Современные образовательные технологии Modern educational technologies
УДК 378.147.88 ББК Ч 489.8
Елена Владимировна Зволейко,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Реализация проектной технологии в практике подготовки бакалавра - специального психолога1
Практика подготовки бакалавров выявила слабость системы организации научно-исследовательской работы студентов, недооценку значения овладения исследовательскими компетенциями. Проведение исследований в образовании (определение результативности специального обучения) входит в круг задач психолога, и наиболее часто вызывает затруднения в работе. Для повышения значимости и качества НИРС необходимо обеспечить содержательную связь научных исследований с образованием. Освоение способов научной и практической деятельности происходит лучше всего через участие студентов в разработке и реализации конкретных социально-психологических проектов на основе партнёрства вуза и учреждений образования - местах прохождения практик и выполнения НИРС, тем самым достигается сближение процессов обучения и трудовой деятельности. Цель данной статьи - показать способы формирования у студентов навыков разработки и внедрения проектов, решающих реальные социально-психологические проблемы образовательных учреждений.
Ключевые слова: бакалавр - специальный психолог; технология проектного обучения; социально-психологическое проектирование.
Elena Vladimirovna Zvoleyko,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
The Implementation of Project Technologies in Preparation Practice of Bachelor - Special Psychologist
Preparation Practices of the bachelors revealed the weakness of the system of organization of students’ research work, the underestimation of the value of research profile mastering, meanwhile, research in education, (results determination of special education) is in the range of psychologist’s tasks, and often it causes difficulties in work. To enhance the value and quality of the Research Student’s work, it is necessary to ensure essential links of scientific research and education. Mastering the methods of scientific and practical activity is better to carry through the students’ participation in the development and implementation of specific socio-psychological projects based on partnership between the University and educational institutions - areas of professional training and implementation of students’ research work, thus it helps it achieve the convergence of training process and employment. This article aims to show how to develop students’ skills in designing and implementing projects that solve real socio-psychological problems of educational institutions.
Keywords: bachelor-psychologist; technology of project-based learning; socio-psychological design.
'Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3626.2011.
46 © Е. В. Зволейко, 2013
Совершенствование системы профессиональной подготовки бакалавров - специальных психологов во многом обусловлено развитием форм связи с будущей профессиональной сферой [1]. Ведущей образовательной технологией, позволяющей включать студентов в реальную профессиональную деятельность, является проектная. Проектная технология позволяет не только осуществлять тесную интеграцию с будущей профессиональной сферой, привлекать работодателей к числу курирующих студентов на практиках, но и обеспечить содержательную связь студенческих исследовательских работ с образованием, повысить результативность производственных практик как для деятельности образовательных учреждений, на базе которых они проводятся, так и для формирования у обучающихся представлений о содержании и структуре труда психолога, практических навыков в профессии. Проектная технология позволяет осваивать научную и практическую деятельность психолога образования. В качестве модели проектной деятельности мы рассматриваем подготовку ВКР. включающую все её этапы: анализ проблемы. планирование и проведение исследования, анализ данных, разработку специализированных программ (профилактических, коррекционных, развивающих), их внедрение, проверку результативности, публичную защиту проекта. Освоение способов практической деятельности лучше всего происходит через участие студентов в разработке и реализации конкретных социально-психологических проектов на основе партнёрства вуза и учреждений образования - местах прохождения практик и выполнения практических частей ВКР.
Определившись с базой практики (Детский дом), мы выявили наиболее существенную проблему учреждения, заключающуюся в поиске механизмов, способствующих эффективной социализации воспитанников. Условия жизни воспитанников в интернатных учреждениях зачастую ведут к искажению процессов социализации, социальной адаптации из-за трудно преодолеваемых причин, кроющихся в системе общественного воспитания. Специфические условия пребывания в детском доме (материнская депривация, ограниченность социальных контактов, коллективные методы воспитания) обусловливают особенности психического развития воспитанников, самыми тревожащими из которых являются замедление темпа психи-
ческого развития, появление ряда качественных негативных особенностей личности, которые неодинаково обнаруживают себя на всех ступенях возрастного развития, постепенно наслаиваются и в результате приводят к значительным сложностям в социальной адаптации. Воспитанники детских домов не относятся напрямую к лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (хотя среди них встречается немало детей, имеющих классические нарушения в развитии), однако особенности физического и психического развития относят их к «группе биологического и социального риска», т. к. чаще всего они являются выходцами из семей, которые сами составляют «группу риска» (родители злоупотребляют алкоголем, страдают психическими заболеваниями и пр.). Таким образом, среди воспитанников детского дома встречаются дети двух категорий - с выявленными отклонениями в развитии (нарушениями слуха, зрения, двигательной или интеллектуальной сферы и пр.) и составляющие «группу риска» по биологическим и социальным показателям.
