Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
УДК 342.734
Кузнецова Виктория Сергеевна Московский государственный юридический университет имени О. Е Кутафина
Институт частного права Россия, Москва markinav8032@gmail. com Kuznetsova Victoria Kutafin Moscow State Law University Institute of private law Russia, Moscow
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД ЖЕНЩИНАМИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в данной научной статье проанализировано Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 на предмет соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Указанное Постановление Правительства представляется автором как нарушение конституционно закреплённого права на труд и свободного распоряжения трудом в аспекте возможности реализации права на труд женщинами
Ключевые слова: конституционное право, право на труд, Конституция РФ, гендерное неравенство, свобода труда, женщины, дискриминация.
WOMEN'S ENFORCEMENT OF THE RIGHT TO EMPLOYMENT IN
RUSSIAN FEDERATION
Annotation: this research is based on analysis of governmental regulation of Russian Federation dated on 25 February 2000 №162 for compliance with Constitution of the Russian Federation and generally recognized principles and rules of international law. An author represents the above-noted governmental regulation as the violation of the
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
constitutional right to employment in terms of women's enjoyment of this right
Key words: constitutional law, right to employment, Constitution of the Russian Federation, gender inequality, freedom of employment, women, discrimination.
В современном мире одной из наиболее актуальных и обсуждаемых повесток является проблема гендерного неравенства в сфере трудовой деятельности. По данным на 2019 год Россия занимает 34-ое место в рейтинге [17] Всемирного банка по вопросу гендерного неравенства. Выше России расположены более 100 стран (например, Новая Зеландия, Черногория, Нидерланды, Мексика и так далее), некоторые из которых набрали одинаковое количество баллов. По данным вышеуказанного исследования, одной из наиболее проблемных областей является сфера реализации права на труд.
Действительно, многие учёные и практикующие российские и зарубежные юристы ведут споры относительно соответствия некоторых законодательных актов части (далее - ч.) 2, 3 статьи (далее - ст.) 19; ч. 1 ст. 34, ч. 1, 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ). Длительный период времени на территории нашего государства действует список запрещённых профессий для женщин, получивший юридическое оформление в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 [3]. В нём перечислено 456 профессий, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. В подзаконном акте содержится отсылка к ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которая также вызывала разногласия вплоть до отмены Федерального закона. В ст. 10 содержалось прямое указание на запрет трудовой деятельности женщинам в местах с вредными и опасными условиями труда. Не смотря на то, что ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" утратил силу [2], перечень запрещённых профессий для женщин продолжает действовать до сих пор.
Важно отметить, что де-юре указанный нормативно-правовой акт не
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
противоречит Конституции РФ вследствие отсутствия императивного
характера: в примечании 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 указано, что «работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в настоящий перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации» [4]. Де-факто работодателю проще отказать в приёме на работу женщине, чем 1) создать безопасные условия для трудовой деятельности и 2) получить положительный результат заключения государственной экспертизы. Таким образом, реализация права на труд женщинами ограничена невозможностью преодоления вредных и опасных условий труда.
В сложившейся ситуации проводится государственная политика, направленная на улучшение положения трудовых условий: как в целом, так и в отношении формально-определённого круга лиц. Известный правовед С.А. Авакьян в своём учебнике «Конституционное право России: учебный курс. Том 1» отмечает [7, с. 584-588], что представляется возможным «поднять некоторые гарантии для женщин на конституционный уровень, в частности, проведение государственной политики по обеспечению женского равноправия». Государственная политика - определение, которое по-разному используется в различных нормативно-правовых актах, поэтому учёные, законодатели и юристы по-разному дают определение этой правовой категории. Например, И.Т. Беспалый и В.В. Полянский определяют [9, с. 140] государственную политику как определенные направления политического руководства обществом, одним из которых является регулирование социальных процессов и отношений, целенаправленное воздействие на них государства. В тоже время О.Е. Кутафин считает, что государственная политика - это механизм осуществления и функционирования основных задач, стоящих перед государством, по
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
обеспечению прав, свобод, обязанностей и гарантий человека и гражданина,
включая методы государственного контроля. Сравнивая два определения понятия «государственная политика», заметна существенная разница дефиниций. Прийти к единообразному решению практически невозможно ввиду того, что некоторые отождествляют государственную политику с юридическим аспектом, некоторые же выделяют совокупность социально-общественных направлений деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена не только низким уровнем гендерного равенства в России, но и особенностями регионов страны. В частности, существуют «промышленные» города, где вся деятельность сосредоточена вокруг градообразующих предприятий. Например, нефтеперерабатывающее предприятие «Киришинефтеоргсинтез», находящееся в городе Кириши Ленинградской области, является вторым [15] по объёму переработки нефти в России. Следовательно, завод располагает внушительным количеством рабочих мест в рамках указанной административно-территориальной единицы. Заработная плата на предприятии варьируется от 15 до 80 тысяч рублей, что является более чем на 60% выше уровня средней заработной платы в городе Кириши (по данным [16] за август 2019 г. уровень средней заработной платы в городе Кириши составил 29 023 рублей). Однако фактически женщины лишены права работать на предприятии, так как завод попадает под категорию работы с вредными и опасными условиями труда.
