Научная статья на тему 'Реализация принципов основ мирового налогового кодекса в налоговой системе России'

Реализация принципов основ мирового налогового кодекса в налоговой системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1183
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА. / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ ОСНОВ МИРОВОГО НАЛОГОВОГО КОДЕКСА. / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. / СТРАНА С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТАВКИ. / НАЛОГОВЫЙ ЗАЧЕТ. / НУЛЕВОЙ ИНТЕРВАЛ. / УПРОЩЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ. / СЧЕТ-ФАКТУРА. / АКЦИЗ. / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. / НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ И ЗДАНИЯ. / НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. / НАЛОГ НА ВАЛОВЫЕ АКТИВЫ. / TAX REFORM. / TAX CODE OF RUSSIAN FEDERATION. / IMPLEMENTATION OF NORMS OF BASIC WORLD TAX CODE. / PRINCIPLES OF DESIGNING A TAX SYSTEM. / TRANSITION COUNTRIES. / INCOME TAX. / TAX ON PROFIT OF ORGANIZATION. / VARIED RATES. / TAX CREDIT. / ZERO BRACKET AMOUNT. / SIMPLIFIED DEPRECIATION. / INVOICE. / EXCISE TAX. / VALUE ADDED TAX. / TAX ON LAND AND BUILDING. / TAX ON MOTOR VEHICLES. / GROSS ASSET TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзунова Ольга Александровнаu

Реализация принципов основ мирового налогового кодекса в налоговой системе России В статье излагаются современные подходы к проблеме унификации налоговых норм и проведения единой налоговой политики в глобальном масштабе. Подчеркивается, что Основы мирового налогового кодекса (ОМНК) являются одним из универсальных инструментов, позволяющих реализовать поставленную цель. Отмечается, что Россия уже реализовала значительную часть положений Основ Мирового Налогового Кодекса в налоговой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the principles of World Tax Code in the Russian System of Taxation

The article describes modern approaches to the problem of unification of tax norms and global implementation of a common tax policy. Basic World Tax Code is seen as one of the universal instruments enabling the set goal to be realized. The author notes that Russia has already enacted a considerable part of the Basic World tax Code..

Текст научной работы на тему «Реализация принципов основ мирового налогового кодекса в налоговой системе России»

Ф* ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

реализация принципов основ мирового налогового кодекса в налоговой системе россии взгляд юриста на экономические процессы

о.а. борзунова

к.ю.н., консультант Правового управления Государственной думы Фс рФ

«Администрирование налогов облегчается, если и администраторам, и налогоплательщикам нужно заглядывать лишь в один документ (Кодекс) как источник всех законов о налогах».

Уорд М. Хасси и Дональд С. Любик

Начало системных реформ в России и СНГ тесно связано с роспуском Советского Союза в декабре 1991 года. Считается, что многие страны СНГ оказались в «ловушке частичных или недостаточных реформ» из-за того, что несоответствие между быстрой либерализацией и приватизацией, с одной стороны, и медленным созданием экономических и политических институтов с другой стороны, позволяет влиятельным группам блокировать сбалансированное осуществление дальнейших реформ в целях сохранения полученных ими первоначальных выгод1.

Мировая практика выработала достаточно много принципов и рекомендаций реформирования налоговой системы, в том числе и для стран с переходной экономикой, которой до 2003 года являлась Россия.

Глобализация, интернационализация, интег-

рация - сегодня это мировые тенденции развития экономики. Налоговая политика - не исключение в данном процессе. Основы мирового налогового кодекса (далее - ОМНК) - один из таких универсальных международных документов, заимствование принципов которого разобрано в настоящей статье.

Начало

27 февраля 1863 года Доминиканская республика стала независимым государством. После этого, пройдя через сто лет переворотов, оккупации и диктаторских режимов, в 1961 году страна, наконец, вступила в фазу демократического правления и экономического развития.

В рамках Программы экономического развития ООН под эгидой Гарвардского Института Международного развития, учёными Гарвардского университета Уордом М. Хасси и Дональдом С. Любиком в 1993 году был подготовлен проект Налогового кодекса для Доминиканской республики.

Простые, универсальные и конкретные принципы и приёмы построения налоговой системы страны с переходной экономикой, страны, вставшей на путь рыночных реформ, оказались такими понятными и несложными в применении, что авторам было предложено доработать кодекс для утверждения его в качестве рекомендательного акта ООН странам с переходной экономикой. Что и было сделано в 1996 году. Так родились Основы мирового налогового кодекса (Basic World Tax Code)2.

