Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ЭКОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BAIKAL REGION / ECOLOGY / CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Актамов И. Г., Банзаракцаев Б. Ц., Дагбаева Н. Ж.

Рассматривается вопрос о реализации отдельных аспектов концепции устойчивого развития как новой цивилизационной парадигмы в условиях Байкальского региона. Авторы рассматривают опыт реализации принципов устойчивого развития в Байкальском регионе с учетом социально-экологических и культурно-образовательных факторов. Актуальность исследования заключается в необходимости выработки новой технологии, способной снизить антропогенное влияние на экосистему самого озера и прибрежной территории. По мнению авторов, наиболее эффективной технологией является реализация принципов «образования для устойчивого развития» (ОУР). Решение ее задач раскрывается через образовательные усилия педагогов по сохранению этнической культуры коренных народов, через развитие гражданственности и патриотизма учащейся молодежи, через развитие межкультурной компетентности личности. Новизна исследования видится в том, что авторский коллектив был одним из основоположников образования для устойчивого развития в республике Бурятия, создания международной сети эколого-ориентированных школ, реализации курсов по ОУР в университете, практической природоохранной деятельности в форме различных грантов и международной коллаборации на протяжении более 25 лет в рамках общественной организации. В данной работе впервые представлена историческая периодизация осуществления принципов устойчивого развития в Байкальском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE BAIKAL REGION: HISTORICAL, CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

The issue of the implementation of certain aspects of the concept of sustainable development as a new civilizational paradigm in the conditions of the Baikal region is considered. The authors consider the experience of implementing the principles of sustainable development in the Baikal region, taking into account the socio-ecological, cultural and educational factors. The relevance of the study lies in the need to develop a new technology that can reduce the anthropogenic impact on the ecosystem of the lake itself and the coastal area. According to the authors, the most effective technology is the implementation of the principles of “education for sustainable development” (ESD). The solution to its problems is revealed through the educational efforts of teachers to preserve the ethnic culture of indigenous peoples, through the development of civic consciousness and patriotism of students, through the development of the intercultural competence of the individual. The novelty of the research is seen in the fact that the team of authors was one of the founders of education for sustainable development in the Republic of Buryatia, the creation of an international network of eco-oriented schools, the implementation of ESD courses at the university, practical environmental protection in the form of various grants and international collaboration for more than 25 years within the framework of a public organization. For the first time the historical periodization of the implementation of the principles of sustainable development in the Baikal region is presented in the article.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

Актамов И. Г. Реализация принципов устойчивого развития в Байкальском регионе: исторические и культурно-образовательные аспекты / И. Г. Актамов, Б. Ц. Банзаракцаев, Н. Ж. Дагбаева // Научный диалог. — 2020. — № 12. — С. 209—226. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-209-226.

Aktamov, I. G., Banzarakzaev, B. Z., Dagbaeva, N. Zh. (2020). Implementation of the Principles of Sustainable Development in the Baikal Region: Historical, Cultural and Educational Aspects. Nauchnyi dialog, 12: 209-226. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-209-226. (In Russ.).

i mnn A

crih-JIIL-I" 1 K 1 c и'5

I. n i i i ^ -<. r 1 mifTiic ais тнггтсжу

УДК 332.1(571.54)

DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-209-226

реализация принципов устойчивого развития в Байкальском регионе: исторические и культурно-образовательные аспекты1

© Актамов Иннокентий Галималаевич (2020), orcid.org/0000-0002-8646-1048, Researcher ID F-3233-2017, SPIN-code 2847-2592, кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD), заведующий лабораторией «Центр переводов с восточных языков», федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН) (Улан-Удэ, Россия); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (Улан-Удэ, Россия), aktamov13@gmail.com. © Банзаракцаев Баясхалан Цогтоевич (2020), orcid.org/0000-0002-8269-1751, Researcher ID ABB-3909-2020, SPIN-code 2637-0671, аспирант, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (Улан-Удэ, Россия), kerulen95@gmail.com.

© Дагбаева Нина Жамсуевна (2020), orcid.org/0000-0001-5001-3684, Researcher ID B-3867-2017, SPIN-code 6959- 4476, доктор педагогических наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (Улан-Удэ, Россия), ndagbaeva@mail.ru.

Рассматривается вопрос о реализации отдельных аспектов концепции устойчивого развития как новой цивилизационной парадигмы в условиях Байкальского региона. Авторы рассматривают опыт реализации принципов устойчивого развития в Байкальском регионе с учетом социально-экологических и культурно-образовательных факторов. Актуальность исследования заключается в необходимости выработки новой технологии, способной снизить антропогенное влияние на экосистему самого озера и прибрежной территории. По мнению авторов, наиболее эффективной технологией является реализация принципов «образования для устойчивого развития» (ОУР). Решение ее задач раскрывается через образовательные усилия педагогов по сохранению этнической культуры коренных народов, через развитие гражданственности и патриотизма учащейся молодежи, через развитие межкультурной компетентности личности. Новизна исследования видится в том, что авторский коллектив был одним из основоположников образования для устойчивого развития в республике Бурятия, создания международной сети эколого-ориентированных школ, реализации курсов по ОУР в университете, практической природоохранной деятельности в форме различных грантов и международной коллаборации на протяжении более 25 лет в рамках общественной организации. В данной работе впервые представлена историческая периодизация осуществления принципов устойчивого развития в Байкальском регионе.

1 Работа выполнена в рамках гранта ФГБОУ ВО «БГУ им. Д. Банзарова» «Региональное измерение образования для устойчивого развития (ОУР): западный и восточный векторы».

»Ключевые слова: устойчивое развитие; Байкальский регион; экология; культура; образование.

1. Введение

Процесс глобализации обострил и ускорил деградацию биосферы. По мнению ученых, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, причина современного экологического кризиса кроется в системе ценностей, которая одобряет потребительский стиль жизни и восприятие природы как источника удовлетворения нужд человека. Поэтому необходима грамотная экологическая политика со стороны государств всего мира. Экологически ориентированная экономика на государственном уровне должна обеспечивать повышение качества жизни граждан, конкурентоспособность нации в целом путем улучшения условий среды обитания. Поскольку данная проблема является сложной и многоаспектной, не представляется возможным решить ее усилиями одной страны или определенной группы стран. На конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро было принято решение о принятии программы реализации совместного будущего в рамках перманентного экологического кризиса [Декларация ...]. Ключевым понятием стало устойчивое развитие (sustainable development). Изначально данный термин применялся в попу-ляционной динамике, где «sustainability» содержательно имело значение «допустимость», «согласованность» или «самоподдерживаемость», подр. см.: [Переход ..., 2002].

