Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ФАСИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ФАСИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИП ФАСИЛИТАЦИИ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Штыкова Т. В.

Введение. В современном мире в условиях происходящих изменений в системе образования востребованными становятся знания о взаимодействии обучающихся и педагога, основанных на совместной деятельности, равноправии всех участников образовательного процесса, поддержке, доверии и взаимопонимании. Это актуализирует необходимость реализации принципа фасилитации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, подразумевающего установление взаимоотношений участников коммуникации в ходе образовательной деятельности как равноправных партнеров, включение студента в учебную деятельность, создание предпосылок самоорганизации и саморазвития личности, что представляется возможным путём внедрения в образовательный процесс таких методов обучения, которые учат студентов общаться между собой и с преподавателем в ракурсе диалогичности, демократичности и учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося. Проведение занятий с учётом принципа фасилитации позволяет сформировать у обучающихся умения педагогического взаимодействия на более высоком уровне. Цель исследования - проанализировать оптимальные пути формирования умений педагогического взаимодействия путем внедрения в образовательный процесс методик обучения, базирующихся на принципе фасилитации. Материалы и методы. Основными методами исследования являлись анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и тест на диагностику степени развития когнитивного, эмоционального и поведенческо-волевого компонентов педагогического взаимодействия, разработанный Л. В. Байбородовой. Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета позволил обосновать целесообразность реализации принципа фасилитации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Результаты диагностики завершающего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческо-волевого компонентов педагогического взаимодействия в экспериментальной группе в среднем повысился на 20 %, а в контрольной группе практически не изменился. Мы полагаем, что обучение с учетом принципа фасилитации повысит уровень сформированности умения педагогического взаимодействия будущих учителей. Обсуждение. Как российские, так и зарубежные ученые уделяют большое внимание проблеме педагогического взаимодействия, рассматривая его как систему совместной деятельности участников образовательного процесса, направленную на повышение его эффективности и базирующуюся на принципе фасилитации. Заключение. Делается вывод о том, что реализация принципа фасилитации в профессиональной подготовке будущих учителей способствует формированию их умения педагогического взаимодействия, обеспечивает эффективность образовательного процесса в ходе использования современных методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основные положения: - дано понятие педагогического взаимодействия как системы совместной деятельности участников образовательного процесса; - доказана необходимость реализации педагогического взаимодействия с учетом принципа фасилитации, формирующего творческую личность, готовую выслушать и безоценочно принять другое мнение, способную к сотрудничеству, к поиску решений проблем; - определены доминанты педагогического взаимодействия, основанного на принципе фасилитаци; - обоснована значимость применения методик обучения, базирующихся на принципе фасилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Штыкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF FALICITATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Introduction. In the modern world, in the context of ongoing changes in the education system, knowledge about the interaction between students and the teacher, based on joint activities, equality of all participants in the educational process, support, trust and mutual understanding, is in demand. This actualizes the need to implement the principle of facilitation in the process of professional training of future teachers, which implies the establishment of relationships between communication participants in the course of educational activities as equal partners, the inclusion of a student in activities, the creation of prerequisites for self-organization and self-development of the individual, which seems possible through the introduction of such teaching methods into the educational process, which teach students to communicate with each other and with the teacher in the perspective of dialogue, democracy and take into account the individual characteristics of each student. Conducting classes taking into account the principle of facilitation allows students to develop the skills of pedagogical interaction at a higher level. The purpose of the study is to analyze the optimal ways of forming the skills of pedagogical interaction by introducing teaching methods based on the principle of facilitation into the educational process. Materials and methods. The main research methods were the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem under study and a test for diagnosing the degree of development of the cognitive, emotional and behavioral-volitional components of pedagogical interaction, developed by Professor L.V. Bayborodova. Results. The experience of working at the Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University made it possible to substantiate the expediency of implementing the principle of facilitation in the process of professional training of future teachers. The results of diagnostics of the final stage of the experiment showed that the level of formation of the cognitive, emotional and behavioral-volitional components of pedagogical interaction in the experimental group increased by an average of 20%, while in the control group it remained practically unchanged. We believe that training based on the principle of facilitation will increase the level of formation of the skill of pedagogical interaction of future teachers. Discussion . Both Russian and foreign scientists pay great attention to the issue of pedagogical interaction, considering it as a system of joint activities of participants in the educational process, aimed at increasing its efficiency and based on the principle of facilitation. Conclusion. It is concluded that the implementation of the principle of facilitation in the professional training of future teachers contributes to the formation of their ability of pedagogical interaction, ensures the effectiveness of the educational process in the course of using modern teaching methods that take into account the individual characteristics of each student. Highlights: The concept of pedagogical interaction is given as a system of joint activities of participants in the educational process; The need for the implementation of pedagogical interaction is proved, taking into account the principle of facilitation, which forms a creative person, ready to listen and non-judgmentally accept another opinion, capable of cooperation, to find solutions to problems; The dominants of pedagogical interaction based on the principle of facilitation are determined; The significance of the application of teaching methods based on the principle of facilitation is substantiated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ФАСИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Научная статья УДК 378.937 ББК 74.480.26

DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.004

Е. Б. Быстрай1, Л.А. Белова2, Т.В. Штыкова3

1ORCID № 0000-0001-5976-3465 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого

языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский J

§

государственный гуманитарно-педагогический университет, S

г. Челябинск, Российская Федерация. К

S

E-mail: bistraieb@cspu.ru 3

к ж

2ORCID № 0000-0002-2036-6937 К

а

Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка ^

а

о §

к

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ

Аннотация

Введение. В современном мире в условиях происходящих изменений в

E-mail: telems74@rambler.ru К

к

в

3ORCID № 0000-0002-5256-5885 s

о

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка -к

о о

к 3

о ^

E-mail: shtykovatv@cspu.ru О

о

о

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ФАСИЛИТАЦИИ ±

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ §

о Й s о д г о

т о

в

к у

системе образования востребованными становятся знания о взаимодействии обу- ^

Н

чающихся и педагога, основанных на совместной деятельности, равноправии всех участников образовательного процесса, поддержке, доверии и взаимопонимании. Это актуализирует необходимость реализации принципа фасилитации в процессе

