Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # б (15), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 125
сать ответы на родном языке, но читать полученную информацию на иностранном языке. Все это не только знакомит учащихся более подробно с культурой страны изучаемого языка, но и помогает понять значимость своей культуры.
Обучающие приобретают навыки реального общения, овладевают новой лексикой и грамматическими навыками в процессе чтения онлайн-материалов. Повышается грамотность и навыки критического мышления.
Использование блогов дает возможность овладеть иностранном языком, развивать навыки чтения, общаться с носителями языка, получать доступ к культуре страны изучаемого языка и аутентичным материалам.
Список литературы 1. Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации. Общественные науки и современность. - 2008. - №2 3. - С. 156-166.
2. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку. Язык и культура. - 2012. - № 4 (20). -С. 115 - 127.
3. Blood, R. Weblogs: A history and perspective. Retrieved on November 17, 2012 from http://www. rebeccablood.net/essays/weblog_history.html.
4. Rakotomena, M., H. 2005. Les ressources individuelles pour la compétence interculturelle individuelle. In Revue internationale sur le travail et la société. 2005. -№ 2. - Volume 3. - 668-691 р.р.
5. Taylor, E. W. 1994. A Learning Model for Becoming Interculturally Competent. In International Journal of Intercultural Relations, Elsevier Science. - 1994. - № 3. - Vol. 18 - 389-408 р.р.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕНСИФИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Потапова Елена Николаевна
Аспирант Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросу интенсификации обучения иноязычному общению взрослых учащихся в системе дополнительного образования. В работе рассмотрены способы интенсификации обучения, основанные на идеях суггестопедической системы обучения иностранным языкам, методе активизации возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской и деятельностном подходе к обучению иноязычному общению. В статье также подчеркивается важность создания положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ABSTRACT
The aim of this article is to address the issue on how to intensify teaching communicative skills in a foreign language to adults in the sphere of additional education. This work describes ways of intensification which are based on the suggestopaedic teaching system, the method ofactivating potential of a person and teamwork by G.A. Kitaygorodskaya and the activity approach to teaching foreign languages. The article also outlines the importance of keeping students' motivation for learning foreign languages.
Ключевые слова: интенсификация обучения, взрослые учащиеся, дополнительное образование, принцип активизации, деятельностный подход, мотивация, иноязычное общение
Keywords: intensification of teaching, adult students, additional education, activation of learning, activity approach, motivation, communicative skills in a foreign language
Интенсивное обучение иностранным языкам как отдельное направление зародилось ещё в 1960-е - начале 70-х годов в силу необходимости овладения иностранным языком в сжатые сроки и появления узко практических целей его использования (владение языком делового общения, разговорной речью). Известно, что направление было разработано Г. Лозановым в Болгарии в Научно-исследовательском институте суггестологии [10, с. 206].
Вопрос интенсивного овладения иностранными языками актуален и на сегодняшний день. В условиях глобализации общества владение иностранными языками является одной из ключевых компетенций любого специалиста [3, с. 32].
Особенно важен вопрос интенсификации обучения иноязычному общению взрослого поколения, так как в силу необходимости сохранения своей востребованности на рынке труда взрослый заинтересован в быстроте и высоком качестве обучения.
Актуальность интенсификации обучения взрослых людей подкрепляется также потребностью взрослого че-
ловека пройти обучение в системе дополнительного образования, где обучение направлено на быстрое восполнение пробелов общего образования. «Обучение не является для взрослого человека основной деятельностью и рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем» [6, с. 23].
Прежде чем перейти к рассмотрению способов реализации интенсивного обучения иноязычному общению взрослых учащихся, дадим определение понятию «интенсификация обучения».
Определим его как достижение максимума эффективности «за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и учителя» [7, а 7].
Для достижения таких результатов обучения важна активизация учебной деятельности обучающего и обучаемого [7, с. 11-13]. В данной статье мы сделаем акцент именно на деятельности обучаемого.
126 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Принцип активизации лежит в основе метода интенсивного обучения иностранным языкам, который впервые был реализован Г. Лозановым, разработчиком суггестопедической системы обучения иностранным языкам, и который представляет собой мобилизацию психологических резервов личности обучаемого [10, с. 208].
Данный принцип в последующем вошел в основу и других методических систем интенсивного обучения иностранным языкам. Среди них наиболее известными являются эмоционально-смысловой метод И. Ю. Шехтера, метод ускоренного обучения взрослых Л. Ш. Гегечкори, метод активизации возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской [10, с. 206].
