логии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - С. 330-331.
20. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. - Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1991. - 232 с.
21. Сарсекеев Б.С. Модернизация учебника и УМК по истории Казахстана на основе компетентностного подхода. -Астана: ЕАГИ, 2008. - С. 137-149.
22. Усова А.В. Вологодская З.А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. - 126 с.
23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 556 с.
УДК 37.01 ББК 74.041
А.Б. Шалгимбекова
КАЗАХСТАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рассматриваются приоритетные стратегические направления казахстанской системы образования; направления интернационализации в образовании как объективные проявления глобализационных процессов в системе образования Казахстана; приобретения своего места в международном образовательном пространстве.
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции студентов, интернационализация образования, международное образование.
Современная образовательная
система Республики Казахстан направлена на повышение уровня образованности как фактора конкурентоспособности нации. В ежегодных посланиях народу Казахстана президент Н.А. Назарбаев особое внимание уделяет социально значимым программам, в том числе, повышению качества образования.
Процессы глобализации, планируемое вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию усиливают необходимость конкурентоспособности товаров, услуг и трудовых ресурсов, делая все более актуальной проблему качества образования.
Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран. Как известно, ЮНЕСКО иниции-
рует разработку рекомендаций по созданию нормативной базы международного сотрудничества в сфере образования. Совместными усилиями специалистов вырабатываются общие «правила игры» в образовательных системах.
Новые условия развития казахстанского общества ставят перед системой профессионального образования новые приоритеты и задачи. В качестве первоочередной выдвигается задача формирования качественно нового уровня подготовки специалистов, обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями, собственным стилем мышления и оригинальным подходом к решению поставленных задач.
Казахстан является участницей целого ряда международных проектов, программ и соглашений. В 1999 г. в Болонье
го
го ю о
го ф
н
I
I
ф
о ш о
го ш о
СО
го
ю о
к
го
^
0
1
го н о X го
СО
го
29 стран подписали Декларацию о своем участии в процессе создания единого образовательного пространства, на котором происходит академическое и профессиональное признание курсов, степеней и обеспечение трудоустройства выпускников во всех европейских странах. Сегодня к Болонскому процессу присоединились более 40 стран, так как стало очевидным, что эти мероприятия создают возможности для:
• сотрудничества в обеспечении качества образования, разработке сопоставимых критериев и методологии оценки;
• содействия мобильности студентов, преподавателей, исследователей, ученых;
• создания интегрированных учебных курсов и совершенствования учебных планов.
В Государственной программе развития системы образования Республики Казахстан до 2010 г. определены меры, позволяющие каждому молодому человеку органично войти в мировое образовательное пространство [2].
Компетентностный подход, широко внедряемый в казахстанское образование, обусловлен общеевропейской и мировой тенденцией к интеграции и глобализации мировой экономики [6, 7].
Обучение в рамках компетентностно-го подхода позволяет:
• соединить цели образования и профессиональную деятельность;
• перейти от воспроизведения знания к его применению в профессиональных и жизненных ситуациях;
• расширить рамки самореализации через развитие компетенций.
Как известно, профессиональная компетентность является результатом формирования ключевых т компетенций.
0
ф Ключевые компетенции студентов -
1 это интегративная система знаний, уме-го ний, навыков, формирующая в процессе ^ методичного решения разнообразных < учебных задач, необходимых для соци-
альной и профессиональной адаптации будущего специалиста [6, 7].
Наиболее распространенной и признанной за рубежом технологией является кредитная система обучения, направленная на формирование ключевых компетенций как основы профессиональной компетентности [5].
Кредитная система обучения (КСО) в Казахстане начала стихийно формироваться с середины 90-х гг. XX в., и по мере ее реализации становилось очевидным преимущество перед традиционным обучением.
Интернационализация образования как интеграционный процесс сближения национальных систем образования, продиктованный объективными социально-экономическими процессами интеграции, ввел в обиход образовательно-организационное явление интернационализации в форме явления как «международное образование». Российские педагоги в понятие «международное образование» включают три основы: 1) идею интернационализации образования; 2) концепт его социально-адаптивной предназначенности; 3) концепцию поликультурного взаимодействия. Соответственно, они определяют «международное образование» как комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, направленный на достижение молодыми людьми осознания глобальной взаимозависимости всех процессов и явлений на Земле, равенство образовательных возможностей; формирование знаний и умений, навыков, необходимых для жизни и деятельности в международном сообществе» [1].
В концептуальной и ценностно-ори-ентационной базе «международного образования» выделяются: 1) гуманистические принципы образования, отражаемые «личностно-централизованным подходом» в определении содержания и технологий обучения; 2) целевой задачей определяется формирование творчески активной личности, что предопределяет выбор технологий, обеспечивающих
целостность, всесторонность, интегри-рованность знаний, междисциплинарную увязку содержания, проблемную заостренность и конструктивно-творческую ориентацию образования; 3) формирование чувства причастности и принадлежности к мировому сообществу, знание и уважение целей, ценностей других культур, готовность к активным действиям по пропаганде универсальных ценностей. Следовательно, концепция «международного образования» базируется на идеях личностно-ориентирован-ного развивающего обучения, межкультурно-коммуникативной дидактической направленности, интегрированной и междисциплинарной организации структуры учебного процесса и его содержания, гуманистической и социально гражданственной ценностной ориентации. Указанное образование призвано также обеспечивать высокие академические стандарты и всестороннее развитие интеллектуального потенциала обучаемых.