8 v

л к

т

к

к Й

© Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Штыкова Т. В., 2022

профессиональной подготовки будущих учителей, подразумевающего установление взаимоотношений участников коммуникации в ходе образовательной деятельности как равноправных партнеров, включение студента в учебную деятельность, создание предпосылок самоорганизации и саморазвития личности, что представляется возможным путём внедрения в образовательный процесс таких методов обучения, которые учат студентов общаться между собой и с преподавателем в ракурсе диалогичности, демократичности и учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося. Проведение занятий с учётом принципа фа-силитации позволяет сформировать у обучающихся умения педагогического взаимодействия на более высоком уровне. Цель исследования - проанализировать оптимальные пути формирования умений педагогического взаимодействия путем внедрения в образовательный процесс методик обучения, базирующихся на принципе фасилитации.

Материалы и методы. Основными методами исследования являлись анализ психо лого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и тест на диагностику степени развития когнитивного, эмоционального и поведенческо-воле-вого компонентов педагогического взаимодействия, разработанный Л. В. Бай-бородовой.

Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета позволил обосновать целесообразность реализации принципа фасилитации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Результаты диагностики завершающего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности когнитив-а ного, эмоционального и поведенческо-волевого компонентов педагогического

«о

§ взаимодействия в экспериментальной группе в среднем повысился на 20 %, а в контрольной группе практически не изменился. Мы полагаем, что обучение с учетом принципа фасилитации повысит уровень сформированности умения педагогического взаимодействия будущих учителей.

Обсуждение. Как российские, так и зарубежные ученые уделяют большое внимание проблеме педагогического взаимодействия, рассматривая его как сис -^ тему совместной деятельности участников образовательного процесса, направ-

§ ленную на повышение его эффективности и базирующуюся на принципе фасили-

тр

с тации.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация принципа фасилита-ции в профессиональной подготовке будущих учителей способствует формирова

сц ^

а

«о

о

ело

нию их умения педагогического взаимодействия, обеспечивает эффективность образовательного процесса в ходе использования современных методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; принцип фасилита-ции; когнитивный; эмоциональный; поведенческо-волевой компоненты; метод проектов; ролевая игра.

Основные положения:

- дано понятие педагогического взаимодействия как системы совместной деятельности участников образовательного процесса; Р

- доказана необходимость реализации педагогического взаимодействия ал с учетом принципа фасилитации, формирующего творческую личность, готовую выслушать и безоценочно п к поиску решений проблем;

а и

выслушать и безоценочно принять другое мнение, способную к сотрудничеству, §

п

р и

ж

- определены доминанты педагогического взаимодействия, основанного и

ж

на принципе фасилитаци; ^

а

с

ил и

- обоснована значимость применения методик обучения, базирующихся на принципе фасилитации.

взаимопонимание, что соответствует мировым трендам формирования компетенций и универсальных навыков.

1 Введение (Introduction)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской ^ Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, содержание образования

о

ж е

с се

должно способствовать установлению взаимопонимания и сотрудни- р

о

чества между людьми с учетом разнообразия мировоззренческих взгля- е

с

с и он

аль

о* н

о п о д г о т о в

ки

дов и позиций. Это положение требует переосмысления некоторых аспектов профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. В инициативе ЮНЕСКО «Перспективы образования» предлагается переосмыслить обучение в мире, которое становится все более сложным и нестабильным. В меняющейся системе образования востребованными становятся знания о взаимодействии педагога и обучающегося, в основе

которого лежит совместная деятельность. Характеристиками такой дея- у

1

тельности в современном осмыслении являются поддержка, доверие, §

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч и

§

л Й

.. В

Проблема взаимодействия изучается в разных науках. Её философская составляющая рассматривается в работах Г. Гегеля, И. Канта, Б. М. Кедрова, П. В. Копнина и других. В психологии изучается теория отношений (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев), в социальной психологии к взаимодействию подходят как к одному из условий восприятия человека человеком (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, В. Н. Парфёнов и др.). Педагогическое взаимодействие рассматривается как развивающееся явление (Н. Г. Гордеева, Л. А. Метелькова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (О. В. Ершова), как условие актуализации человеческой субъектности (И. В. Гуж-ва), как условие аксиологической ориентированности будущего учителя на ценности образования [1]. Под педагогическим взаимодействием мы понимаем систему совместной деятельности участников образовательного процесса, направленную на повышение его эффективности. Данная система при определённых условиях может стать развивающей как по отношению к обучающимся, так и по отношению к педагогам.

В современном образовательном процессе необходима реализация педагогического взаимодействия с учетом принципа фасилитации, формирующего творческую личность, готовую выслушать и безоценочно принять другое мнение, способную к сотрудничеству, к поиску решений проблем. Мы пришли к выводу, что реализация принципа фа-силитации в профессиональной подготовке позволит будущим учителям активно участвовать в образовательном процессе, выступать равноправными участниками, способными принимать совместные решения. То есть имеется в виду методико-технологическая составляющая стратегии

а

в

0 §

^ формирования умений педагогического взаимодействия, где «формы ор-^ ганизации учебного процесса и учебные материалы должны соответ-

1 ствовать целям и задачам профессиональной коммуникации и нахо-~ диться в зоне ближайшего развития обучающихся» [2, с. 22].

К вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе, основанном на принципе фасилитации, обращались такие современные педагоги, как А. Е. Константинов, Р. С. Димухаметов, Г. В. Яковлева и другие, которые предлагают трактовать термин «фа-силитация» как стимулирование, инициирование, оказание позитивного влияния на личность за счёт особого стиля взаимодействия [3].