1 World Bank, Transition, The First Ten Years. Analysis and Lessons for Eastern Europe and the Former Soviet Union (Washington, D.C.), 2002.

2 Основы мирового налогового кодекса - общепринятый перевод. На наш взгляд здесь есть некоторая неточность, поскольку basics переводится как основы. Следует переводить Базисный мировой налоговый кодекс.

При этом удивительно, что в России - в стране, для которой по большому счёту и были переработаны ОМНК - так мало о нём известно!

Общие принципы построения налоговых систем

Первый принцип, предлагаемый в ОМНК: страна должна иметь единый документ, в котором обобщено всё налоговое законодательство. По мнению авторов, желательно собрать все законы, относящиеся к налогообложению, в одном месте, с тем, чтобы потребности в налоговых поступлениях могли бы быть оценены с одной общей точки зрения, а также, чтобы дать возможность налогоплательщикам и администраторам находить там всё, что есть в законодательстве по какому-либо вопросу.

Данный принцип почти полностью реализован в российском налоговом праве. В Налоговый кодекс не вошёл только налог на имущество физических лиц. Причина кроется в отсутствии единой позиции экономистов, по какой стоимости облагать имущество. Если по инвентарной, то поступления в бюджет так и останутся незначительными, а если по рыночной - то значительная часть населения столкнётся с непосильным налоговым бременем и не сможет платить данный налог.

Второй принцип: для успешного интегрирования в мировую экономическую систему необходимо исключить протекционистские налоги для местных производителей, так как, по мнению авторов, это в конечном счёте может привести к сдерживанию развития стабильной экономики.

Для российской налоговой системы скорее характерны льготы по уплате налогов для иностранных юридических лиц, чем для отечественных предпринимателей, что вызвано стремлением правительства привлечь таким образом в страну иностранные инвестиции. В итоге такими налоговыми льготами фактически стали пользоваться российские предприниматели, зарегистрировавшие свои организации за рубежом, а отечественная казна недополучала значительные суммы налоговых поступлений.

Третий принцип: предоставление налоговых льгот менее эффективно, чем выплата прямых бюджетных субсидий, так как налоговые льготы трудно поддаются контролю1.

Этот принцип ОМНК не все учёные оценивают однозначно. Полный отказ от системы налоговых

льгот невозможен, ибо налоги потеряют свою регулирующую функцию, значение которой как инструмента государственного экономического управления в условиях становления рыночной экономики и частной собственности должно возрастать2.

Четвёртый принцип заключается в том, что, учитывая специфику экономики развивающихся стран, основная часть доходов должна формироваться за счёт косвенных налогов (таможенных пошлин, НДС и акцизов) и налога на прибыль корпораций. Подоходный налог с физических лиц и имущественные налоги не должны играть существенной роли.

Как свидетельствуют мониторинги и исследования, этот принцип находит реализацию в российской налоговой системе [Диаграмма].

Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета свидетельствует о том, что доля косвенных налогов возрастает, а доля взносов в фонды социального страхования имеет тенденцию к уменьшению. Однако уровень их остается достаточно значительным и не соответствует рекомендациям, изложенным в ОМНК3.

Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета свидетельствует о том, что доля косвенных налогов возрастает. Так, в 2000 г. она составляла около 32,6% налоговых доходов, в 2007 г. - возросла до 40,5%. Доля налога на прибыль организаций также увеличилась с 15,1 до 17,9% соответственно.

Пятый принцип предполагает интеграцию в единый подоходный налог всех налогов, взимаемых со всех видов доходов без необходимости подавать налоговую декларацию. Страны с переходной экономикой не имеют достаточных административных ресурсов для введения индивидуального подоходного налога, предполагающего подачу налоговых деклараций значительной частью населения, - так, как это делается в развитых странах. Ни администраторы, ни население не обладают достаточной «налоговой грамотностью» и возможностями вести учёт, чтобы на всеобщий индивидуальный подоходный налог, основанный на подаче индивидуальных налоговых деклараций, стоило затрачивать административные ресурсы.

Данный принцип также нашёл своё отражение в российской практике. Согласно главе 23 Налогового кодекса значительная часть населения не принимает участия в исчислении и уплате налога на

1 См.: Гончаренко И.А. Особенности предоставления налоговых льгот по НДС в Великобритании и в России (сравнительноправовой анализ) // Законы России: опыт, анализ, практика. № 3. 2008. С. 47.

2 Лабынцев Н.Т., Хмельницкая Н.В. Реализация принципов Основ мирового налогового кодекса в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 1.

