; 3: 16 - 21.
3. Innovacii v obrazovanii: monografiya. L.V. Kozhitov, S.G. Emel'yanov, V.A. Demin. Kursk, 2010.
4. Shibaev V.P. Ispol'zovanie professional'no-lichnostnyh tehnologij v vuze. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2011; 6: 116.
5. Anashkina I.V. Rol' matematicheskogo obrazovaniya v formirovanii professional'nyh kompetencij. Available at: http://nsportal.ru/npo-spo/ obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/30
6. Kuznecova I.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza pri izuchenii matematicheskih disciplin. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; 3.
Статья поступила в редакцию 19.05.16
УДК 37.01:371
Kuznetsov A.R., postgraduate, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CIVIC EDUCATION IN RUSSIA: PAST AND PRESENT. Today there is a problem of proper civil education of young generation, a problem of development of a personality that has qualities of a patriot of his country. The development of citizenship can block negative trends in the minds and behavior of young people, in particular, such as extremism, crime, xenophobia and drug addiction. The concept of "citizenship" is used in the scientific literature over the centuries. The idea of it is associated not only with individual moral principles or human qualities, but also with a set of features of a social and moral person, and that allows considering citizenship and its integral parts. The article describes history of development of issues of citizenship, reveals the basics of citizenship. The problem of civic education is seen through a prism of history from the period of Catherine II to the present time. The author searches ways