Ряд ученых (Э. Ф. Зеер, К. Роджерс, В. А. Сластенин и др.) признают фасилитацию эффективным принципом управления учебным про- р

е

цессом. Р. С. Димухаметов рассматривает принцип фасилитации как пе- |

обеспечивающих достаточный уровень развития в различных формах коммуникации, в решении проблем профессионального самоопределения будущих педагогов.

дагогическую категорию, представляющую нормативное положение для ж

¡о

создания условий осознания студентами индивидуальной сущности, са- пр

ин

мостоятельности. Вслед за Р. С. Димухаметовым мы считаем, что идея -к

па

принципа заключается в опоре на стремление студента к самореализа- ^

ции, самоактуализации и на его личностный потенциал. Следовать прин- §

ли

ципу фасилитации - значит активно включать студента в деятельность, ^

а

создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. и

Принцип фасилитации оказывает системообразующее влияние на ком- п

о

поненты образовательного процесса. е

с

се

Под принципом фасилитации мы понимаем теоретико-методо- П

ро

логическую, методическую и организационно-педагогическую состав- ^

ес

ляющие, ориентирующие преподавателя на диагностику образователь- и

оных потребностей будущих учителей, путей преодоления затруднений на

ль

на этапах их профессионального роста; определение системы средств, §

п

о д г о

о в

ки

Принцип фасилитации предоставляет возможность каждому уд

у

студенту активно участвовать в обучении, на равных взаимодействовать и с преподавателем и другими обучающимися, воспитывает толерантность и служит формированию умения педагогического взаимодействия.

.. В

Суть такого взаимодействия мы видим в реализации субъект-субъектных взаимоотношений педагога и обучающихся.

Для реализации данного подхода необходимо наличие общей цели для всех участников, тогда весь процесс будет направлен на её достижение. То, что может быть трудно или непонятно одному участнику, становится достижимым в процессе совместной деятельности. Анализ психологической и педагогической литературы [4] позволяет выделить положения, которые следует учитывать при проведении занятий с учётом принципа фасилитации для достижения большей эффективности.

1. Повышение учебной мотивации. Обучающиеся должны иметь побуждение работать вместе, общая мотивация позволяет достигать цели и решать значимые для всех задачи, что является предпосылкой создания коллектива. Цель может быть обозначена преподавателем или формулироваться самим коллективом, она может быть представлена в виде отдельных задач, предусматривающих поэтапное их решение.

2. Уход от «директивных» форм и методов обучения. Учебный процесс должен быть разделён на действия или операции, за которые отвечают отдельные участники деятельности. Распределение поручений способствует формированию функциональной структуры группы.

3. Делегирование доминантных прав учителя ученикам. Объединение индивидуальных деятельностей приводит к возникновению связей и взаимозависимости в слаженной работе группы, что положительно влияет на формирование умений педагогического взаимодействия.

4. Создание условий для развития самостоятельности и активно-

а в о

л

^ сти обучающихся. Согласованное выполнение распределённых функций

^ „ .. ^ предполагает последовательность операций, учёт деятельности каждого

а р

тр с

г®

^ 5. Совместная деятельность порождает необходимость участия

обучающегося для достижения общей цели в соответствии с определённой программой.

в управлении, особенностью которого является направленность на предмет своего труда.

6. Деятельность участников процесса в едином временном пространстве является важным условием формирования умений педагогического общения.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что реализация принципа фасилитации в профессиональной подготовке будущих учителей обеспечивает эффективность совместной деятельности студен- ^ тов на уроке с целью формирования у них умений педагогического вза- |

внедрения в образовательный процесс методик обучения, основанных на принципе фасилитации.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральс-

согласно учебному плану, отведено одинаковое количество часов на

имодействия. -к

§

Целью нашего исследования является анализ оптимальных пу- р

ин

тей формирования умения педагогического взаимодействия путем -к

а

а

а с §

а

С целью формирования умений педагогического взаимодейст- ии

вия у студентов факультета иностранных языков, обучающихся по нап- а

о

равлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями е

с

се

подготовки), нами были проведены занятия по дисциплине «Странове- а

ро

дение Германии» с учётом принципа фасилитации. ^

е

с с и

о

кий государственный гуманитарно-педагогический университет» на фа- а

§

о*

культете иностранных языков среди студентов пятого курса основной о

Й

а

о

д г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о № ки

и второй специальности в течение двух лет. Экспериментальную группу составили студенты, изучающие немецкий язык как вторую

специальность, в количестве 39 человек. Контрольными стали студен- у

ческие группы, изучающие немецкий язык как основную специальность, д

у1

в количестве 19 человек. На дисциплину «Страноведение Германии», Ц

у

ч и

основной и второй специальности и читается она в последнем семестре §

е

на немецком языке. Тематика занятий также коррелирует между собой, различается только глубиной охвата содержания. Практические занятия со студентами экспериментальной группы велись с учётом принципа фасилитации, направленного на формирование умения педагогического взаимодействия. Занятия в контрольной группе проводились в традиционной форме.

Для разработки уроков по темам «Германия», «Из истории Германии», «Города Германии», «Праздники», «Известные люди» мы подобрали оптимальные задания. Содержание каждого тематического блока являет собой единство когнитивного, эмоционального и поведен-ческо-волевого компонентов, направленное на формирование умений педагогического взаимодействия.

Для изучения темы «Германия» обучающимся были предложены творческие задания, реализуемые в русле метода «Четыре угла». Данная методика позволяет визуализировать и структурировать получаемые знания, а также носит метапредметный характер, так как предполагает в данном случае связь с географией, историей, культурой.

Задачи реализации методики четырёх углов состояли в следующем:

- познакомить обучающихся с особенностями географического положения страны изучаемого языка, с федеральными землями, их достопримечательностями, научить их описывать;

- учить получать информацию по теме из разных источников; ^ - учить высказывать своё мнение и оценивать результаты ра-

ва боты.

