УДК 338.262
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Чумаков М.В., Елизарова А.А.
Ивановская пожарно-спасательная академия Берендеева А.Б.
Ивановский государственный университет
На примере шести областей Центрального федерального округа (Владимирской, Ивановской, Костромской, Московской, Нижегородской и Ярославской) авторы анализируют факторы, влияющие на риски возникновения чрезвычайных ситуаций; государственные программы в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Делается сравнительный анализ финансирования государственных программ по регионам.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, безопасность населения, проектное управление, программно -целевой подход, целевая программа, государственная программа, муниципальная программа, финансирование государственных программ.
В настоящее время группировка сил Российской единой система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - это более 1,4 млн чел. и 200 тыс. ед. техники. За последние 5 лет с 2014 г. по 2018 г. в Российской Федерации (РФ) сложилась устойчивая положительная динамика в области обеспечения пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС). За это время количество пожаров снижено на 14 %, число людей, погибших в результате пожаров - на 25%, травмированных - на 19 %, было ликвидировано более 1800 чрезвычайных ситуаций и спасены при этом более 1,5 млн. чел. [11]. Но вместе с тем общая положительная динамика скрывает противоречивые тенденции. Например, по итогам 2018 г. увеличилось на 3 % число чрезвычайных ситуаций, а снизилось количество техногенных пожаров на 1 % и количество происшествий на водных объектах - на 9 % [9].
На примере 6 соседних регионов (областей Владимирской, Ивановской,
Костромской, Московской, Нижегородской и Ярославской) рассмотрим основную статистику, доступную в открытых данных Росстата и МЧС, по пожарам и факторам, прямо или косвенно, влияющим на ситуацию с ЧС в регионах.
Лесистость территорий исследуемых регионов составляет 41-51 %, а в Костромской области - 73,9 %. По данным Росстата, наибольшее число лесных пожаров в ЦФО было в 2010 г. (6907), 2011 г. (1288), 2014 г. (1189), 2015 г. (582). В остальные годы периода с 2010 г. по 2017 г. этот показатель находился в интервале 108-276 (табл. 1).
В качестве основных факторов, влияющих на риски возникновения ЧС, выступают человеческий, техногенный, экологический факторы. Исходя из общедоступной статистики Росстата, мы проанализировали лесистость территории, степень износа основных фондов, аварийный жилищный фонд, алкоголизацию населения.
Таблица 1
Лесные пожары на землях лесного фонда и землях иных категории [21, с. 734-737]
2010 2016 2017
Субъект РФ Число Площадь Число Площадь Число Площадь
лесных лесных зе- лесных лесных лесных лесных
пожаров мель, пройденная пожарами, га пожаров земель, пройденная пожарами, га пожаров земель, пройденная пожарами, га
Ивановская
обл. 102 25915 9 6 3 2
Владимирская обл. 1178 30250 30 17 8 2
Костромская обл. 145 787 11 14
Московская
обл. 2327 24309 134 50 54 121
Ярославская обл. 121 214 29 38 1 3
Нижегородская обл. 1278 168770 55 28 39 26
Общеизвестно, что наиболее пожароопасными объектами выступают жилые дома (из года в год на эту причину приходится более 70 % возгораний в России). Как видно из табл. 2, в исследуемых регионах аварийный жилищный фонд небольшой и находится в пределах 0,3 (Московская область) -1,0 % (Костромская область).
По влиянию алкоголя на смертность в России встречаются разные оценки. Около 2,6 % смертей в России в 2018 г. было вызвано употреблением алкоголя (эта причина смерти была указана в документах более чем 48 тыс. скончавшихся в 2018 г. россиян). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает алкогольную смертность в России как одну из самых высоких в мире. В докладе Global status report on alcohol and health, опубликованном в 2018 г., подсчитана смертность, связанная с алкоголем, по более широкому кругу причин, чем у Росстата. Согласно этому докладу, в
2016 г. почти 22 % в России были связаны с употреблением алкоголя [22]. Показатели смертности от причин, связанных с алкоголем, обусловлены высокой заболеваемостью населения хроническим алкоголизмом. Наиболее высокая алкоголизация населения в Костромской и Ивановской областях.
