Научная статья на тему 'Реализация права на труд женщинами в Российской Федерации'

Реализация права на труд женщинами в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВО НА ТРУД / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СВОБОДА ТРУДА / ЖЕНЩИНЫ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / CONSTITUTIONAL LAW / RIGHT TO EMPLOYMENT / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / GENDER INEQUALITY / FREEDOM OF EMPLOYMENT / WOMEN / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Виктория Сергеевна

В данной научной статье проанализировано Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 на предмет соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Указанное Постановление Правительства представляется автором как нарушение конституционно закреплённого права на труд и свободного распоряжения трудом в аспекте возможности реализации права на труд женщинами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S ENFORCEMENT OF THE RIGHT TO EMPLOYMENT IN RUSSIAN FEDERATION

This research is based on analysis of governmental regulation of Russian Federation dated on 25 February 2000 №162 for compliance with Constitution of the Russian Federation and generally recognized principles and rules of international law. An author represents the above-noted governmental regulation as the violation of the constitutional right to employment in terms of women’s enjoyment of this right

Текст научной работы на тему «Реализация права на труд женщинами в Российской Федерации»

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

УДК 342.734

Кузнецова Виктория Сергеевна Московский государственный юридический университет имени О. Е Кутафина

Институт частного права Россия, Москва markinav8032@gmail. com Kuznetsova Victoria Kutafin Moscow State Law University Institute of private law Russia, Moscow

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД ЖЕНЩИНАМИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в данной научной статье проанализировано Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 на предмет соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Указанное Постановление Правительства представляется автором как нарушение конституционно закреплённого права на труд и свободного распоряжения трудом в аспекте возможности реализации права на труд женщинами

Ключевые слова: конституционное право, право на труд, Конституция РФ, гендерное неравенство, свобода труда, женщины, дискриминация.

WOMEN'S ENFORCEMENT OF THE RIGHT TO EMPLOYMENT IN

RUSSIAN FEDERATION

Annotation: this research is based on analysis of governmental regulation of Russian Federation dated on 25 February 2000 №162 for compliance with Constitution of the Russian Federation and generally recognized principles and rules of international law. An author represents the above-noted governmental regulation as the violation of the

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

constitutional right to employment in terms of women's enjoyment of this right

Key words: constitutional law, right to employment, Constitution of the Russian Federation, gender inequality, freedom of employment, women, discrimination.

В современном мире одной из наиболее актуальных и обсуждаемых повесток является проблема гендерного неравенства в сфере трудовой деятельности. По данным на 2019 год Россия занимает 34-ое место в рейтинге [17] Всемирного банка по вопросу гендерного неравенства. Выше России расположены более 100 стран (например, Новая Зеландия, Черногория, Нидерланды, Мексика и так далее), некоторые из которых набрали одинаковое количество баллов. По данным вышеуказанного исследования, одной из наиболее проблемных областей является сфера реализации права на труд.

Действительно, многие учёные и практикующие российские и зарубежные юристы ведут споры относительно соответствия некоторых законодательных актов части (далее - ч.) 2, 3 статьи (далее - ст.) 19; ч. 1 ст. 34, ч. 1, 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ). Длительный период времени на территории нашего государства действует список запрещённых профессий для женщин, получивший юридическое оформление в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 [3]. В нём перечислено 456 профессий, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. В подзаконном акте содержится отсылка к ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которая также вызывала разногласия вплоть до отмены Федерального закона. В ст. 10 содержалось прямое указание на запрет трудовой деятельности женщинам в местах с вредными и опасными условиями труда. Не смотря на то, что ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" утратил силу [2], перечень запрещённых профессий для женщин продолжает действовать до сих пор.

Важно отметить, что де-юре указанный нормативно-правовой акт не

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

противоречит Конституции РФ вследствие отсутствия императивного

характера: в примечании 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 указано, что «работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в настоящий перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации» [4]. Де-факто работодателю проще отказать в приёме на работу женщине, чем 1) создать безопасные условия для трудовой деятельности и 2) получить положительный результат заключения государственной экспертизы. Таким образом, реализация права на труд женщинами ограничена невозможностью преодоления вредных и опасных условий труда.

