Научная статья на тему 'О проблемах реализации конституционных прав на труд и понимании принципа свободы труда в РФ'

О проблемах реализации конституционных прав на труд и понимании принципа свободы труда в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ТРУД / СВОБОДА ТРУДА / НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / НАРУШЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЛЕГАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ / ЗАЩИТА РАБОТНИКА / НАЛОГИ ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ / RIGHT TO WORK / FREEDOM OF WORK / INFORMAL EMPLOYMENT / JOB CUTS / VIOLATION OF RIGHTS AND FREEDOMS / METHODS OF STIMULATING LEGAL EMPLOYMENT / EMPLOYEE PROTECTION / TAXES FOR THE UNEMPLOYED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батманова Любовь Александровна

Автор обращает внимание на ряд явлений, препятствующих осуществлению конституционных прав на труд, защиту труда. В статье выделяются некоторые методы содействия гражданам в реализации права на защиту труда. Анализируется принцип свободы труда в связи с противоречившими ему законодательными инициативами, нацеленными на стимулирование легальной занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS TO WORK AND UNDERSTANDING OF THE PRINCIPLE OF FREEDOM OF WORK IN THE RUSSIAN FEDERATION

The Author draws attention to a number of phenomena that impede the exercise of constitutional rights to work, labor protection. The article highlights some methods of assistance to citizens in the realization of the right to labor protection. The article analyzes the principle of freedom of labor in connection with contradictory legislative initiatives aimed at stimulating legal employment.

Текст научной работы на тему «О проблемах реализации конституционных прав на труд и понимании принципа свободы труда в РФ»

реалии, проблемы, перспективы

УДК 342.734

Батманова Любовь Александровна Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры

Россия, Саратов

l .batmanova.62@mail. ru

Batmanova Lyubov

Saratov State law Academy Institute of Prosecution

Russia, Saratov

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НА ТРУД И ПОНИМАНИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ТРУДА В РФ Аннотация: автор обращает внимание на ряд явлений, препятствующих осуществлению конституционных прав на труд, защиту труда. В статье выделяются некоторые методы содействия гражданам в реализации права на защиту труда. Анализируется принцип свободы труда в связи с противоречившими ему законодательными инициативами, нацеленными на стимулирование легальной занятости населения.

Ключевые слова: право на труд, свобода труда, неофициальное трудоустройство, сокращение рабочих мест, нарушение прав и свобод, методы стимулирования легальной занятости, защита работника, налоги для безработных.

ABOUT PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS TO WORK AND UNDERSTANDING OF THE PRINCIPLE OF FREEDOM OF WORK IN THE RUSSIAN FEDERATION Annotation: the Author draws attention to a number of phenomena that impede the exercise of constitutional rights to work, labor protection. The article highlights some

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

methods of assistance to citizens in the realization of the right to labor protection. The

article analyzes the principle of freedom of labor in connection with contradictory legislative initiatives aimed at stimulating legal employment.

Key words: the right to work, freedom of work, informal employment, job cuts, violation of rights and freedoms, methods of stimulating legal employment, employee protection, taxes for the unemployed.

Переход к рыночной экономике повлек за собой изменения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в сфере труда. Ст. 37 Конституции РФ о свободе труда тесно связана с нормами ст. 8 о свободе экономической деятельности, поскольку успешная экономическая деятельность невозможна без найма труда, свободы труда и защиты государством этих прав. Процесс реализации конституционных положений, направленный на обеспечение достойного уровня жизни граждан, имеет тесную связь с осуществлением прав граждан на труд, поскольку это источник достойного уровня жизни человека [1, с. 127].

Сегодня одной из проблем, касающейся государства и общества, является «неофициальное трудоустройство». В законодательстве РФ в настоящий момент нет определения этому понятию, но, тем не менее, проблема неофициального трудоустройства приобретает все большие масштабы.

Заработная плата может быть официальной («белой»), частично официальной («серой») и неофициальной («черной»). По показателям, за 2015 год удельный вес «серых зарплат» превысил 47% и продолжает расти. По данным Росстата, за 2016 г. достигла 10-летнего максимума (14,1 млн человек ) доля занятых в неформальном секторе (виде занятости, при котором трудовые отношения между работником и работодателем официально не оформляются, а информация об этом не распространяется сторонами). За год неформальный сектор пополнился на 0,5 млн человек, формальный (юридические лица) сократился на 0,7 млн. Тенденция принимает угрожающие масштабы. По

реалии, проблемы, перспективы

данным ПФР, каждый год в России легализуют около 2 млн. работников, но, несмотря на это, в 2017 каждая четвертая зарплата была «черной» [2, с. 3]. Сегодня неофициально трудящимися считается примерно 13,5 миллионов. Около 59% работающего населения получает зарплату «в конвертах». Но скорее всего, их гораздо больше, чем по данным приблизительной статистики

В чем причины сложившейся ситуации? Высокие темпы инфляции, рост цен на импортные товары влияют на потребление, что снижает доходы бизнеса. На предприятиях заработная плата и социальные взносы - ключевые факторы формирования затрат, и в целях снижения расходов работодатели скрывают часть фонда оплаты труда от налогов и взносов. В 2018 г. закончился льготный период для организаций, применяющих сниженные тарифы взносов в ПФР. С проблемой пытаются бороться налоговые органы. Но проверки показывают, что официально не работает значительная доля трудоспособных, не зарегистрированных в службе занятости (в Саратовской области - 141 тыс.человек).