По данным проекта «Трезвая Россия», в первую группу самых трезвых регионов исследователи входят набравшие менее 130 баллов (в том числе Московская область), во вторую группу вошли 43 субъекта РФ, набравшие 130250 баллов, где «антиалкогольную кампанию нельзя назвать удовлетворительной» и эффект от злоупотребления спиртным «ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан» (в том числе области Владимирская, Нижегородская, Ярославская). В третью группу (более 250 баллов) наиболее пьющих вошли 22 региона (в том числе Ивановская и Костромская области) [13].
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели регионов в 2017 г. _[13; 22, с. 18-20, 39-40, 264-265, 547-548]_
Субъект РФ Пло- Леси- Числен- Степень Аварий- Рейтинг
щадь, стость ность насе- износа ос- ный жи- трезвости
тыс. кв. км территории* ления, тыс. чел., на 1.01.2018 г. новных фондов, % лищный фонд, %** региона, баллы (место в РФ)
Ивановская обл. 21,4 46,4 1014,6 48.3 0,5 255 (66)
Владимирская обл. 29,1 51,4 1378,3 48,4 0,6 227,5 (56)
Костромская обл. 60,2 73,9 643,2 50,6 1,0 284,5 (77)
Московская обл. 44,3 41,0 7503,4 45.0 0,3 114 (17)
Ярославская обл. 36,2 45,3 1265,7 54,9 0,8 220,5 (54)
Нижегородская обл. 76,6 46,8 3234,8 55.2 0,6 166 (32)
* лесистость территорий - отношение площади территории занятой лесом к общей площади территории в процентах (по данным департаментов / комитетов лесного хозяйства субъектов РФ)
**удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %
К числу актуальных проблем в сфере гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий относят следующие
[15]:
• истощение кадрового потенциала аварийно-спасательной службы (например, средний возраст водолазов составляет 45-50 лет);
• недостаточная укомплектованность аварийно-спасательных подразделений средствами обезвреживания взрывоопасных предметов;
• дефицит автотранспортной и специальной техники, используемой аварийно-спасательной службой, высокий износ техники и оборудования;
• низкая доступность телефона единой службы спасения для абонентов мобильных операторов;
• высокий износ блоков аппаратуры системы оповещения, которая выработала срок эксплуатации и нуждается в реконструкции, др.
Важную роль в финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в России играют бюджетные
средства, в том числе средства резервных фондов. Например, в 2018 г. из Резервного фонда Правительства РФ было выделено 1 млрд 872 млн 426,6 тыс. руб., из них более 83 % - на ликвидацию последствий ЧС, терактов и мероприятий по пресечению терактов правомерными действиями (в том числе на выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, жилые помещения которых были утрачены в результате ЧС). Дорогостоящими выступают мероприятия авиационного обеспечения (авиационная разведка паводкоопасных, пожароопасных территорий и тушения пожаров, санитарно-авиационная эвакуация больных и пострадавших - как на территории России, так и за рубежом), обеспечение безопасности на мероприятиях мирового уровня, проходящих на территории нашей страны, например, чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Важную роль играет деятельность Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО) [9].
В настоящее время в РФ в системе мер государственного регулирования
экономики большое внимание уделяется развитию проектного управления, что выражается в принятии и реализации государственных программ (далее - госпрограммы), национальных проектов, дорожных карт; в составе госпрограмм продолжают реализовываться принятые ранее федеральные целевые программы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 8].
Актуально применение проектного управления в системе предупреждения и
ликвидации ЧС. Предмет исследования ученых в области проектного управления достаточно широк. Некоторые аспекты исследований мы отразили в табл. 3. Проблемам проектного управления в деятельности МЧС в области защиты населении от чрезвычайных ситуаций посвящены публикации ученых Ивановской пожарно-спасательной академии (кафедры основ экономики функционирования РСЧС) [2; 3;4;5;8].
