Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕМ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕМ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ / СОТРУДНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стабровский Е.И.

Исследуется формирование правового сознания правонарушителя в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы. Анализируются средства исправления осужденных к лишению свободы. Отмечаются направления воспитательной работы с осужденными. Указывается, что значительную роль в формировании правового сознания осужденного приобретает личность правоприменителя, деятельность которого требует ценностно-антропологического подхода. Анализируются коллективные и индивидуальные формы воспитательной работы. Исследуются особенности формирования правового сознания на различных стадиях исполнения наказания. Отмечается, что успешность формирования правосознания определяется решением выявленных проблем правового сознания осужденного и сформированностью личностных правовых ценностей. Анализируется зарубежный опыт предупреждения противоправного поведения после окончания срока лишения свободы. Делается вывод о невозможности применения в Республике Беларусь превентивного заключения ввиду срочности наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION BY THE LAW ENFORCER OF A COMPLEX OF MEASURES FOR FORMING THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE OFFENER IN CONDITIONS OF DEPRIVATION OF FREEDOM

The formation of the legal consciousness of an offender in the process of executing a sentence of imprisonment is investigated. The means of correction of those sentenced to imprisonment are analyzed. The directions of educational work with convicts are noted. It is indicated that a significant role in the formation of the legal consciousness of the convict is acquired by the personality of the law enforcer, whose activity requires a value-anthropological approach. Collective and individual forms of educational work are analyzed. The features of the formation of legal consciousness at various stages of the execution of punishment are investigated. It is noted that the success of the formation of legal consciousness is determined by the solution of the identified problems of the legal consciousness of the convict and the formation of personal legal values. The foreign experience of preventing unlawful behavior after the end of the term of imprisonment is analyzed. It is concluded that it is impossible to apply preventive detention in the Republic of Belarus due to the term of the punishment.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕМ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 340.114.5 Б01 10.52928/2070-1632-2021-56-5-158-163

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЕМ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Е.И. СТАБРОВСКИЙ (Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Минск) ORCID https://orcid.org./0000-0002-3132-9293

Исследуется формирование правового сознания правонарушителя в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы. Анализируются средства исправления осужденных к лишению свободы. Отмечаются направления воспитательной работы с осужденными. Указывается, что значительную роль в формировании правового сознания осужденного приобретает личность правоприменителя, деятельность которого требует ценностно-антропологического подхода. Анализируются коллективные и индивидуальные формы воспитательной работы. Исследуются особенности формирования правового сознания на различных стадиях исполнения наказания. Отмечается, что успешность формирования правосознания определяется решением выявленных проблем правового сознания осужденного и сформированно-стью личностных правовых ценностей. Анализируется зарубежный опыт предупреждения противоправного поведения после окончания срока лишения свободы. Делается вывод о невозможности применения в Республике Беларусь превентивного заключения ввиду срочности наказания.

Ключевые слова: правовое сознание, осужденные, лишение свободы, личностные правовые ценности, исправление, правоприменитель, сотрудник исправительного учреждения.

Введение. Актуальной проблемой в современных условиях является формирование правового сознания правонарушителя. Исследованием данной проблемы занимаются представители юридических и иных гуманитарных наук. Общая теория права позволяет на основе современных научных достижений комплексно исследовать формирование правового сознания личности в процессе реализации юридической ответственности на примере одной из наиболее строгих ее мер - лишения свободы.

Формирование правового сознания личности связано с воздействием на тот или иной его элемент. Достижения современной психологии сознания позволяют совершенствовать традиционную теорию правового сознания человека. Полагаем целесообразным представить структуру правового сознания личности посредством выделения трех уровней: бытийного, рефлексивного и личностно -ценностного. Бытийный уровень правосознания представляет собой реакцию сознания на правовую реальность, обусловленную психическими, в т.ч. соматическими, особенностями человека. К ним относятся те содержания сознания, которые традиционно связываются с правовой психологией. Рефлексивный уровень является рациональной, связанной со знаниями, частью правосознания. К нему относятся правовые знания, идеи и прочие компоненты, которые усваиваются человеком в правовой жизни. Особенностью предлагаемой структуры правосознания является выделение, помимо двух, указанных выше, уровней, также и личностно-ценностного уровня правового сознания, отражающего личностные правовые ценности человека [1]. Личностная правовая ценность представляет собой свободно принятую, усвоенную и укорененную в правовом сознании человека идеальную модель поведения, сформированную на основе нравственных либо нормативных правовых ценностей и с внутренней необходимостью реализуемую в правомерном поведении человека. Именно личностными правовыми ценностями определяется сфор-мированность правового сознания человека.

