Научная статья на тему 'Реализация принципа процессуальной экономии в российском уголовном процессе'

Реализация принципа процессуальной экономии в российском уголовном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седова Галина Ивановна

Целесообразность дифференциации форм расследования необходима в целях исключения дорогостоящей процедуры предварительного следствия в тех случаях, когда факт преступления и вина в нём лица является очевидными. Идея процессуальной экономии известна российскому уголовному процессу это протокольная форма досудебной подготовки материалов. Её эффективность доказана практикой, что позволяет говорить о необходимости возращении в УПК РФ данной формы расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Procedural Economy in the Criminal Code of the Russian Federation

The author considers the problem of procedural economy is one of the most actual in terms of criminal legislation renewal. She emphasizes the necessity investigation forms differentiation for excluding expensive procedure of the pre trial investigation when the fact of crime is obvious. The idea of procedural economy in Russian criminal process has a form of pre trial document preparation. The effectiveness of this idea is proved by practice. This means the restitution of this investigation form in the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа процессуальной экономии в российском уголовном процессе»

3. Система нормативных документов в строительстве : Основные положения : [СНиП 10-01-94. Утв. постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. № 18-38. М., ГП ЦПП, 1994. Признан не действующим на территории Российской Федерации с 1 октября 2003 г. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 10 сентября 2003 г. № 164. Документ опубликован не был] // ПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 24 ноября 1999 г. № 28-ФЗ (в ред. от 04.12.2006 года) «О государственном земельном кадастре» [Текст] // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 149.

5. Зюзин, В. А. Комментарий к Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (постатейный) [Текст] / В. А. Зюзин, А. Н. Королев // ПС КонсультантПлюс.

6. СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 42.

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 216 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Текст] // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.

Г.И. Седова,

кандидат юридических наук, доцент Саратовского юридического института МВД России

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

последнее время в научной литературе стало достаточно популярным понятие «процессуальная экономия». Впрочем, оно далеко не новое. Вопрос об «экономии производства» рассматривался еще в трудах И .Я. Фой-ницкого. Он писал, что если нужны отступления от правил, то на первый план должны выдвигаться «интересы процессуальные - быстроты, полноты и «экономии производства» [1, с. 171]. М.А. Гуревич, Н.И. Порубов трактуют требование процессуальной экономии как необходимость полного и целесообразного использования установленных законом процессуальных средств и норм для правильного и быстрого разрешения дела [2, с. 55, 200].

Т ребование процессуальной экономии нельзя возводить в ранг процессуального принципа. При этом идея рассмотрения требования процессуальной экономии только с позиции научной организации труда, с позиции сугубо экономической, позволяет говорить о процессуальной экономии как о принципе. Принципы НОТ имеют значение для всех видов трудовой деятельности, распространяются они и на процессуальную деятельность, но не превращаются при этом в процессуальные принципы.

Несмотря на разные точки зрения ученых по поводу того, следует ли считать процессуальную экономию принципом уголовного процесса, их мнения едины в том, что это требование очень насущно. Необходимо найти правильное сочетание быстроты, процессуальной экономии и процессуальных гарантий от нарушения законных интересов граждан.

Анализируя понятие «процессуальная экономия», ее не следует включать в систему процессуальных принципов, так как она последовательно проведена в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Однако внедрение научной организации труда в судебно-следственную деятельность, по нашему мнению, несомненно, требует правовой базы хотя бы для того, чтобы целесообразность не противопоставлялась требованию строжайшей регламентации процессуальных действий.

На наш взгляд, принципиальные, полезные и эффективные рекомендации, связанные с рационализацией досудебного производства, выработаны Комитетом министров европейских государств. «Учитывая увеличение количества уголовных дел, направленных в суды, особенно тех, которые заслуживают небольших наказаний, проблемы, вызываемые длительностью разбирательств по ним; полагая, что затягивание с рассмотрением преступлений создает отрицательное мнение об уголовных законах и наносит ущерб справедливому отправлению правосудия; считая, что задержки в отправлении правосудия могут быть устранены не только выделением определенных ресурсов и способами их использования, но и более четким определением приоритетов в проведении политики борьбы с преступностью как по форме, так и по удобству, Комитет министров Совета Европы посчитал, что должное ускорение и упрощение уголовной юстиции должны производиться путем:

1) перехода к принципу дискреционного преследования;

2) использования такового при рассмотрении незначительных и массовых правонарушений: а) так называемых суммарных процедур; б) внесудебных решений органами, компетентными в уголовных вопросах, иными посредническими органами, как возможной альтернативы судебного разбирательства; в) так называемых упрощенных процедур; г) упрощения обычных судебных процедур» [3, с. 36].

