скота. В ином случае при любом субсидировании предприятие будет приносить только убытки.
3. Кредитование и субсидирование мелких производителей. В области действует программа «Подворье», которая имеет более оптимальные направления деятельности. На наш взгляд, денежные средства в рамках программы «Развитие АПК» следовало бы направить для дополнительного финансирования программы «Подворье», особенно на ее популяризацию среди населения.
4. Направление части средств областного бюджета, предназначавшихся для постройки мясоперерабатывающих предприятий, на дотации животноводческим комплексам, но при условии обязательной реализации выращенного скота только местным переработчикам.
Проведение данных мероприятий, как нам представляется, приведет к обеспечению мясоперерабатывающих предприятий Тамбовской области собственной сырьевой базой.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Н.И. Пыжикова, к.э.н., доц., зав. каф. Красноярского государственного аграрного университета
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» предусматривает реализацию трех основных направлений:
- ускоренное развитие животноводства;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей), работающих в агропромышленном комплексе, проживающих на селе.
Реализация национального проекта направлена на рост объемов товарной сельскохозяйственной продукции, увеличение доходов и обеспечение самозанятости населения.
Уровень целевых и контрольных показателей по реализации ПНП «Развитие АПК», который должен быть достигнут на территории края, закреплен в соглашении о сотрудничестве между Минсельхозом России и советом администрации Красноярского края по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», которое заключено 20 февраля 2006 г. В 2006 г. по краю намечено:
- увеличение производства молока к уровню 2005 г. на 5,4%, мяса 4,2%;
- увеличение объема реализации продукции, производимой в ЛПХ и К(Ф)Х, на 3,4% к уровню 2005 г.;
- создание 40 кооперативов;
- улучшение жилищных условий для 87 молодых специалистов и 25 их семей.
На достижение обозначенных целевых и контрольных показателей направлены мероприятия национального проекта:
- субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм); субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 2/3 произведенных затрат на уплату процентов, в размере 1/3 из краевого бюджета;
- наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;
- субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что предполагает увели-
чение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов К(Ф)Х, ЛПХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, создаваемыми ими субсидирование в размере 95% ставки рефинансирования за счет бюджета РФ, 5% за счет краевого бюджета;
- модернизация и развитие системы заготовительных, снабженческих и сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
- создание инфраструктуры земельноипотечного кредитования с использованием земельных участков в качестве залога для получения кредита;
- субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов и их семей, проживающих и работающих на селе.
В федеральные органы исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства РФ) для участия Красноярского края в реализации национального проекта «Развитие АПК» своевременно представлены:
- 82 резюме бизнес-планов из 24 районов края с общим объемом инвестиций 2 117 млн р., из них привлечение кредитных ресурсов банка составит 1 724 млн р.;
- предложения по объемам поставки племенной продукции на сумму 203 млн р. и техники и оборудования для животноводства на сумму 241,6 млн р. на условиях финансовой аренды (лизинга) в 2006 г.;
- планируемая потребность в привлечении кредитных ресурсов в 2006 г. личными подсобными хозяйствами на сумму 300 млн р., крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на сумму 320 млн р., сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на сумму 400 млн р.;
- заявка на создание в 2006 г. 12 сбытовых, 10 кредитных 13 перерабатывающих и 5 обслуживающих кооперативов, в 2007 г. - соответственно: 15, 17, 23, и 20, всего 115 кооперативов за два года;
- бюджетная заявка на 2006 г., в которой предусматривается направить из федерального бюджета 10,7 млн р. на строительство (приобретение) жилья для 87 молодых специалистов и 25 молодых семей, проживающих и работающих на селе.
