УДК 316.7
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РПЦ И ИСЛАМА В
ТАТАРСТАНЕ
Беляева Е.А., канд. филос. наук, доцент Фахрутдинова А.В., д-р пед. наук, профессор
Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
В статье рассматривается современная специфика развития межконфессионального диалога и новой модели взаимоотношений государства и религии на территории Республики Татарстан. Объектом исследования является взаимодействие Православия и Ислама в качестве двух крупнейших традиционных государствообразующих религий. Показаны социокультурные факторы реализации принципа толерантности и веротерпимости в полиэтничном пространстве Татарстана. Аргументируется эффективность существующих механизмов сохранения традиции и путей достижения межрелигиозного согласия. Ключевые слова: межэтнические конфликты, толерантность, цивилизация, веротерпимость, Православие, Ислам, политика, традиция, диалог.
«Веротерпимость, согласно Локку, — главная характеристика «истинной церкви»[1]
Человечество сталкивается с большим числом глобальных и региональных проблем, конфликтов на национальной и религиозной почве. Одним из вызовов современного мира является мультикультурализм и необходимость реализации принципа толерантности в межнациональных отношениях. Прежде всего, необходимо уточнить само понятие толерантности, которое шире термина «толерантное сознание», так как связано с формированием общества, обеспечивающего условия гармоничного сосуществования различных культур, религий, политический и мировоззренческий плюрализм [2, С. 21]
Американский политолог Сэмюэль Хантингтон в знаменитой книге «Столкновение цивилизаций» проводит мысль о том, что главную опасность в межэтническом взаимодействии представляют конфликты между народами с разной культурной идентичностью, зависящей, в первую очередь, от их религиозной принадлежности [3]. Взаимосвязь народов делает эти конфликты более масштабными и кровопролитными (к примеру, палестино - израильский конфликт). Теория ученого обширна, нас же интересуют два ее положения: 1) вывод о том, что зерно глобального современного конфликта - в столкновении западной цивилизации и религии с исламской 2) признание неуниверсальности западной культуры в мировом масштабе в пользу уникальности каждой цивилизации, равно как и путей решения проблем внутри последней.
Одним из эффективных способов своевременного разрешения межрелигиозных противоречий и снятия напряженности в межконфессиональных отношениях является широкий и конструктивный диалог, сотрудничество и взаимодействие представителей различных вероисповеданий по политическим и социальным вопросам, как на внутригосударственном, так и на международном уровне.
Межконфессиональный диалог может основываться лишь на принципе религиозной толерантности, под которым в данном случае понимается терпимое отношение последователей одной религии к представителям иных религиозно-
конфессиональных общностей, то есть веротерпимость. «Веротерпимость - свобода иноверцам исповедовать веру свою. Веротерпимое государство - государство, не стесняющее иноверцев в отправлении обрядов» [4]. Веротерпимость, предполагающая создание условий для минимизации межконфессиональной вражды и ненависти между членами общества на почве их религиозных различий, на многих исторических этапах выдвигалась в качестве принципа государственной вероисповедной политики, реализация которой должна была обеспечить устойчивое развитие общества.
Республика Татарстан исторически является центром исламо-христианского пограничья, территорией, где издревле сосуществовали бок о бок представители тюркского, славянского и финно-угорских народов.
В последнее время в регионе наблюдается резкий рост социальной и идеологической функций религии [5]. Известно, что духовность народа является предпосылкой его национального возрождения, мощным стимулом гармонизации государственных и межэтнических отношений. В нашей республике практически поровну представлены татары и русские и, соответственно, две крупнейшие конфессии - ислам и православие. Обе религии составляют неоценимое и самобытное культурное наследие региона, как часть всемирного культурного опыта.
Примечательно, что принцип межконфессиональной толерантности успешно реализуется на татарстанской земле не только благодаря разумной политике нашего правительства, направленной на соблюдение паритета обеих религий, но и на основе исконных начал духовной терпимости русского и татарского народов в Поволжском регионе [6]. Выдающийся поэт и мыслитель татарского народа Габдулла Тукай справедливо писал о родной земле: «Здесь не воюют муллы с попами».