3 Налоговая реформа в Российской Федерации: Основные этапы и рубежи // Аналитический вестник Аппарата Государственной Думы. Вып. 2. М., 2003. С. 17. (Серия “Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство”).

Доля налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета

Налоги на имущество' 5%

Налоги за пользование природными ресурсами 15%

Налоги на совокупный доход 2%

Акцизы

4%

Налог на добавленную стоимость 26%

Единый

социальный

налог

8%

Налог на прибыль организаций 25%

Налог на доходы физических лиц 15%

Диаграмма1

доходы физических лиц. Это делают за них налоговые агенты - работодатели, выплачивающие доход. Также согласно статье 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую декларацию подают только отдельные категории налогоплательщиков - индивидуальные предприниматели, нотариусы, физические лица, получившие доход от продажи имущества и некоторые другие.

Кроме общих принципов ОМНК включает пять разделов по числу основных налогов, которые рекомендуются для введения в странах с нарождающейся рыночной экономикой: разд.1 - подоходный налог; разд.И - НДС; разд.Ш - акцизные налоги; разд.1У - налог на недвижимость; разд.У - налоговая администрация. Все перечисленные в ОМНК налоги действуют и в России.

Реализация принципов подоходного налогообложения в России

«Я горжусь тем, что плачу налоги в Соединённых штатах. Правда, я бы гордился не меньше за половину суммы»

Артур Годфри

В ОМНК налоги на доходы граждан и организаций считаются несущественным вкладом в бюджет

государства. Несмотря на это ОМНК, регулируя причины и природу доходов народов, как отмечалось выше, исходит из простоты норм налогового законодательства и механизма налогообложения. Поэтому разработчики, описывая подоходное налогообложение, объединили в рамках одного налога налог на доходы физических лиц и налог на доходы юридических лиц. В России же взимаются два самостоятельных налога: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Также унифицирован процесс налогообложения всех видов коммерческой деятельности (включая коммерческую деятельность государственных учреждений, а также созданных не для получения прибыли религиозных и благотворительных организаций и профсоюзов). Этот налог имеет широкий охват. Им облагаются все виды доходов. Аналогично в России унифицировано налогообложение всех видов деятельности. Этот принцип был одним из главных при разработке главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации - «Налог на прибыль организаций».

Налог на доходы физических лиц

Система налогообложения в ОМНК предполагает прогрессивный подход к установлению ставок

1 Диаграмма составлена на основе данных, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, и отражает данные по налогам за январь - август 2008 года.

в зависимости от величины получаемого дохода. При этом прогрессивность индивидуального подоходного налога достигается с помощью введения «нулевого интервала», что исключает из-под налогообложения львиную долю работающего населения.

К сожалению, в российской практике данная норма не нашла своего отражения: в НК РФ отсутствует минимальный необлагаемый доход. Однако в статье 218 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, который не облагается налогом, пока доход налогоплательщика не достигнет нарастающим итогом 40 000 рублей1 (до 1 января 2009 года -20 000 рублей). В ОМНК, помимо нулевого интервала, каждому налогоплательщику даётся личная налоговая скидка в размере 600 долл. США.

ОМНК предлагает установить высшую налоговую ставку для индивидов в 30%, которая совпадает с налоговой ставкой для фирм. В России в настоящее время отсутствует прогрессивное налогообложение, единая ставка составляет 13%. Подоходный налог с физических лиц уплачивается как самостоятельно налогоплательщиками, так и у источника выплат. Такой же порядок принят и в нашей стране.

В ОМНК предусмотрены дифференцированные ставки по различным видам доходов. Так, доходы от трудовой и предпринимательской деятельности облагаются по прогрессивной шкале от 15 до 30%, от предоставления услуг и роялти - 15%, проценты и доходы от сдачи имущества в аренду - 5%. В российском налоговом законодательстве дифференциация ставки налога в зависимости от вида дохода также предусмотрена, о чем говорилось выше.

Таким образом, можно сделать вывод, что в сравнении с ОМНК налоговая нагрузка на доходы физических лиц в России различается в зависимости от величины дохода. У физических лиц с низкими доходами налоговая нагрузка намного превышает рекомендуемую ОМНК. А у физических лиц с наибольшими доходами налоговая нагрузка будет ниже, чем предусмотрено в ОМНК. В принципе подход разработчиков Кодекса можно проиллюстрировать высказыванием одного американского политика: «Наша налоговая система направлена на то, чтобы сделать богатых беднее, а не на то, чтобы сделать бедных богаче». В отличие от США, в России, с точки зрения налогообложения, быть бедным экономически невыгодно.