Основная часть. Современный подход к исполнению наказания направлен на исправление и предполагает комплексное формирование личности правонарушителя. Поведение человека зависит от многих факторов, однако юридически значимое поведение всегда определяется его правовым сознанием. Поэтому главным направлением воздействия на правонарушителя в период отбывания наказания должно быть формирование его правового сознания. Иное исправительное воздействие должно быть связано с формированием правового сознания человека.

Значительную роль в процессе формирования правового сознания осужденных выполняют средства исправления. К основным средствам исправления осужденных согласно ч. 3 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь относятся:

1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания;

2) воспитательная работа;

3) общественно полезный труд;

4) получение осужденными образования;

5) общественное воздействие.

Влияние средств исправления на человека происходит через правосознание. Поэтому поведение, соответствующее требованиям права, вызванное применением средств исправления, еще не означает изменений в правосознании правонарушителя. Без учета личностного выражения человеком себя в правовой жизни невозможно достичь цели формирования его правового сознания. Об этом свидетельствуют статистические данные о том, что количество осужденных к лишению свободы, ранее отбывавших это наказание, в 2011-2018 гг., превосходило или приблизительно равнялось количеству впервые осужденных к лишению свободы1.

Каждое из средств исправления позволяет обнаружить личностное проявление осужденным себя в правовой жизни. Соблюдение установленного порядка отбывания наказания, независимо от контроля со стороны правоприменителя в лице сотрудника исправительного учреждения (далее - ИУ), выражает личностное положительное отношение правонарушителя к данному средству исправления. Привлечение к общественно полезному труду, получению образования, воспитательной работе, общественному воздействию требует личностного отношения осужденного. Приобретение правовых и иных знаний, нравственных представлений, профессиональных умений и навыков еще не гарантирует личностных изменений в правосознании. Поэтому в работе с осужденными одной из основных задач, стоящих перед правоприменителем, является поиск подхода и актуализация личностного отношения осужденного к средствам исправления. В данном случае в процессе формирования правосознания осужденного значительную роль приобретает личность правоприменителя. При взаимодействии с сотрудником, имеющем личностно-ценностное правосознание, возрастает вероятность принятия осужденным правовых ценностей на личностно-ценностном уровне.

Одним из основных средств исправления, формирования правового сознания осужденных является воспитательная работа, особое внимание к которой обусловлено личным взаимодействием и общением сотрудника ИУ и осужденного. Воспитательная работа охватывает широкий круг направлений воздействия на личность осужденного и призвана, как и другие средства исправления, в конечном счете, формировать его правовое сознание и, особенно, личностно-ценностный уровень, как основу правомерного поведения. Прямую связь с формированием правового сознания имеет правовое воспитание. В качестве основных направлений воспитательной работы с осужденными также выделяются нравственное и духовное, трудовое, эстетическое, санитарно-гигиеническое и физическое, а также антинаркотическое воспитание. При всем спектре направлений воспитательного воздействия на осужденного сами по себе ни эстетические представления, ни трудовые навыки, ни спортивные достижения не являются основой правомерного поведения осужденного. Поэтому каждое направление воспитательной работы с осужденным должно быть связано с формированием его правосознания и личностных правовых ценностей.

Для реализации указанных направлений с осужденными проводятся различные коллективные и индивидуальные воспитательные мероприятия. Конкретные методики проведения воспитательных мероприятий, эффективные приемы и способы формирующего воздействия определяются и предлагаются на основании результатов исследований в области психологических и педагогической наук [2; 3]. Коллективные воспитательные мероприятия позволяют в рамках одного мероприятия охватить максимальное количество осужденных, но имеют низкую обратную связь осужденного с сотрудником ИУ. Поэтому результаты данных мероприятий требуют закрепления и развития (уточнения, разъяснения, контроля и пр.) на индивидуальном уровне. Сформированные правовые знания, нормативные правовые ценности относятся к рефлексивному уровню правового сознания. Под нормативной правовой ценностью в правовом сознании личности понимается интеллектуально воспринятая лицом идеальная модель поведения, заложенная в правовых нормах и принципах, соответствующих конкретному правопорядку. Однако для формирования правового сознания, как было отмечено выше, этого недостаточно. Для этого должно произойти принятие человеком правовой ценности. Наиболее благоприятные условия, способствующие принятию осужденным правовой ценности, создаются в рамках индивидуального взаимодействия осужденного и сотрудника ИУ.

