Научная статья на тему 'Реализация принципа интернационализации образования в проектировании форм организации обучения'

Реализация принципа интернационализации образования в проектировании форм организации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фираго А. Д.

В статье рассматривается понятие интернационализация образования, раскрывается важность усовершенствования форм организации обучения в школе с учетом глобализационных процессов и европейской тенденции развитие компетенций учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фираго А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа интернационализации образования в проектировании форм организации обучения»

СПО к реализации практикоориентированной подготовки студентов при активном участии работодателей в учебном процессе [3].

В перспективе нашей дальнейшей работы в рамках взаимодействия с образовательными организациями города хотелось бы использовать и такие формы, как руководство работодателями выпускными квалификационными работами; размещение на сайте колледжа резюме выпускников каждого учебного года, с тем, чтобы работодатели имели возможность изучить потенциал молодых специалистов и предложить рабочее место.

Колледж активно продолжает работу по привлечению работодателей к определению конкретных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник; ежегодно обновляет основные профессиональные образовательные программы с учетом запросов работодателей в рамках, установленных ФГОС СПО; при разработке основной профессиональной образовательной программы учитывает потребности рынка труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Список литературы:

1. Верхотуров М.Н. Взаимодействие с социальными партнерами - залог успешного профориентационного самоопределения выпускников колледжа // СПО Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». - М., 2012. - № 6. - С. 55.

2. Коняева Т.Н. Модульно-комплексный подход - основа ФГОС третьего поколения // СПО Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». - М., 2013. - № 4. - С. 22.

3. Лосева С.А., Ерохина Н.В. Социальное партнерство образовательных учреждений СПО, проблемы и пути их решения // СПО Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». - М., 2012. - № 9. - С. 21.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

© Фираго А.Д.*

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

В статье рассматривается понятие интернационализация образования, раскрывается важность усовершенствования форм организации

* Аспирант кафедры Теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта.

обучения в школе с учетом глобализационных процессов и европейской тенденции - развитие компетенций учащихся.

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, интернационализация образования, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенция, компетентностный подход, форма организации обучения.

Глобализационные процессы распространяются на все сферы жизнедеятельности людей. В последние десятилетия они проявились, прежде всего, в финансово-экономической области, где исчезли перегородки между национальными рынками. Глобализация - это одна из универсальных закономерностей в развитии современного общества, представляющая собой объективный процесс универсализации, упорядочивания социальных институтов, связей и отношений, становления единых общепланетарных структур в различных сферах жизни общества [8, с. 186]. Глобализация - это базовый фон, источник тех интеракциональных и контекстных знаний, которые позволяют преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур, моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, помогут увидеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понять их значение для будущей профессиональной деятельности, сформировать навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов, научатся ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, профессиональных общностей и групп. Глобализация в большинстве случаев интерпретируется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором общие цели и задачи более значимы, нежели задачи локальных сообществ [6, с. 70-71].

Одной из разновидностей процессов глобализации является так называемая интернационализация. В современной энциклопедии приводится следующее определение интернационализации: интернационализация (от лат. inter - между и natio - народ) - распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников. В толковом словаре Д.Н. Ушакова под интернационализацией понимают признание чего-нибудь интернациональным, свободным для международного пользования. В словаре-справочнике по социальной психологии В.Г. Крысько под интернационализацией понимают закономерный процесс выхода какого-либо явления или процесса за рамки одной страны или народа (этноса), в результате чего происходит расширение и углубление межнационального, межгосударственного взаимодействия во всех сферах общественной жизни, преодоление замкнутости и

обособленности, интенсивное взаимообогащение накопленным опытом и его достижениями, повышение места и роли общего, интернационального вплоть до формирования межнациональных и межгосударственных объединений [9, с. 87].

Вхождение в единую систему социокультурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений естественным образом затрагивает систему образования и педагогику. Прежде всего, образование испытывает на себе последствия глобализации и интернационализации и вынуждено отвечать на ее вызовы. При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия, интернационализация образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно усиливается, его значение растет. Согласно определению, принятому в исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития, интернационализацию образования (Internationalization of education) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение [3].

Ярким примером интернационализации образования является Болон-ский процесс и интеграция России в европейское пространство высшего образования. Огромное количество исследований и работ посвящено данному процессу. На наш взгляд не менее актуальным является изучение процесса интернационализации школьного образования, особенно принимая во внимание тот факт, что на данном этапе в России происходит модернизация школьного образования. Сейчас в школах идёт активное внедрение ФГОС основного общего образования. Учитывая то, что российское образование развивается в рамках мирового образовательного процесса, становится очевидно, что их взаимодействие способствует взаимному обогащению образовательными достижениями. На наш взгляд, эффективная модернизация образования, а также методов преподавания предполагает изучение не только отечественного, но и зарубежного реформирования, а также интеграцию ключевых образовательных европейских тенденций в систему школьного образования нашей страны. Возникает необходимость составить представления о направленности и характере процессов и тенденций, определяющих общемировую и европейскую ситуацию в сфере образования и преподавания.