С распространением данного концепта во всем мире возникло много различных толкований и даже спекуляций, связанных с его неоднозначной трактовкой и с тем, что выражение «Sustainable development», возникшее как исключительно научный термин, постепенно стало использоваться в политике.

В широком смысле устойчивое развитие трактуется как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на радикальных изменениях ее исторически сложившихся ориентиров во всех, в сущности, параметрах бытия (экономических, социальных, политических, технологических, экологических, информационных, культурологических и др.), см.: [Лось, 1993; Лось и др., 2012; Повестка дня ..., 1992; Урсул и др., 1994; Урсул и др., 2003].

В общественном и экологическом измерении основная цель перехода к устойчивому развитию состоит в формировании принципиально новой формы развития, способной не только удовлетворить социально-экономические потребности и дальнейшее поступательное движение современной цивилизации, но и не разрушать природную среду. Есть гипотеза, что при такой идеальной форме развития цивилизация будет находиться в гармоничных (коэволюционных) отношениях с биосферой. Вместе с тем такая «гармония» в принципе невозможна, поскольку общество живет за счет природы, в той или иной степени разрушая ее. Но можно существенно уменьшить это разрушение, снизить как минимум на порядок антропогенное давление на окружающую среду. Если в результате глобально-скоординированных действий удастся сохранить биосферу, то появится возможность выживания цивилизации, ее существования и прогрессивного развития.

Основополагающим принципом реализации идей устойчивого развития является своего рода девиз «Мысли глобально, действуй локально». Этот принцип предполагает, что учет общемировой экологической ситуации должен основываться на решении проблем местного уровня. И решение вопросов устойчивого развития необходимо начинать с изменения сознания населения, повышения уровня ответственности за свои действия в экономике, быту. Основным механизмом решения этих вопросов является особое направление в системе образования, которое получило название образование для устойчивого развития (ОУР) (education for sustainable development, ESD). Спектр вопросов образования для устойчивого развития необычайно широк: социально-экономическое развитие, культурное многообразие и гендерное равноправие, структура производства и потребления, развитие сельских и городских районов, межнациональная, межконфессиональная терпимость и взаимоуважение, поддержка наиболее незащищенных в социальном плане групп населения, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами. При этом проблемы окружающей среды и рационального природопользования выдвигаются как базовые аспекты жизни современного общества.

2. Историко-методологические особенности реализации идей устойчивого развития в Байкальском регионе России

Относительно новое направление в отечественной практике — образование для устойчивого развития — рассматривается в нашей стране как «правопреемник» экологического образования. Это выражается как в объектном поле научных исследований, так и в практической реализации идей в рамках проектов. Изучаются не только природные процессы и влияние человека на них, но и уклад экономики, стиль жизни, общественное устройство — вопросы, в которых социальные, культурные и экологические проблемы сплетены в единое целое. Это отражается и на характере научных исследований в педагогике, которые представлены различными аспектами образования для устойчивого развития: философскими (Н. М. Мамедов), биологическими (В. Г. Горшков, В. И. Данилов-Данильян, Д. Н. Кавтарадзе, К. Я. Кондратьев, К. С. Лосев), психологическими (В. И. Панов, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин). Общепедагогические аспекты направлены на развитие надпредметных форм и содержания (А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская), развитие социального партнерства в местном сообществе и новых интерактивных технологий (Н. Ж. Дагбаева).

Отечественный опыт реализации идей устойчивого развития на научно-теоретическом и практическом уровнях имеет характерные особенности. Большой интерес представляет природная среда, которая оказывает решающее влияние на характер построения региональных моделей устойчивого развития. В рамках данной статьи мы рассмотрим особенности становления и развития основ устойчивого развития на региональном уровне на примере республики Бурятия.

Республика Бурятия, с 2018 года вошедшая в состав Дальневосточного Федерального округа, занимает выгодное геостратегическое и геоэкономическое положение в контексте «восточной политики» России. Особое значение территориально-экологический комплекс приобретает в силу реализации глобальных эконо-

мических инициатив Китая (Один пояс — один путь), Монголии (Степной путь, а затем Путь развития) и России (Трансевразийский путь «Razvitie», а затем формат ЕАЭС). Ключевую роль Бурятия играет в реализации проекта «Экономический коридор Китай — Монголия — Россия». Байкальский регион, озеро Байкал в последние годы становятся объектом пристального внимания разных экономических и политических субъектов. Например, большой резонанс получила информация о планах монгольских властей возвести ГЭС на притоках реки Селенга, которая является основной артерией Байкала [Строительство ...]. Позже экологическая повестка была сконцентрирована на возможном строительстве завода по розливу воды на Байкале [Суд .] и вырубке леса на Байкале для расширения железнодорожных магистралей [Правительство ...]. Это свидетельствует о том, что вопросы использования байкальской природной территории в сознании живущих здесь людей находят эмоциональный отклик и могут получить поддержку в реализации проектов при соотнесении экологических, социальных и экономических интересов сторон. Научное сообщество должно дать объективную оценку последствий осуществления этих проектов, в том числе и с точки зрения социальных благ и возможности их справедливого распределения.

Республика Бурятия занимает большую часть российского сектора бассейна озера Байкал. Между тем озеро Байкал и окружающая его среда включены в Список Всемирного природного наследия [Бурятия ..., 2000, с. 3]. Это, с одной стороны, признание мировой общественностью уникальности Байкальского региона. С другой стороны, накладывает высокую ответственность на характер жизнедеятельности местного сообщества.

Центральная тема устойчивого развития, имеющая первостепенное значение для судеб человечества, — это бедность и связанная с нею проблема справедливого распределения ресурсов. Современные экологические проблемы, с которыми сталкивается общество как на глобальном, так и на локальном уровне, являются результатом экономического роста, происходившего без учета природных ограничений. Гуманитарный подход к проблемам окружающей среды и развития, предложенный концепцией устойчивого развития, связан с пониманием места и роли социальной справедливости в историческом процессе. Неравенство представляет собой главную экологическую проблему планеты [Правительство ...]. Эта же проблема является источником социальных потрясений и ухудшения экологической ситуации. Устойчивое общество немыслимо без реализации принципов справедливости как в рамках современного общества, так и для будущих поколений.

