Научная статья на тему 'Реализация права на свободу совести и вероисповедания осужденных к лишению свободы'

Реализация права на свободу совести и вероисповедания осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
829
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / THE RIGHTS AND FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION / CONDEMNED TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Дмитрий Эдуардович, Яворский Максим Александрович

В статье авторы раскрывают правовой механизм реализации права на свободу совести и вероисповедания осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. На основе анализа действующего законодательства и практики деятельности органов УИС рассмотрены формы реализации права сужденных на свободу совести и вероисповедания. Указаны особенности его обеспечения, а также даны конкретные рекомендации сотрудникам администраций исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO THE FREEDOM OF WORSHIP AND RELIGIONS CONDEMNED TO IMPRISONMENT

The authors reveal the legal framework of the right to freedom of conscience and religion inmates of penal institutions of the Russian Federation. Based on the analysis of the current legislation and practice the activities of the penal system in Russia, we consider the form of the right judgments on freedom of conscience and religion. Peculiarities of the collateral, as well as specific recommendations correctional administrator.

Текст научной работы на тему «Реализация права на свободу совести и вероисповедания осужденных к лишению свободы»

УДК 341

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

© 2012 Д. Э. Марченко, М. А. Яворский

Аннотация. В статье авторы раскрывают правовой механизм реализации права на свободу совести и вероисповедания осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации На основе анализа действующего законодательства и практики деятельности органов УИС рассмотрены формы реализации права сужденных на свободу совести и вероисповедания. Указаны особенности его обеспечения, а также даны конкретные рекомендации сотрудникам администраций исправительных учреждений.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, обеспечение прав, свобода совести и вероисповедания, осужденный к лишению свободы.

REALIZATION OF THE RIGHT TO THE FREEDOM OF WORSHIP AND RELIGIONS

CONDEMNED TO IMPRISONMENT

© 2012 D. Marchenko, M. Yavorsky

Summary. The authors reveal the legal framework of the light to freedom of conscience and religion inmates of penal institutions of the Russian Federation. Based on the analysis of the current legislation and practice the activities of the penal system in Russia, we consider the form of the right judgments on freedom of conscience and religion. Peculiarities of the collateral, as well as specific recommendations correctional administrator

Keywords: criminal-executive system, the rights and freedom of conscience and religion, condemned to imprisonment.

В условиях реформирования правоохранительных органов России и, в частности, уголовно-исполнительной системы вопросы обеспечения прав и свобод осужденный приобретают особую значимость. Конституцией России и Уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденным гарантируются и обеспечиваются права и свободы, установленные международными нормативными правовыми актами и законодательством Российской Федерации.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам, которые требуют индивидуального подхода к личности субъектов пенитенциарных отношений, учитывая их этнические, религиозные, языковые и иные особенности.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года еще раз подтвердила, что главным принципом изменений должна стать гуманизация исполнения наказаний в России и соблюдение прав человека в исправительный учреждениях1.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных обеспечивается и нормами отечественного уголовно-исполнительного законодательства. При этом осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и предполагает неукоснительное соблюдение установленный требований и правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание2.

Сегодня в исправительных учреждениях создано около 1600 религиозных общин различных конфессий, в которых состоят почти 90 тысяч осужденных. По данным ФСИН России, в учреждениях УИС в настоящее время функционируют свыше 470 храмов Русской православной церкви (РПЦ), 40 исламских мечетей, 9 буддийских храмов и 3 костела

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Римско-католической церкви (РКЦ). Действует 705 молитвенных комнат различных религиозных организаций. В территориальных органах организованы воскресные школы и религиозные курсы, где проходят обучение свыше 13 тысяч верующих осужденных3. По разным оценкам от 70 до 90% осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России считают себя верующими или заявляют о своей принадлежности к тому или иному религиозному вероучению.

В рамках реализации права на свободу вероисповедания осужденный имеет право:

- единолично или совместно со своими единоверцами исповедовать любую религию и в разумных пределах, исходя из возможностей исправительного учреждения, имеющихся ресурсов и установленного распорядка дня, удовлетворять свои религиозные потребности, духовные и религиозные запросы посредством совершения и участия в религиозных обрядах;

- осужденные могут получать, приобретать и пользоваться предметами культа и религиозной литературой (при этом следует отметить, что не допускается использования предметов культа и религиозной литературы в своекорыстных целях; предметы культа не должны быть изготовлены из драгоценных металлов);

- самостоятельно в жилых помещениях совершать несложные культовые акты (индивидуальные молитвы, поклоны, коленопреклонения, падения ниц, сложение рук, крестное знамение и т.д.), не требующие присутствия профессионального служителя культа, при условии сохранения должностного порядка и соблюдения норм, установленных законом и правилами внутреннего распорядка;

- приглашать представителей культа различных религий для личных встреч, совершения культовых действий. Культовые действия (таинства богослужения, коллективные моления и песнопения, изучение религиозной литературы и т.п.) совершаются в специально отведенных администрацией для таких действий культовых помещениях (а в некоторых колониях - и в специально построенных сооружениях: православных храмах, часовнях, мечетях и т.д.).

