Научная статья на тему 'Реализация принципа гласности в административных регламентах органов местного самоуправления'

Реализация принципа гласности в административных регламентах органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY / LOCAL SELF-GOVERNING / MUNICIPAL SERVICES / ADMINISTRATIVE REGULATIONS OF LOCAL SELF-GOVERNING AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яхина О. В.

Принцип гласности является ключевым при построении правового демократического государства. Реализация этого принципа должна осуществляться на всех уровнях публичной власти. В статье рассмотрено действие этого принципа на уровне местного самоуправления при регулировании института муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the transparency principle in the administrative regulations of local self governing authorities

The principle of transparency is key in building a legal democratic state. The implementation of this principle should be provided at all levels of public authority. The paper considers the implementation of this principle at the level of local self-governing in the regulation of the institute of municipal services.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа гласности в административных регламентах органов местного самоуправления»

146

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)

30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Рос. юрид. из-дат. дом, 1997. 528 с.

3. Алексикова О.Е. Нормативно-правовая регламентация права на жилище в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1. Ч. 2. С. 24-26.

4. Змиевский Д.В. Конституционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Российский университет кооперации. Мытищи, 2009.

5. Конституции государств-участников СНГ/ под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2001. 736 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА, 2008. 1043 с.

7. Матинская М.Ю. Конституционное право на жилище: становление и развитие в российском конституционном законодательстве // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2010. № 2. С.198-199.

8. Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. документов / отв. ред. Н.А. Михалева. М.: Манускрипт; Юрайт, 1998. Вып. 2. 672 с.

ФРОЛОВ Алексей Александрович - аспирант. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: [email protected]

FROLOV, Alexey Alexandrovich - Graduate Student. Volga Region Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: [email protected]

УДК 342.553

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ*

О.В. Яхина

Принцип гласности является ключевым при построении правового демократического государства. Реализация этого принципа должна осуществляться на всех уровнях публичной власти. В статье рассмотрено действие этого принципа на уровне местного самоуправления при регулировании института муниципальных услуг.

Ключевые слова: принцип гласности; местное самоуправление; муниципальные услуги; административные регламенты органов местного самоуправления.

O.V. Yakhina. THE IMPLEMENTATION OF THE TRANSPARENCY PRINCIPLE IN THE ADMINISTRATIVE REGULATIONS OF LOCAL SELF GOVERNING AUTHORITIES

The principle of transparency is key in building a legal democratic state. The implementation of this principle should be provided at all levels of public authority. The paper considers the implementation of this principle at the level of local self-governing in the regulation of the institute of municipal services.

Keywords, the principle of transparency; local self-governing; municipal services; administrative regulations of local self-governing authorities.

Совершенствование современного государственного механизма неразрывно связано с модернизацией существующего и внедрением новых форм взаимоотношений между властью и обществом [8]. В этом смысле все большее значение приобретает институт публичных услуг, в том числе муниципальных. Он отражает удовлетворенность граждан работой органов местного самоуправления.

Функция предоставления муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов муниципального управления. Именно по качеству оказания публичных услуг жители оценивают эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Процедура предоставления конкретных

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-93-01364.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

147

муниципальных услуг в настоящее время регулируется административными регламентами органов местного самоуправления. Данные правовые акты носят характер нормативных, и, соответственно, на них распространяются принципы, опираясь на которые осуществляется нормативное регулирование общественных отношений. Как известно, одним из основных принципов современного регулирования общественных отношений является принцип гласности. Однако в настоящее время недостаточно исследован вопрос о том, нашёл ли этот принцип отражение при нормативном регулировании порядка предоставления муниципальных услуг и если нашел, то каким образом.

Регламентация деятельности органов местного самоуправления базируется на научных основах, которые были разработаны более ста лет назад. Данной проблемой занимались такие ученые, как Э. Дюркгейм [5], Э. Тейлор, Г. Форд.

В России эта проблема интересовала С. Опт-нера [14] и С.П. Никанорова [12]. Необходимо отметить, что все упомянутые исследователи рассматривали регламентацию широко с позиции управления организациями и предприятиями. Современные подходы к вопросам регламентации сформулировали С.Б. Чернышов [15], А.В. Нестеров [11]. Однако выводы и этих ученых носят в большей степени управленческий, нежели правовой характер.

Ситуация изменилась в 2010 г., когда Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2] определил общую процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг. Таким образом, была заложена основа изучения административной регламентации исследователями-правоведами.

Так, А.Ф. Ноздрачев выделяет следующие критерии качества административных регламентов в целом: законность, открытость, гласность, доступность, эффективность, концентрация, обязательность [13].