По мнению экспертов, основные проблемы ОУР имеют методологический характер. Во-первых, до сих пор нет однозначного представления об источнике ОУР. Большинством исследователей в качестве такого источника предлагается наука. Причем ситуация складывается сложная, поскольку нет не только самостоятельной науки об устойчивом развитии, но и внутренне непротиворечивых научных концепций устойчивого развития. Предлагаемые в данном качестве идеи (гипотеза ноосферы В. И. Вернадского, универсальный эволюционизм Н. Н. Моисеева, теория

биотической регуляции В. Г. Горшкова) не могут в полной мере соответствовать дидактическому принципу научности.

При этом остается в тени второй, более очевидный с точки зрения целей устойчивого развития, источник ОУР — практическая деятельность. Действительно, именно разработка и реализация программ устойчивого развития на глобальном, национальном, региональном и местном уровнях является практическим механизмом решения проблем окружающей среды. Разработка концепции ОУР должна сочетать системный (междисциплинарный) подход к изучению и решению проблем окружающей среды и развития и черпать свое содержание не только из науки, но и из практической деятельности.

Вторая методологическая проблема ОУР заключается в его прогностическом, «опережающем» характере. Сама концепция устойчивого развития является на сегодняшний день лишь нормативным прогнозом, который предстоит реализовать. Если традиционное обучение изучает в основном опыт прошлого и учебное знание существенно отстает от современных достижений научно-технического прогресса, то ОУР должно ориентироваться на проблемы будущего, которого еще нет. Очевидно, речь должна идти о вовсе новой модели образования для новой цивилизации. Во-первых, простая трансляция культурного опыта в условиях ежегодного удвоения информационных потоков попросту невозможна. Во-вторых, инновации, стратегические ориентиры в образовании требуют изучать будущее в большей степени, чем прошлое, для того, чтобы не только уметь решать актуальные проблемы, но и предупреждать их возникновение. В связи с этим важнейшим компонентом ОУР должны стать такие виды деятельности, как прогнозирование, моделирование, стратегическое планирование, проектирование.

Методологические основы реализации устойчивого развития в республике Бурятия обсуждались на международной конференции в Улан-Удэ 14—16 августа 1992 года. Примечательно, что конференция прошла спустя два месяца после конференции ООН в Рио-де-Жанейро, и это позволяет говорить о том, что научная общественность Байкальского региона, России одновременно с коллегами из других стран занималась обсуждением перспектив дальнейшего цивилизационного развития [Балханов, 1993; Мантатов, 1993; Степанова и др., 1993]. Таким образом, можно сделать вывод, что российская региональная наука в области образования для устойчивого развития не была оторвана от общемировых тенденций.

Философскими основами регионального экологического образования и образования для устойчивого развития в республике Бурятия являлись этнокультурные традиции народов Байкальского региона, мифологические и религиозные основы, согласно которым мир выступает как единое целое, а человек является одной из частиц всеобщего мирового порядка. Любая этническая культура изначально экологична, поскольку это культура приспособления к окружающей среде, ее особенностям. Байкальская Сибирь интересна тем, что тут сохранились традиционные языческие, православные и буддистские верования, основанные на благоговейном отношении человека к среде обитания, его духовном и физическом единстве с миром [Жамбалова, 1991, с. 17]. В начале 1990-х годов в нашей стране в целом и

в Байкальском регионе, в частности, традиции народной педагогики начали возрождаться и использоваться в воспитательном и образовательном процессе. Данный этап можно охарактеризовать как период обновления содержания экологического воспитания и образования с учетом этноэкологических традиций народов Байкальского региона. Демократические преобразования, рост национального самосознания в определенной степени стали толчком к развитию экологической педагогики и экологизации общественного сознания в целом. Вместе с тем данные процессы сопровождались противоречивыми тенденциями. По мнению профессора Э. Д. Дагбаева, «идея национального возрождения, процессы национально-политического самоопределения и суверенизации этнических регионов определенным образом влияют на взаимоотношения народа. Экологическое движение так же, как и экологическая информация в прессе, не несет в себе никаких национальных аспектов. Но это лишь на первый взгляд, поскольку СМИ еще не осознали того, что разрывают экологическую и национальную тематику по разным углам. Сохранение окружающей среды, человека, нации как части природы, гармонизации их взаимоотношений — вот подход, который позволит говорить об активной социальной роли нашего национально-экологического сознания. Это и есть основное поле для деятельности средств массовой информации» [Дагбаев, 1993, с. 60].

Таким образом, первый этап становления образования для устойчивого развития в Республике Бурятия, с одной стороны, характеризуется поиском методологии, базовым принципом которой выступает принцип целостности традиционной культуры и научной картины мира. С другой стороны, ощущается недостаточная «социальная зрелость» общества того периода, которое не в полной мере ощущает ответственность за современное состояние и перспективы дальнейшего развития.

3. Институционализация образования для устойчивого развития

Поворот к экологизации, который был характерен для образования с конца 1980-х годов, процессы демократизации социума и роста национального самосознания в 1990-е годы, хоть и дали стимул для развития экологического сознания общества, но все же не сформировали единую систему, способную повлиять на характер взаимоотношений между человеком и природной средой. Данная ситуация была характерна для всей страны, в том числе и для Байкальского региона. С одной стороны, вступление России на путь устойчивого развития, закрепленное в подписанном Президентом РФ Указе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (апрель 1996 года), наметило систему практических мер по включению страны в мировой цивилизационный процесс решения глобальных проблем, ориентированный на выживание в долгосрочной перспективе.

С другой стороны, процессы коренной трансформации политической, экономической и социальной систем, проходящих подчас в болезненной и противоречивой форме, привели к острому кризису, касающемуся сокращения производства, ухудшения качества жизни, вакуума в духовной сфере. В таких условиях очевидной потребностью является построение системы, которая отвечала бы запросам

общества и одновременно могла бы противостоять негативным факторам, мешающим созданию цивилизации нового типа.

Для построения такой системы необходимы проводники концептуальных основ устойчивого развития. В республике Бурятия такими субъектами выступили Педагогический институт Бурятского госуниверситета, общественная организация Байкальский информационный центр «Грань» (БИЦ «Грань») и образовательные учреждения экологической направленности, которые реализовывали идеи устойчивого развития в регионе. Сотрудники БИЦ «Грань», преимущественно педагоги, ученые и специалисты по информационным технологиям, начали реализовывать идею моделирования общеобразовательной экологической школы как главного фактора развития устойчивости местного сообщества. Можно утверждать, что именно с этого шага начинается построение региональной системы образования для устойчивого развития.