Налог на прибыль организаций

Механизм налогообложения по налогу на прибыль организаций примерно одинаков для всех

видов получаемого дохода. В ОМНК вводится принцип, исключающий двойное налогообложение прибыли фирмы и дивидендов её учредителям. Налог, уплачиваемый фирмой, уменьшается на сумму 30-процентного налога, уплаченного акционером при получении дивидендов. В России, к сожалению, данный принцип не реализован. Таким образом, прибыль организации облагается налогом на прибыль организации, после чего выплачиваются дивиденды, уменьшенные на 9% - величину налога на доходы физических лиц в отношении дивидендов (или 15% - в отношении нерезидентов).

В ОМНК предусмотрена ставка налога на прибыль для корпораций в размере 30%, для страховых компаний - в размере 10%. Прибыль, полученная от услуг транспорта и связи, облагается в размере 50%. Таким образом, ОМНК предполагает льготное налогообложение ряда видов деятельности, развитие которых, по мнению разработчиков, связано с формированием современной рыночной инфраструктуры.

В России до 1 апреля 1999 г. действовали более высокие ставки налога на прибыль: для банков, страховых компаний, посреднической деятельности - до 43%, для прочих видов деятельности - до 35%, по доходам от долевого участия в других предприятиях - 15%, по доходам видеосалонов, доходам от видеопоказа, проката видео- и аудиокассет - 70%. Сейчас действует единая ставка 20%. Исключение составляют налог на доход иностранных организаций и налог на дивиденды.

Таким образом, применяемые в России ставки налога на прибыль длительное время были более высокими, чем рекомендовано в ОМНК. При этом в российском законодательстве было предусмотрено значительное число налоговых льгот в виде освобождения отдельных видов деятельности и организаций.

Реализация принципов налогообложения имущества в России

Налоги на собственность в ОМНК включают три налога: налог на землю и здания, налог на транспортные средства и налог на валовые активы крупных фирм-резидентов.

Во многих случаях невозможно определить доход, полученный от использования имущества лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью, и лицом, использующим его в личных целях. Также стремление уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно, обусловило необходимость введения налога на имущество. Иначе налогообложение только доходов освободило бы от налогов лиц, использующих

1 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 2008, № 30 (ч. 1). Ст. 3577.

имущество, например земельный участок, исключительно для отдыха.

Введение налогов на землю и здания продиктовано не только желанием «справедливости» в распределении налогового бремени в соответствии с видимой платежеспособностью, но также и другим фактором. Во многих странах либо отсутствует, либо совершенно развалена система налогообложения недвижимости. К этому надо добавить крайнюю нужду городских и сельских властей в средствах для школ, для строительства и ремонта дорог, водоснабжения и канализации и всей остальной инфраструктуры (налог на недвижимость традиционно является местным налогом1.

Аналогичные проблемы имеются и в России, где налог на недвижимость введён только в некоторых регионах в порядке эксперимента. Результаты проведённого в недавнем времени эксперимента по налогообложению недвижимости в г. Великом Новгороде и г. Твери2, который согласно Закону начался в 1997 г. и изначально должен был закончиться уже в 1998 г. (затем сроки неоднократно продлевались - сначала до 2003 г.3, затем до конца 2005 г.4), являются ещё недостаточно определёнными, чтобы на их основе принимать ответственные решения относительно того, каким в конечном счёте должен быть механизм налогообложения недвижимости на территории России5. Хотя в заявлениях заместителя министра финансов С.Д.Шаталова налог на недвижимость планируется ввести в России с 2011 года6.

Налогообложение производится отдельно по каждой отдельной собственности, но вся собственность в стране разделяется на категории и затем на зоны. Внутри каждой зоны собственность оценивается на единой основе. Для каждой зоны устанавливается стоимость одного квадратного метра земли для оценки стоимости земли в каждой собственности (в зависимости от её местонахождения). В России данный метод называется кадастровой оценкой земли, на основе которой вся земля поделена на зоны и для каждой зоны установлена своя кадастровая

стоимость, которая и принимается за налоговую базу применительно к земельному налогу.

В ОМНК устанавливается также вторая оценка - для строений, расположенных на этой земле (основанная на их восстановительной стоимости минус амортизация), применяемая к единице полезной площади (или объёма) строений. В России данный метод применяется только в отношении налогообложения имущества организаций, при котором налоговой базой признаётся среднегодовая остаточная стоимость имущества.