Таблица 3
Предмет исследования в области проектного управления в системе предупреждения и ликвидации ЧС в трудах отдельных российских ученых в последние годы
Авторы Предмет исследования
Лапин А.Н., Малека Ю.Н., Мель-ков С.А., Щукарев С.Ю. особенности проектного управления в МЧС России
Братушев А.А., Двинских А.А., Закинчак А.И., Найденова С.В., Тихановская Л.Б., Чумаков М.В. применение проектного управления в области пожарной безопасности, в деятельности аварийно-спасательных служб, в деятельности органов исполнительной власти при защите населении от ЧС
Кеменов С.А., Латкин М.А., Степанова М.Н. управление проектами по предупреждению и ликвидации ЧС
Акимов В.А., Сосунов И.В., Булва А.Д., Панасевич В.А. разработка проектной документации по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС
Прокушин А.В. применение методов проектного управления в организации закупок для нужд МЧС
Сосунов И.В., Олтян И.Ю., Бабу-сенко М.С., Чумичева О.Б. проекты по техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты от ЧС
Кочегаров А.В., Петров А.В., Плаксицкий А.Б., Конорев Д.В.; Коннова Л.А., Котенко П.К. проект использования беспилотного мониторинга в целях предупреждения и ликвидации ЧС
Терешков В.И., Нестеренко А.Г., Черных А.В. управление частями МЧС при осуществлении инфраструктурных проектов России
Енин Д.В. методы повышения эффективности систем управления территориальных органов МЧС России с использованием инструментов управления проектами
Горемыкина Г.И., Константинова О.В., Мастяева И.Н. моделирование системы поддержки принятия решений в управлении проектами по предупреждению ЧС
Хвостенко Г.А. моделирование по совершенствованию условий труда в системе МЧС
Магид Е.А. проекты роботизации поисково-спасательных операций
Бобров Ю.В.; Данкова Ж.Ю., Филкова К.А.; Ставропольцева С.В. проекты по обучению (в том числе электронному), аттестации персонала системы МЧС
Малеев В.В., Бочкарев Е.Г., Забо-лотный И.В., Гулевский И.В., Kovats G. проекты по предотвращению ЧС в здравоохранении
Акимов В.А. оценка эффективности проектов по ликвидации ЧС
В исследуемой нами сфере реализуется государственная программа РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 300 на 2013-2030 гг. (Блок госпрограмм «Обеспечение национальной безопасности»). Ответственным исполнителем выступает МЧС России, соисполнителем - Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, участники -15 федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» и Российская академия наук (РАН). Данная программа включает практически весь бюджет МЧС России и Ростехнадзора (соисполнителя программы) и 6 федеральных целевых программ ( табл. 4).
Таблица 4
Структура госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» и запланированный объем финансирования [10, 20]
Подпрограммы (объем финансирования на 2013-2030 гг.) Федеральные целевые программы
1. Предупреждение, спасение, помощь (2 745 321 632,2 тыс. руб.) 1. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 г.
2. Обеспечение и управление (921 520 887 595 008,5 тыс. руб.) 2. Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 г.
3. Развитие системы обеспечения промышленной безопасности (99 507 912,9 тыс. руб.) 3. Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 гг.)
4. Построение и развитие аппаратно -программного комплекса «Безопасный город» (730 000,0 тыс. руб.) 4. Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 гг.
5. Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 г.
6. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 гг.
Кроме того, МЧС России является участником еще 9 госпрограмм в качестве госзаказчика федеральных целевых программ или исполнителя отдельных мероприятий госпрограмм, таких как: «Развитие здравоохранения», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального
округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», др. [20]
В финансировании системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в России важную роль играют госпрограммы, принятые субъектами РФ (табл. 5).
Таблица 5
Характеристика госпрограмм в сфере безопасности населения в субъектах РФ
Субъект РФ (ответственный исполнитель) Наименование госпрограммы субъекта РФ (объем финансирования) Подпрограммы / целевые программы (ЦП)
Ивановская обл. (Административный Департамент Ивановской области (2017-2018 гг.); Комитет Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения - с 2019 г.) «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области» (2014-2024 гг.) 1. Гражданская защита населения. 2. Борьба с преступностью и обеспечение безопасности граждан. 3. Пожарная безопасность. 4. Развитие Системы-112 . 5. Повышение безопасности дорожного движения в Ивановской области. 6. Гражданская защита населения и пожарная безопасность Ивановской области
Владимирская обл. (Департамент административных органов и общественной безопасности) «Обеспечение безопасности населения и территорий во Владимирской области» (2016-2021 гг.) 1. Обеспечение общественного порядка и профилактики правонарушений во Владимирской области. 2. Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. 3. Организация обеспечения деятельности мировых судей во Владимирской области. 4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, построение и развитие сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
Костромская обл. (У правление региональной безопасности Костромской области) «Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015-2020 гг.» 1. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обеспечение безопасности людей на водных объектах Костромской области на период 2015-2020 годы; 2. Обеспечение пожарной безопасности на территории Костромской области на 2015-2020 годы; 3. Развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный регион" на территории Костромской области на 2015-2020 годы; 4. Развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Костромской области на 2015-2020 годы 5. Профилактика правонарушений в Костромской области; 6. Повышение безопасности дорожного движения на 2015-2020 годы в Костромской области; 7. Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015-2020 годы
Окончание табл. 5
Московская обл. (Главное управление региональной безопасности Московской области) «Безопасность Подмосковья» (2014-2018 гг.) 1. Профилактика преступлений и иных правонарушений. 2. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области. 3. Развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения Московской области. 4. Обеспечение пожарной безопасности на территории Московской области. 5. Обеспечение мероприятий гражданской обороны на территории Московской области. 6. Обеспечивающая подпрограмма.
