УДК 347.73:336
А. А. Щеблетов
Реализация принципов финансового права в законодательстве об инвестиционной деятельности
В статье исследуются особенности реализации принципов финансового права в инвестиционном законодательстве. Доказывается комплексный характер правового регулирования инвестиционной деятельности, предполагающий обязательность соблюдения финансово-правовых принципов.
The features of the implementation of financial law principles in the investment legislation. It proved the complex nature of the legal regulation of investment activity, suggesting that we comply with financial and legal principles.
Ключевые слова: принципы, финансовое право, инвестиционное законодательство, иностранные инвестиции, инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений.
Key words: principles, financial law, investment law, foreign investment, investments made in the form of capital investments.
Значение принципиальных основ, базовых установок достаточно высоко в рамках регулирования всех групп общественных отношений. Их неукоснительное соблюдение и тщательная реализация являются залогом становления и эффективного функционирования правового государства.
Все сказанное в полной мере можно применить к системе общественных отношений, регулируемых финансовым правом, т. е. отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств государства и муниципальных образований, отношений, преимущественно регулируемых императивны методом.
При этом повышенный научный интерес вызывает необходимость соблюдения принципов финансового права в процессе реализации общественных отношений, законодательное регулирование которых носит комплексный характер, осуществляется нормами разной правоотраслевой принадлежности. «Принципы финансового права прежде всего регулируют публично-правовую сферу отношений, которые устанавливаются на государ-
© Щеблетов А. А., 2016
ственном или муниципальном уровне и обеспечиваются средствами государственной защиты. Вместе с тем не должна оставаться без внимания и частноправовая составляющая, поскольку возможность вступления в финансово-правовые отношения во многих случаях зависит от свободного волеизъявления их участников» [5, с. 146].
В данном аспекте представляется закономерным вопрос о возможности, необходимости и пределах реализации принципов финансового права в инвестиционной деятельности. К настоящему времени сложилась устоявшаяся система принципов финансового права [7, с. 44-51], которая и будет исследована в контексте анализа инвестиционного законодательства.
Принцип приоритета публичных задач в финансово-правовом регулировании в контексте инвестиционного законодательства получил свое закрепление в ст. 1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях), которая в качестве целей указанного нормативного акта называет привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Следует обратить внимание, что в качестве приоритета данное положение называет именно национальную экономику, а не финансовое положение отдельно взятого хозяйствующего субъекта.
Принцип федерализма реализуется посредством ст. 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 (в ред. от 28 декабря 2013 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений), которая предопределяет, что регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона об иностранных инвестициях субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с действующим российским законодательством.
При исследовании принципа равноправия субъектов в области финансовой деятельности государства следует вновь обратиться к упоминавшейся ранее ст. 11 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Так, регионы в целях регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, вправе использовать следующие формы и методы:
- разработку, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
- выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов и пр.
Вопрос о соотношении принципов социальной направленности финансово-правового регулирования и единства финансовой политики и денежной системы представляется целесообразным решить сквозь призму сущности определения «государственная инвестиционная политика», под которой предлагается понимать «комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий с помощью финансово-правовых механизмов для участников инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности производства и решения социальных проблем» [6].
Не вызывает сомнения, что инвестиции в первую очередь ориентированы на оптимизацию национальной экономики, которая, несомненно, скажется на улучшении социальной составляющей жизнедеятельности внутри государства.
Говоря о финансовой и инвестиционной политиках, невозможно представить их как две автономно функционирующие системы. Осуществление последней должно соотноситься с направлениями первой, быть ее неотъемлемой частью.
Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов реализуется посредством наличия в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений специальных норм, закрепляющих основы регулирования инвестиционной деятельности органами местного самоуправления. «Органы местно-
210
го самоуправления должны принимать меры для создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Среди этих мер можно выделить лишь одну, не связанную с бюджетными возможностями муниципального образования, - расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного строительства и строительства объектов социального или культурного назначения» [3].