Предложенный исследователем принцип гласности является одним из важнейших требований административных регламентов для качественного оказания муниципальных услуг. Гласность обеспечивает успешную реализацию физическими и юридическими лицами своих прав и обязанностей.

По мнению известного конституционалиста А.Н. Кокотова, «гласность характеризует общество с точки зрения состояния его информационной системы, информотока, играющего для общества ту же роль, что и кровоток для человека. Наглухо закрытые информационные базы при невысоком информационном

потоке - это страшнейшие тромбы, которые в любой момент способны привести общество к летальному исходу. Развитый, проникающий во все поры общества информационный поток, соединяющий между собой все его составные части, делает общество жизнестойким, позволяет лучше приспосабливаться к постоянно изменяющимся внешним условиям существования. Гласность высвечивает социально значимые проблемы» [6, с. 234-235]. В связи с этим информационное сопровождение играет ключевую роль [9].

Как отмечает Д.С. Михеев, деятельность органов местного самоуправления должна строиться на публичности и широкой информированности граждан, тесного общения с местным сообществом, опираться на его мнение [7].

Действительно, возможность ознакомиться с результатом деятельности органов местного самоуправления является элементом гласности. Соблюдение правил отчетности и ответственности органов местного самоуправления перед населением муниципального образования является еще одним источником информации о работе местных органов власти, способствует обратной связи последних с населением. Об актуальности данного компонента принципа гласности, в том числе при административном регламентировании процедуры предоставления муниципальных услуг, свидетельствует судебная практика.

Например, прокурор Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Каменнобродского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Ольховского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности администрации Каменноброд-ского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, по результатам которой установлено, что на официальном сайте администрации по адресу: http://www.kamennobrod.ru/ отсутствует необходимая для размещения информация. Установлено, что фактическое предоставление муниципальной услуги через официальный сайт администрации в сети Интернет получить невозможно. Прокурор просил обязать ответчика устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступности информации о деятельности органа местного

148

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)

самоуправления, доступности муниципальных услуг, информации о деятельности и порядке предоставления муниципальных услуг; профилактики терроризма, экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов с использованием Интернет-ресурсов; разместить информацию о деятельности администрации Каменнобродского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанные бездействия ответчика свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям, что может способствовать коррупционным проявлениям.

Исковые требования о понуждении к соблюдению требований закона об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления были удовлетворены, так как на сайте ответчика информация о нормативных правовых актах была доведена до пользователей в неполном объеме и неактуальном состоянии, что свидетельствовало о формальном подходе его должностных лиц к возложенным на них обязанностям [3].

Как видно из примера, административные регламенты органов местного самоуправления опираются на принцип гласности недостаточно, несмотря на закрепление последнего в ряде нормативных правовых актов. Между тем наличие норм об обязательном информировании граждан о различных категориях сведений, связанных с предоставлением муниципальных услуг, означают нахождение административных регламентов органов местного самоуправления на начальном этапе реализации принципа гласности в данных нормативных правовых актах.

Список литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: фе-

дер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. URL: http:// base.consultant.ru.

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 02.07.2010 г. № 210-ФЗ. URL: http://base. consultant.ru.

3. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 03.07.2014 г. по делу № 33-6935/14. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Второе пришествие / под ред. С.Б. Чернышева. М.: Молодая гвардия, 1991.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 456 с.

6. Конституционное право России / под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. М., 2008.

7. Михеев Д.С. Гласность в местном самоуправлении через призму конституционных положений // Евразийская адвокатура. 2013. № 4(5). С. 81-83.

8. Михеева Т.Н., Горнев Р.В. К вопросу о формировании общественных советов при органах местного самоуправления // Российская юстиция. 2015. № 8. С. 9-11.

9. Михеева Т.Н., ЯичниковаЮ.С. Общественные палаты субъектов Российской Федерации: новые тенденции и перспективы // Юридический мир. 2015. № 1. С. 18-21.

10. Муниципальное право / под ред. А.Н. Костюкова. М., 2011.

11. Нестеров А.В. О теории и практике регламентации // Государство и право. 2008. № 1. С. 91-95.

12. Никаноров С.П., Персид Д.Б. Об одном направлении в теории систем и его назначении для приложения // Вопросы кибернетики. 1977. Вып. 32. С. 74-89.

13. Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. № 8.

14. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969. 384 с.

15. Чернышев С.Б. Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету. М., 2001. 421 с.

ЯХИНА Ольга Валерьевна - преподаватель кафедры конституционного и административного права, зам. декана юридического факультета. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

YAKHINA, Olga Valeryevna - Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Deputy Dean of the Faculty of Law. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: olgeens@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.