Научная статья на тему 'Пути реализации профессионально-личностных технологий в современном вузе (на примере преподавания естественно-научных и математических дисциплин)'

Пути реализации профессионально-личностных технологий в современном вузе (на примере преподавания естественно-научных и математических дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕМАТИКА И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В. П., Шибаева Л. М.

В статье рассмотрена возможность использования профессионально-личностных технологий в высшей школе в процессе подготовки специалистов. Раскрываются подходы реализации данных технологий, принципы их реализации, функции, которые они должны выполнять в процессе обучения студентов. Процесс реализации данных технологий рассматривается на примере преподавания математики и естественнонаучных дисциплин. Усвоение знаний студентами должно осуществляться в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса обучения. Авторы приходят к выводу, что в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов для создания максимально благоприятных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF REALIZATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TECHNOLOGY IN A MODERN UNIVERSITY (WITH REGARD TO TEACHING SCIENCE AND MATH DISCIPLINES)

In the article a possibility to use personal and professional technologies in a higher education school in the process of training. The work presents approaches to the use of these technologies, the principles of the usage, functions that they must perform in the teaching process of students. The process of implementing these technologies is considered with reference to teaching mathematics and natural sciences. The obtaining of knowledge by students should be carried out in the context of making resolutions for professional situations, possible in future. This provides conditions for the formation of both educational and professional motivation, personal meaning of the learning process. The authors come to the conclusion that in the process of implementation of professionally-oriented technologies, the teacher must combine roles of a coordinator and an organizer of independent work of students to create the most favorable conditions.

Текст научной работы на тему «Пути реализации профессионально-личностных технологий в современном вузе (на примере преподавания естественно-научных и математических дисциплин)»

References

1. Afonina E.V. Metodika algoritmicheskogo podhoda pri obuchenii graficheskim disciplinam. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 2 (42): 161 - 165.

2. Moskaleva T.S., Sevost'yanova O.M. Integrativnyjpodhod k obucheniyu studentov vuza graficheskim disciplinam. Available at: www.rsatu. ru/arch/section2

3. Afonina E.V., Bass N.V. Proektnaya deyatel'nost' vprocesse graficheskojpodgotovki. Bryansk, 2013.

4. Gracheva, S.V., Vitkalov, V.G. Innovacionnyj podhod k provedeniyu prakticheskih zanyatij po nachertatel'noj geometrii. Sovershenstvovanie podgotovki uchaschihsya i studentov v oblasti grafiki, konstruirovaniya i standartizacii. Saratov, 2001.

Статья поступила в редакцию 03.05.16

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia), Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru

Shibaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru

WAYS OF REALIZATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TECHNOLOGY IN A MODERN UNIVERSITY (WITH REGARD TO TEACHING SCIENCE AND MATH DISCIPLINES). In the article a possibility to use personal and professional technologies in a higher education school in the process of training. The work presents approaches to the use of these technologies, the principles of the usage, functions that they must perform in the teaching process of students. The process of implementing these technologies is considered with reference to teaching mathematics and natural sciences. The obtaining of knowledge by students should be carried out in the context of making resolutions for professional situations, possible in future. This provides conditions for the formation of both educational and professional motivation, personal meaning of the learning process. The authors come to the conclusion that in the process of implementation of professionally-oriented technologies, the teacher must combine roles of a coordinator and an organizer of independent work of students to create the most favorable conditions.

Key words: professional education, professionally-oriented technologies, training of specialists, mathematics and natural sciences.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

Л.М. Шибаева, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

В статье рассмотрена возможность использования профессионально-личностных технологий в высшей школе в процессе подготовки специалистов. Раскрываются подходы реализации данных технологий, принципы их реализации, функции, которые они должны выполнять в процессе обучения студентов. Процесс реализации данных технологий рассматривается на примере преподавания математики и естественно- научных дисциплин. Усвоение знаний студентами должно осуществляться в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса обучения. Авторы приходят к выводу, что в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов для создания максимально благоприятных условий.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-ориентированные технологии, математика и естественно-научные дисциплины.

Современные требования работодателей к специалистам диктуют необходимость поиска качественно новых подходов к процессу организации обучения, так как основы профессионального развития личности специалиста закладываются в вузе, начиная с первых лет обучения.

Профессионально-ориентированные технологии обучения - это система общепедагогических, психологических и дидактических аспектов взаимодействия педагогов и студентов, с учётом их способностей и склонностей, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей профессиональной деятельности и возможности формирования профессионально-значимых качеств (ПЗК) будущих специалистов [1].

Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе предполагает следующее: тесную взаимосвязь теории и практики, учёт межпредметных связей; ориентацию на индивидуальные возможности студентов; контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы; опору на последние достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность преподавателей и студентов в условиях современного вуза. Данная технология реализует следующие функции:

Профессионально-ориентированная технология обучения предполагает широкое использование следующих принципов и научных подходов: равноправное учебно-партнёрское сотруд-

ничество, направленное на решение коммуникативно-познавательных задач, учет психологических особенностей учебной деятельности студента, формирование его личности; максимальное развитие каждого студента как личности с предоставлением ему права определять уровень сложности обучения и его темп; использование активных форм ведения занятий, разнообразие средств и приемов работы на занятии.