В сложившейся ситуации проводится государственная политика, направленная на улучшение положения трудовых условий: как в целом, так и в отношении формально-определённого круга лиц. Известный правовед С.А. Авакьян в своём учебнике «Конституционное право России: учебный курс. Том 1» отмечает [7, с. 584-588], что представляется возможным «поднять некоторые гарантии для женщин на конституционный уровень, в частности, проведение государственной политики по обеспечению женского равноправия». Государственная политика - определение, которое по-разному используется в различных нормативно-правовых актах, поэтому учёные, законодатели и юристы по-разному дают определение этой правовой категории. Например, И.Т. Беспалый и В.В. Полянский определяют [9, с. 140] государственную политику как определенные направления политического руководства обществом, одним из которых является регулирование социальных процессов и отношений, целенаправленное воздействие на них государства. В тоже время О.Е. Кутафин считает, что государственная политика - это механизм осуществления и функционирования основных задач, стоящих перед государством, по

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

обеспечению прав, свобод, обязанностей и гарантий человека и гражданина,

включая методы государственного контроля. Сравнивая два определения понятия «государственная политика», заметна существенная разница дефиниций. Прийти к единообразному решению практически невозможно ввиду того, что некоторые отождествляют государственную политику с юридическим аспектом, некоторые же выделяют совокупность социально-общественных направлений деятельности.

Актуальность выбранной темы обусловлена не только низким уровнем гендерного равенства в России, но и особенностями регионов страны. В частности, существуют «промышленные» города, где вся деятельность сосредоточена вокруг градообразующих предприятий. Например, нефтеперерабатывающее предприятие «Киришинефтеоргсинтез», находящееся в городе Кириши Ленинградской области, является вторым [15] по объёму переработки нефти в России. Следовательно, завод располагает внушительным количеством рабочих мест в рамках указанной административно-территориальной единицы. Заработная плата на предприятии варьируется от 15 до 80 тысяч рублей, что является более чем на 60% выше уровня средней заработной платы в городе Кириши (по данным [16] за август 2019 г. уровень средней заработной платы в городе Кириши составил 29 023 рублей). Однако фактически женщины лишены права работать на предприятии, так как завод попадает под категорию работы с вредными и опасными условиями труда.

Получается, мужское население города имеет законные основания для работы и получения высокого по меркам Киришей оклада, а женщинам приходится трудиться за 15-25 тыс. руб. в других сферах деятельности. Приведён лишь один из многочисленных примеров, когда женщины определённых регионов России де-факто лишены права на высокий уровень дохода.

В данной научной работе будет доказано, почему перечень запрещённых работ является дискриминирующим в отношении права женщин на свободу

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

труда, а также проанализированы отдельные статьи законодательства на

предмет соответствия Конституции РФ.

Проблему гендерного неравенства признал [18] Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. В прямом эфире Медведев отвечал на интересующие граждан России вопросы, и в прямом эфире онлайн-конференции отметил [18], что необходимо разрешать существующую проблему на всех уровнях жизнедеятельности.

Одной из мер разрешения проблемы гендерного неравенства является формирование законодательной базы. В 2017 году распоряжением Правительства была утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Распоряжение приводит различные статистические данные, анализирующие долю занятых, безработных женщин, уровень заработной платы в сравнении с мужчинами, сферы реализации женщинами своего права на труд. Предлагаются многочисленные меры, такие как обеспечение повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда женщин, повышение роли «женских» общественных организаций и объединений в общественно-политической жизни. Однако нельзя не отметить, что лишь в 1/3 (условно) документа говорится конкретно о сфере трудовой деятельности и экономическом развитии потенциала женщин. В большем объёме и наиболее полно, эффективно раскрывается направление деятельности «Создание условий для сохранения репродуктивного здоровья женщин всех возрастов», что также является важной сферой развития, однако вновь намекает на сложившиеся стереотипы и не решает проблему трудоустройства женской половины населения. Во исполнение Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы был создан специальный Координационный Совет при Правительстве РФ. Основными задачами Совета являются:

а) обсуждение проблем и практики реализации Стратегии;

б) определение способов и форм реализации Стратегии;

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

в) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной

власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и других организаций по вопросам совершенствования политики в сфере улучшения положения женщин;

г) подготовка предложений по определению приоритетных направлений и мероприятий государственной политики в интересах женщин;

д) взаимодействие с координационными структурами по реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации [6, п.4].

Однако выделенные слова (обсуждение, определение, организация, подготовка, взаимодействие) не несут в себе конкретного абсолютно-определённого действия, они имеют относительно-определённую природу, а, следовательно, не могут являться задачами Координационного совета ввиду нечёткости определений.

Существующее на данный момент законодательство в сфере трудового права женщин находится на стадии формирования нормативно-правовой базы, поскольку большинство документов по повестке не располагают конкретными мерами, к тому же, носят подзаконный характер, не всегда обязательный для исполнения. Ведётся работа по уравниванию права на свободное использование труда вне зависимости от пола, однако не всегда закреплённые де-юре положения реализуются на практике должным образом.