Действительно, как свидетельствует история, все межрелигиозные конфликты возникали не на ценностной и мировоззренческой основе, а лишь в ситуациях, когда примитивные чувства верующих умело использовались нечистоплотными политическими лидерами. По утверждению Р.А. Набиева, «традиционные религии в условиях отсутствия их политизации по своей сути всегда проявляют терпимое отношение к чужим религиозным традициям»[7]. Объективно же у ислама и православия много общего. В их основе лежит вера в единого Бога, непреложные идеалы добра, смирения, помощи ближним и нравственного совершенствования.
На государственном уровне межрелигиозные отношения стабилизируются соответствующим законодательством (Закон РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Конституция РТ, ст. 29) [8; 9, С. 33], строительством и восстановлением равно как мусульманских, так и христианских святынь (Кул-Шариф; Благовещенский собор и др.), созданием специализированных духовных учебных заведений (Российский исламский университет, Духовная семинария), приданием государственного статуса религиозным праздникам обеих конфессий (Курбан-байрам, Рождество). Так же были приняты федеральные целевые программы, одна из которых: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» реализовывалась в 2001-2005гг.
Отрадно, что и верховные главы вероучений не отказываются от взаимного сотрудничества, диалога в деле поддержания мира и оздоровления в регионе. Оценка основных событий общественной жизни России с точки зрения представителей духовенства ислама и христианства в средствах массовой информации являются довольно синхронными и непротиворечивыми.
На научном уровне существенный вклад в дело изучения, понимания и налаживания добрососедских отношений православия и ислама был сделан в ходе прошедших международных и всероссийских научно-практических конференций: «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий» (2000),
«Веротерпимость - основа процветания многонациональной России» (2003), «Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем» (2009), «Толерантность как фактор межэтнического и межконфессионального взаимодействия и сближения культур в условиях глобализации» (2010), «Молодежь и религиозный экстремизм. Формирование национального самосознания и толерантности» (2010), «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России (преодоление нетерпимости и экстремистских тенденций)» (2011), «Роль религии в укреплении единства общества и развитии межцивилизационного диалога в XXI веке» (2016), «Традиции веротерпимости и толерантности как проявление положительной комплиментарности народов Евразии» (2016) и др. Бесспорно, в межконфессиональном общении православных и мусульман в Татарстане имеется немало проблем, однако, на наш взгляд, Республика уже успела явить мировому сообществу немалый потенциал средств для культурного диалога в данной области, что, безусловно, является положительным социальным фактором развития региона.
Литература
1. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с. (Филос. Наследие. Т. 103). С. 91—134
2. Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования, № 8. Москва. «Наука», 2003. С. 64—75.
3. Хантингтон П. Сэмюэль Столкновение цивилизаций (1996). Пер. Т. Велимеев. Москва: АСТ, 2016. 640 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995, Т. 1, А-3, С. 333
5. «Татары почувствовали, что могут управлять своей судьбой»/ Интервью с Л. Дробижевой / Опубликовано 20.10.2010 http://etatar.ru/top/38320.html
6. «Татарстан - образец толерантности» Оливье Таллес / La Croix /Россия сегодня. ИНОСМИ. РУ/Опубликовано 04.09.2016 http://inosmi.ru/social/20160904/237707260.html
7. Набиев Р. А. Власть и религиозное возрождение. Серия «Культура, религия и общество», вып.24. Казань: Казанский университет, 2014. 304 с.
8. «Закон о свободе совести сделал Татарстан примером толерантности» Малыгина Е. // Газета «Казанские ведомости». Выпуск № 271 от 28.12.2007.
9. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты/Сборник материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. М. 2004, 624 с.
REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF TOLERANCE IN INTER-CONFESSIONAL INTERACTION
OF ROC AND ISLAM IN TATARSTAN Evguenia А. Belyaeva Anastasia V. Fakhrutdinova Kazan Federal University, Institute of International relations, History and Oriental Studies, Kazan, Russia
The study is devoted to the modern specifics of the interreligious dialogue development and a new model of church - state relationship on the territory of Tatarstan. The object of the research is the interaction between Orthodoxy and Islam as two major constituent traditional denominations. Social and cultural factors of the religious tolerance principle implementation in polyethnic Tatarstan are demonstrated. The effectiveness of the existing mechanisms ofpreserving traditions and ways of achieving inter-faith harmony are being argued in the article. Keywords: inter-ethnic conflicts, tolerance, civilization, religious tolerance, Orthodoxy, Islam, politics, tradition, dialogue.
Дата поступления в редакцию 12.10.2017.