Ярославская обл. (Департамент региональной безопасности Ярославской области) «Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2019-2021 гг. 1. Обеспечение безопасности граждан на водных объектах (областная ЦП) 2. Повышение безопасности жизнедеятельности населения (областная ЦП) 3. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых де-журно-диспетчерских служб муниципальных образований в Ярославской области (областная ЦП) 4. Развитие региональной системы оповещения Ярославской области (областная ЦП) 5. Реализация государственной политики в области гражданской защиты и пожарной безопасности (ведомственная ЦП)
Нижегородская обл. (Департамент региональной безопасности Нижегородской области) «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области» (2015-2021 гг.) 1. Защита населения от чрезвычайных ситуаций 2. Обеспечение пожарной безопасности 3. Подготовка населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области 4. Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" 5. Обеспечение реализации государственной программы
С учетом, того, что лесистость территорий исследуемых регионов превышает 40 %, а одним из основных материалов строительства жилых домов выступает дерево (а не камень, как в степных или южных регионах), общей для исследуемых регионов выступает программа «Обеспечение пожарной безопасности».
Реализуются похожие программы «Развитие системы "112"», «Безопасный город». Например, на начало 2019 г. «Система 112» введена в постоянную эксплуатацию в 21 субъекте РФ, введена в опытную эксплуатацию в административных центрах в 35 субъектах РФ, функционирует в режиме опытной эксплуатации в 29 субъектах РФ [9]. Наличие данных проектов способствует реализации такой цели устойчивого разви-
тия, как обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов [7].
Согласно Отчету Департамента экономического развития и торговли Ивановской области госпрограмма Ивановской области «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области» по итогам 2017 г. была признана «низкоэффективной», а по итогам 2018 г. - «эффективной». Отмечается выполнение показателя «доля охвата населения Ивановской области Системой-112» на 100 %, а «Степень готовности Ивановской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне,
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, тушению пожаров силами противопожарной службы Ивановской области» - 64,8 %, что соответствует плановому показателю на 2018 г. [12].
Наш анализ финансирования госпрограмм в сфере безопасности населения в шести субъектах РФ показал, что наилучшие показатели по финансированию по всем расчетным показателям - в Московской области:
- затраты в расчете на один год наибольшие - в областях Московской (10 591,3 руб.) и Нижегородской (1179,8 руб.), наименьшие - в Костромской (221,51 руб.) и Ивановской (228,25 руб.);
- затраты в расчете на одного жителя региона на весь срок реализации Программы наибольшие - в Московской
Таким образом, наш анализ показал, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ. В частности об этом свидетельствует со-
области (7057,67 руб.), в других пяти регионах показатели близкие (20002555 руб.);
- затраты в расчете на одного жителя региона в среднем на год наибольшие - в областях Московской (1411,53 руб.) и Ярославской (659,45 руб.), наименьшие - в Ивановской области (224,97 руб.);
- затраты в расчете на 1 кв. км территории региона на весь срок реализации Программы наибольшие - в Московской области (1195406,40 руб.), наименьшие - в Костромской области (22077,16 руб.);
- затраты в расчете на 1 кв. км территории региона в среднем на год - в Московской области (239 081,28 руб.), наименьшие - в Костромской области (3679,53 руб.);
здание резервных фондов на всех уровнях власти (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, губернаторов, администраций территорий и т.д.). Мы предлагаем повысить значимость данных фондов и увеличить их финансирование в
Таблица 6
Финансирование госпрограмм в сфере безопасности населения в субъектах РФ
Общий объем средств на реализацию Программы, млн руб. (число лет реализации) Затраты в расчете на 1 год, млн. руб. Затраты в расчете на 1 жителя региона, руб. Затраты в расчете на 1 кв. км территории региона, руб.