Принцип распределения функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Так, Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений:
- устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;
- утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;
- утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
- осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки, установленные действующим инвестиционным законодательством.
При этом Счетная палата Российской Федерация, которая подотчетна Федеральному собранию - главному законодательному органу государства, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целом органом, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Принцип гласности в инвестиционном законодательстве реализуется следующим образом. Так, на основании ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений государство гарантирует всем участникам инвестиционной деятельности в равной степени гласность в обсуждении инвестиционных проектов. Данный принцип следует считать базовым, поскольку он «обеспечивает возможность общественного контроля за
211
инвестиционной деятельностью, а также возможность для широкого круга участников принимать участие в данной деятельности. Вместе с тем на практике данный принцип не всегда соблюдается, участники и потенциальные участники инвестиционной деятельности могут сталкиваться с неполнотой предоставляемой информации, препятствиями к ее получению» [1, с. 119].
Принцип законности предполагает осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с положениями действующего финансового и инвестиционного законодательства, нарушение которых влечет применение к нарушителям мер государственного принуждения.
Принцип плановости в инвестиционном законодательстве преломляется сквозь призму законодательно установленной возможности осуществления инвестиций полностью или частично за счет бюджетных средств. Следовательно, планирование бюджетных расходов на инвестирование оказывает существенное влияние на инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации утверждает ежегодно формируемую федеральную адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год и плановый период, которая формируется и реализуется на основании правил, утверждаемых постановлением правительства Российской Федерации.
В последнее время достаточно часто поднимается вопрос о признании в качестве принципа финансового права принцип эффективности. При этом следует согласиться с точкой зрения Н.Н. Лайченковой о том, что «должной научной проработки данный принцип не получил, что негативно влияет на его реализацию и, естественно, на достижение самой искомой эффективности» [4, с. 79-80].
В действующем инвестиционном законодательстве рассматриваемый принцип также нашел свое закрепление. Так, ст. 14 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений предусматривает проверку на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Следует отметить, что порядок проверки эффективности закреплен Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 (в ред. от 2 марта 2016 г.).
Данные правила включают в себя критерии оценки эффективности, порядок проведения проверки инвестиционных проектов, а также порядок выдачи заключения об эффективности инвестиционного проекта.
Значимость реализации финансово-правового принципа эффективности в области инвестиций и инвестиционной деятельности подтверждают слова В.В. Бехер о том, что «основная задача финансового менеджмента в управлении государственными финансами заключается в решении по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между государством, его регионами, муниципальными образованиями, учреждениями, предприятиями и источниками его финансирования как внешними, так и внутренними» [2, с. 108].
В завершение настоящего исследования хотелось бы отметить, что проведенный анализ в очередной раз доказал, что правовое регулирование инвестиционной деятельности, являясь комплексным правовым образованием, в полной мере включает в себя нормы финансового права, т. е. наряду с частно-правовыми содержит публично-правовые начала.
Список литературы
1. Абдуллаев А.Г. Конституционные принципы правового обеспечения инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации // Учен. тр. Рос. акад. адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 1 (32).
2. Бехер В.В. Принцип эффективности использования бюджетных средств: правовой и экономический взгляд // Вопр. совр. юриспруденции. - 2013. - № 30.
3. Дементьева О.А. Власть и бизнес: законодательное регулирование отношений при регулировании капитальных вложений // Законодательство и экономика. -2015. - № 4 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
4. Лайченкова Н.Н. Категория «эффективность» в современном финансовом законодательстве // Наука и о-во. - 2015. - № 1(20).
5. Подшибякина А.А. Понятие принципов финансового права // Финанс. право. - 2013. - № 1. - С. 146.
6. Терехова Е.В. Инвестиционное право: публично-правовые начала: учебное пособие. - М.: РГУП, 2015 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
7. Финансовое право: учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Н.И. Химиче-ва. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - С. 44-51.