Отмеченные выше процессы в образовательной сфере на стыке веков хотя не являются системными и апробированными явлениями, тем не менее, как отражение характерных для современности глобальных процессов, получают распространение и в Казахстане.
В области развития международного сотрудничества основной задачей государственной образовательной политики является осуществление комплекса мер по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как международный, так и отечественный рынок образовательный услуг. При этом в качестве одного из приоритетных направлений выделяется оказания содействия казахстанским образовательным учреждениям в расширении экспорта собственных образовательных услуг.
Выше были обозначены основные формы и характеристики, проблемы и перспективы интернационализации образования, являющиеся объективными
факторами развития деятельности школ международного типа.
Самая известная форма интернационализации образования - это мобильность студентов: выезд определенного числа студентов для обучения за границу. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.
Программы студенческой и преподавательской мобильности развиваются с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т. е. внедрения изменений в учебные планы, в том числе, сотрудничающих вузов и факультетов.
Одной распространенной формой интернационализации образования является создание отечественными вузами зарубежных филиалов, полностью подчиняющихся основному учебному заведению. Эта тенденция показывает сдвиг в процессе интернационализации от спроса к предложению. Если страна, в которой расположен филиал, юридически признает иностранный диплом, то студенты могут обучаться по программе иностранного вуза от начала и до самого выпуска.
Важным подтверждением объективной тенденции по обеспечению равного доступа к различным системам образования, снятию границ для признания эквивалентности дипломов, гармонизации систем образования через введение международных стандартов стали Сорбонская и последующая Болонская декларации. Вопросы интернационализации и качества высшего образования тесно связаны, поскольку с самого начала считалось, что процесс интернационализации и выход вузов на международный рынок способствует повышению качества образования.
го
го ю
о р
го ф
н
I
I
ф
о ш о
ш
о:
го ш о
СО
го
ю о
ф Ь
к
го
^
0
1
го н о X го
СО
го
Исследователи современных процессов интернационализации образования отмечают, что приведенные выше формы международной интеграции характерны для высшего профессионального и послевузовского образования.
Международный Бакалавриат - всемирная образовательная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. По завершению курса обучения по данной программе присуждается квалификационная степень «Международного Бакалавра» и сертификат, удостоверяющий получение среднего образования международного уровня.
Программы Международного Бакалавриата, благодаря своему разнообразию, находят свое применение почти по всему миру. Соответственно, ее целевые ориентиры формулируются следующим образом: «Организация «Международный Бакалавриат» стремится с помощью комплексной программы обучения и строгой аттестационной системы помочь учебным заведениям развивать таланты молодых людей и научить их применять опыт, полученный в аудитории, в повседневной жизни. Научная строгость и высокие академические стандарты, ценности, транслируемые любой системой образования, присущи и программе обучения Международного Бакалавриата. Но она также исповедует идеалы взаимопонимания и высокой гражданственности [4]. Таким образом, студенты приобретают навыки критического осмысления реальности, учатся учиться, становятся подготовленными участниками событий как локального, так и международного масштабов, разделяют общечеловеческие ценности, не упуская при этом изучение особенностей разных культур и отношений, которые обогащают т жизнь людей» [3].
ф В этих условиях появилась необхо-
1 димость создания в республике таких 5 типов учреждений образования, которые представляют собой качественно новый < уровень школ - школ международного
типа, отвечающих мировым образовательным стандартам, в которых система обучения построена на органичной интеграции национальной и международной моделей образования, что отвечает основным приоритетам государственной политики в области образования, а именно, международному сотрудничеству и взаимодействию.
Введение в образовательную сферу Казахстана обучающих технологий, уровней, ступеней, академических степеней, транспарентных, узнаваемых и признаваемых во всем цивилизованном мире является главным условием интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство. Технологично реализуемые инновации способствуют повышению уровня образованности как фактора конкурентоспособности нации. Библиографический список
1. Айткожин К.А. Интеграция казахстанского образования в мировое образовательное пространство // Образование. 2009. № 3. С. 50-57.
2. Государственный общеобязательный стандарт образования РК. Высшее образование. Бакалавриат ГОСО РК 5.04.19. - 2008. - Астана, 2008.
3. Дамитов Б. Мельников В. Интеграция в мировое образовательное пространство через повышение качества образования // Высшая школа Казахстана. 2002. № 1. С. 8-13.
4. Международный бакалавриат и российская школа: нормативно-метод. документация рос. образоват. учреждений, - М., 1997. - С. 9.
5. Основы кредитной системы обучения в Казахстане, Алматы: ^азак университет^ 2004.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 5. С. 20-27.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен-тированной пирамиды образования // Народное образование. 2003. № 2.