на весь срок реализации в среднем на год на весь срок реализации в среднем на год
Владимирская обл. 2 992,61 (6 лет) 496,77 2171,23 361,87 102 838,80 17 139,80
Ивановская обл. 2 510,75 (11 лет) 228,25 2474,62 224,97 117 324,52 10 665,87
Костромская обл. 1 329,05 (6 лет) 221,51 2066,30 344,38 22 077,16 3 679,53
Нижегородская обл. 8 258,63 (7 лет) 1179,80 2553,06 364,72 107 814,95 15 402,14
Московская обл. 52 956,50 (5 лет) 10591,30 7057,67 1411,53 1 195 406,40 239 081,28
Ярославская обл. 2 504,016 (3 г.) 834,67 1978,36 659,45 69 171,71 23 057,24
регионах в связи с ростом ситуаций ЧС с каждым годом, увязав с прожиточным минимумом в субъектах. Например, по законодательству Ивановской области вместо 150,0 тыс. руб. за одного погибшего (умершего) гражданина в результате ЧС ввести единовременную денежную выплату 15 ПМ (или выше); вместо 100,0 тыс. руб. гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, - выплату 10 ПМ (или выше); вместо 30,0 тыс. руб. гражданам, утратившим в результате ЧС имущество - выплату 3 ПМ (или выше). Данная мера позволит обеспечить людям компенсацию потерь с учетом инфляционных процессов.
Наш анализ показал, что во всех исследуемых регионах активно реализуются государственные программы в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (национальных проектов в данной сфере не предусмотрено). Вместе с тем финансирование данных программ различается в разы: по показателю «затраты в расчете на одного жителя региона в среднем на год» - в 6,3 раза (без учета Московской области -в 2,9 раза), по показателю «затраты в расчете на 1 кв. км территории региона в среднем на год» - в 65 раз (без учета Московской области - в 6,3 раза).
Поскольку в качестве основного фактора, влияющего на риски возникновения ЧС, выступают человеческий фактор, и более 70 % возгораний в России приходится на жилые дома, мы предлагаем ввести нормативное финансирование затрат на систему предупреждения и ликвидации ЧС в России с учетом числа жителей в регионах. Возможно введение поправочных коэффициентов на площадь субъекта, лесистость территории, протяженность федеральных трасс по территории субъекта и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берендеева А.Б., Елизарова А.А., Берендеева О.С. Роль государственных программ в реализации кадровой политики в сфере предоставления социальных услуг в регионе // Вестник Владимир. гос. ун-та. Серия: Экономические науки: электр. науч. журн. 2017. № 4. С. 14-37.
2. Закинчак А.И., Братушев А.А., Двинских А.А. Адаптация элементов проектного управления в деятельности аварийно-спасательных служб // Пожарная и аварийная безопасность. 2017. № 3 (6). С. 106-117.
3. Закинчак А.И., Чумаков М.В., Найденова С.В. Элементы проектного управления в деятельности органов исполнительной власти (защита населении от чрезвычайных ситуаций) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 1 (53). С. 41-49.
4. Закинчак А.И., Чумаков М.В., Найденова С.В. Внедрение элементов проектного управления в деятельность региональных исполнительных органов: предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 2 (54). С. 41-47.
5. Ледяйкина И.И., Берендеева А.Б., Цветков М.Ю. Исследование безопасности в социальной сфере Ивановской области // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 3 (10). С. 93107.
6. Луховская О.К., Перов В.И., Савкина Р.В. Комплексные целевые программы в решении задач инновационного развития экономики // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 3 (55). С. 76-85.
7. Николаева Е.Е., Берендеева А.Б., Смирнова И.Н. Проблемы, риски и перспективы в развитии городов разных типов // Вестник Твер. гос. ун-та. 2019. № 2. С. 113-125.