С помощью анкетирования и собеседования с учителями средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, педагогами учреждений дополнительного образования, специалистами других сфер жизнедеятельности в 2000 году были выявлены основные субъекты эколого-образовательного пространства Байкальского региона, пути и средства осуществления экологического образования, главные проблемы при решении этой задачи. Кроме того, была определена эффективность проведенной работы по распространению экологической информации среди педагогов общеобразовательных учреждений, работников дополнительного образования и библиотек в Республике Бурятия, а также выделены перспективные направления деятельности.

Анализ опыта работы школ, реализующих свою деятельность в области экологического образования и воспитания, показывает, что именно в последнее десятилетие ХХ века развиваются самые разные модели образовательных учреждений. Безусловно, они различаются по географическому положению, количеству учеников, степени инновации, уровню подготовленности педагогического коллектива, роли участия местного сообщества в деятельности школы и многим другим параметрам. Но и объединяющих факторов немало. Во-первых, к ним относится желание добиться конкретных результатов в своей деятельности, внести новые идеи в систему экологического образования, стремление к сотрудничеству, готовность развивать социальное партнерство, учет принципов и содержания традиционной педагогики народов Байкальского региона.

В 2002 году система экологического образования и воспитания в Бурятии представляла собой 21 инновационное учебное заведение экологического направления, 192 школы, гимназии, лицеи, колледжи, в которых введены специальные и факультативные курсы «Экология», 239 общеобразовательных школ, имеющих собственное подсобное хозяйство. Кроме того, в школах республики действовало 31 школьное лесничество в 17 районах Бурятии. Большая работа проводилась республиканским эколого-биологическим центром, который организовывал деятельность 3 районных и 1356 школьных экоцентров, 40 экоплощадок и 30 оздоровительных лагерей [Намсараев, 2002, с. 4].

Если попытаться обобщить наиболее характерные черты, которые были присущи образовательным учреждениям общего образования, то можно вывести несколько типичных моделей школ, характерных не только для Бурятии, но и всей России.

Первая модель — это школы этноэкологической направленности. Основное направление работы таких школ — формирование эколого-ориентированной личности на основе бурятских народных традиций.

Другая модель — школа как центр эколого-образовательных инициатив в местном социуме. Работа направлена на создание целостного воспитательного пространства, в котором процесс социализации ребенка требует установления прочных связей всех социальных институтов.

Следующая модель школы экологической направленности получила название «Экология +...». Здесь образовательный процесс строится на концепции личност-но-ориентированного образования культурологического типа.

Другое направление моделей школ экологической направленности — практи-коориентированные школы. Одной из наиболее известных форм соединения теории и практики являются экологические тропы [Дагбаева, 2002].

Резюмируя содержание данной части статьи, мы можем отметить, что процесс институционализации экологического образования и воспитания, переход к образованию для устойчивого развития в Республике Бурятия завершился к началу 2000-х годов. Модели школ экологической направленности объединяет то, что все они создают условия для развития личности, обладающей экологическим мышлением, высокой ответственностью и культурой, знающей особенности и богатства природы родного края, историю, культуру, традиции, обычаи коренного населения: эвенков, бурят, русских. Это отвечает одному из принципов устойчивого развития — поддержке культурного разнообразия.

С 2000-х годов была начата работа по внедрению в процесс обучения педагогических работников идей устойчивого развития и в системе регионального дополнительного профессионального образования. В республиканском институте образовательной политики разработана культуро-центрированная модель формирования содержания образования для устойчивого развития, источниками которого явились не только научные знания, но и этнокультурные традиции народов, населяющих Байкальский регион, экологическая составляющая литературы, искусства и т. д. Были реализованы по данной проблематике «сквозные» модули дополнительных профессиональных программ для учителей, преподающих разные учебные предметы [Халудорова, 2018].

4. Опыт международного сотрудничества в области реализации принципов образования в интересах устойчивого развития

Следующим закономерным этапом в развитии ОУР в Байкальском регионе стало расширение границ реализации идей ОУР — этап межрегионального международного сотрудничества. Начало этому направлению было положено в рамках Международного проекта Программы ТАСИС «Экологическая информирован-

ность и общественная осведомленность населения Байкальского региона» (1999— 2000) с участием ученых разных сфер и специалистов в области 1Т-технологий Бурятии и Иркутской области. Поскольку проект реализовывался при поддержке Немецкого общества технического содействия (ГТЦ, г. Эшборн), стали устанавливаться деловые связи с образовательными и общественным организациями Германии. После завершения этого проекта логическим продолжением стал проект «Практикоориентированное экообразование через Интернет», инициированный в 2002 году. Кульминацией работы стал международный семинар «Вода ради жизни» для школьников, а также учителей, преподавателей вузов города, ученых, специалистов, занимающихся проблемами экологического образования, из России, Германии, Японии и Казахстана, которые обсудили актуальные вопросы использования информационных технологий, в частности ресурсов Интернета, в формировании экологической культуры и поведения подрастающего поколения, а учащиеся на практике знакомились с биоразнообразием озера Байкал.

В этом же 2002 году Байкальский информационный Центр «Грань» был представлен на двух экспозициях в Убунту-вилладж и Водном Соборе Всемирного Саммита в Йоханнесбурге, собравшего участников правительственных и неправительственных организаций более чем из 100 стран. Директор центра Н. Ж. Даг-баева выступила с докладом «Экологическое образование в Байкальском регионе как предпосылка защиты резервуаров пресной воды» и рассказала о тех проектах, которые реализуются Байкальским информационным центром «Грань».

Знаковым событием в истории реализации принципов устойчивого развития на глобальном уровне является 37-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая одобрила Глобальную программу действий (ГПД) по ОУР в 2013 году [ЮНЕСКО ..., 2014, с. 9]. Суть данной программы заключается в осуществлении конкретной деятельности в области ОУР, также расширение ее масштабов.

В рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития 12 ноября 2014 года в префектуре Айти города Нагоя в Японии были подведены итоги декады образования в интересах устойчивого развития ООН (2005—2014). Конференция стала одним из важнейших событий на международном уровне, которое позволило определить современное состояние и перспективы реализации образовательной политики не только на глобальном, но и на национальном уровне. Несмотря на известные трудности, конференция смогла решить стоявшие перед ней задачи, важнейшими из которых были оценка современного состояния образования в мире и его мобилизация на решение проблем перехода цивилизации к устойчивому развитию [Всемирная ...]. Итоговым документом конференции стала Айти-Нагойская декларация по ОУР и План осуществления Глобальной программы действий в области ОУР.

