Научная статья на тему 'Суггестивный метод обучения иностранным языкам'

Суггестивный метод обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3639
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Ирина Владимировна, Подкина Наталья Александровна

The article considers suggestive method as one of the intensive methods of teaching foreign languages. The method in question is based upon Suggestopedia characterized by memory possibilities exposure, increase in learner's intellectual and creative activity, positive emotional experience and lack of weariness. Much attention is paid to the connection of teaching with learners' personal interests and motives. Described is the combination of conscious and unconscious memorizing. Due to this memory's possibilities enlarge and large scope and sound memorizing of learning material are ensured. In our opinion, suggestive method of teaching foreign languages is able to solve a number of teaching problems more successfully than any other method, e.g. teaching oral forms of communication, increase of learning motivation, removal of psychological barrier and others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUGGESTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article considers suggestive method as one of the intensive methods of teaching foreign languages. The method in question is based upon Suggestopedia characterized by memory possibilities exposure, increase in learner's intellectual and creative activity, positive emotional experience and lack of weariness. Much attention is paid to the connection of teaching with learners' personal interests and motives. Described is the combination of conscious and unconscious memorizing. Due to this memory's possibilities enlarge and large scope and sound memorizing of learning material are ensured. In our opinion, suggestive method of teaching foreign languages is able to solve a number of teaching problems more successfully than any other method, e.g. teaching oral forms of communication, increase of learning motivation, removal of psychological barrier and others.

Текст научной работы на тему «Суггестивный метод обучения иностранным языкам»

E.M. Mikhailova. CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE POLITICAL IDEOLOGY OF THE RIGHT PARTIES AND ORGANIZATIONS OF THE VOLGA REGION OF THE BEGINNING OF 20th CENTURY.

The article considers the conceptual regulations of the political ideology of the right-monarchist parties and organizations of the Volga region of the beginning of 20th century. The author analyses the basic concepts of political world outlook of the right parties — the principles of orthodoxy, autocracy, national spirit, their unity as the consolidating element and factor of national self-preservation of the Russian statehood.

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна, родилась в 1961 г., окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1985), доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 173 работ.

УДК 37.022

СУГГЕСТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Н.А. Подкина, И. В. Соловьева

История методики преподавания иностранных языков знает многочисленные попытки найти наиболее рациональный метод обучения иностранным языкам. В современных условиях особенно очевидной стала необходимость более интенсивного использования творческого и интеллектуального потенциала членов общества, формирования и развития у них готовности к появлению и созданию нового, как предпосылки социального прогресса. Поэтому особенно актуальным является целенаправленное развитие творческих, адаптивных и синергетических способностей всех членов общества, активизация их возможностей путем применения специальных методик обучения использованию этих возможностей. Подобное обязательство перед обществом и его реализация - задача высшей школы.

Классификация методов обучения иностранным языкам представляет собой сложный вопрос, так как в основу их наименования были положены самые разные признаки. Название метода определяется приемом, положенным в основу работы над языком, например, аудиовизуальный, наглядный. По принципу организации материала традиционному методу противопоставляют метод программированного обучения. Известны также методы, получившие свое название по имени их авторов - методы Берлица, Гуэна, Палмера, Уэста, Фриза, Ладо, Лозанова и т. д. Из множества методов, известных в литературе, можно, однако, выделить два основ -

ных направления в обучении иностранным языкам - сознательное и интуитивное, наименования которых отражают их связь с психическими процессами овладения языком. Каждый метод при определенных условиях обладает объективной ценностью.

Одним из методов обучения иностранным языкам является суггестивный метод Лозанова. Данный метод был предложен ещё в 50-х годах болгарским исследователем Георгием Лозановым и вызвал довольно широкие отклики. При данном методе обычное, то есть осознанное с концентрацией внимания, запоминание сочетается с неосознанным, подсознательным. Это расширяет возможности памяти. Достигнутые при таком способе результаты впечатляют: материал запоминается настолько прочно, что обучающийся через три месяца помнит около 95%, а через год 85% выученного.

Многочисленные наблюдения привели Г. Лозанова к заключению о том, что обычная учебная система не дает возможности широко мобилизовать резервы личности. В основе этого метода лежит разработка проблем внушения в педагогике, так называемая суггестопедия, которая характеризуется раскрытием резервов памяти, повышением интеллектуальной и творческой активности обучаемого, положительными эмоциональными переживаниями и связанным с ними эффектом отсутствия утомления. В этой форме экспериментального обучения большое внимание уделяется связи учебного процесса с

личными интересами и мотивами учащихся. В своей книге «Суггестология» Г. Лозанов пишет: «Суггестопедия избегает поведенческой псевдоактивности, которая, с одной стороны, утомляет, а с другой - не ускоряет усвоения нового материала. Она рассчитана на внутреннюю активность - на активность, которая проистекает от хорошо мотивированного положительного отношения к конкретному учебному процессу». Внушение и внушаемость в процессе занятий рассматриваются Г. Лозановым как различные формы влияния педагога, при которых наиболее активно используются резервы мозга, скрытые резервы мыслительной деятельности.