8. Тихановская Л.Б., Братушев А.А. Анализ инструментов и методов организации функционального взаимодействия муниципальных органов в условиях ЧС // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 2 (9). С. 104-113.
9. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году: государственный доклад / М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019, 344 с. иИЬ: Шр5://то-strelna.ru/upload_files/articles/2019/06/GosDoclad_p o_2018_godu_Print.pdf (дата обращения: 23.11.2019)
10. Официальный сайт МЧС России. Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы. иКЬ: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/gosudarstvenny e-i-federalnye-celevye-vedomstvennye-programmy (дата обращения: 23.11.2019)
11. Официальный сайт МЧС России. Итоги деятельности МЧС России за 2018 год URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2018-god (дата обращения: 23.11.2019)
12. Официальный сайт Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Ивановской области за 2018 год. URL: http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/gosudarstvenny e-programmy/realizatsiya-gosudarstvennykh-programm/ (дата обращения: 02.12.2019)
13. Официальный сайт Известия. Рейтинг трезвости регионов URL: (дата обращения: 02.12.2019)
14. Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение безопасности населения и территорий во Владимирской области": Постановление Администрации Владимирской области от 20 января 2016 года N 17 (с изм. на 2 апреля 2019 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/432870375 (дата обращения: 29.11.2019)
15. Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области": Постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 года N 457-п (с изм. на 25 февраля 2019 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/460212500 (дата обращения: 29.11.2019)
16. Об утверждении государственной программы Костромской области «Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015-2020 годы»: Постановление Администрации Костромской области от 24 июня 2014 года N 262-а (с изм. на 18 декабря 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/412382025 (дата обращения: 29.11.2019)
17. Об утверждении государственной программы «Защита населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области»: Постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 304 (с изм. на 17 апреля 2019 года). URL:
http://docs.cntd.ru/document/465510877 (дата обращения: 29.11.2019)
18. Об утверждении государственной программы Ярославской области "Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на 2019 - 2021 годы Постановление Правительства Ярославской области от 11 марта 2019 года N 152-п . URL: http://docs.cntd.ru/document/553160308 (дата обращения: 29.11.2019)
19. Паспорт государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья». URL: https://mosreg.ru/upload/iblock/4ca/274369.pdf (дата обращения: 29.11.2019)
20. Портал государственных программ РФ. Паспорт государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/10 (дата обращения: 29.11.2019)
21. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Рос-стат. - М., 2018. -1162 с. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf (дата обращения: 02.12.2019)
22. Где и как в России умирают от пьянства. РБК составил рейтинг регионов с самой высокой смертностью от алкоголя. URL: https://www.rbc.ru/society/08/10/2019/5d920ff29a79 472fec0ff4bc (дата обращения: 02.12.2019)
IMPLEMENTATION OF PROJECT MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE REGIONS OF RUSSIA
M. V. Chumakov, A.A. Elizarova А.В. Berendeeva
On the example of six regions of the Central Federal District (Vladimir, Ivanovo, Kostroma, Moscow, Nizhny Novgorod and Yaroslavl), the authors analyze the factors affecting the risks of emergencies; state programs in the field of emergency prevention and response. A comparative analysis of the financing of state programs by region is made.
Keywords: emergency situations, emergency prevention and response, public safety, project management, program-targeted approach, target program, state program, municipal program, financing of state programs.
References
1. Berendeeva A. B., Elizarova A. A., Berendeeva O. S. the Role of state programs in the implementation of human resources policy in the provision of social services in the region / / Vestnik Vladimir. state University. Series: Economic Sciences: elektr. science. journal. 2017. # 4. Pp. 14-37.
2. Zakinchak A. I., Bratushev A. A., Dvinskikh A. A. Adaptation of project management elements in the activities of emergency services / / Fire and emergency safety. 2017. No. 3 (6). Pp. 106-117.
3. Zakinchak A. I., Chumakov M. V., Naydenova S. V. Elements of project management in the activities of Executive authorities (protection of the population from emergencies) / / Modern science-intensive technologies. Regional supplement. 2018. No. 1 (53). Pp. 41-49.
4. Zakinchak A. I., Chumakov M. V., Naydenova S. V. Implementation of project management elements in the activities of regional Executive bodies: prevention and elimination of emergency situations / / Modern science-intensive technologies. Regional supplement. 2018. No. 2 (54). Pp. 41-47.