В указанном документе содержится необходимое сегодняшнему российскому законодательству напоминание о том, что при восприятии рекомендаций государствам следует учитывать свои собственные принципы и юридические традиции. Члены Совета Европы не опасаются, что к ним приклеят ярлык упрощенцев. Именно поэтому их позиция значима, как позиция со стороны.

Принцип процессуальной экономии занял прочное место в уголовно-процессуальных системах ряда государств Европы. Идеи процессуальной экономии прослеживались и в отечественном уголовном процессе. В частности, это нашло отражение в установлении особого порядка производства по некоторым составам преступлений - протокольной формы досудебной подготовки материалов.

В 1985 г. в УПК РСФСР была введена протокольная форма досудебной подготовки материалов, которая на практике показала свою жизненность и стала активно применяться в практической деятельности. Реализация данной функции органов дознания позволила активизировать работу по привлечению виновных к уголовной ответственности и приблизить назначение наказания к моменту совершения преступления. Кроме того, практика блестяще продемон-

стрировала предупредительный характер применения протокольной формы досудебной подготовки материалов: в местах, где она активно применялась, особенно по преступлениям против личности, происходило снижение тяжких преступлений этой же направленности [4, с. 3].

Изучение практики применения ускоренного досудебного производства в различных странах свидетельствует, что оно получило широкое распространение в государствах с развитой демократией не только потому, что является экономичным с точки зрения процессуальных затрат, но и потому, что не связано со сколько-нибудь значительным ущемлением прав участников процесса. Стремительное и масштабное внедрение протокольной формы досудебной подготовки материалов в практику органов внутренних дел обусловлено несколькими причинами: во-первых, сжатыми сроками производства; во-вторых, простотой и доступностью для сотрудников, прошедших даже первоначальную подготовку процедуры сбора доказательств и окончания производства. Практические работники органов внутренних дел смогли оценить преимущества ускоренного производства, и именно они настаивают на возрождении протокольной формы досудебной подготовки материалов.

Факт, что крупнейшие страны Запада, привыкшие к различного рода оптимизациям и экономиям, сочли целесообразным дифференцировать в своем законодательстве процессуальную форму досудебного производства, исключив дорогостоящую процедуру предварительного следствия в тех случаях, когда факт преступления и вина в нем лица являются очевидными, лишний раз подтверждает насущность введения процессуальной формы ускоренного досудебного производства в российском уголовно-процессуальном законодательстве.

Исходя из задач, которые поставлены перед подразделениями дознания на ведомственном уровне, можно сделать вывод о необходимости возрождения и сохранения протокольной формы досудебной подготовки материалов по преступлениям, в отношении которых предварительное следствие не обязательно. Ее существование актуально прежде всего для системы милиции общественной безопасности, включающей в себя немалое количество служб и подразделений ОВД, непосредственно занимающихся проблемами населения на подведомственной территории. Именно сотрудникам этих служб важно иметь в своем арсенале законные процессуальные средства оперативного и адекватного реагирования на возникающие ситуации при исполнении функциональных обязанностей.

Библиографический список

1. Фойницкий, И. Я. Курс уголовного судопроизводства [Текст] / И. Я. Фойницкий. -СПб., 1899.

2. Гуревич, М. А. Принципы советского гражданского процессуального права [Текст] / М. А. Гуревич // Труды Всесоюзного юридического заочного института. - М., 1965. - Т. 3.

3. Recommendation NR/87/18 adopted by the Committee of sisters the Council of Europe on 17 September 1987 and story memorandum [Текст]. - Strasbourg, 1988.

4. Статистические данные ИЦ УВД Саратовской области за 1994-1996 гг. [Текст]. - Саратов, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.