Занятия по методу Г. Лозанова на первый взгляд напоминают спектакль. Играет музыка, учащиеся в свободной, расслабленной позе сидят, откинувшись на спинки удобных кресел, вокруг большого стола. Ситуативно-организованный языковой материал, представляющий собой полилоги на иностранном языке на определенные темы и их перевод на родной язык учащихся, читается преподавателем вслух в сопровождении классической музыки. При этом учащимся дается установка слушать музыку, а не текст. На таких занятиях информация воспринимается человеком на подсознательном уровне, при этом происходит активизация резервных возможностей человека, и, прежде всего, его памяти. Таким образом, запоминание слов и структур происходит легко и как бы помимо воли учащегося. Обучение проходит в максимально комфортной обстановке, в состоянии расслабленности. Дальнейшая проработка усвоенного таким образом материала для его употребления в свободном устном общении, которое и считается основной целью обучения в этом методе, также проходит в неофициальной, комфортной атмосфере. Учащиеся активно пользуются полученными знаниями иностранного языка на занятиях, а во второй половине дня, дома, прилежно повторяют слова. Ошибки в их речи допускаются, так как главное создать установку на раскрепощенное общение на иностранном языке.

Используются ролевые игры, которые позволяют задействовать творческий потенциал учащихся и создать дополнительную мотивацию. Здесь распределены роли по заранее разработанному сценарию. Игра ролей в суггестопедической практике заключается в том, что каждый учащийся с самого начала получает новое имя и новую биографию. При этом может быть изменен и язык общения. Присвоение учащимися нового имени и биог-

рафии создает особый эффект освобождения от личных индивидуальных социально- психологических «зажимов», которые могут быть у обучаемых. Создаваемые в дальнейшем игровые ситуации освобождают человека от давления его общественного положения, облегчают быстрое снятие антисуггестивных барьеров и стимулируют спонтанное и непосредственное проявление возможностей личности. Такая непринужденная атмосфера невольно подводит человека к необходимости общения, сначала с помощью педагога, а потом и самостоятельно. Люди устанавливают контакт между собой. На первых порах с некоторыми трудностями, а затем все более свободно они начинают общаться на иностранном языке.

Что же тогда обеспечивает сверхзапоминание, какое состояние должно быть создано у воспринимающего внушение, чтобы оно могло реализоваться в самой высокой степени?

По Г. Лозанову - это состояние псевдопассивности, выражаемое в создании у обучаемых настроения спокойного доверия к подаваемой суггестивной программе, аналогичное настроению, возникающему на концерте. Тогда слушатели становятся поведенчески пассивными, не делают никаких интеллектуальных усилий, чтобы что-то запомнить или понять, а отдаются спокойному эмоциональному восприятию музыкальной программы. Важно то, что физическая или интеллектуальная поведенческая пассивность не является в действительности полной пассивностью человека, потому что одновременно с восприятием музыкальных звуков протекают сложные внутренние процессы, рождаются настроения, возникают ассоциации, мелькают идеи и др. И все это, при общей физической и интеллектуальной пассивности, не утомляет.

На фоне такой концертной псевдопассивности при наличии суггестивной установки на сверхзапоминание легче преодолеваются антисуггестивные барьеры и высвобождаются резервные возможности психики.

Таким образом, в созданной суггестивной атмосфере не только повышаются функции памяти до уровня гипермнезии (сверхпамяти), но и восстанавливаются силы в процессе обучения.

Большой объем и прочность запоминания обеспечиваются правильной ритмико-интонационной подачей материала для запоминания. Психологическое значение ритмики подчеркивалось многими авторами, но до суггестивного метода не было предложено

целостной экспериментально обоснованной гипотезы. Практика показывает, что очень часто именно ритмическое повторение воздействий скорее приводит к ожидаемым результатам, чем однократное «торпедирующее» или, наоборот, мягкое воздействие. Однако, известно, что ритм способен и ослабить запоминание. Это противоречие в суггестопедии разрешается с помощью интонации, которая придает большую пластичность и живость ритмично сообщаемой программе. Но интонация приносит ожидаемые плоды тогда, когда она является знаком авторитета и высшей мотивации. В методе, о котором идет речь, чаще всего применяется патетическая интонация. Однако любая особая интонация создает и особое отношение у воспринимающих, т. к. она выходит за рамки будничности и создает атмосферу ожидания, тем самым, включая более глубокую эмоциональную активизацию личности. Следовательно, демонстративная и бессодержательная интонация, не только не дает желаемых результатов, но и может уменьшить эффект из-за отсутствия внутреннего содержания.

Традиционно под интонацией понимаются только нюансы звукового тона. А суггестивная методика включает в это понятие также и разнообразные цветовые тона, и освещение, которые воздействуют через зрительный анализатор, подчеркивая суггестивную силу цвета и света.