Минсельхоз России довел лимиты финансирования из федерального бюджета по направлениям национального проекта «Развитие АПК» на 2006 г.:
- в сумме 28,65 млн р. (14,325 млн р. -краевой бюджет) - субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) на срок до восьми лет;
- в сумме 53,55 млн р. - лимиты на лизинг, в том числе на лизинг племенных животных в сумме 40 160 тыс. р. и на лизинг оборудования для животноводства в сумме 13 390 тыс. р.;
- в сумме 59,68 млн. рублей (3,141 млн р. -краевой бюджет) - субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов на развитие малых форм хозяйствования.
По предварительным данным основными направлениями целевого использования по ЛПХ являются: приобретение техники - 40%; приобретение животных - 33%; строительство и реконструкция животноводческих помещений - 14%; приобретение запчастей, кормов, ГСМ и др. - 13%.
Еще одно мероприятие, направленное на развитие малых форм хозяйствования, - это создание системы потребительской сельскохозяйственной и кредитной кооперации.
На сегодняшний день вызывает большие опасения освоение лимитов по лизингу и второму направлению - «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».
Слабые достижения по второму приоритетному направлению в Красноярском крае вызваны плохой информированностью населения о тех возможностях, которые дает ПНП «Развитие АПК»; нет информации у населения о правилах предоставления субсидий по кредитам для малых форм хозяйствования и их целевому использованию. Далеко не во всех населенных пунктах есть филиалы коммерческих банков, работающих в рамках национального проекта. Серьезными проблемами, сдерживающими развитие кооперации в крае, являются недостаточность денежных средств для паевых взносов и от-
сутствие залоговой массы для получения банковского кредита.
Необходимо активизировать разъяснительную работу органов местного самоуправления с населением по привлечению ЛПХ, К(Ф)Х кредитов; банкам
- расширить филиальную сеть и сократить сроки рассмотрения заявлений заемщиков, главам муниципальных образований районов - определить кандидатуры для работы с банками по контракту для сбора пакетов документов от населения. Надо разработать и утвердить статистическую отчетность по производству сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
По третьему приоритетному направлению следует, согласно сетевому графику, «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» сформирован реестр молодых специалистов и их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, собрана информация о незавершенном строительстве жилья в организациях АПК по состоянию на конец 2005 г. Определен объем потребности в финансировании из федерального бюджета на 2006 г. - 10 670 тыс. р. для строительства жилья в количестве 3 252 кв. м. (14,23 млн р. -краевые средства).
В части достижения в крае целевых и контрольных показателей по реализации ПНП «Развитие АПК» за I квартал 2006 г. можно отметить, что в сельскохозяйственных организациях Красноярского края произведено молока 78 547,6 т, что больше уровня прошлого года на 0,6%. Произведено основных видов скота и птицы на убой (в живом весе) 22 874,9 т, что составляет 114% к уровню прошлого года, в том числе крупного рогатого скота 8 388,3 т (108,2%), свиней - 1 724,0 т (86,0%), овец - 95,8 т (114,3%), птицы - 12 431,4 т (125,1%). Однако нельзя сказать, что результаты получены только благодаря мероприятиям по реализации ПНП «Развитие АПК», так как на сегодняшний день заканчивается только подготовительный этап.
Раздел 18. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО БИЗНЕСА
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АПК И МЕСТО РОССИЙСКОГО АГРОБИЗНЕСА
И.В. Щетинина, д.э.н., зав. отд., Б.А. Ковтун, мл. науч. сотр., С.В. Заровняева,
соискатель Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
Мировые тенденции развития АПК характеризуются следующим. По ряду экономически развитых стран за последние 15 лет отмечается устойчивое снижение производства продукции сельского хозяйства. Сюда относятся страны бывшего СССР (Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Литва, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина и др.) и СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и др.), а также Великобритания, Германия, Норвегия, Ни-
дерланды, Финляндия, Швеция, Япония. Однако падение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 1990-1991 гг. превышает российское только в Грузии, Молдавии и Украине. Примерно сходное с российским положение в Литве, Казахстане и Болгарии. В остальных вышеуказанных странах падение производства сельскохозяйственной продукции менее значительно [3, с. 698].