Отправление культа, соблюдение религиозных предписаний и обрядов не освобождают осужденного от обязанности выполнять установленные законодательством условия отбывания наказания.

Обращения осужденных к администрации учреждения по вопросам изменения дней работы, замены отдельных видов питания на другие и по поводу иных условий содержания, в связи с необходимостью соблюдения религиозных предписаний и сложившихся обычаев (праздников, постов, запретов на употребление определенной пищи и т.д.), рассматриваются администрацией в порядке их поступления и по согласованию с территориальными органами управления уголовно-исполнительной системы исходя из соображений обеспечения условий и возможностей.

Верующим осужденным разрешается под контролем администрации осуществлять деятельность по свободному распространению своих религиозных взглядов и убеждений, получать религиозное образование. Администрация также имеет право разрешить им и их общинам религиозную благотворительную деятельность.

Тяжелобольным осужденным по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Следует заметить, что законодательство предъявляет требования и к священнослужителям, которые посещают исправительные учреждения4. Так, к работе в исправительном учреждении не допускаются представители религиозного объединения, не прошедшего процедуру государственной регистрации в органе Министерства юстиции РФ. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью в исправительном учреждении, так как на него не распространяется статус религиозного объединения.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные объединения, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет,

не имеют права обучать вне рамок образовательных программ, проводить религиозные обряды, распространять богослужебную литературу в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Проводить службы и вести религиозную деятельность, а также встречаться с заключенными может быть разрешено только назначенному или утвержденному официальному представителю религиозного объединения.

Запрещается принуждать осужденных к общению с представителями той или иной религии, тем более организовывать псевдорелигиозные мероприятия и заставлять в них участвовать. В связи с этим любой осужденный имеет право отказаться от встречи с представителями религиозных организаций, приглашенных администрацией учреждения.

Конституционный суд РФ в постановлении от 23 ноября 1999 г. определил: «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.»5.

Основаниями для недопущения к работе в исправительном учреждении представителей религиозной организации являются:

- нарушения общественной безопасности и общественного порядка;

- экстремистская деятельность;

- принуждение к разрушению семьи;

- посягательство на личность, права и свободы граждан;

- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

- склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

- воспрепятствование получению обязательного образования;

- принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

- воспрепятствование выходу гражданина из религиозного объединения путем угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями;

- побуждение граждан к отказу от исполнения установленного законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Следует понимать, что квалифицированный служитель культа, являясь духовным наставником заключенного, способен оказать положительное влияние на воспитательный процесс. При выполнении всех вышеуказанных условий священнослужитель должен иметь возможность регулярно проводить религиозные обряды в определенное для этого время, периодически наедине посещать заключенных, принадлежащих к его вероисповеданию, для бесед на религиозные темы. А поскольку за безопасность священнослужителя отвечает администрация учреждения, поэтому при наличии даже теоретической угрозы его личной безопасности ему должно быть отказано в посещении и встрече с осужденными (п. 5 ст. 14 УИК РФ). К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются в том случае, если нет угрозы для их личной безопасности.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Важным условием реализации свободы вероисповедания в исправительном учреждении является недопущение ущемления прав других лиц, а также соблюдение правил внутреннего распорядка.

В условиях стремительно развивающихся в пенитенциарной сфере общественных отношений необходимо разработать и утвердить новые методические рекомендации по организации обеспечения права осужденных на свободу совести и вероисповедания, которые в полной мере отвечали бы требованиям современной уголовно-исполнительной политики государства. Также на основе Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и подзаконных ведомственных нормативно-правовых актов необходимо разработать форму типового договора о сотрудничестве между исправительным учреждением и религиозной организацией, в котором должны быть указаны конкретные обязанности и права сторон, предусмотрена ответственность субъектов взаимодействия.

В вопросах обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных и лиц, заключенных под стражу, сотрудникам исправительных учреждений рекомендуется:

1. Предоставлять возможность осужденным, не нарушая установленного порядка отбывания наказания, совершать индивидуально или коллективно молитвы, участвовать в богослужениях, обрядах и церемониях.

Анализ практики показывает, что обязательное участие всех заключенных в религиозных ритуалах, которые проводят в учреждениях уголовно-исполнительной системы, является нарушением действующего законодательства. Такое принуждение недопустимо как со стороны представителей религиозных организаций, так и администрации учреждений.

2. Обеспечивать реализацию права осужденных на свободу вероисповедания, содействуя приглашению служителей культа в специально создаваемые в ИУ помещения для отправления культа.