Третий налог на собственность - налог на валовые активы крупных коммерческих предприятий задуман как временный гарант подоходного налога - до тех пор, пока налоговая администрация страны не будет способна справиться со сложностями администрирования обычного подоходного налога. У данного налога есть определенные экономические недостатки, но при определённых потребностях в налоговых поступлениях и невозможности адекватного обеспечения сбора подоходного налога, можно ввести налог на валовые активы.

Реализация принципов налога на добавленную стоимость в России

«Слишком высокие налоги на потребление сокращают потребление и, следовательно, производство» Ф.Нитти

Налог на добавленную стоимость является одним из самых молодых и самых распространённых налогов. Почти ни одна страна мира (исключая оффшоры) не обходится без налога на доба вленную стоимость.

Впервые НДС был введён во Франции в 1954 году, и с тех пор является самым востребованным налогом во всем мире вне зависимости от степени экономического развития государства7. В частности, он является ключевым общим налогом для 27 государств - членов Европейского Союза.

Налог на добавленную стоимость, содержащийся в ОМНК, основан на шести общих принципах:

1. Чистый налог будет определяться как разность между налогом на продукт продавца и налогом на

1 ПеровА.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-М, 2QQ1. С.88.

2 Федеральный закон от 2Q июля 1997 г. № 110-ФЗ «О проведении эксперимента но налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» // СЗ РФ, 1997, № 3Q. Ст. 3582.

3 Федеральный закон от 2Q ноября 1999 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О проведении эксперимента но налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5614.

4 Федеральный закон от 28 июля 2QQ4 г. № 92-ФЗ «О продолжении эксперимента но налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» // СЗ РФ, 2QQ4, № 31. Ст. 3228.

5 Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры // Волтерс Клувер, 2QQ6.

6 Интернет-интервью С.Д.Шаталова компании «КонсультантПлюс» // http://www1.minfin.ru/ru/official/mdex.php?afrom4=25.08. 2QQ8&ato4=25.Q8.2QQ8&1d4=6478.

7 Thuronyi V. The Law Desing and Drafting. - The Huaga. Kluwer. 1996

товары и услуги, потреблённые при создании этого продукта. Данный принцип имплементирован в российской практике. При исчислении налога продавец уменьшает полученную сумму налога на сумму, предъявленную ему поставщиком товаров.

2. В качестве обоснования указанной выше разницы, должны использоваться счета (invoices). В России с 2000 года введены счета-фактуры для обоснования сумм налога, уплаченных поставщикам.

3. Налогом на добавленную стоимость должны облагаться не только производство и оптовая торговля, но также и розничная торговля. В России облагается любая реализация товаров, работ и услуг на территории нашей страны.

4. В целях увеличения сборов и для облегчения исполнения закона и его администрирования, налог должен охватывать широкий круг товаров и услуг при минимуме исключений. В России данный принцип также нашёл своё отражение. Согласно статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации, НДС не облагаются медицинские услуги, ритуальные услуги, услуги по перевозке пассажиров, некоторые медицинские товары и др. В список преференций вошли в основном услуги, связанные с поддержкой малообеспеченных слоёв населения или жизненно необходимые виды деятельности.

5. Должна применяться единая налоговая ставка (не считая нулевой ставки на экспорт). Данный принцип, однако, пока не нашёл своего применения в российской налоговой системе. В статье 164 предусмотрены три налоговые ставки: 0 % - в отношении экспорта; 10 % - в отношении продуктов питания, детских товаров, медицинских товаров, а также печатных изданий и 18 % - в отношении всех остальных товаров. В последнее время, однако, все чаще и чаще раздаются призывы уменьшить налоговую ставку путем объединения ставок в 10 и 18 % и установления единой средней ставки.

Несмотря на это, Россия отвечает требованиям ЕС о ставках НДС, которые несколько отличаются от рекомендаций ОМНК. В частности в странах ЕС общая ставка должна быть не менее 15%, и возможна льготная ставка не менее 5%. Данным требованиям российская практика обложения НДС соответствует.

6. Налогом в равной мере должна облагаться и отечественная и импортная продукция. Подход также полностью имплементирован в российском законодательстве: дифференцированное налогообложение в зависимости от страны происхождения товара в НК РФ не предусмотрено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация принципов взимания акцизов в России

Акциз - один из налогов, предусмотренных ОМНК. Акциз является одним из старейших нало-

гов. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения, в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но недорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. В генеральном годовом отчете о государственных доходах и расходах, утверждённом 20 декабря 1796 года, государственный приход от питейных откупных был самым большим - 18.089.393,58 рублей.