ло

^ Обучающиеся формулировали тему и цели урока, используя для

^ этого страноведческий кубик с изображением федеральных земель, что

а р

с

гз

способствовало улучшению эмоционального фона и стиранию граней между педагогом и студентами, превращая первого в равноправного

^ участника коммуникации. На занятии использовались диалоговые

формы общения, сочетались индивидуальные, парные, фронтальные виды работы. Для эмоциональной поддержки и в качестве иллюстрации активно была использована наглядность: страноведческий кубик, рабочие листы, презентации, пазлы и карточки с федеральными землями, пластилин. Все виды учебной деятельности были динамичны, материал чередовался по степени сложности (чтение текста, поиск информации, выполнение заданий к текстам, игры на знание тематической лексики). ^

а

На заключительном этапе работы над темой обучающимся |

предлагались задания, способствующие развитию творческого потен- -к

So

циала: работая в паре, студенты лепили из пластилина какого-либо пер- р

к

сонажа, затем устраивали ему фотосессию - фотографировали на фоне g

а

видовых открыток или иллюстраций, делали слайды и в процессе их ^

а

демонстрации рассказывали о путешествии пластилинового героя по g

g

Германии. Для итогового занятия группы студентов получали разные g

а

задания: подготовить викторину, игру «Что? Где? Когда?», миниквест g

на знание немецких реалий. По завершению работы над темой обуча- J

о

ющиеся самостоятельно оценили свои знания по теме, что способство- О

а о

вало развитию навыка самоконтроля. J

о

В процессе работы над темой «Из истории Германии» мы также ^

о а

использовали технологии развития умений педагогического взаимодейст- g

о

вия с учётом принципа фасилитации. Наиболее успешными, на наш §

с

взгляд, являлись «мировое кафе» (World Cafe), «тур по галерее» g

Ki а

о д

г о

(Galeriegang) и «обучение по станциям» (Stationenlernen). Остановимся подробнее на методике World Cafe, которая применяется для получе-

б

ния ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, g

д

у

объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы. обмена опытом и используется как для сбора идей, так и для объединения g накопленного опыта. При проведении занятия по методике «World Cafe» мы выбрали для обсуждения тему миграции в современной Германии.

nedarergHecKge науш

59

И5

»а а

Ss

SJ

tq

Перед началом занятия аудиторию поделили на четыре зоны и выбрали четыре «хозяина стола», задача которых состояла в том, чтобы направлять участников, помогать им в поисках решения своей проблемы, задавать наводящие вопросы. Кроме этого, «хозяин стола» создавал комфортную атмосферу, радушно встречал «гостей», интересовался их делами, а затем направлял беседу в нужное русло. Остальные участники были поделены на четыре группы, которые по знаку преподавателя менялись столами и обсуждали новую проблему на немецком языке. За каждым столом участникам предлагалось ответить на один из проблемных вопросов:

1. Какие проблемы решает Германия, принимая у себя столько мигрантов?

2. Почему много людей мигрирует именно в Германию? Что они ожидают?

3. Чем недовольны мигранты, приехавшие в Германию?

4. Чем вызваны недовольства немцев относительно приехавших?

Обсуждение проходило под спокойную фоновую музыку, в процессе работы участники записывали свои идеи, мысли на альбомном листе. После обсуждения слово предоставлялось «хозяевам». Они анализировали полученную информацию, выявляя общие причины и нестандартные мнения. Пдводились итоги. Методика «World Cafe» показала себя как эффективная форма организации занятия, так как она стимулировала обучающихся к самостоятельному решению поставленных задач; создавала комфортную в психологическом плане атмосферу

а

«о

о §

tq и способствовала формированию умений педагогического взаимодейст-

fej вия при решении проблем.

Основным мероприятием организации деятельности в рамках изучения темы «Города Германии» стала подготовка и проведение авто-

tq бусной экскурсии. Студенты в парах готовили материалы: рассказ о го-

hq

роде, его достопримечательностях на немецком языке, подбирали иллюстрации, составляли текст для ведения экскурсии, приближенной к реальным условиям. После подготовительного этапа проводилось путешествие по городам. В аудитории столы расставляли по форме, напоминающей автобус, внутрь ставили стулья рядами. «Экскурсанты» садились в импровизированный автобус, а «экскурсоводы» просили их посмотреть налево (направо), выйти из автобуса, сфотографироваться, комментируя, что они проезжают, где находятся, показывая при этом ^

а

картинки и рассказывая про достопримечательности, давая по пути |

лями. Например, при изучении истории и достопримечательностей Берлина была использована песня А. Депенбуш «Glücklich in Berlin».

следования информацию о городе. Для создания ситуации неформаль- -к

¡о

ного общения студентам было предложено играть определённые роли, р

на экскурсию отправлялись «учёные», «дети» с «родителями», «фрики», ж

а

а ^

а

о §

8

«пожилые люди», «экологи» и т. п. Все они задавали вопросы и вели себя согласно своей социальной роли, что позволяло обучающимся

раскрепоститься и погрузиться в ролевую игру. Педагог находился в это

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время среди экскурсантов, аккуратно направлял работу в нужное Ц русло, помогал справляться с внештатными ситуациями в «дороге». По а

О

окончании путешествия обучающимся было предложено прорефлекси- а

о

ровать полученные знания и сформировать маршрутный лист на немец- а

О

ком языке, описывая места в городе, с которыми они познакомились. ^

а о о

О

Таким образом, на занятии возникало активное взаимодействие, в процессе которого формировалось такое умение педагогического обще- а

ния, когда педагог сотрудничает с обучающимися на демократических О

Й а

О О

о

№ §

принципах, ориентируя их на общий результат.