Высшая математика в вузах интенсивно изучается в течение первых лет обучения. Она определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности (планирование и обработка результатов экспериментов, повышение предельной точности расчетов, создание и исследование математических моделей, определение оптимальных условий существования систем и т. д.) и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов. Решающая роль математики и естественно-научных дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста многогранна и состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и покрывать потребности работодателей в решении задач модернизации.

Таблица 1

Функции профессионально-ориентированных технологий в образовательном процессе

№ Функция Её реализация

1 методологическая заключатся в научной конкретизации цели подготовки и содержания образования специалиста, обосновании логики процесса обучения на основе современных форм, методов, средств и процедур преподавания и обучения

2 психолого-педагогическая осуществляется преподавательским составом непосредственно на учебных занятиях. При этом заранее спроектированный процесс обучения, превращается в процесс глубоких межличностных отношений преподавателя и студента, основанный на тесном взаимодействии и сотрудничестве субъектов педагогической системы.

3 программно-технологическая предоставляющая возможность управлять образовательным процессом, оптимизировать междисциплинарные связи учебных дисциплин, занятий в рамках учебной дисциплины, связи технологии профессионально-ориентированного обучения с другими технологиями (информационными, производственными), что в итоге позволяет комплексно использовать в обучении достижения смежных наук

Проблемы преподавания высшей математики и естественно-научных дисциплин актуальны и для технических, и для гуманитарных направлений образования и ярко выражаются в том, что студенты явно не видят будущей прикладной пользы дисциплины. Как следствие этого процесса, у первокурсников не формируется правильное представление о взаимосвязи содержания математических дисциплин и дисциплин специализации и месте математики в интеграции интеллектуальных умений для профессиональной конкурентной деятельности. Это свидетельствует о противоречии принятой практики математического образования в вузах и высокими возможностями потенциальной подготовки профессиональных качеств современных специалистов [2].

Между тем, применение профессионально-ориентированных технологий в преподавании математики и естественно-научных дисциплин студентам нематематических специальностей поможет во многом преодолеть трудности, которые при этом возникают. В ходе проектирования и реализации профессионально-ориентированных технологий обучения в процессе преподавания математики и естественно-научных дисциплин используются следующие подходы: 1) студент с самого начала ставится в деятельностную позицию; 2) включается весь потенциал его активности - от уровня восприятия до уровня социальной активности; 3) приобретается опыт использования учебной информации в функции средства регуляции деятельности студента, всё более приобретающей черты профессиональной; 4) усвоение знаний студентами осуществляется в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса учения; 5) логическим центром педагогического процесса становится сама развивающаяся личность будущего специалиста, становление его творческой индивидуальности.

Библиографический список

Целесообразно дифференцировать уровни подготовки при изучении материала в зависимости от полученных первокурсниками знаний и дальнейших требований специальности. Необходимо показать, что сила математики в абстрактности и универсальности математических методов, показать области, в которых изучаемый теоретический материал имеет фактическое применение, обучить студентов математическим методам познания, в частности построению математических моделей; использованию межпредметных связей.

Для этого необходимо, на наш взгляд, чтобы преподаватели математики специализировались по конкретному направлению подготовки инженерных, экономических и гуманитарных кадров. Необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Необходимо создавать соответствующие материалы интегрированных междисциплинарных элективных курсов, чтобы студенты с самого начала обучения в вузе понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач. Так же важна согласованность рабочей программы с требованиями выпускающей кафедры. На различных специальностях на изучение математики стандартами образования отводится различное количество часов аудиторной и самостоятельной работы. Увеличение количества часов на изучение именно тех разделов, которые в дальнейшем должны использоваться в специальных дисциплинах, позволяет значительно повысить эффективность обучения и мотивацию студентов к изучению математики [3].

Таким образом, в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов, который гибко распределяет обучающихся по группам с учётом личностных особенностей для создания максимально благоприятных условий их проявления.

1. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Москва, 2004.

2. Двуличанская Н.Н. Компетентностно-ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров. Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2010; 11.

3. Шибаев В.П. Использование профессионально - личностных технологий в вузе. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011; 6.

References

1. Vilenskij V.Ya., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.

2. Dvulichanskaya N.N. Kompetentnostno-orientirovannoe estestvenno-nauchnoe obrazovanie kak osnova novogo kachestva podgotovki professional'nyh kadrov. Nauka i obrazovanie: 'elektronnoe nauchno-tehnicheskoe izdanie. 2010; 11.

3. Shibaev V.P. Ispol'zovanie professional'no - lichnostnyh tehnologij v vuze. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2011; 6.

Статья поступила в редакцию 05.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.