Глобальная программа действий является механизмом практической реализации концептуального видения, предложенного в рамках Десятилетия ОУР Реализация комплекса мероприятий должна привести к построению «такого общества, в котором каждый человек имел бы возможность пользоваться плодами образования и усваивать те идеалы, формы поведения и образ жизни, которые необходимы

для обеспечения устойчивого будущего и позитивных преобразований в обществе» [Юнеско ., 2014, с. 14]. Генеральной целью ГПД является реализация принципов ОУР на всех ступенях и во всех сферах образования и расширение ее масштабов для ускорения прогресса на пути к устойчивому развитию. Данная программа предусматривает применение двуединого подхода с целью распространения и активизации деятельности в области ОУР: интеграция принципов устойчивого развития в программы обучения и интеграция образования в процесс устойчивого развития.

В нашей стране принятие ГПД получило большую поддержку, в том числе и в Байкальском регионе. Знаковым событием не только для России, но и для всего мирового сообщества стало проведение 8—11 июня 2015 года в Ханты-Мансийске Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР). Конференция была организована совместно Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского Автономного округа (Югры) при поддержке Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации и Неправительственного экологического фонда им. В. И. Вернадского. Основной целью конференции являлось определение путей реализации Глобальной программы действий по ОУР, принятой в ноябре 2014 года. Глобальная программа действий стала продолжением Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН. Данная программа призвана мобилизовать усилия в сфере ОУР по следующим приоритетным направлениям: 1) поддержка на политическом уровне; 2) преобразование обучающей среды; 3) подготовка педагогических кадров; 4) молодежь; 5) продвижение ОУР на местном уровне.

В работе конференции приняли участие около 100 делегатов, представлявших 17 государств-членов ЮНЕСКО и 20 субъектов Российской Федерации — члены Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, представители МИД и Министерства образования и науки РФ, ведущие российские и международные эксперты в области образования и молодежной политики, руководители кафедр и ассоциированных школ ЮНЕСКО. Байкальский регион был представлен следующими докладами: «Локальная программа действий: от экологических проектов к устойчивому образовательному ландшафту региона» (Н. Ж. Дагбаева), «Дополнительная профессиональная программа обучения педагога для реализации идей ОУР как открытая система» (Л. Е. Халудорова), «Образование в интересах устойчивого развития: позитивный и негативный опыт Монголии» (И. Г. Актамов, Б. Жадамбаа, Я. Шийлэгмаа). Следует отметить, что участниками конференции стали давние партнеры БИЦ «Грань» из Германии (г. Оснабрюк), которые представили свой доклад «Образование в интересах устойчивого развития на практике и создание сети эколого-ориентированных организаций. Местный образовательный ландшафт для устойчивого развития г. Оснабрюк» [Геббе и др., 2015, с. 294—296].

Расширением границ международного сотрудничества стало участие наших ученых в международной конференции в г. Окаяма (Япония) в 2019 году по проблеме подготовки учителей к реализации ОУР. Организаторы — кафедра ЮНЕСКО университета Окаямы (Япония) и кафедра ЮНЕСКО по переориентации образо-

вания к проблемам устойчивости университета Йорк (Канада), при поддержке администрации г. Окаяма. На конференции были представлены преподаватели вузов, исследовательских центров, центров ЮНЕСКО разных стран, представители государственных и общественных организаций более 40 стран (США, Канада, Германия, Словения, Латвия, Россия, Казахстан, Япония, Корея, Тайвань, Кения, Китай, Монголия и др.).

Широко на конференции был представлен опыт Японии, которая считается одним из лидеров по реализации ОУР, наиболее интересным стало освещение вопроса об опыте пошагового внедрения образования в интересах устойчивого развития.

Байкальский регион представляли два докладчика — первый рассматривал вопросы подготовки учителей (Дагбаева Н. Ж.), второй раскрыл вопросы опыта экологического образования коренных народов Бурятии (Тугутова Т. С.). Обозначенные темы вызвали большой интерес у ученых из разных стран и позволили расширить географию сотрудничества по вопросам реализации принципов устойчивого развития в различных регионах.

5. Заключение

Устойчивое развитие в самом общем понимании представляет собой такую систему жизнедеятельности, которая позволяет удовлетворить жизненные потребности живущего поколения без ущемления потребностей будущих поколений. Особое значение вопросы устойчивого развития имеют для региона озера Байкал, самого глубокого и чистого озера планеты, и народы, проживающие на его берегу, несут особую ответственность за сохранность Участка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предпосылки создания и развития такого направления в педагогической науке и практике, как образование для устойчивого развития, в республике Бурятия были обусловлены объективными факторами природного (озеро Байкал) и историко-культурного (традиционная этнокультурная традиция почитания природы этносами, населяющими данный регион, сильные образовательные традиции и фундаментальные научные исследования) характера. Образование стало неотъемлемым элементом традиционной бурятской культуры.

Задолго до появления первых государственных школ местное население Бурятии обучалось грамоте у частных учителей, и их усилиями некоторые представители бурятского этноса получили неплохое для своего времени образование, овладели разговорной и письменной русской и монгольской грамотой. Большим доверием и безусловной популярностью у бурят пользовались буддийские школы. Буддизм проник на территорию нынешней Бурятии из Тибета через Монголию в конце XVII — начале XVIII веков в результате исторически сложившихся этнокультурных, социально-экономических связей между бурятским и монгольским народами. Одной из таких традиций, получивших развитие в Бурятии, являлось буддийское образование. С середины XIX века при бурятских дацанах открываются первые богословские школы [Маланов, 2011, с. 22]. Важнейшим этапом развития образования и науки стал советский период, когда расширяется сеть школ, организуется работа по созданию первого в истории бурят научно-исследовательского учреждения — Бурятского уче-

ного комитета (1922), создаются первые вузы: Бурят-Монгольский агропедагогиче-ский институт (1932), Восточно-Сибирский государственный библиотечный институт (1960), Восточно-Сибирский технологический институт (1962).

Изложенные выше предпосылки стали основанием для формирования образовательных традиций, инновационного потенциала и развития человеческого капитала, который позволил в конце ХХ — начале XXI веков говорить о том, что региональная российская наука нисколько не уступает по качеству своих исследований мировым научно-образовательным центрам в области образования для устойчивого развития, следуя принципам разумного сочетания традиций и инноваций в системе образования.

Вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны и восстановления экосистемы носят междисциплинарный характер. В рамках данной статьи нами была предпринята попытка сделать краткий исторический обзор реализации идей устойчивого развития в республике Бурятия. Если в конце прошлого столетия на первом плане были вопросы, связанные с распространением идей устойчивого развития, необходимости сохранения этноэкологических традиций, формирования ответственности у населения за свое поведение, то первое десятилетие века нынешнего было ознаменовано вопросами иного масштаба: от строительства гидросооружений на притоках реки Селенги в Монголии до строительства завода по розливу бутилированной байкальской воды. В сентябре этого года внимание снова было приковано к Байкалу в связи с вопросом уровня воды в озере, который достиг максимальной отметки [Уровень .]. В рамках данной статьи мы намеренно не стали уделять внимание проблеме туризма на Байкале, поскольку это отдельная тема исследования. Таким образом, можно утверждать, что вопросы устойчивого развития Байкальской территории перешли в новую фазу своего развития, и довольно часто этим проблемам сознательно придают политическую окраску. Образовательные аспекты устойчивого развития получили новый импульс при помощи проектов, поддержанных Фондом президентских грантов: «Мы говорим "без акцента"» и «Байкальский эко-мобиль: от знания к защите».

Подводя общий итог, следует отметить, что вопросы устойчивого развития будут приобретать особую социально-экономическую актуальность в условиях глобальных транспортных проектов. Здесь актуализируются вопросы, связанные не только с системой подготовки профессиональных кадров, но и с учетом национальных интересов, интересов местного сообщества. Модернизация образовательных технологий, реализация проектов с привлечением широкого круга участников может являться одним из условий эффективного и сбалансированного развития общества.

Источники

1. Всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития в Нагое, Япония [Электронный ресурс] // Центр устойчивого развития и здоровья среды. — Режим доступа : Й1р:/^ш1атаЬ^еуе1ортеп1т/Мех^р?сп1=256 (дата обращения 18.08.2020).

2. Геббе Й. Образование в интересах устойчивого развития на практике и создание сети эколого-ориентированных организаций. Местный образовательный ландшафт для устойчи-

вого развития г. Оснабрюк / Й. Геббе, Г Беккер. — Вестник ЮНЕСКО. — 2015. — № 26. — с. 294—296.

3. Декларация по окружающей среде и развитию и другие документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в популярном изложении. Публикация Центра «За наше общее будущее». — Женева, 1993.

4. Повестка дня на XXI век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г. ООН, 1992 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. un.org/russian/conferen/wssd/agenda21 (дата обращения 01.08.2020).

5. Правительство разрешит вырубку леса на Байкале для БАМа и Транссиба [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.rbc.ru/business/24/07/2019/5d37074a9a7947128cd 2268d (дата обращения 18.08.2020).

6. Строительство ГЭС в Монголии [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// fedpress.ru/story/1873204 (дата обращения 18.08.2020).

7. Суд остановил строительство китайского завода на Байкале [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.kommersant.ru/doc/4391900 (дата обращения 18.08.2020).

8. Уровень воды в Байкале достиг максимальной отметки [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.vesti.ru/article/2465254 (дата обращения 18.08.2020).

9. ЮНЕСКО Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. — 2014. — 38 с. — Режим доступа : https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus?fref=gc&dti=675084075956356 (дата обращения 18.08.2020).

литература

1. Актамов И. Г. Специфика формирования экологической ответственности личности в рамках средового подхода / И. Г. Актамов // Образование в интересах устойчивого развития : опыт регионов : сборник статей. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. — С. 6—10.

2. Балханов В. А. Научная картина мира, гуманитаризация и экологизация образования / В. А. Балханов // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе : материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Байкальского института рационального природопользования СО РАН, 1993. — С. 10—15.

3. Бурятия : концептуальные основы стратегии устойчивого развития / Под редакцией Л. В. Потапов, К. Ш. Шагжиев, А. А. Варламов. — Москва : Круглый год, 2000. — 512 с.

4. Дагбаев Э. Д. Средства массовой информации и национально-экологическое сознание / Э. Д. Дагбаев // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе : материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Байкальского института рационального природопользования СО РАН, 1993. — С. 59—61.

5. Дагбаева Н. Ж. Модели школ экологической направленности в образовательном пространстве Байкальского региона / Н. Ж. Дагбаева. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2002. — 142 с. ISBN 5-85213-670-0

6. Дагбаева Н. Ж. Из опыта лучших практик Десятилетия образования для устойчивого развития в российских регионах / Н. Ж. Дагбаева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 1 (1). — С. 3—7.

7. Дагбаева Н. Ж. Межкультурная коммуникация : опыт взаимодействия студентов России и Восточных приграничных стран / Н. Ж. Дагбаева, Я. С. Самошкина // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 4. — С. 37—40.

8. Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят / С. Г. Жамбалова. — Новосибирск : Изд-во «Наука», 1991. — 175 с.

9. Идеи устойчивого развития в школе. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования / Под редакцией А. Н. За-хлебного, Е. Н. Дзятковской. — Москва : Центр «Образование и экология», 2017. — 170 с.

10. Лось В. А. От Стокгольма до Рио-де-Жанейро / В. А. Лось // Вестник РАН. — 1993. — № 5. — С. 451—455.

11. Лось В. А. Политика устойчивого развития цивилизации : Механизмы управления глобальными процессами / В. А. Лось, А. Я. Касюк. — Москва : МГЛУ, 2012. — 226 с. ISBN: 978-5-88983-538-7

12. Маланов И. А. Становление образовательного пространства в Бурятии с XVIII до начала XX века / И. А. Маланов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 17—23.

13. Мантатов В. В. Концепция устойчивого развития — основа экологического образования в Байкальском регионе / В. В. Мантатов // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе : материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Байкальского института рационального природопользования СО РАН, 1993. — С. 2—10.

14. Намсараев С. Д. Государство и общество вернулись в школу / С. Д. Намсараев // Грани Байкала : эколого-образовательный журнал общественной организации БИЦ «Грань». — 2002. — № 4. — С. 4—6.

15. Образование для устойчивого развития : опыт межкультурного взаимодействия. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета и Nuso-Verlag (Германия), под редакцией Н. Ж. Дагбаевой, Г. Бекера, 2009. — 143 с.

16. Панов В. И. Экологическая психология : Опыт построения методологии / В. И. Панов. — Москва : Наука, 2004. — 197 с.

17. Переход к устойчивому развитию : глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / под ред. Г. В. Сдасюк и Л. С. Мокрушина. — Москва : Изд-во КМК, 2002. — 444 с. ISBN 5-87317-093-2

18. Урсул А. Д. Концептуальные основы устойчивого развития / А. Д. Урсул, В. А. Лось, Ф. Д. Демидов. — Москва : РАГС, 2003. — 348 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Урсул А. Д. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития : Проблемы и перспективы / А. Д. Урсул, В. А. Лось. — Москва : Луч, 1994. — 273 с.