Г. Лозанов подчеркивает особую значимость в педагогической практике этого воздействия на неосознаваемую психическую деятельность средствами неспецифической психической реактивности, путем светоцве-товой динамики. Здесь имеется в виду не только оптимальное восприятие тех или иных цветов и их сочетаний, освещенности, плотности света, спектральности и др., а имеется в виду оптимальная суггестивная сила различных светоцветовых явлений. Таким образом, мы видим, что в суггестивном методе понятие интонации включает и такой аспект, как выражение внутренней психологической нагрузки.

Одним из основных средств достижения высокого суггестивного воздействия также является учет «второго плана», когда преподавателем используется огромный поток разнообразных неосознанных или вполне осознанных раздражителей: незаметные изменения в мимике, походке, речи, дополнительном оформлении и т.д. Подобные раздражители могут играть решающую роль

для получения суггестивного результата, т.к. становятся источником наших интуитивных впечатлений, а также отношений к отдельным людям и ситуациям. На наш взгляд это большое искусство, т.к. для создания убедительных образов необходимо хорошее актер -ское умение, соответствующий настрой, огромное усилие воли и напряжение. Исходя из этого, педагог должен стать артистом в своей профессии. Однако всегда нужно помнить о том, что подлинный артист должен быть искренним. Именно поэтому ни в коем случае нельзя начинать какую бы то ни было суггестивную деятельность, не овладев предварительно двуплановостью поведения. Преподаватель с помощью средств второго плана, не воспринимаемых обычным критическим мышлением, может вдохнуть в учащегося силу, спокойствие, уверенность в быстром и успешном продвижении в обучении, а иногда и внушить веру в свои способности. Кроме того, целенаправленное использование «второго плана» в поведении иногда становится достаточным для создания эффекта «авторитет с первого взгляда», формирования доверия учеников и атмосферы инфантилизации. Все это обеспечивает глубокое и эффективное суггестивное воздействие. Следовательно, на наш взгляд, для высокоуровневой профессиональной деятельности необходима хорошая психолого-педагогическая подготовка, а также большая любовь к своей профессии.

Таким образом, для нас важно отметить, что не следует игнорировать суггестопедический метод в обучении иностранным языкам, т.к. он, благодаря особой технологии, способен решить ряд учебных задач значительно успешнее, чем другие методы. Среди таких задач следует отметить обучение устным формам общения, повышение мотивации обучения, снятие психологических барьеров. В тех случаях, когда в программных целях уделяется значительное место устно-речевым формам общения (слушанию и говорению) можно смело рекомендовать суггестопедию в качестве одного из наиболее успешных подходов для достижения этих целей, например, в рамках коммуникативного подхода. Однако не следует забывать, что применение суггестопедической методики требует определенной коррекции теоретических положений, переподготовки преподавателей и создания новых учебных курсов, соответствующих условиям высшего обучения.

Литература

1. Лозанов Г. Суггестология. София, 1971.

2. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам. - В сб.: "Методы интенсивного обучения иностранным языкам". Вып. 1, М., 1973. - С. 9-17.

3. Лозанов Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам. В сб.: " Методы интенсивного обучения иностранным языкам". Вып.3, М., 1977, - С. 7-16.

4. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения. - М., «Высшая школа», 1986.

5. Китайгородская Г.А Интенсивное обучение

иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 1980, № 2.- С. 67-73.

6. Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка. - Иностранные языки в школе, 1975, № 2, - С. 83-87.

7. Майорова М.А Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося. - В сб.: "Активизация учебной деятельности". Вып. 1, М., 1981, - С.18-32.

8. Spratt M., Pulverness A, Williams M. The Teaching Knowledge Course. Cambridge University press, 2007, - 189p.

N.A. Podkina, I.V. Solovyova. SUGGESTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES.

The article considers suggestive method as one of the intensive methods of teaching foreign languages. The method in question is based upon Suggestopedia characterized by memory possibilities exposure, increase in learner's intellectual and creative activity, positive emotional experience and lack of weariness. Much attention is paid to the connection of teaching with learners' personal interests and motives.

Described is the combination of conscious and unconscious memorizing. Due to this memory's possibilities enlarge and large scope and sound memorizing of learning material are ensured.

In our opinion, suggestive method of teaching foreign languages is able to solve a number of teaching problems more successfully than any other method, e.g. teaching oral forms of communication, increase of learning motivation, removal of psychological barrier and others.

СОЛОВЬЕВА Ирина Владимировна, родилась в 1972 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1995), ассистент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 10 работ.

ПОДКИНА Наталья Александровна, родилась в 1972 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1995), кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 40 работ.

УДК 72.3

РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

в 1950-е годы

Ю.П. Смирнов, В. Р. Степанов

В послевоенном СССР, втянутом в гонку вооружений, которая осуществлялась в режиме военно-технической революции, наряду с ВПК ощутимое развитие получили и гражданские отрасли науки, причём оно осуществлялось многоаспектно по всем основным разделам естественнонаучного знания с доминированием приоритетов технических

наук. В июле 1946 г. состоялась сессия Общего собрания АН СССР, на которой был утверждён план научно-исследовательских работ на 1946-1950 гг. Была усовершенствована структура отделений АН, что способствовало развитию наиболее перспективных научных направлений. Акцент делался на необходимости укрепления связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.