Воспитательная работа должна осуществляться в рамках понятного для человека и соответствующего обстоятельствам общения сотрудника ИУ и осужденного. Деятельность правоприменителя не должна представлять собой какое бы то ни было навязывание, формальную пропаганду ценностей и исправления, что может вызвать обратный эффект и привести к девальвации осуществляемой деятельности в глазах осужденного. Данная деятельность требует ценностно-антропологического подхода к формированию правосознания осужденного, который заключается в проявлении самим сотрудником личностных правовых ценностей, направленности на их формирование у осужденного. Это, прежде всего, справедливость, уважение к закону, уважение к другим людям и т.д. Это означает, что правоприменителю при осу-

1 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] // Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.bv/ofitsialnava-statistika/publications/izdania/index 14636/.

ществлении индивидуальной и коллективной воспитательной работы с осужденными следует руководствоваться необходимостью формирования их правового сознания, стремиться, в конечном счете, приблизить каждого осужденного к принятию правовых ценностей. Сотруднику ИУ следует осуществлять свою деятельность с учетом того, что каждое его как позитивное, так и негативное действие будет иметь впоследствии отражение в правовом сознании и личностных правовых ценностях осужденного.

Для деятельности по формированию правосознания осужденного к лишению свободы большое значение имеют продолжительность и стадии отбывания наказания. Срок лишения свободы определяет конкретные максимальные и возможные минимальные пределы исполнения наказания. Пребывание осужденного в ИУ не означает прямого, линейного формирования правового сознания, его исправления, принятия правовых ценностей. Напротив, существует ряд негативных проявлений, влияющих на правовое сознание, которые могут быть вызваны продолжительным пребыванием осужденного в ИУ. Например, приобщение к криминальной субкультуре [2, л. 191], нарушение связей и отношений с семьей [4, л. 99], изменение состояния здоровья [5, л. 46] и т.д. Также эффективная реализация лишения свободы, выражающаяся в формировании правового сознания правонарушителя, может быть не достигнута ввиду краткосрочности формирующего воздействия. Отметим, что исполнение наказания ограничено срочностью, устанавливаемой судом. В этой связи деятельность по формированию правосознания осужденного планируется и организуется исходя из назначенного судом срока наказания.

При планировании и организации деятельности по формированию правового сознания осужденного к лишению свободы важным обстоятельством являются стадии исполнения наказания, которые условно можно назвать начальной, основной и завершающей [3, л. 200]. Каждая стадия имеет свои особенности, что требует учета в организации работы с правонарушителем. Однако стадии исполнения наказания не тождественны изменениям правосознания человека. Вместе с тем, учет данных стадий весьма важен для проведения работы с осужденным.

Полагаем целесообразным выделить комплекс мер по формированию правового сознания осужденных к лишению свободы на основе стадий исполнения наказания.

Начальная стадия исполнения наказания связана со знакомством с осужденным, определением состояния его правового сознания, ознакомлением осужденного с порядком отбывания наказания. В свою очередь осужденный знакомится с новыми для него условиями жизни, ограничениями и запретами, сотрудниками ИУ, другими людьми. На данной стадии исполнения наказания определяется направленность осужденного на соблюдение установленного порядка отбывания наказания или его нарушение. Позиция осужденного, предполагающая положительную направленность и конструктивное общение с правоприменителями, будет способствовать формированию правосознания. В свою очередь, обратная позиция осужденного будет этому препятствовать. В начале исполнения наказания правоприменитель должен с помощью доступных средств и методов исследовать личность осужденного и его правовое сознание. На этом основании складывается представление о правовом сознании осужденного, имеющихся проблемах и направлениях необходимого воздействия. Изучать личность осужденного, происходящие изменения в его правовом сознании необходимо на каждой стадии исполнения наказания. Для этого уместно дополнительно использовать возможности психологического тестирования и прогнозирования индивидуального правового поведения, что расширит представления о правовом сознании осужденного [6, с. 134].