5. Ledyakina I. I., Berendeeva A. B., Tsvetkov M. Yu. Research of safety in the social sphere of the Ivanovo region / / Fire and emergency safety. 2018. No. 3 (10). Pp. 93-107.
6. Lukhovskaya O. K., Perov V. I., Savkina R. V. Complex target programs in solving problems of innovative development of the economy / / Modern science-intensive technologies. 2018. No. 3 (55). Pp. 76-85.
7. Nikolaeva E. E., Berendeeva A. B., Smirnova I. N. Problems, risks and prospects in the development of cities of different types / / Vestnik Tver. state University. 2019. # 2. Pp. 113-125.
8. Tikhanovskaya L. B., Bratushev A. A. Analysis of tools and methods for organizing functional interaction of municipal authorities in emergency situations / / Fire and emergency safety. 2018. No. 2 (9). Pp. 104-113.
9. On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2018: state report / Moscow: EMERCOM of Russia. Fsbi vniii GOCHS( FS), 2019, 344 p. URL : https://mo-strelna.ru/upload_files/articles/2019/06/GosDoclad_po_2018_godu_Print.pdf (accessed: 23.11.2019)
10. Official website of the EMERCOM of Russia. State and Federal targeted (departmental) programs. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/gosudarstvennye-i-federalnye-celevye-vedomstvennye-programmy (date accessed: 23.11.2019)
11. Official website of the EMERCOM of Russia. Results of the EMERCOM of Russia for 2018 URL : https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2018-god (accessed: 23.11.2019)
12. Official website Of the Department of economic development and trade of the Ivanovo region. Summary annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of state programs in the Ivanovo region for 2018. URL : http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/gosudarstvennye-programmy/realizatsiya-gosudarstvennykh-programm/ (accessed: 02.12.2019)
13. Official website of Izvestia. Sobriety rating of regions URL : https://iz.ru/news/596460 (accessed: 02.12.2019)
14. About the approval of the state program of the Vladimir region "Ensuring security of the population and territories in the Vladimir region": the Resolution of The administration of the Vladimir region of January 20, 2016 N 17 (with changes) on April 2, 2019). URL: http://docs.cntd.ru/document/432870375 (date accessed: 29.11.2019)
15. About the approval of the state program of the Ivanovo region "Ensuring safety of citizens and prevention of offenses in the Ivanovo region": the Resolution of the Government of the Ivanovo region of November 13, 2013 N 457-p (with ed. as of February 25, 2019). URL: http://docs.cntd.ru/document/460212500 (date accessed: 29.11.2019)
16. About the approval of the state program of the Kostroma region "Ensuring security of the population and territories for 2015-2020": the Resolution of the Administration of the Kostroma region of June 24, 2014 N 262-a (with ed. as of December 18, 2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/412382025 (date accessed: 29.11.2019)
17. About the approval of the state program "Protection of the population and territories from emergency situations, ensuring fire safety and safety of people on water bodies of the Nizhny Novgorod region": Resolution of the government of the Nizhny Novgorod region of April 30, 2014 No. 304 (with amendments as of April 17, 2019). URL: http://docs.cntd.ru/document/465510877 (date accessed: 29.11.2019)
18. About the approval of the state program of the Yaroslavl region "Protection of the population and territory of the Yaroslavl region from emergency situations, ensuring fire safety and safety of people on water objects" for 2019-2021 Resolution Of the government of the Yaroslavl region of March 11, 2019 N 152-p . URL: http://docs.cntd.ru/document/553160308 (date accessed: 29.11.2019)
19. Passport of the state program of the Moscow region "Security of the Moscow region". URL: https://mosreg.ru/upload/iblock/4ca/274369.pdf (date accessed: 29.11.2019)
20. Portal of state programs of the Russian Federation. Passport of the state program URL : https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/10 (accessed: 29.11.2019)
21. Of Russia. Socio-economic indicators. 2018: Stat. sat. / Rosstat. - Moscow, 2018. - 1162 p. URL : https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf (accessed: 02.12.2019)
22. Where and how people die of drunkenness in Russia. RBC has made a rating of regions with the highest mortality rate from alcohol. URL: https://www.rbc.ru/society/08/10/2019/5d920ff29a79472fec0ff4bc (date accessed: 02.12.2019)