Для повышения мотивации к изучению дисциплины, создания дружеской атмосферы сотрудничества на занятиях были использованы

У

песенные материалы, которые отражают страноведческие реалии страны у

изучаемого языка, знакомят обучающихся с современными исполните- 8

у

л 8

§

№ Ki

»а

а р

тр с

г®

Студенты, прослушивая текст первый раз, должны были заполнить пропуски, при повторном прослушивании проверить правильность заполнения и исполнить песню. Затем обучающиеся составляли ассоцио-грамму (какие чувства может вызвать у туристов Берлин и почему). Затем студенты составляли диалог между двумя людьми, делящимися впечатлениями и эмоциями [5, с. 248]. Использование песен оказывает позитивное воздействие на эмоциональный фон общения и улучшает взаимоотношение с педагогом в ходе учебного процесса.

Большими возможностями для формирования педагогического взаимодействия обладает проектная методика как совокупность учебно-когнитивных приемов как инструментарий для самостоятельного решения педагогической задачи [6]. Под проектной деятельностью мы понимает такую форму организации учебного труда, где все работают над одной проблемой и каждый вносит в эту работу свой труд, выражая собственные идеи. Метод проектов мы использовали при изучении темы «Праздники Германии» (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Октоберфест, День немецкого единства, семейные праздники). Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов:

- формирование групп, распределение заданий, составление

плана;

- сбор информации: материалы учебника, энциклопедии, периодической печати, видеоролики, интернет;

- подготовка презентации праздника, разработка практических

- защита и обсуждение проектов. Каждая группа наглядно пред-

сц

^ заданий;

,а в

о

^ ставляет историю, традиции и особенности празднования. ^ В практической части предлагалось выполнить задания на зна-

ние традиций. Это могут быть тесты, викторины, ситуации, инсценировки-экспромты, реконструкции праздника. В итоге проводилась об-

^ щая дискуссия, при которой анализировалась работа групп, подводились

итоги. Работа над проектом велась в доброжелательной атмосфере, что повышало мотивацию обучающихся к коммуникативному взаимодействию, развивая такие качества как активность, толерантность, коммуникабельность.

В современных условиях образовательного процесса целесообразно применять на практике информационные технологии, что даёт возможность для организации коллективного творчества, способствует

активной целенаправленной коммуникации, учит взаимодействию в циф- ^

е

ровом пространстве. При изучении темы «Известные личности Герма- |

нии» студентам было предложено создать аккаунт одной из известных -к

¡о

личностей страны изучаемого языка в социальной сети и заполнить его пр

ин

от имени этого человека. Далее создавалась закрытая группа, в которой -к

п

а а с

ил и

участники знакомились друг с другом, с материалами страниц, общались от имени известных личностей. В результате такого общение

нужно было догадаться, кто скрывается за каким никнеймом и выска-

к

зать свои пожелания относительно улучшения оформления страницы. ии Такое задание обладало образовательным и творческим потенциалом, п

о

содействовало повышению уровня мотивации обучающихся к изуче- е

с

се

нию страноведческого материала. п

ро

В процессе работы над страноведческим материалом на уроках ^

е

с с и о

использовалась также технология «Обучение в сотрудничестве», которая подразумевает социальное общение студентов друг с другом и с пе- а

л

с

дагогом и ведёт к установление более тесного контакта. До начала за- о

нятия преподаватель формировал группы так, чтобы в одной команде по

д

го

оказались и слабые, и сильные студенты. Все группы получали одина- т

ов

ковые задания, при его выполнении в каждой группе предусматрива- |

д ду

лось распределение ролей. Таким образом, работа базировалась на личностных качествах каждого обучающегося для достижения успешного к взаимодействия, решения принимались совместно, создавались усло-

вия для улучшения педагогического взаимодействия. л

е

Внедрение в учебный процесс названных методов формирования умения педагогического взаимодействия с учетом принципа фаси-литации обеспечило сотрудничество, построенное на демократических принципах, делегирование прав обучающимся, создало условия для развития самостоятельности, активности, толерантности.

3 Результаты (Results)

На этапе констатирующего эксперимента проведен со студентами тест, позволяющий изучить степень сформированности основных компонентов педагогического взаимодействия, разработанный Л. В. Бай-бородовой. Данная методика подразумевает изучение степени выраженности таких качеств, характеризующих педагогическое взаимодействие, как взаимоотношение, взаимопонимание, взаимовлияние и взаимопознание. Автор рассматривает не прямое влияние на обучающегося, а субъект-субъектные отношения, которые предполагают общение на равных. Целью исследования является выявление представления обучающегося о его взаимодействии с преподавателем.

Обучающимся было предложено оценить 23 высказывания с учётом своих ощущений и общения с педагогом, отметив знаком «+» согласие с высказыванием и знаком «-» — несогласие (Таблица 1).

И5

а

«о

о

§

^ «

а Ss

SJ

r3

tq tq hq

Таблица 1 Table 1

Высказывание и его порядковый номер + / -

1 Педагог может предвидеть результаты моей работы +

2 У меня есть трудности в общении с педагогом -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Я считаю, что педагог поступает справедливо +

4 Педагог помогает мне справляться с трудностями +

5 Мне кажется, педагогу иногда не хватает чуткости -

6 Я уважаю мнение педагога +

7 Я вижу, что педагог планирует работу с нами +

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Высказывание и его порядковый номер + / -