20. Халудорова Л. Е. Экологизация содержания дополнительного профессионального образования как актуальная проблема / Л. Е. Халудорова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социоки-нетика». — 2018. — № 3. — С. 24—28.

21. Экологическое образование на приозерных территориях : практический опыт и инновационные технологии : материалы международного семинара, под редакцией Э. Д. Дагбае-ва. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2014. — 98 с.

Implementation of the principles of Sustainable Development in the Baikal Region: Historical, Cultural and Educational Aspects1

© Innokenty G. Aktamov (2020), orcid.org/0000-0002-8646-1048, Researcher ID F-3233-2017, SPINcode 2847-2592, PhD in Pedagogy, Doctor of Philosophy (PhD), Head of the Laboratory "Center for

1 The work was supported by the project of the Dorji Banzarov Buryat State University "Regional Dimension of Education for Sustainable Development (ESD): Western and Eastern Vectors".

Translations from Oriental Languages", The Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBT SB RAS); Buryat State University named after D. Banzarov (Ulan-Ude, Russia), aktamov13@gmail.com.

© Bayaskhalan Z. Banzarakzaev (2020), orcid.org/0000-0002-8269-1751, Researcher ID ABB-3909-2020, SPIN-code 2637-0671, Post-graduate student, Buryat State University named after D. Banzarov (Ulan-Ude, Russia), kerulen95@gmail.com.

© Nina Zh. Dagbaeva (2020), orcid.org/0000-0001-5001-3684, Researcher ID B-3867-2017, SPIN-code 6959- 4476, Doctor of Pedagogy, Professor, Buryat State University named after D. Banzarov (Ulan-Ude, Russia), ndagbaeva@mail.ru.

The issue of the implementation of certain aspects of the concept of sustainable development as a new civilizational paradigm in the conditions of the Baikal region is considered. The authors consider the experience of implementing the principles of sustainable development in the Baikal region, taking into account the socio-ecological, cultural and educational factors. The relevance of the study lies in the need to develop a new technology that can reduce the anthropogenic impact on the ecosystem of the lake itself and the coastal area. According to the authors, the most effective technology is the implementation of the principles of "education for sustainable development" (ESD). The solution to its problems is revealed through the educational efforts of teachers to preserve the ethnic culture of indigenous peoples, through the development of civic consciousness and patriotism of students, through the development of the intercultural competence of the individual. The novelty of the research is seen in the fact that the team of authors was one of the founders of education for sustainable development in the Republic of Buryatia, the creation of an international network of eco-oriented schools, the implementation of ESD courses at the university, practical environmental protection in the form of various grants and international collaboration for more than 25 years within the framework of a public organization. For the first time the historical periodization of the implementation of the principles of sustainable development in the Baikal region is presented in the article.

Key words: sustainable development; Baikal region; ecology; culture; education.

Material resources

Deklaratsiya po okruzhayushchey srede i razvitiyu i drugiye dokumenty Konferentsii OON po ok-ruzhayushchey srede i razvitiyu v populyarnom izlozhenii. Publikatsiya Tsentra «Za nashe obshcheye budushcheye» [Declaration on environment and development and other documents of the United Nations Conference on environment and development in a popular presentation. Publication of the center "For our common future"]. (1993). Zheneva.

Gebbe, Y., Bekker, G. (2015). Obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya na praktike i soz-daniye seti ekologo-orientirovannykh organizatsiy. Mestnyy obrazovatelnyy landshaft dlya ustoychivogo razvitiya g. Osnabryuk [Education for sustainable development in practice and creating a network of environmental-oriented organizations. Local educational landscape for sustainable development in Osnabrück]. Vestnik YuNESKO [UNESCO Bulletin], 26: 294—296. Povestka dnya na XXI vek. Konferentsiya OON po okruzhayushchey srede i razvitiyu, Riode-Zhaney-ro, 3—14 iyunya 1992 g. OON, 1992 [Agenda for the twenty-first century. UN conference on environment and development, riode-Janeiro, June 3—14, 1992. UN, 1992]. Available at: www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21 (accessed 01.08.2020). Pravitelstvo razreshit vyrubku lesa na Baykale dlya BAMa i Transsiba [The Government will allow logging on lake Baikal for the BAM and TRANS-Siberian railway]. Available at: https://www.rbc.ru/business/24/07/2019/5d37074a9a7947128cd2268d (accessed 18.08.2020).

Stroitelstvo GES vMongolii [Construction of hydroelectric power plants in Mongolia]. Available at: https://fedpress.ru/story/1873204 (accessed 18.08.2020).

Sud ostanovil stroitelstvo kitayskogo zavoda na Baykale [The Court stopped the construction of a Chinese factory on lake Baikal]. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/4391900 (accessed 18.08.2020).

Uroven' vody v Baykale dostig maksimalnoy otmetki [The water level in the lake reached the maximum level]. Available at: https://www.vesti.ru/article/2465254 (accessed 18.08.2020).

YuNESKO Dorozhnaya karta osushchestvleniya Globalnoy programmy deystviy po obrazovaniyu v interesakh ustoychivogo razvitiya [UNESCO Road map for the implementation of the Global programme of action on education for sustainable development]. (2014). 38 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_ rus?fref=gc&dti=675084075956356 (accessed 18.08.2020).

Vsemirnaya konferentsiya po obrazovaniyu v interesakh ustoychivogo razvitiya v Nagoye, Yaponi-ya [World conference on education for sustainable development in Nagoya, Japan]. In: Tsentr ustoychivogo razvitiya i zdorovya sredy [Center for sustainable development and environmental health]. Available at: http://sustainabledevelopment.ru/in-dex.php?cnt=256 (accessed 18.08.2020).

References

Aktamov, I. G. (2008). Spetsifika formirovaniya ekologicheskoy otvetstvennosti lichnosti v ram-kakh sredovogo podkhoda [Specifics of formation of ecological responsibility of the individual within the framework of the environmental approach]. In: Obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya: opyt regionov: sbornik statey [Education for sustainable development: experience of regions: collection of articles]. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta. 6—10. (In Russ.).