Получается, мужское население города имеет законные основания для работы и получения высокого по меркам Киришей оклада, а женщинам приходится трудиться за 15-25 тыс. руб. в других сферах деятельности. Приведён лишь один из многочисленных примеров, когда женщины определённых регионов России де-факто лишены права на высокий уровень дохода.
В данной научной работе будет доказано, почему перечень запрещённых работ является дискриминирующим в отношении права женщин на свободу
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
труда, а также проанализированы отдельные статьи законодательства на
предмет соответствия Конституции РФ.
Проблему гендерного неравенства признал [18] Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. В прямом эфире Медведев отвечал на интересующие граждан России вопросы, и в прямом эфире онлайн-конференции отметил [18], что необходимо разрешать существующую проблему на всех уровнях жизнедеятельности.
Одной из мер разрешения проблемы гендерного неравенства является формирование законодательной базы. В 2017 году распоряжением Правительства была утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Распоряжение приводит различные статистические данные, анализирующие долю занятых, безработных женщин, уровень заработной платы в сравнении с мужчинами, сферы реализации женщинами своего права на труд. Предлагаются многочисленные меры, такие как обеспечение повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда женщин, повышение роли «женских» общественных организаций и объединений в общественно-политической жизни. Однако нельзя не отметить, что лишь в 1/3 (условно) документа говорится конкретно о сфере трудовой деятельности и экономическом развитии потенциала женщин. В большем объёме и наиболее полно, эффективно раскрывается направление деятельности «Создание условий для сохранения репродуктивного здоровья женщин всех возрастов», что также является важной сферой развития, однако вновь намекает на сложившиеся стереотипы и не решает проблему трудоустройства женской половины населения. Во исполнение Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы был создан специальный Координационный Совет при Правительстве РФ. Основными задачами Совета являются:
а) обсуждение проблем и практики реализации Стратегии;
б) определение способов и форм реализации Стратегии;
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
в) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и других организаций по вопросам совершенствования политики в сфере улучшения положения женщин;
г) подготовка предложений по определению приоритетных направлений и мероприятий государственной политики в интересах женщин;
д) взаимодействие с координационными структурами по реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации [6, п.4].
Однако выделенные слова (обсуждение, определение, организация, подготовка, взаимодействие) не несут в себе конкретного абсолютно-определённого действия, они имеют относительно-определённую природу, а, следовательно, не могут являться задачами Координационного совета ввиду нечёткости определений.
Существующее на данный момент законодательство в сфере трудового права женщин находится на стадии формирования нормативно-правовой базы, поскольку большинство документов по повестке не располагают конкретными мерами, к тому же, носят подзаконный характер, не всегда обязательный для исполнения. Ведётся работа по уравниванию права на свободное использование труда вне зависимости от пола, однако не всегда закреплённые де-юре положения реализуются на практике должным образом.