Эффективное решение проблемы социальной адаптации воспитанников детского дома может быть достигнуто средствами пси-холого-педагогической деятельности. Идея проекта «Содействие социальной адаптации воспитанников детского дома средствами комплексного психолого-педагогического сопровождения» заключается в том, что педагоги и специалисты, работающие в детском доме, могут более эффективно содействовать воспитанникам успешно подготовиться к самостоятельной жизни, если будет реализована модель комплексного психолого-педагогического сопровождения, в рамках которой на основе диагностики круга проблем будут выявлены средства психолого-педагогической деятельности, реализована программа, направленная на повышение уровня социальной адаптации воспитанников.
Цель создания проекта - на основе разработки и теоретического обоснования совокупности средств психолого-педагогической деятельности реализовать комплекс мероприятий, способствующих повышению уровня социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни. В начале реализации проекта были определены критерии социальной адаптации воспитанников - сфор-мированность профессиональных намерений,
культуры межличностных отношений, активной жизненной позиции, навыков здорового образа жизни. Анализ уровня готовности воспитанников показал, что он недостаточен для полноценной их адаптации в социуме. Модель
психолого-педагогической деятельности, направленной на повышение уровня социальной адаптации воспитанников, состоит из трёх компонентов и может быть представлена следующим образом (рис.):
Рис. Структурно-функциональная модель психолого-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома
Программно-целевой компонент включает в себя участников проекта: психолога и воспитанников детского дома; первичную диагностику, целью которой является выявление круга проблем, связанных с успешной социализацией воспитанников; разработку программы деятельности психолога по решению выявленных проблем.
Деятельностный компонент представлен реализацией программы «Кем быть? Каким быть?». Исходя из понимания положения де-тей-сирот в условиях детского дома, учитывая особенности их развития, существует потребность в реализации программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Программа предназначена для подростков, осуществляется на двух последних годах пребывания подростков в детском доме.
Рефлексивно-прогностический компо-
нент заключается в оценке результатов реализации программы через проведение итоговой диагностики уровня социальной адаптации воспитанников, прогнозирования дальнейших действий воспитанников. Все компоненты модели могут корректироваться в ходе психологической деятельности в зависимости от потребностей участников образовательного процесса.
Содержание программы занятий по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Кем быть? Каким быть?» имеет два направления: теоретико-практическое и тренинговое. Каждое из направлений состоит из четырёх основных блоков: «Я - человек», «Я - культурный человек», «Я - активный человек», «Я - профессиональный человек», которые подразделяются на темы и подтемы. Описание программы можно представить через алгоритм её реализации, последовательность шагов.
Шаг 1. Целеполагание - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач деятельности психолога.
Шаг 2. Диагностика начального уровня: сбор, анализ и интерпретация данных по выявлению уровня социальной адаптации воспитанников.
Шаг 3. Выявление индивидуальных и групповых проблем детей, связанных с социализацией.
Шаг 4. Постановка целей и задач деятельности психолога и воспитанников с учётом проведённой диагностики.
Шаг 5. Реализация программы по подготовке к самостоятельной жизни «Кем быть? Каким быть?».
Шаг 6. Итоговая диагностика, предполагающая оценку уровня социальной адаптации воспитанников по завершению занятий и анализ динамики уровня социальной адаптации.
Шаг 7. Составление плана дальнейших самостоятельных действий воспитанника-вы-пускника.
Воспитанники детского дома в рамках реализации программы «Кем быть? Каким быть?» участвуют в теоретико-практических и тренинговых занятиях, которые проводятся в индивидуальных, подгрупповых, групповых и массовых формах. Содержание теоретикопрактических занятий направлено на отработку направлений: «Я - человек» (формирование навыков здорового образа жизни), «Я - культурный человек» (формирование культуры межличностных и социальных отношений), «Я - активный человек» (формирование активной жизненной позиции и самопринятия), «Я - профессиональный человек» (работа по профессиональному самоопределению). Содержание тренинговых занятий направлено на отработку конкретных умений и навыков по формируемым направлениям и включает блоки: коммуникативный, эмоциональный, личностный, семейный, социальной активности. В ходе проведения теоретико-практических и тренинговых занятий реализуются методы воспитания (формирования сознания, организации и стимулирования деятельности), методы психологической помощи и поддержки (тренинг, деловая игра и пр.).
Реализация модели психолого-педагогиче-ской деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома включает 3 этапа: программно-целевой, который представлен первичной диагностикой уровня социальной адаптации; выявлением круга проблем, имеющихся у воспитанников; разработкой системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем; разработкой содержания программы «Кем быть? Каким быть?»; деятельностный представлен реализацией программы «Кем быть? Каким быть?», предназначенной для детей-сирот подросткового возраста, находящихся на этапе подготовки к самостоятельной жизни (два последних года пребывания в детском доме); рефлексивно-прогностический заклю-
чается в проведении итоговой диагностики уровня социальной адаптации воспитанников детского дома и прогнозирования их дальнейших действий. Проект является постоянно возобновляемым по мере выпуска воспитанников из детского дома.