8 В работе педагога меня всё устраивает +

9 Педагог недостаточно требовательно относится ко мне -

10 Педагог даёт полные ответы на наши вопросы +

11 Я могу довериться педагогу +

12 Для меня важно, как педагог меня оценивает +

13 Педагог работает с нами по одной и той же схеме -

14 Мне нравится работать с педагогом +

15 Педагог меня практически не замечает -

16 Педагог не принимает во внимание мои индивидуальные качества -

17 Педагог не обращает внимание на моё настроение -

18 Педагог всегда выслушивает меня +

19 Я считаю, что педагог выбирает правильные методы работы +

20 Я бы не стал(а) делиться с педагогом своими чувствами или мыслями -

21 Педагог регулярно указывает мне на ошибки -

22 Педагог хорошо знает, на что я способен +

23 У нас с педагогом хорошие деловые отношения +

В данном тесте поставлены знаки, соответствующие идеальным отношения обучающегося с педагогом. За совпадение идеального и реального знака насчитывается один балл, затем подсчитывается количество баллов по каждому компоненту. Данная методика предусматривает изучение трёх компонентов педагогического взаимодействия: когнитивного, эмоционального, поведенческо-волевого. Когнитивный компонент учитывает уровень понимания своих интересов в процессе взаимодейст-

л

Ö ц

и

So р

и

н ц

и а

ö ^

ö о

ил и

ö ц

и и

№ р

о ц

е о о

е 5

р о ^ е о о и

о н

§

о* н

о

Ki 5

о

д

г о

т о

в

и

д и

V

Л и

S

еле

е

к

вия, эмоциональным компонент отражает степень уверенности в своих способностях и возможностях управлять ситуацией, поведенческо-во-левой компонент учитывает контроль над своим поведением, над ситуацией в аудитории с учётом своих интересов.

Когнитивному компоненту соответствуют фразы 1, 4, 7, 10-13, 16, 19, 22; эмоциональному — 2, 5, 8, 11, 14-17, 20; поведенческо-воле-вому — 3, 6, 9, 12-15, 18-21, 23. По каждому компоненту подсчитыва-лось количество совпадений реальных и идеальных знаков (в первой группе их должно быть 10, во второй — 9, в третьей — 12). Идеальное количество знаков принималось за 100 %. Затем высчитывалаь доля реальных знаков. Чем ближе значение к 100 %, тем лучше сформирован компонент.

Подсчитав процент сформированности каждого компонента педагогического взаимодействия у студентов в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили средние показатели сформированно-сти компонентов отдельно для экспериментальной и для контрольной групп. Для этого мы сложили показатели конкретного компонента всех студентов группы и поделили на количество обучающихся (Таблица 2).

Таблица 2 — Показатели сформированное™ компонентов педагогического взаимодействия экспериментальной

а

§ и контрольной групп в ходе констатирующего эксперимента

Table 2 — Indicators of the formation of the components ^ of pedagogical interaction between the experimental and control - groups in the course of the ascertaining experiment

50

О

§

tq ^

« a

Us

SJ

tq tq hq

Таблица 2 Table 2

Группа Компонент педагогического взаимодействия

Когнитивный, % Эмоциональный, % Поведенческо-волевой, %

Экспериментальная 71 73 65

Контрольная 72 68 69

е

л

Ö ц

и

So 3

и

ж ц

и ж

Ö ^

Ö о

ил и

Ö ц

и и

№ 5

з

О

ц

е о о

е 5

з

О ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е о

о и

о

ж

§

о* ж

О

Kl 5

О д

г О

т О

в

и

д

и

v

Л и

т g

е к

Полученные данные свидетельствуют о том, что показатели сформированности компонентов педагогического взаимодействия в обеих группах были практически идентичны.

Обучение страноведению Германии в контрольной группе проводилось по традиционной схеме. Содержание обучения в экспериментальной группе было организовано в ракурсе формирования составляющих педагогического общения.

На завершающем этапе эксперимента было повторно проведено тестирование среди студентов экспериментальной и контрольной групп. Проанализировав ответы выполненной работы студентов экспериментальной и контрольной групп, мы получили и представили результаты (Таблица 3).

Таблица 3 — Показатели сформированное™ компонентов педагогического взаимодействия экспериментальной и контрольной групп в ходе контрольного этапа эксперимента Table 3 — Indicators of the formation of the components of pedagogical interaction between the experimental and control groups during the control stage of the experiment

od а Компонент педагогического взаимодействия

а ^ а 1-4 Когнитивный, % Эмоциональный, % Поведенческо-волевой, %

Экспериментальная 89 93 86

Контрольная 74 71 66

Проанализировав данные констатирующего и формирующего этапов, мы можем отметить, что в экспериментальной группе показатель сформированности когнитивного компонента повысился на 18%, показатель сформированности эмоционального компонента на 20%, а поведенческо-волевого на 21 %. Уровень сформированности компонентов педагогического взаимодействия в контрольной группе изменился незначительно.

4 Обсуждение (Discussion)

К вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе, основанном на принципе фасилитации, обращались такие современные педагоги, как И. Н. Авдеева, Н.Г. Гордеева, И. В. Гужва, Р. С. Ди-

мухаметов, Р. Р. Хайрутдинов, Е. Л. Ерохина, В. Е. Сумина, Т. А. Филь и другие, которые писали о проблемах эффективной организации деятельности коллектива, утверждая, что руководитель должен быть демократичным. Однако, одним из первых к этому явлению обратился К. Роджерс, который предлагал трактовать термин «фасилитация» как стимулирование, инициирование, оказание позитивного влияния на личность за счёт особого стиля педагогического взаимодействия [7].

Мы согласны с мнением Е. Ю. Никитиной, которая называет ха- ^

е

рактерные черты педагогического взаимодействия студентов и препо- §

реализация принципа фасилитации на занятиях позволяет:

- найти компромиссы по спорным вопросам, принять общее ре;

- всем студентам принять участие в работе, повлиять на резуль-

- творчески отнестись к выполнению задания, более глубоко подойти к решению проблемы;

давателя: -к

- влияние студентов на разрешение значимых проблем; р

ин

- совместное принятие и исполнение решений преподавателем -к

а

и будущим учителем; ®

ас

- диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, ос- §

ж

нованное на паритетных началах; ^

к

- достижение консенсуса при решении проблемы; к

- добровольность и заинтересованность всех участников обра- ^

о

зовательного процесса, коллективная ответственность [8]. е

с

се

На основе анализа психолого-педагогической литературы и ре- ^

о

зультатов экспериментальной работы правомерно сделать вывод, что ^

е

с с и

о

- приобрести опыт работы с новыми источниками информации; а

о*

оказывать друг другу помощь и поддержку в процессе сов- о

местной деятельности; о

д

г о

0

шение; ки

д

1

таты; и

у

ч и

е й

сц

»а а

и

г®

- спокойно выслушивать противоположную точку зрения, аргументированно излагать свою;

- научить студентов в результате совместной работы получать новые навыки, видеть перспективы, общаться и взаимодействовать.