Вернёмся к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162, которое содержит список профессий, запрещённых для труда женщин. Данное Постановление Правительства не соответствует Конституции РФ, международным нормам, принципам и соглашениям, поскольку содержит прямой запрет на определённые виды деятельности конкретно для женщин, то есть по половому признаку. В первую очередь обратим внимание на ч. 3 ст. 19 Конституции РФ: Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации [1]. Под равными правами, свободами и возможностями реализации в статье
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
подразумевается, что вне зависимости от пола, у людей существует равенство в
выборе, равенство в правовом статусе. Обратимся к постатейному комментарию к Конституции РФ за авторством Бархатовой Е.Ю.: «Общепризнаны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере» [13]. Никакого комментария относительно равных возможностей для самореализации женщины в профессиональной сфере. В другом доктринальном издании (Дмитриев Ю.А.) [14] комментарий к ч. 2, 3 ст. 19 Конституции РФ значительно шире истолковывает статью. В доктрине указаны все международные конвенции и декларации, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, запрещающие любые проявления дискриминации по полову признаку, в том числе и в сфере трудовой деятельности. Международные документы осуждают любое законодательство, направленное на разделение профессий на «мужские» и «женские», а страны, подписавшие эти международные соглашения, обязаны исполнять их. Список документов, запрещающих и осуждающих дискриминацию в отношении женщин:
1) Преамбула Устава ООН 1945 г.
2) Конвенция о международных правах женщин 1952 г.
3) Международные пакты о правах человека 1966 г.
4) Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г.
5) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
6) Модельный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин 2005 г.
Обратимся к ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В данной статье Конституции необходимо обратить внимание на
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
толкование «свободного использования способностей». Анализируя п.1 ст. 23
Всеобщей декларации прав человека, можно сделать следующий вывод: в свободное распоряжение трудом входят справедливые и благоприятные условия труда, следовательно, существующий запрет трудоустройства на определённые должности для женщин является незаконным, прямо противоречит закреплённому положению Всеобщей декларации прав человека 1948 г (далее - Декларация). Аналогичная картина в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, где говорится о свободе труда и возможности свободного распоряжения своими способностями к труду. По основанию нарушения свободы труда, можно сделать вывод о противоречии между Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 и Конституцией РФ.
Несмотря на то, что указанное Постановление продолжает действовать, Министерством труда был разработан новый документ, который должен будет вступить в силу с 2021 года. Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (далее - Перечень), сократил список запрещённых профессий для женщин, однако запрет остался. С одной стороны, перечень стал намного демократичнее и лояльнее: из списка убраны профессии шкипера на ледовых суднах, работы, связанные с инженерией в области металлообработки и бурения скважин, а также многие другие. С другой стороны, запрет на трудоустройство женщин по-прежнему остается в рамках российского законодательства, следовательно, соответствие Перечня работ Конституции и международным соглашениям продолжает быть спорным вопросом конституционного и трудового права.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства
РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 07.07.2006.
3. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.2000, N 10, ст. 1130.
4. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.2000, N 10, ст. 1130. -примечание 1.
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р <Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 -2022 годы> // "Собрание законодательства РФ", 13.03.2017, N 11, ст. 1618.
6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 N 1520 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 -2022 годы" (вместе с "Положением о Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы") // "Собрание законодательства РФ", 09.01.2017, N 2 (Часть I), ст. 351. - п.4.
7. Конституционное право России: учебный курс в 2 томах / С. А. Авакьян; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юр. фак. - М.: НОРМА:
Российская юстиция в XXI веке:
реалии, проблемы, перспективы
ИНФА-М. Т. 1. - 2017. - 864 ст. - Библиогр.: с. 19. - Гриф УМО. - с. 584-588.
8. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. - Москва: Проспект, 2013. - с. 178-174, 230-233, 268-273.
9. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский; Федеральное агентство по образованию. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. - с.140.
10. Современный каталог основных прав человека: международный и национальный пути наполнения - Н.А. Богданова // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право.
11. Конституционные права и свободы человека и гражданина в России: теория и практика, история и современность, проблемы и перспективы - Е.В. Киричек, Монография. Тюмень, 2014.
12. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий" (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) (рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев) (науч. ред. Ю.И. Скуратов) ("Статут", 2013).
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) - Е.Ю. Бархатова. М.:Проспект,
14. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) - рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. - "Статут", 2013.
15. Сергей Зеников: статья «Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы России», 25.04.2017 // URL: https://pronedra.ru/oil/2017/04/25/krupneyshie-npz-rossii/.
16. Статистика «Уровень средней заработной платы в Киришах за последние 12 месяцев. URL: https://www.trud.com/kirishi/salary/2578.html#chart-avgSalaryByYear.
17. World bank - open knowledge: pages 6, 9, 28. URL https: //openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/31327/WBL2019 .pdf.
2010. N 1.
2015.
М&
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
18. Официальная группа Правительства РФ Вконтакте,
конференция // URL: https://vk.com/video-112292509_456239579.
онлаин-