Система образования выступает одним из важнейших механизмов, позволяющих использовать возможности и избежать угроз, связанных с глобализацией. В связи с этим исследование ситуации, в которой находится образование, перспектив его развития, разработка моделей его функционирования и соответствующих образовательных политик приобретает большое значение. Особую актуальность данная проблематика получает в контексте европейской интеграции, в том числе происходящей в сфере образования, а

также модернизации российского сообщества и его сближения с европейскими странами [4, с. 77].

На стадии реформирования общеобразовательной школы первостепенное внимание следует уделить модернизации формы организации обучения, так как именно благодаря ей содержание и методы обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная единица взаимодействия педагога и учащихся [7, а12]. Поэтому на данном этапе активного поиска путей модернизации российской системы школьного образования, актуальной задачей является исследование форм организации обучения Европы, заимствование апробированных элементов зарубежного опыта, доказавшего свою эффективность в конкретных странах Европейского союза, с последующим их внедрением в школы России.

При проведении анализа нормативных европейских документов по школьному образованию [1, 2 и др.] было установлено, что в Европе первостепенное внимание уделяется развитию компетенций учащихся. В связи с этим актуальным является изучение того, каким образом в школах Европы протекает образовательный процесс, в котором учитываются данные особенности, а также изучение европейских достижений, применяемых в процессе обучения с целью развития ключевых компетенций и коммуникативных способностей учащихся.

Всё школьное образование Европы ориентировано на развитие ключевых компетенций учащихся, которые носят надпредметный характер и относятся к общему развитию личности. В документе Генерального Директората Европейской Комиссии по образованию «Ключевые компетенции в процессе непрерывного образования» дается следующее определение компетенциям: компетенции - комбинации знаний, навыков и отношений, соответствующих определенному контексту. Ключевые компетенции - это то, что необходимо личности для самореализации, личного развития, формирования активной гражданской позиции, социальной интеграции и занятости [2, а 3].

Учитывая зарубежный опыт, на данном этапе в России является важным осуществление перехода от парадигмы знаний, умений и навыков к компе-тентностной парадигме, основанной на развитии компетенций, А.А. Вербицкий полагает, что «реализация компетентностного подхода в образовании означает изменение всей системы общеобразовательной школы, переход к новому типу обучения и воспитания» [5, с. 40]. В обновлённом Стандарте заявлена ориентация на развитие компетенций учащихся. Согласно Стандарту, личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- формирование у учащихся коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- готовность и способность учащихся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование социальной компетенции;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий [10].

В отличие от предметных, личностные и метапредметные требования непосредственно связаны с формированием ключевых компетенций. С целью реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам и была разработана программа развития универсальных учебных действий (УДД), которая отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях.

Формирование и развитие компетенций учащихся происходит в процессе обучения, где методы и формы организации обучения играют ключевую роль. Они приобретают большее значение, чем содержание обучения. Принимая во внимание переход школьного образования от знаниевой парадигмы к компетентностной, первостепенным является поиск инновационных форм организации обучения, способствующих формированию конкретных УДД. Очевидно, что существующая организация учебного процесса в общеобразовательной школе - традиционный урок - уже не удовлетворяет обновляющемуся содержанию обучения, а также задачам, заявленным в ФГОС. Практикующийся в России традиционный вариант обучения, в течение которого используется, как правило, фронтальная форма обучения (учитель говорит, показывает, все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает, учитель и все остальные учащиеся слушают) характеризуется монотонностью. Он не способствует развитию творческого мышления. Более того, частое использование фронтальной формы обучения тормозит развитие коммуникативных способностей.

Таким образом, усовершенствование системы школьного образования является крайне актуальным, особенно учитывая важность глобализацион-ных процессов, которые затронули сферу образования и педагогики, а также интернационализацию образования. Первостепенным моментом является развитие у школьников ключевых компетенций, переход от знаниевой к компетентностной парадигме, на которой основано все европейское школьное образование. Эти цели могут быть достигнуты при помощи усовершенствования форм организации обучения.

Список литературы:

1. Improving competencies for the 21st Century: An agenda for European Cooperation on Schools. - Brussels, 2008.

2. Key Competencies for Lifelong Learning, European Reference Framework, European Commission. - Luxembourg, 2007.

3. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. - OECD, 2004.

4. Алимпиева А.В., Симаева И.Н. Глобализация и образование: проблемы Калининграда / Под ред. Н.Н. Мартынюк // Вестник КГУ Сер. Философия, история, образование. - 2003. - Вып. 2. - С. 76-81.

5. Вербицкий А.А. Контекстное обучения в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 1. - С. 39-49.

6. Гриценко Е.С., Кирилина А.В. «Язык и глобализация» в контексте лингвистического образования (конструктивистский подход) // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 69-75.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

8. Ильин И.В. Глобалистика как сфера научных исследований и преподавания. Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Факультет глобальных процессов. -М.: Макс Пресс, 2008. - 412 с. - С. 182-189.

9. Крысько В.Г. Словарь-cправочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Вестник образования. - Вып. 2704. Сборник приказов и инструкций министерства образования и наук РФ. - Просвещение, 2011. - № 4.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИХ ТУРКМЕН

© Хусаинова Н.Б.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

В статье рассматриваются традиции как средство духовно-нравственного воспитания ставропольских туркмен. В ходе исследования мы выявили, что система народных традиций, обычаев является одним из

* Методист, аспирант кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.