Формируя у студентов умение педагогического взаимодействия на основе принципа фасилитации, преподавателю следует учитывать:

- стратегии подготовки обучающегося должны быть разработаны с учётом ситуации и личностных особенностей конкретного человека;

- общность ценностей в учебной группе способствует полноценному использованию индивидуальных склонностей и возможностей;

- цель должна быть сформулирована понятно, задачи — мотивировать студентов к достижению конечного результата;

- студенты должны планировать совместные действия и уметь дать оценку своей деятельности.

Кроме этого, преподаватель должен:

- способствовать сотрудничеству между студентами;

- обеспечить самоконтроль со стороны студентов;

- предоставить студентам свободу выбора в постановке целей и принятии решений;

- создать в коллективе атмосферу творчества;

- повышать уровень сформированности умения педагогического взаимодействия;

- своим примером прививать уважение к профессии учителя.

Основываясь на результатах нашего исследования, считаем, что

а

«о

о

§

^ доминантами педагогического взаимодействия, основанного на прин-

^ ципе фасилитации, являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использование индивидуального и группового потенциала; участие студентов в самоуправлении деятельностью и осу-

^ ществление самоконтроля;

- обоюдная помощь, ответственность за выполнение заданий;

- стремление к достижению цели, обеспечивающее эффективность учебной деятельности.

Анализ результатов теста на этапе констатирующего этапа показал средний уровень сформированности когнитивного, эмоционального, поведенческо-волевого компонентов педагогического взаимодействия и подтвердил необходимость работы над формированием

данного умения. ^

е

Наш эксперимент проходил в естественных условиях в про- §

- методики «Четыре угла» (4 Ecken), «мировое кафе» (World Cafe), «тур по галереи» (Galeriegang) и «обучение по станциям» (Stationenlernen);

дагогического взаимодействия в экспериментальной группе в среднем повысился на 20%, а в контрольной группе практически не изменился.

цессе подготовки учителей иностранного языка. На практических заня- Л

¡о

тиях по дисциплине «Страноведение Германии» в экспериментальных р

ин

группах были применены следующие виды работы: -к

а

а

а с § и

к

- презентация путешествия по Германии пластилинового героя; ии

- викторина, игра «Что? Где? Когда?», миниквест; а

о

- автобусная экскурсия по городам Германии, ролевая игра; е

с

се

составление ассоциограммы ; а

о

проектная методика; ^

е

с

создание аккаунта известной личности; и

о

- технология «Обучение в сотрудничестве». на

§

с

На занятиях использовались диалоговые формы общения, соче- но

Й

тались индивидуальные, парные, фронтальные виды работы. Для эмо- о

д

го

циональной поддержки были использованы аутентичные песенные ма- ®

0

териалы и наглядность. В ходе контрольного этапа повторно проведено ки тестирование, которое показало, что уровень сформированности ког- уд

1

нитивного, эмоционального и поведенческо-волевого компонентов пе- §

х у

ч и

§

№ й

Мы полагаем, что обучение с учетом принципа фасилитации является оптимальным путём повышения уровня сформированности умения педагогического взаимодействия будущих учителей. 5 Заключение (Conclusion)

Подводя итоги нашего исследования, можем констатировать, что реализация принципа фасилитации в профессиональной подготовке будущих учителей способствует формированию умения педагогического взаимодействия. Данный принцип позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса в ходе использования современных методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося и учит студентов общаться между собой и с преподавателем в ракурсе диалогичности, неформальности, демократичности.

Библиографический список

1. Ершова О.В. Способы организации педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. Т. 85, № 6. С. 80-89.

2. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А. Использование элементов театрализации при обучении второму иностранному языку в высшей школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 19-39.

3. Константинов А.Е., Димухаметов Р.С. Научно-методическое сопровождение молодого педагога как условие развития профессиональных компетенций // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 110-115.

4. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в выс-

сц

шем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 45-51.

а

«о

о

§

tq

науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 242-257. ¡а 6. Байгускарова Т. Б. Метод проектов как один из эффективных методов

^ бучения и формирования личности школьника XXI века // Вестник Башкирского

О

^ государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 4 (48).

tq С. 77-88.

hq

5. Формирование интереса к изучению иностранных языков в процессе использования аутентичных аудиоматериалов / Быстрай Е. Б. [и др.] // Перспективы

7. Канина Е. Н., Подлиняев О. Л., Малахова Н. Н. Стили педагогических коммуникаций в образовательной среде современного вуза // Сибирский учитель. 2020. № 2 (129). С. 48-51.

8. Никитина Е. Ю., Филиппова О. Г., Новикова Н. Б. Коммуникативно-личностное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 117-133.

Ye. B. Bystrai1, L. A. Belova2, T. V. Shtykova3

:ORCID No. 0000-0001-5976-3465 Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Education), Head, Department of German Language and German Language Teaching Methods South -Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: bistraieb@cspu.ru

a

о a

2ORCID No. 0000-0002-2036-6937 ^ Academic Title of Docent, Candidate of Sciences (Philology), Associate Pro- a

fessor, Department of the German Language and German Language Teaching ee

Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelya- ^

binsk, Russia. 2.