На основной стадии исполнения наказания в планомерном порядке осуществляется необходимая разносторонняя и продолжительная работа с осужденным, направленная на формирование его правового сознания с помощью средств исправления, предусмотренных законодательством. Успешность формирования правового сознания определяется решением выявленных проблем и сформированностью личностных правовых ценностей.

Завершающая стадия исполнения наказания может определяться как окончанием срока исполнения наказания, так и возможностью досрочного освобождения. В любом случае ИУ принимает меры, способствующие адаптации осужденного к жизни на свободе, независимо от того, были достигнуты цели исправления или нет. В ситуации, когда правовое сознание осужденного не сформировано, но срок наказания истекает, сотрудники ИУ, тем не менее, продолжают принимать меры и использовать доступные средства для формирования правового сознания осужденного. Действующее законодательство предоставляет правоприменителю ряд правовых средств (например, превентивный надзор, профилактическое наблюдение), которые в случае отсутствия исправления способствуют правопослушному поведению человека, минимизации рисков новых преступлений и позитивно воздействуют на его правовое сознание.

В этой связи интересен опыт Федеративной Республики Германия, где суд в определенных обстоятельствах наряду с лишением свободы вправе назначить правонарушителю превентивное заключение, если суду доказано, что правонарушитель представляет собой опасность для общества (ст. 66 Уголовного кодекса Федеративной Республики Германия 1998 г. (далее - УК Германии)). Превентивное заключение не считается наказанием, а является предупредительной мерой, что связано с двухрядной системой санкций в УК Германии, различающихся на наказания [Strafen] (ст. 38) и так называемые меры исправления

и превенции [Maßregelnder Besserungund Sicherung] (ст. 61), применяемыми в отношении лиц, совершивших преступные деяния. Превентивное заключение завершается по истечении 10 лет, но может быть прекращено досрочно. Данная мера может быть продлена, если существует опасность, что заключенный вследствие своих преступных наклонностей совершит тяжкие преступления, в результате которых потерпевшим будет нанесен значительный моральный или физический ущерб (ч. 3 ст. 67d УК Германии). Применение превентивного заключения по своему содержанию очень близко к лишению свободы. Вследствие этого возникло судебное разбирательство по делу «M. против Германии» [M. v. GERMANY] (жалоба № 19359/04) в Европейском Суде по правам человека (далее - ЕСПЧ) о несоответствии превентивного заключения требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). В частности, заявитель утверждал, что продление срока его превентивного заключения на неопределенный период времени нарушило его право, гарантируемое п. 1 ст. 7 указанной Конвенции, не быть подвергнутым наказанию более строгому, чем то, которое предусматривалось на момент совершения преступления. По данному делу ЕСПЧ вынес постановление от 17.12.2009 (вступило в силу 10.05.2010), в соответствии с которым превентивное заключение по УК Германии надлежит классифицировать - для целей применения п. 1 ст. 7 Конвенции - как «наказание»2. Следует отметить, что в Республике Беларусь применение превентивного заключения не осуществляется ввиду срочности наказания, назначаемого в целях исправления лица и предупреждения новых преступлений.

Заключение. На основании вышеизложенного необходимо сделать соответствующие выводы:

- при исполнении наказания правоприменителю следует руководствоваться необходимостью формирования правового сознания, стремиться приблизить каждого правонарушителя к принятию правовых ценностей и таким образом формировать его личностные правовые ценности;

- в процессе формирования правового сознания осужденного значительную роль приобретает личность правоприменителя;

- каждое направление воспитательной работы с осужденным должно быть связано с формированием его правового сознания и способствовать формированию его личностных правовых ценностей;

- наиболее благоприятные условия, способствующие принятию осужденным правовой ценности, создаются в рамках индивидуального взаимодействия осужденного и сотрудника ИУ;

- стадии исполнения наказания не тождественны изменениям правосознания человека. На каждой стадии целесообразно использовать комплекс мер по формированию правового сознания осужденного. Для этого уместно использовать возможности психологического тестирования и прогнозирования индивидуального правового поведения;

- действующее законодательство предоставляет правоприменителю ряд правовых средств, которые в случае отсутствия исправления способствуют правопослушному поведению человека, минимизации рисков новых преступлений и позитивно воздействуют на его правовое сознание. Превентивное заключение в Республике Беларусь не применяется ввиду срочности наказания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов, В.И. Структура правового сознания в контексте достижений современной психологии сознания: антропо-лого-правовой подход / В.И. Павлов, Е.И. Стабровский // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь ; Ин-т правовых исследований ; ред-кол.: Н. А. Карпович (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2020. - Вып. 15. - С. 51-57.