ОМНК устанавливает следующие основные принципы взимания акцизов:

1) Для того, чтобы облегчить их сбор, этими налогами должны облагаться относительно малое число налогоплательщиков, относительно малое число товаров, и по относительно немногим налоговым ставкам. В России взимание акцизов регулируется главой 22 НК РФ. Указанный принцип полностью имплементирован в статье 181 НК РФ. В число объектов в России включён небольшой перечень товаров: спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые, автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

2) Акцизные налоги должны основываться на стоимости товара, а не на его объёме в физических единицах (таких, как вес, объём, бутылки, упаковки или подобные единицы). Данный принцип почти не применяется в российской практике, исключение составляют сигареты и папиросы.

3) Импортная и отечественная продукция должны находиться в равном положении, с тем, чтобы избежать диспропорций в распределении ресурсов. К сожалению, данный принцип также не реализован в России. Как уже отмечалось выше, акциз - это налог на роскошь, и российская практика здесь не исключение.

Кроме того, акциз в нашей стране является средством скрытого протекционизма. Например, акциз на автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил установлен в размере 19,26 рублей с одной лошадиной силы, в то время как акциз на автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил - 194 рубль с одной лошадиной силы. Разница между ставками в 10 раз! Не было бы никаких вопросов, если бы в России производились автомобили с мощностью двигателя более 150 лошадиных сил. Однако в нашей стране такие автомобили не производятся. Отсюда следует вывод, что российские автомобили не будут облагаться акцизом по повышенной ставке. Повышенная ставка - только для иномарок и, как правило, дорогих.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России не произошло заимствования рекомендаций ОМНК, регулирующих акцизы. Россия здесь идёт своим путём, что объясняется историческими традициями, удобством и национальными особенностями налогообложения и отношения к налогам большинства населения.

В заключение отметим, что нельзя не согласиться с тем, что многие положения ОМНК просты, понятны и актуальны для нашей страны. Однако реализация ещё не окончена: проведённый анализ в данной работе свидетельствует об этом. Но путь трансформации, взятый на вооружение нашими экономистами и юристами, является наиболее приемлемым для России. Мы могли бы пойти по пути Казахстана и полностью включить нормы ОМНК

в национальный НК РФ. Но в нашей стране достаточно специалистов, которые в состоянии оценить, что не все рекомендации нужно перенимать.

Если уж изменять налоговую систему, то постепенно, чтобы население было подготовлено к изменениям. Опасно делать резкие шаги. Как сказал английский философ Иеремия Бентам «наилучшая Конституция для народа есть та, к которой он привык». Так и с налоговой системой, её сначала нужно долго изучать, а потом ещё и привыкать.

С 1 января 2009 года вступили в силу изменения в пять глав Налогового кодекса. Новые изменения, несомненно, впереди. Будет ли Россия следовать западным рекомендациям в попытке создать идеальную налоговую систему или пойдёт своим путём - покажет время...

ЛИТЕРАТУРА

1. World Bank, Transition, The First Ten Years. Analysis and Lessons for Eastern Europe and the Former Soviet Union (Washington, D.C.), 2002.

2. Гончаренко И.А. Особенности предоставления налоговых льгот по НДС в Великобритании и в России (сравнительно-правовой анализ) // Законы России: опыт, анализ, практика. № 3. 2008. С. 47.

3. Лабынцев Н.Т, Хмельницкая Н.В. Реализация принципов Основ мирового налогового кодекса в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 1.

4. Налоговая реформа в Российской Федерации: Основные этапы и рубежи // Аналитический вестник Аппарата Государственной Думы. Вып. 2. М., 2003. С. 17. (Серия «Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство»).

5. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 2008, № 30 (ч. 1). Ст. 3577.

6. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-М, 2001. С. 88.

7. Федеральный закон от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» // СЗ РФ, 1997, № 30. Ст. 3582.

8. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5614.

9. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 92-ФЗ «О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» // СЗ РФ, 2004, № 31. Ст. 3228.

10. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры // Волтерс Клувер, 2006.

11. Интернет-интервью С.Д.Шаталова компании «КонсультантПлюс» // http://www1.minfin.ru/ru/official/ index.php?afrom4=25.08.2008&ato4=25.08.2008&1d4=6478.

12. Thuronyi V. The Law Desing and Drafting. - The Huaga. Kluwer. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.