E-mail: telems74@rambler.ru

3ORCID No. 0000-0002-5256-5885 Academic title of Docent, candidate of pedagogical Sciences, associate professor of department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk,

о a

a-

e

p

3

c

es s

2

Russia. p

E-mail: shtykovatv@cspu.ru e

to i

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE |

OF FALICITATION IN THE PROCESS

OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS I

$

UU

Abstract &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r №

Introduction. In the modern world, in the context of ongoing changes ??

c

in the education system, knowledge about the interaction between students and ^

2

the teacher, based on joint activities, equality of all participants in the educational process, support, trust and mutual understanding, is in demand. This actualizes the need to implement the principle of facilitation in the process of professional training of future teachers, which implies the establishment of relationships between communication participants in the course of educational activities as equal partners, the inclusion of a student in activities, the creation of prerequisites for self-organization and self-development of the individual, which seems possible through the introduction of such teaching methods into the educational process, which teach students to communicate with each other and with the teacher in the perspective of dialogue, democracy and take into account the individual characteristics of each student. Conducting classes taking into account the principle of facilitation allows students to develop the skills of pedagogical interaction at a higher level. The purpose of the study is to analyze the optimal ways of forming the skills of pedagogical interaction by introducing teaching methods based on the principle of facilitation into the educational process.

Materials and methods. The main research methods were the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem under study and a test for diagnosing the degree of development of the cognitive, emotional and behavioral-volitional components of pedagogical interaction, developed by Professor L.V. Bayborodova.

Results. The experience of working at the Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University made it possible to substantiate the expediency of implementing the principle of facil-§ itation in the process of professional training of future teachers. The results of

diagnostics of the final stage of the experiment showed that the level of forth

S. mation of the cognitive, emotional and behavioral-volitional components of T. pedagogical interaction in the experimental group increased by an average of | 20%, while in the control group it remained practically unchanged. We believe oq that training based on the principle of facilitation will increase the level of formation of the skill of pedagogical interaction of future teachers.

Discussion. Both Russian and foreign scientists pay great attention to the issue of pedagogical interaction, considering it as a system of joint activities of participants in the educational process, aimed at increasing its efficiency and based on the principle of facilitation.

ia tr

cq £

Conclusion. It is concluded that the implementation of the principle of facilitation in the professional training of future teachers contributes to the formation of their ability of pedagogical interaction, ensures the effectiveness of the educational process in the course of using modern teaching methods that take into account the individual characteristics of each student.

Keywords: Pedagogical interaction; Facilitation principle; Cognitive; Emotional; Behavioral-volitional components; Project method; Role-playing game.

Highlights:

The concept of pedagogical interaction is given as a system of joint m

l

activities of participants in the educational process; m

The need for the implementation of pedagogical interaction is proved, §

a

taking into account the principle of facilitation, which forms a creative person, °

n

ready to listen and non-judgmentally accept another opinion, capable of coop- f eration, to find solutions to problems; p

The dominants of pedagogical interaction based on the principle of n

ci

facilitation are determined; l

ft

The significance of the application of teaching methods based on the f

a

principle of facilitation is substantiated. i

a-

s ft a

s

References o

a

1. Yershova O.V. (2021), Sposoby organizatsii pedagogicheskogo vzai-modeystviya [Ways of organizing pedagogical interaction], Pedagogika, 85, 6, p 80-89. (In Russian).

2. Baronenko Ye.A., Raysvikh Yu.A. & Skorobrenko I.A. (2020)

Ispol'zovaniye elementov teatralizatsii pri obuchenii vtoromu inostrannomu r

f

yazyku v vysshey shkole [The use of theatrical elements in teaching a second for- s

si

eign language in higher education], Vestnik Yuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo n

al

gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 6 (159), 19-39. (In Russian).

3. Konstantinov A.Ye. & Dimukhametov R.S. (2019), Nauchno-

a"

metodicheskoye soprovozhdeniye molodogo pedagoga kak usloviye razvitiya pro- o

ft

fessional'nykh kompetentsiy [Scientific and methodological support of a young u teacher as a condition for the development of professional competencies], Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya, 2 (36), 110-115. (In Russian). ft

4. Mukhametzyanova F.G. & Khayrutdinov R.R. (2017), O fenomene fasi- r

s

litatsii v vysshem obrazovanii [On the phenomenon of facilitation in higher education], Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 1 (120), 45-51. (In Russian).

5. Bystray Ye. B., Belova L. A., Slabysheva A. V. & Shtykova T. V. (2020), Formirovaniye interesa k izucheniyu inostrannykh yazykov v protsesse ispol'zovaniya autentichnykh audiomaterialov [Formation of interest in the study of foreign languages in the process of using authentic audio materials], Perspek-tivy nauki i obrazovaniya, 1 (4,). 242-257. (In Russian).

6. Bayguskarova T.B.(2018), Metod proyektov kak odin iz effektivnykh metodov bucheniya i formirovaniya lichnosti shkol'nika XXI veka [The project method as one of the effective methods of teaching and shaping the personality of a schoolchild of the XXI century], Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta im. M. Akmully, 4 (48), 77-88. (In Russian).

7. Kanina Ye.N., Podlinyayev O.L. & Malakhova N.N. (2020), Stili ped-agogicheskikh kommunikatsiy v obrazovatel'noy srede sovremennogo vuza [Styles of pedagogical communications in the educational environment of a modern university], Sibirskiy uchitel', 2 (129), 48-51. (In Russian).

8. Nikitina Ye.Yu., Filippova O.G. & Novikova N.B. (2019), Kommu-nikativno-lichnostnoye vzaimodeystviye sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa [Communicative and personal interaction of the subjects of the educational process], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagog-icheskogo universiteta, 4, 117-133. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

§ The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing

ko

Ц 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

thS

.V

ЬА a

v lo el

eB

.A

ia tr

yst

yB .B

Ye.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.