2. Стуканов, В.Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности на современном этапе развития общества Республики Беларусь : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В.Г. Стуканов. - Санкт-Петербург, 2016. - 362 л.

3. Схопчик, О.Э. Дефекты правосознания несовершеннолетних правонарушителей и пути их преодоления : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / О.Э. Схопчик. - Минск, 2014. - 151 л.

4. Катцова, Т.М. Правовое и прикладное обеспечение образования осужденных к лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Т.М. Катцова. - Минск, 2016. - 221 л.

5. Степаненко, В.И. Ресоциализационные условия исполнения лишения свободы в отношении лиц, ранее отбывавших это наказание : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / В.И. Степаненко. - Минск, 2010. - 170 л.

6. Ананич, В.А. Анализ и прогнозирование преступности : метод. рекомендации / В.А. Ананич, Н.А. Аникеева. -Минск : Академия МВД, 2017. - 146 с.

REFERENCES

1. Pavlov, V.I. Stabrovskij, E.I. (2020). Struktura pravovogo soznaniya v kontekste dostizhenij sovremennoj psihologii soz-naniya: antropologo-pravovoj podhod. In Pravo v sovremennom belorusskom obshchestve. Eds. N. A. Karpovich. Iss. 15., 51-57. (In Russ.). https://etalonline.by/document/?regnum=u02100364&q id=

2 Постановление ЕСПЧ : M. против Германии [Электронный ресурс] // The RosEuroSud project. - URL: https://ro seuro sud. org/r/st-7/po stanovlenie-espch-m-protiv- germanii.

2. Stukanov, V.G. (2016). Informacionno-pedagogicheskaya sistema formirovaniya pravosoznaniya lichnosti na sovremen-nom etape razvitiya obshchestva Respubliki Belarus'. Saint Petersburg. (In Russ.).

3. Skhopchik, O.E. (2014). Defekty pravosoznaniya nesovershennoletnih pravonarushitelej i puti ih preodoleniya. Minsk. (In Russ.).

4. Kattsova, T.M. (2016). Pravovoe i prikladnoe obespechenie obrazovaniya osuzhdennyh k lisheniyu svobody. Minsk. (In Russ.).

5. Stepanenko, V.I. (2010). Resocializacionnye usloviya ispolneniya lisheniya svobody v otnoshenii lic, ranee otbyvavshih eto nakazanie. Minsk. (In Russ.).

6. Ananich, V.A. Anikeeva, N.A. (2017). Analiz iprognozirovanieprestupnosti. Minsk: Academy of the MIA. (In Russ.).

Поступила 22.02.2021

IMPLEMENTATION BY THE LAW ENFORCER OF A COMPLEX OF MEASURES FOR FORMING THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE OFFENER IN CONDITIONS OF DEPRIVATION OF FREEDOM

E. STABROVSKIY

The formation of the legal consciousness of an offender in the process of executing a sentence of imprisonment is investigated. The means of correction of those sentenced to imprisonment are analyzed. The directions of educational work with convicts are noted. It is indicated that a significant role in the formation of the legal consciousness of the convict is acquired by the personality of the law enforcer, whose activity requires a value-anthropological approach. Collective and individual forms of educational work are analyzed. The features of the formation of legal consciousness at various stages of the execution ofpunishment are investigated. It is noted that the success of the formation of legal consciousness is determined by the solution of the identified problems of the legal consciousness of the convict and the formation ofpersonal legal values. The foreign experience ofpreventing unlawful behavior after the end of the term of imprisonment is analyzed. It is concluded that it is impossible to apply preventive detention in the Republic of Belarus due to the term of the punishment.

Keywords: legal consciousness, convicts, imprisonment, personal legal values, correction, law enforcer, correctional officer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.