Вернёмся к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162, которое содержит список профессий, запрещённых для труда женщин. Данное Постановление Правительства не соответствует Конституции РФ, международным нормам, принципам и соглашениям, поскольку содержит прямой запрет на определённые виды деятельности конкретно для женщин, то есть по половому признаку. В первую очередь обратим внимание на ч. 3 ст. 19 Конституции РФ: Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации [1]. Под равными правами, свободами и возможностями реализации в статье

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

подразумевается, что вне зависимости от пола, у людей существует равенство в

выборе, равенство в правовом статусе. Обратимся к постатейному комментарию к Конституции РФ за авторством Бархатовой Е.Ю.: «Общепризнаны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере» [13]. Никакого комментария относительно равных возможностей для самореализации женщины в профессиональной сфере. В другом доктринальном издании (Дмитриев Ю.А.) [14] комментарий к ч. 2, 3 ст. 19 Конституции РФ значительно шире истолковывает статью. В доктрине указаны все международные конвенции и декларации, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, запрещающие любые проявления дискриминации по полову признаку, в том числе и в сфере трудовой деятельности. Международные документы осуждают любое законодательство, направленное на разделение профессий на «мужские» и «женские», а страны, подписавшие эти международные соглашения, обязаны исполнять их. Список документов, запрещающих и осуждающих дискриминацию в отношении женщин:

1) Преамбула Устава ООН 1945 г.

2) Конвенция о международных правах женщин 1952 г.

3) Международные пакты о правах человека 1966 г.

4) Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г.

5) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

6) Модельный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин 2005 г.

Обратимся к ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В данной статье Конституции необходимо обратить внимание на

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

толкование «свободного использования способностей». Анализируя п.1 ст. 23

Всеобщей декларации прав человека, можно сделать следующий вывод: в свободное распоряжение трудом входят справедливые и благоприятные условия труда, следовательно, существующий запрет трудоустройства на определённые должности для женщин является незаконным, прямо противоречит закреплённому положению Всеобщей декларации прав человека 1948 г (далее - Декларация). Аналогичная картина в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, где говорится о свободе труда и возможности свободного распоряжения своими способностями к труду. По основанию нарушения свободы труда, можно сделать вывод о противоречии между Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. №162 и Конституцией РФ.

Несмотря на то, что указанное Постановление продолжает действовать, Министерством труда был разработан новый документ, который должен будет вступить в силу с 2021 года. Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (далее - Перечень), сократил список запрещённых профессий для женщин, однако запрет остался. С одной стороны, перечень стал намного демократичнее и лояльнее: из списка убраны профессии шкипера на ледовых суднах, работы, связанные с инженерией в области металлообработки и бурения скважин, а также многие другие. С другой стороны, запрет на трудоустройство женщин по-прежнему остается в рамках российского законодательства, следовательно, соответствие Перечня работ Конституции и международным соглашениям продолжает быть спорным вопросом конституционного и трудового права.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства

РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 07.07.2006.

3. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.2000, N 10, ст. 1130.

4. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.2000, N 10, ст. 1130. -примечание 1.

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р <Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 -2022 годы> // "Собрание законодательства РФ", 13.03.2017, N 11, ст. 1618.

6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 N 1520 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 -2022 годы" (вместе с "Положением о Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы") // "Собрание законодательства РФ", 09.01.2017, N 2 (Часть I), ст. 351. - п.4.

7. Конституционное право России: учебный курс в 2 томах / С. А. Авакьян; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юр. фак. - М.: НОРМА:

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

ИНФА-М. Т. 1. - 2017. - 864 ст. - Библиогр.: с. 19. - Гриф УМО. - с. 584-588.

8. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. - Москва: Проспект, 2013. - с. 178-174, 230-233, 268-273.

9. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский; Федеральное агентство по образованию. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. - с.140.

10. Современный каталог основных прав человека: международный и национальный пути наполнения - Н.А. Богданова // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право.

11. Конституционные права и свободы человека и гражданина в России: теория и практика, история и современность, проблемы и перспективы - Е.В. Киричек, Монография. Тюмень, 2014.

12. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий" (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) (рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев) (науч. ред. Ю.И. Скуратов) ("Статут", 2013).

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) - Е.Ю. Бархатова. М.:Проспект,

14. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) - рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. - "Статут", 2013.

15. Сергей Зеников: статья «Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы России», 25.04.2017 // URL: https://pronedra.ru/oil/2017/04/25/krupneyshie-npz-rossii/.

16. Статистика «Уровень средней заработной платы в Киришах за последние 12 месяцев. URL: https://www.trud.com/kirishi/salary/2578.html#chart-avgSalaryByYear.

17. World bank - open knowledge: pages 6, 9, 28. URL https: //openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/31327/WBL2019 .pdf.

2010. N 1.

2015.

М&

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

18. Официальная группа Правительства РФ Вконтакте,

конференция // URL: https://vk.com/video-112292509_456239579.

онлаин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.