Принцип активизации определил следующие особенности интенсивного обучения: мобилизация резервов памяти, интеллекта и личности студента; сопровождение обучения «эффектом отдыха»; вызов приятных переживаний; помощь социальной адаптации личности [4, с. 202].
«Задача заключается в том, чтобы создать в аудитории на краткосрочных курсах обстановку, максимально благоприятствующую изучению иностранного языка, которая помогла бы реализовать все внутренние возможности и резервы обучаемых» [5, с. 27].
Г.А. Китайгородская подкрепляет целесообразность и эффективность данного метода обучения следующими основами обучения: усиление мотивации учебной деятельности, развитие обучаемых как личностей, повышение самооценки, снятие коммуникативных барьеров в общении, развитие учебной группы как коллектива [4, с. 203].
Из вышеперечисленного особую важность, по нашему мнению, представляют активизация памяти обучаемых и повышение уровня их мотивации к обучению.
Известно, что основными психологическими механизмами, необходимыми для осуществления деятельности на иностранном языке, являются внимание, память, мышление и речевой слух [2, с. 161-248].
Так как уровень развития памяти значительно снижается с возрастом [5, с. 18], данный механизм особенно нуждается в активизации при интенсификации обучения взрослых иностранному языку.
Доказано, что на активизацию памяти влияет создание положительной мотивации к восприятию новой информации. Интерес возникает при наличии установки на восприятие информации, что в свою очередь способствует увеличению времени удержания в голове полученной информации [8, с. 130].
Следующим условием интенсификации обучения взрослых иностранному языку является применение дея-тельностного подхода к обучению, который основан на психолого-возрастных особенностях обучения взрослых учащихся.
Взрослый нетерпим к зубрежке и механическому заучиванию того, что не используется на практике [1, с. 14-15]. Следовательно, взрослый человек хочет получить знания не только быстро и качественно, но и с возможностью применения их в своей деятельности.
Поэтому интенсификация процесса обучения достигается за счёт обучения деятельности, а не предварительного сообщения обучающимся знаний с последующим применением их на практике, то есть «знания о деятельности у обучаемого формируются в процессе овладения самой деятельностью» [1, с. 13-14].
В нашем случае, такой деятельностью является речевая деятельность учащихся. Следовательно, для интенсификации процесса обучения иноязычному общению, речевая деятельность должна быть как объектом, так и средством обучения [7, с. 52].
Таким образом, общение является не просто отдельным фрагментом учебного процесса, а основой учебно-познавательной деятельности учащихся [7, с. 6465]. Поэтому в данной статье мы раскрываем особенности интенсификации не просто обучения языку, а именно иноязычному общению.
Эффективность данного подхода для интенсификации обучения взрослых иноязычному общению все также связана с повышением уровня мотивации взрослых учащихся, что в свою очередь влияет и на активизацию их внутренних ресурсов.
Включение в общение с первых занятий вызывает положительные эмоции, осознание результатов своей деятельности оказывает влияние на повышение мотивации к обучению, «а мотивация, как известно, является самой важной переменной продуктивности поведения» [7, с. 60].
Поэтому задача преподавателя заключается в расширении спектра учебных целей для обучаемых, что может выражаться в рассмотрении иностранного языка не как цели обучения, а как средства достижения иных познавательных целей [9, с. 65-66].
Таким образом, установив прямую связь между активизацией внутренних ресурсов обучаемых и уровнем их положительной мотивации к обучению, мы сделали вывод о том, что в основе интенсификации обучения взрослых учащихся иноязычному общению лежит создание различных стимулов к обучению.
Список литературы
1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М: Владос, 1998. - 269 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студентов линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
3. Горбатюк В.Ф. Синергетика в современном обучении. - Таганрог: Издательство ФГБОУ ВПО Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П. Чехова, 2012. - 208 с.
4. Искандарова О.Ю. Проблемы теории и практики формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста: Монография / О.Ю. Искандарова; М-во здравоохранения РФ. Башк. гос. мед. ун-т, Башк. пед. ин-т. -Уфа, 1998. - 259 с.
5. Кабакчи М.К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2002. - 191 с.
6. Кезин В.Г. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2012. №17(43).
7. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Издательство Московского университета, 1986. -175 с.
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
9. Фатхулина Г.Г. Когнитивная технология обучения иностранному языку магистров гуманитарного вуза // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2015. № 1. - С. 63-69.
10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам // Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.