Теневая занятость граждан делает их беззащитными при юридическом споре с работодателем, отнимает возможность на обязательные социальные выплаты. Без трудового договора юридически никто никому ничем не обязан. Проблема приводит и к эмоциональной нестабильности работников, тревожности, неуверенности в будущем, вынуждает «выживать» [4, с. 17].

Станислав Вернер, глава департамента Private Solutions Singapore Castle Family office, в интервью «Российской газете» высказался: «Работники негодуют, но готовы на это идти, лишь бы иметь работу» [5]. Вынуждают их и требования к образованию и стажу для официального трудоустройства, запрет занимать некоторые должности, низкие пенсии побуждают пенсионеров устраиваться на работу неофициально, т.к. официально их не оформляют. Сокращаются инвестиции на увеличение рабочих мест.

Например, в апреле 2019 года на территории Рязанской области

[3, с. 4].

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

торжественно открыли новый завод по производству строительной пленки. Это

событие и получение областью 35 рабочих мест назвали серьезным достижением [6]. СМИ выразили сожаление о том, что получение 35 рабочих мест стало большим успехом, в то время как в 2018 г. в области было 5200 безработных человек, обратившихся в службу занятости. Помимо этого существует большое число безработных, не обратившихся в службу занятости [7]. Отметим, что в Рязанской области, по имеющимся данным, в 2018 году «белую» зарплату получали лишь 58% [8].

Существование проблемы неофициального трудоустройства говорит о неэффективности мер борьбы с ней и о недостаточном контроле со стороны государства. Оно пока не признает полностью проблему, возлагая ответственность на стороны неофициальных трудовых отношений. Но не только работодатель несет ответственность за таковые отношения и за выплату «серой» зарплаты. Работник также может нести ответственность за получение «серой» зарплаты. Согласно Налоговому Кодексу, если организация не удержала налог с дохода, работник обязан сам задекларировать доход и уплатить его (п.1 ст. 228 НК РФ, п.1 ст. 119 НК РФ). Но даже размер штрафов не заставляет работодателей и работников отказаться от возможности скрыться от налогов. Работник не заявляет о нарушениях своего работодателя, не декларирует самостоятельно свой полный доход в силу того, что является более слабой стороной в ситуации, ставшей, к сожалению, обыденностью, а суд нередко остается на стороне недобросовестного работодателя, о чем говорит судебная практика [9, с. 15].

Как мы видим, неэффективно и даже несправедливо возлагать ответственность на работника, т.к. это борьба с более слабой и незащищенной стороной трудовых отношений, борьба со следствием ситуации, а не с причиной. Причиной сложившейся ситуации является недобросовестность работодателей.

Одной из стимулирующих мер для граждан к легальной занятости мог

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

стать «налог на тунеядство», законопроект с такой инициативой вызвал

большой общественный резонанс и был отклонен летом 2019 г. Государственной Думой. Один из его инициаторов разъяснял, что безработные граждане должны платить налог за пользование благами социальной инфраструктуры. От уплаты налога были бы освобождены инвалиды, пенсионеры и пр., а сам налог мог составлять до 25 000 рублей в год [10, с. 207].

Правительство ссылалось на опыт Беларуси, где в 2015 году был введен налог на тунеядство (В Беларуси допускается принуждение граждан к труду, хотя одновременно от данного налога освобождаются некоторые категории населения: пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.д.).

В Совете Федерации заявляли, что речь шла не об ущемлении прав граждан, а о социальной справедливости. Почему одни должны работать и платить за медицинское обслуживание, а другие - нет. Председатель правительства Д.А. Медведев высказывался: «... речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован и тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов, но в то же время пользуется социалкой». В данном случае идея взимания налога преследует цель оплаты оказанных социальных услуг. Следуя этой логике, люди, получающие зарплату «в конвертах», также несправедливо пользуются социальными услугами, не совершая налоговых выплат. Но как уже было отмечено, работник в данной ситуации является более слабой стороной [11, с. 322].

Использование такого метода стимулирования легальной занятости населения, возможное в других странах, противоречит ряду положений Конституции РФ. Рынок труда не совершенный механизм, безработица может быть добровольной и вынужденной. Государство, наказывая граждан за незанятость внесет искажения в работу рынка, увеличится фиктивная занятость и скрытая безработица. Есть люди, не трудящиеся по разным причинам, что не запрещено законодательством. Ст. 37 Конституции РФ говорит, что труд

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностями к труду. Следовательно, все налоговые отчисления от трудовой деятельности являются втекающими из этого права и являются обязательными в силу именно трудовой деятельности. Согласно ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь. В соответствии с Федеральным Законом «О занятости населения в РФ», «незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности» [12, с. 109]. Если признать целью пополнение бюджета за счет неработающих граждан, то получается, что государство официально признает проблему безработицы нерешаемой, и дальнейшие меры по ее профилактике могут отпасть.