В основу реализации модели положены несколько теоретических подходов - средовой, который предполагает создание развивающей среды, способствующей эффективной социальной адаптации; системный, в рамках которого социальная адаптация понимается как приведение в соответствие потребностей и возможностей воспитанников и требований реальной жизненной ситуации (баланс в системе «человек - жизненная среда»). Управление моделью психолого-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома осуществляется группой сотрудников кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ЗабГУ, администрацией Черновского детского дома-школы.
В реализации проекта принимают участие бакалавры и магистранты, обучающиеся по профилям «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», «Пси-холого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Реализация проекта осуществляется в период производственных практик, в ходе выполнения практических частей ВКР и магистерских диссертаций, которые в совокупности призваны решать задачи, поставленные в проекте.
В ходе реализации модели психологопедагогической деятельности используется стандартизированный диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровни социальной адаптации воспитанников детского дома (начальная, промежуточная, итоговая диагностика). Составленная программа занятий (теоретико-практических и тренинговых) содержит упражнения и задания, разработанные и апробированные ведущими специалистами в области общей и специальной психологии, общей и специальной педагогики.
Основными планируемыми результатами реализации модели психолого-педагогической деятельности являются:
- повышение уровня социальной адаптации воспитанников детского дома по опреде-
лённым нами критериям (сформированность профессиональных намерений, культура межличностных и социальных отношений, повышение субъектности и активности в решении жизненных задач, расширение представлений о здоровом образе жизни, укрепление навыков здорового образа жизни);
- пакет диагностических материалов и методик, позволяющих проводить изучение уровня социальной адаптации (начального, промежуточного, итогового) воспитанников детского дома по определённым критериям;
- программа по социальной адаптации воспитанников «Кем быть? Каким быть?»;
- подготовленные студентами статьи на конференции различного уровня.
Программа по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Кем быть? Каким быть?» может использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми-сиротами подросткового возраста (на этапе подготовки к самостоятельной жизни) в учреждениях интернатного типа, социальнореабилитационных центрах. Защита проекта осуществлена в рамках «Забайкальского образовательного форума - 2012», результаты работы по проекту опубликованы в материалах конференций.
Разработанная модель психолого-педа-гогической деятельности, заключающаяся в поэтапной реализации предложенных мероприятий, является примером использования проектной технологии в практике подготовки бакалавров - специальных психологов, поскольку решает задачи формирования проектного мышления и навыков проектной деятельности, развития творческих способностей, ответственности за принятые решения, умений применять на практике полученные знания. Ведущими способами формирования у студентов навыков разработки и внедрения проектов, решающих реальные социально-психологические проблемы образовательных учреждений, выступают научно-исследовательская деятельность и практическая деятельность студентов в образовательных учреждениях. Результаты научно-исследовательской и практической деятельности студентов внедряются в практику работы детского дома, сотрудники и студенты совместно реализуют подход, изложенный в проекте.
SG
Список литературы
1. Зволейко Е. В. Концепция профессиональной подготовки бакалавра специального образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6(14). URL: http://sisp. nkras.-ru/eru/issues/2012/6/zvoleyko.pdf (дата обращения: 28.10.2013).
2. Зволейко Е. В. Опыт реализации модели эффективной социализации воспитанников детского дома в практике подготовки специальных психологов // Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени - новые решения: материалы III Всерос. симпозиума с международным участием. Чита: ЗабКИПКРО, 2013. С. 40-43.
3. Зволейко Е. В., Григорьева Т. Н. Формирование навыков здорового образа жизни в системе работы специального психолога по социальной адаптации воспитанников детского дома // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложнённых условиях жизненной среды: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Чита, ЗабГУ). М., 2013. С. 272-276.
References
1. Zvolejko E. V Koncepcija professional’noj podgotovki bakalavra special’nogo obrazovanija, profil’ «Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovanija lic s narushenijami v razvitii» // Sovremennye issledovanija social’nyh problem. 2012. № 6(14). URL: http://sisp.nkras.-ru/eru/issues/2012/6/ zvoleyko.pdf (data obrashhenija: 29.10.2013).
2. Zvolejko E. V Opyt realizacii modeli jeffektivnoj socializacii vospitannikov detskogo doma v praktike podgotovki special’nyh psihologov // Sovremennoe obrazovanie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov’ja: vyzovy vremeni - novye reshenija: мaterialy III Vseros. simpoziuma s mezhdunarodnym uchastiem. Chita: ZabKIPKRO, 2013. S. 40-43.
3. Zvolejko E. V., Grigor’eva T. N. Formirovanie navykov zdorovogo obraza zhizni v sisteme raboty special’nogo psihologa po social’noj adaptacii vospitannikov detskogo doma // Psihologicheskaja adaptacija i psihologicheskoe zdorov’e cheloveka v oslozhnennyh uslovijah zhiznennoj sredy: мaterialy II Vseros. nauch.-prakt. Konf. (Chita, ZabGU). M., 2013. S. 272-276.
Статья поступила в редакцию 15.09.2013 г.