Balkhanov, V. A. (1993). Nauchnaya kartina mira, gumanitarizatsiya i ekologizatsiya obrazovaniya [Scientific picture of the world, humanization and ecologization of education]. In: Ekologicheskoye obrazovaniye i vospitaniye. Puti resheniya problemy v Baykalskom regione: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Environmental education and upbringing. Ways to solve the problem in the Baikal region: proceedings of the international scientific conference]. Ulan-Ude: Izd-vo Baykalskogo instituta ratsion-alnogo prirodopolzovaniya SO RAN. 10—15. (In Russ.). kontseptualnyye osnovy strategii ustoychivogo razvitiya [Buryatia: conceptual foundations of the sustainable development strategy]. (2000). Moskva: Kruglyy god. 512 p. (In Russ.).

E. D. (1993). Sredstva massovoy informatsii i natsionalno-ekologicheskoye soznaniye [Mass Media and national-ecological consciousness]. In: Ekologicheskoye obra-zovaniye i vospitaniye. Puti resheniya problemy v Baykalskom regione: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Environmental education and upbringing. Ways to solve the problem in the Baikal region: proceedings of the international scientific conference]. Ulan-Ude: Izd-vo Baykalskogo instituta ratsionalnogo prirodo-polzovaniya SO RAN. 59—61. (In Russ.).

Dagbaeva, N. Zh. (2002). Modeli shkol ekologicheskoy napravlennosti v obrazovatelnom prostrans-tve Baykalskogo regiona [Models of schools of ecological orientation in the educational space of the Baikal region]. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 142 p. (In Russ.).

Dagbayeva, N. Zh. (2014). Iz opyta luchshikh praktik Desyatiletiya obrazovaniya dlya ustoychi-vogo razvitiya v rossiyskikh regionakh [From the experience of the best practices of the Decade of education for sustainable development in the Russian regions]. Vestnik

Buryatiya:

Dagbayev,

Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat state University], 1 (1): 3—7. (In Russ.).

Dagbayeva, N. Zh., Samoshkina, Ya. S. (2018). Mezhkulturnaya kommunikatsiya: opyt vzaimodeystviya studentov Rossii i Vostochnykh prigranichnykh stran [Intercultural communication: experience of interaction between students of Russia and Eastern border countries]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Teacher education in Russia], 4: 37—40. (In Russ.).

Ekologicheskoye obrazovaniye napriozernykh territoriyakh: prakticheskiy opyt i innovatsionnyye tekhnolo-gii: materialy mezhdunarodnogo seminara [Environmental education in the lake territories: practical experience and innovative technologies: materials of the international seminar]. (2014). Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 98 p. (In Russ.).

Idei ustoychivogo razvitiya v shkole. Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt adaptatsii idey ustoychivogo razvitiya k predmetnym oblastyam obshchego obrazovaniya [The idea of sustainable development in the school. Domestic and foreign experience in adapting the ideas of sustainable development to the subject areas of General education]. (2017). Moskva: Tsentr «Obrazovaniye i ekologiya». 170 p. (In Russ.).

Khaludorova, L. E. (2018). Ekologizatsiya soderzhaniya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya kak aktualnaya problema [Ecologization of the content of additional professional education as an actual problem]. VestnikKostromskogogosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Seriya «Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika» [Bulletin of the Kostroma state University named after N. A. Nekrasov. Series "Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki"], 3: 24—28. (In Russ.).

Los', V. A. (1993). Ot Stokgolma do Rio-de-Zhaneyro [From Stockholm to Rio de Janeiro]. Vestnik RAN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 5: 451—455. (In Russ.).

Los', V. A., Kasyuk, A. Ya. (2012). Politika ustoychivogo razvitiya tsivilizatsii: Mekhanizmy up-ravleniya globalnymi protsessami [Policy of sustainable development of civilization: Mechanisms for managing global processes]. Moskva: MGLU. 226 p. ISBN: 978-588983-538-7. (In Russ.).

Malanov, I. A. (2011). Stanovleniye obrazovatelnogo prostranstva v Buryatii s XVIII do nachala XX veka [Formation of educational space in Buryatia from the XVIII to the beginning of the XX century]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat state University], 1: 17—23. (In Russ.).

Mantatov, V. V. (1993). Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya — osnova ekologicheskogo obrazovaniya v Baykalskom regione [The Concept of sustainable development-the basis of environmental education in the Baikal region]. In: Ekologicheskoye obrazovaniye i vospitaniye. Puti resheniya problemy v Baykalskom regione: materialy mezhdunarod-noy nauchnoy konferentsii [Environmental education and upbringing. Ways to solve the problem in the Baikal region: proceedings of the international scientific conference]. Ulan-Ude: Izd-vo Baykalskogo instituta ratsionalnogo prirodopolzovaniya SO RAN. 2—10. (In Russ.).

Namsarayev, S. D. (2002). Gosudarstvo i obshchestvo vernulis' v shkolu [The State and society returned to school]. Grani Baykala: ekologo-obrazovatelnyy zhurnal obshchestvennoy organizatsiiBITs «Gran'» [Facets of Baikal: ecological and educational journal of the public organization BIC "Gran"], 4: 4—6. (In Russ.).

Obrazovaniye dlya ustoychivogo razvitiya: opyt mezhkulturnogo vzaimodeystviya [Education for sustainable development: experience of cross-cultural interaction]. (2009). Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta i Nuso-Verlag (Germaniya). 143 p. (In Russ.).

Panov, V. I. (2004). Ekologicheskaya psikhologiya: Opytpostroyeniya metodologii [Ecological psychology: Experience in building a methodology]. Moskva: Nauka. 197 p. (In Russ.).

Sdasyuk, G. V., Mokrushin, L. S. (eds.) (2002). Perekhod k ustoychivomu razvitiyu: globalnyy, regionalnyy i lokalnyy urovni. Zarubezhnyy opyt i problemy Rossii [Transition to sustainable development: global, regional and local levels. Foreign experience and problems of Russia]. Moskva: Izd-vo KMK. 444 p. ISBN 5-87317-093-2. (In Russ.).

Ursul, A. D., Los', V. A. (1994). Strategiya perekhoda Rossii na model' ustoychivogo razvitiya: Problemy i perspektivy [Strategy of Russia's transition to a sustainable development model: Problems and prospects]. Moskva: Luch. 273 p. (In Russ.).

Ursul, A. D., Los', V. A., Demidov, F. D. (2003). Kontseptualnyye osnovy ustoychivogo razvitiya [Conceptual foundations of sustainable development]. Moskva: RAGS. 348 p.

Zhambalova, S. G. (1991). Traditsionnaya okhota buryat [Traditional hunting of Buryats]. Novosibirsk: Izd-vo «Nauka». 175 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.