Таким образом, действия, направленные на попытки стимулировать работников к легализованному труду, могут приводить к нарушениям конституционных прав на свободу труда, на вознаграждение за труд (ст. 37 Конституции РФ). Наличие таковых разработок, пусть и отклоненных законодателем, свидетельствует о том, что принцип свободы труда не всегда понимается правильно. Необходимо направить усилия законодателей и правоприменителей на ужесточение мер против недобросовестных работодателей. Одним из важнейших аспектов новелл законодательства в области борьбы с нелегальной занятостью, с безработицей должно быть соответствие их конституционным нормам [13, с. 243].

Во избежание дальнейшего усугубления ситуации сегодня предлагается усилить государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, в т.ч. путем проведения периодических проверок работодателей органами УФНС РФ, ФСС РФ и ПФ РФ. Необходимо увеличить реальную ответственность работодателей за совершение подобных правонарушений, обеспечить защиту работников, ставших слабой и наименее защищенной стороной в этой проблеме [14, с. 458]. Разрешение сложившейся ситуации юристы видят в ужесточении наказаний за деяния, становящиеся

реалии, проблемы, перспективы

результатами разрастания теневой занятости (например, ст. 145, 145.1, 169 УК РФ), а также в принятии мер по реформированию сферы пенсионного обеспечения, по увеличению заработной платы, иных социальных выплат [15, с. 293]. Действенным средством должны стать проверки работодателей Рострудом, предлагается создание электронных сервисов для контроля за работодателями, сервисов их самопроверки, сервисов для работников с информацией о работодателях.

Исправление ситуации возможно не в случае перекладывания ответственности на людей, которые страдают от того, что в ряде случаев лишены гарантий социального обеспечения, соблюдения их конституционных прав на труд [16]. Государству необходимо брать инициативу в свои руки, осуществлять массовые проверки, разработку программ Роструда и ФНС. Необходимо учитывать особое отношение к свободе труда, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ. Все это необходимо для осуществления государством функции защиты человека в соответствии со ст.45 Конституции, подразумевающей деятельность всех ветвей власти. Комплексное воздействие на эту проблему приведет к положительным результатам, обеспечивая не только права участников трудовых правоотношений, но и стабильную экономическую обстановку в стране.

1. Дзаратов М.Э. Конституционные права в сфере труда и проблемы их реализации // Труды Института государства и права РАН. 2011. №3. 208 с.

2. Гусенко М. Из тени с деньгами // Российская газета. 2017. № 133. 64 с.

3. Фомченков Т. Черная четверть // Российская газета. 2017. № 182. 62 с.

4. Костин А.К. Рынок труда: неофициальная занятость и «серая» заработная плата // Сборник трудов конференции «80 лет Саратовской области». 2016. 186 с.

5. Rg.ru // URL: https://rg.ru/2017/08/16/rosstat-kazhdaia-chetvertaia-zarplata-

Список литературы:

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы v-rossii-chernaia.html.

6. 7info.ru // URL: https://7info.ru/ryazan/ryazan-economy/v-ryazani-otkrylsya-zavod-po-proizvodstvu-stroitelnoj-plyonki/.

7. Ryazan.gks.ru // URL:http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ryazan/resources/0a189d0048c 000a2882e99b3ce167dd4/Численность+не+занятых+трудовой+деятельностью+г раждан.pdf.

8. 62info.ru // URL: https://62info.ru/news/ekonomika-i-biznes/36119-ryazani-zarplatu-konvertakh-spetsialisty/.

9. Коряченцева С.И., Королёва С.В.: Особенности ответственности работника и работодателя при выявлении прокурором «серых» заработных плат // Бюллетень информационных технологий. 2017. Том 1. № 3. 34 с.

10. Невретдинов А.Н. Стимулирование занятости населения: пособие по безработице или налог на тунеядство? // Сборник трудов конференции ДНУ. 2018. 209 с.

11. Козлова Е.А., Львова А.А., Рерих Л.М. «Налог на тунеядство» и перспективы его введения в РФ // Сборник трудов конференции International scientific news. 2017. 323 с.

12. Черченков Р.А. Налог на тунеядство: перспектива вопроса // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. №4. 119 с.

13. Теодорович Т.С. Правовое регулирование трудовых отношений на современном этапе // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 10-1. 246 с.

14. Попова П.Е. К вопросу о проблеме неофициального трудоустройства в РФ // Science time. 2015. № 3. 460 с.

15. Саниева А. Теневой сектор на рынке труда // Аллея науки. 2017. №16.

302 с.

16. Новикова А. Зарплата в конверте? Готовьтесь к нанопенсии // «www.ryazan.kp.ru» // URL: https://www.ryazan.kp.ru/daily/26792.3/3825812/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.