3. По инициативе религиозной организации предоставлять возможность их членам и профессиональным служителям культа проводить встречи с осужденными и лицами, заключенными под стражу, для просветительской работы и благотворительной деятельности.

4. Не следует запрещать осужденным принимать участие в изготовлении в свободное время предметов культа и религиозной атрибутики.

5. Следует проявлять осторожность при решении вопроса о получении гуманитарной помощи от какого-либо религиозного объединения. Достаточно часто согласие администрации ИУ на оказание членами религиозной организации такой помощи рассматривалось как предоставление им привилегированного положения.

6. По возможности разрешать замену видов питания, а также условий содержания в связи с необходимостью соблюдать религиозные предписания и сложившиеся обычаи (праздники, посты, запрет на употребление определенной пищи и т.д.) по предварительному соглашению с территориальными органами ФСИН России, исходя из соображений обеспечения нормальной жизнедеятельности учреждения, безопасности и дисциплины.

7. В целях упорядочения работы религиозных организаций с осужденными и лицами, заключенными под стражу, устанавливать по соглашению с представителями культа в рамках действующего законодательства время посещения ими учреждения и проведения мероприятий, порядок прохода на территорию и перемещения по ней.

8. Ориентировать служителей культа на координацию усилий по формированию здорового морально-психологического климата в коллективах осужденных, а также на индивидуальную работу с трудновоспитуемыми лицами. Следует также обращать внимание священника на организацию работы общины верующих в исправительном учреждении, так как опыт работы свидетельствует, что некоторые осужденные, в том числе и старосты общины, пытаются использовать храмы и молельные комнаты для хранения запрещенных предметов, нелегальных встреч осужденных и т.п. При принятии в отношении данных осужденных дисциплинарных мер со стороны администрации учреждения они иногда пытаются представить себя в качестве пострадавших за веру.

Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности и дальнейшего развития пенитенциарной системы России выступает совершенствование законодательной регламен-

тации взаимодействия учреждений УИС с религиозными организациями. Действующее российское законодательство и подписанные соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и традиционными для нашей страны конфессиями позволили наладить совместную конструктивную работу по духовному и нравственному воспитанию осужденных. В настоящее время ФСИН России подписаны соглашения с Советом муфтиев России (12 мая 2010 г.), Буддийской традиционной санкхьей России (30 декабря 2010 г.), Русской православной церковью (22 февраля 2011 г.). Кроме того, ФСИН России сотрудничает с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) и другими религиозными объединениями.

Соглашениями предусмотрено сотрудничество в области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, обеспечение доступа священнослужителей в учреждения УИС России и строительство религиозных сооружений на территории исправительных колоний и тюрем.

Таким образом, право осужденного к лишению свободы на свободу совести и вероисповедания обеспечивается международными нормативными правовыми актами и действующим российским законодательством, выражается в возможности совершения религиозных обрядов, встреч со священнослужителями, посещения специально оборудованных для богослужения помещений, использования и изготовления предметов культа, получения религиозного образования.

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС «Гарант».

2 См.: Ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [Текст] : Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. -1997. - № 2. - Ст. 198.

3 Взаимодействие ФСИН России с общественными и религиозными организациями (объединениями) [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта ФСИН России. - Режим доступа: http://www.fsin.su/ - Загл. с экрана. (Дата обращения: 15.05.2012).

4 См: О свободе совести и о религиозных объединениях [Текст] : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. - 1997. - № 190.

5 См.: По делу о проверке конституционности третьего и четвертого абзацев пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами религиозного общества «Свидетели Иеговы» в г. Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» [Текст]: Постановление Конституционного суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П // СЗ РФ. 1999. - № 51. - Ст. 6363.

УДК 343

СПЕЦИФИКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

© 2012 С. П. Мишустин

Аннотация. В статье рассмотрена специфика работы с осужденными, имеющими социально значимые болезни и психические расстройства. Приведен пример проявления агрессии у осужденного, рассмотрены основные признаки проявления данной болезни Приведена нормативная база, используемая при оказании психиатрической и наркологической помощи.

Ключевые слова : осужденные, социально значимые заболевания, психические расстройства, нормативная база, психиатрическая помощь, наркологическая помощь.

THE SPECIFIC FEATURES OF EXECUTING PUNISHMENTS IN RELATION TO THE INMATES WITH SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES

© 2012 S. Mishustin

Summary. In the article the specific features of work with inmates who have socially significant diseases and psychiatric disorders are examined. The example of the form of aggression of the inmate is considered; the main symptoms of this disease are shown. Normative basis for giving psychiatric support and drug addiction treatment is given.

Keywords:■ convicts, socially significant diseases, psychiatric disorders, normative basis, psychiatric support, drug addiction treatment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.