Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: РЕАЛИИ РОССИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: РЕАЛИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / РЕБЕНОК / ГОСУДАРСТВО / ЗАЩИТА / ОХРАНА / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимит Т.И.

В статье рассматриваются вопросы государственной политики России в области охраны и защиты прав детей, анализируется международное и национальное законодательство в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: РЕАЛИИ РОССИИ»

УДК 342

Т.И. Чимит

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: РЕАЛИИ РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы государственной политики России в области охраны и защиты прав детей, анализируется международное и национальное законодательство в этой сфере.

Ключевые слова: право, ребенок, государство, защита, охрана, дети.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей: обеспечение максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка, обладающего высокой моралью, уважающего права и свободы человека, а также проявляющего уважительное отношение к языкам, религии и культуре других национальностей нашей страны. А без должного воспитания детей этого не достичь, поскольку фундамент должен закладываться еще в детстве, в семье [1, с. 48].

Анализ семейного законодательства, как международного, так и российского, показывает, что ребенок в РФ имеет полный набор прав и свобод для полноценной жизни в социуме, но осуществление прав ребенка, признанного самостоятельным единицей семейных отношений, связано с множеством проблем как теоретического, так практического характера. Связано это, прежде всего, с недостатком правовой законодательной массы, а именно, в несовершенстве внутреннего (прежде всего семейного) законодательства и в отсутствии единого органа власти, обязанного обеспечить защиту детей. Конституция РФ, Семейный кодекс, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» включают в себя основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка [2, с. 103]. Вместе с тем некоторые основные положения этого международного документа не выполняются: не все российские законодательные акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами; не создана система правовых условий для правильного развития ребенка и реализации его права; не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключали разветвленность правового регулирования и свидетельствовали бы о государственной опеке над детьми.

Конвенция ООН статьями 9, 20, 21 закрепляет право детей на жизнь в родительской семье и на иное устройство детей, лишенных родной семьи, с учетом «наилучших интересов ребенка в первостепенном порядке». То есть, Государство должно делать все возможное, чтобы сохранить для ребенка его семью. В случае невозможности этого стремиться устроить ребенка в иную семью. Казалось бы, статья 123 СК РФ соответствует таким требованиям Конвенции. Но, между тем, в России около 0,5% всех детей содержится в детских домах. Около 0,5% детей России содержится в домах-интернатах для детей-инвалидов. По официальным данным только 25% бюджетных средств, выделяемых на содержание ребенка в интернате, тратятся лично на ребенка, а остальные 75% идут на поддержание системы учреждений. Но главным результатом работы этих учреждений и этих бюджетных затрат является отрыв ребенка от семьи и родных и подготовка неприспособленных к самостоятельной жизни глубоко несчастных людей.

© Чимит Т.И., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. № 12 (39). Том III

ISSN 2223-4047

Ребенок - сирота, ограниченный в связи с внешним миром, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Нередко отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Воспитанник детского дома после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов - бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, способствовать успешному профессиональному самоопределению - это основная задача государственных интернатных учреждений. В России довольно слабая, но все же с каждым годом постепенно модернизирующаяся система усыновления детей. Причиной такого положения является несовершенство законодательства, незаинтересованность должностных лиц в изменении ситуации, формализм, отсутствие профессиональных навыков и методик работы. Однако государство начало активнее заниматься проблемами таких детей. Как только Президент России в ежегодном послании - неожиданно для всех - напомнил о российских сиротах, ситуация изменилась. Президент поручил правительству изучить вопрос и незамедлительно принять меры для сокращения числа детей в детских домах. С тех пор прошло восемь лет. И вот результат: в России появились территории, на которых детских домов больше нет. Но брошенные дети остались. Они есть везде, потому что люди несовершенны, и ничего с этим поделать нельзя. А что можно? Именем государства защищать и поддерживать этих детей. И там, где такая защита есть, для брошенных детей открыты все дороги. До недавнего времени так было и в России. Исправлять ошибки придется долго. Но работа ведется.

Уже в январе 2014 года в банке данных детей-сирот было 106 тысяч детей, а сегодня, в октябре, уже 93 тысячи. В 2013 году было выявлено 69 тысяч сирот, а удалось устроить в семьи 63 тысячи детей. В родные семьи вернулись 6400 детей. Количество устроенных в семьи детей на 600 человек превышает количество вновь выявленных. В России сегодня 402 тысячи приемных семей, в которых живет 420 тысяч детей. В банке данных - 50% детей с ограниченными возможностями здоровья, среди них 25% инвалидов. В 2013 году удалось устроить в семьи 1465 человек. Цифра не очень большая, но стоит напомнить, что еще несколько лет назад российские граждане детей-инвалидов практически не усыновляли и не брали под опеку [3, с. 304.].

Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка [4, с. 165.]. Государство обязуется обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Библиографический список

1.Абрамян С.К., Бондаренко А.Б. Защита прав детей в современной России // Аспирант и соискатель. 2013. № 6 (78). С. 48-50.

2.Абрамян С.К. Правовой механизм обеспечения и защиты прав человека // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Правовое пространство России: проблемы теории, истории, практики» Славянск-на-Кубани, Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2011. С.102-106.

3.Голубкина К.В. Права ребенка как правовая категория: проблемы определения // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, ООО «Издательский Дом - Юг», Краснодар, 2013. С. 302-306.

4.Голубкина К.В. Проблемы определения правовой дефиниции «ребенок» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. С. 164-166.

ЧИМИТ Таши-Толма Иргитовна - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.