Научная статья на тему 'Реализация права на свободу передвижения'

Реализация права на свободу передвижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
984
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / ПРАВО / ОБЯЗАННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ГРАЖДАНИН / ДОГОВОР / НАЙМ / АРЕНДА / CONSTITUTION / REGISTRATION / PLACE OF RESIDENCE / RIGHT / DUTY / RESPONSIBILITY / FREEDOM OF MOVEMENT / CITIZEN / CONTRACT / EMPLOYMENT / RENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцева Е. В.

В статье анализируется закрепленное в международном праве и в Конституции Российской Федерации права на свободу передвижения. Проводится исследование реализации права на свободу передвижения в отраслевом законодательстве Российской Федерации: в гражданском, административном. Изучены законы, постановления Правительства и Конституционного Суда, приказы органов исполнительной власти Российской Федерации. В статье указывается на: существующие неконституционные положения действующих нормативно правовых актов в реализации прав и свобод человека, а также на отсутствие в действующем законодательстве норм, реализующих право на свободу передвижения; на существующие пробелы по регулированию порядка осуществления регистрационного учета. Обращено внимание на то, что уведомление об изменении места пребывания, является не только правом, но и обязанностью каждого гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of the right to freedom of movement

The article analyzes the right to freedom of movement enshrined in international law and in the Constitution of the Russian Federation. A study of the implementation of the right to freedom of movement in the sectoral legislation of the Russian Federation: civil, administrative. Laws, decisions of the Government and the constitutional Court, orders of Executive authorities of the Russian Federation are studied. The article points to: the existing unconstitutional provisions of the existing legal acts in the implementation of human rights and freedoms, as well as the lack of existing legislation implementing the right to freedom of movement; the existing gaps in the regulation of the procedure for registration. Attention is drawn to the fact that notification of change of place of stay is not only a right but also a duty of every citizen.

Текст научной работы на тему «Реализация права на свободу передвижения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 4. - С. 350-357.

УДК 342.7

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Казанцева Е. В.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье анализируется закрепленное в международном праве и в Конституции Российской Федерации права на свободу передвижения. Проводится исследование реализации права на свободу передвижения в отраслевом законодательстве Российской Федерации: в гражданском, административном. Изучены законы, постановления Правительства и Конституционного Суда, приказы органов исполнительной власти Российской Федерации. В статье указывается на: существующие неконституционные положения действующих нормативно правовых актов в реализации прав и свобод человека, а также на отсутствие в действующем законодательстве норм, реализующих право на свободу передвижения; на существующие пробелы по регулированию порядка осуществления регистрационного учета. Обращено внимание на то, что уведомление об изменении места пребывания, является не только правом, но и обязанностью каждого гражданина.

Ключевые слова конституция, регистрационный учет, место пребывания, место жительства, право, обязанность, ответственность, свобода передвижения, гражданин, договор, найм, аренда.

Ценность - это многогранное понятие, которое используется учеными в различных аспектах жизни, в различных науках, а также в различных отраслях права. Само понимание ценности - указывает нам на значение определенными нами объектами или явлениями.

Любое живое существо находится в постоянном движении, и нет сегодня человека, который не мечтал бы о путешествии. И не имеет значения, куда путешествовать в ближайший город или субъект, в соседнее государство или на Северный полюс. Ему, человеку, нужна свобода, нужно право на свободу передвижения.

Права и свобода человека и гражданина, как основы конституционного строя, являются неотъемлемой ценной категорией человека. Одним из самых актуальных и спорных прав, является право на свободу передвижения. Общепринятым и неизменным является то, что нормы международного права, имеют приоритетное правоприменение в регулировании общественных отношений. Не являются исключением и сфера охраны прав и свобод человека. В ст. 13 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей Организаций Объединенных Наций 10.12.1948) и ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Генеральной Ассамблей Организаций Объединенных Наций) указано: каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства [1; 7].

Вопросам свободы передвижения, а также регистрационному учету граждан уделялось внимание такими учеными как: Ивановой М. А., Кудрявцевой А. В., Ми-ролюбовой С. Ю. Сергеевым А. А., Шестобаевым О. Н. и другими. Однако ими рассматривались актуальные и спорные вопросы регистрации по месту проживания или пребывания. При этом вопрос реализации конституционной ценности - права

350

на свободу продвижения, в отраслевом законодательстве остался без внимания, что и является целью нашего исследования.

Основным, правовым актом Российской Федерации, который обладает высшей юридической силой, является Конституция Российской Федерации (12.12.1993 года) (далее - Конституция РФ) [5]. Именно Конституция РФ является базовой конституционной ценность в государстве, в которой закреплены «основные ценности» как человека, общества, государства.

Право на свободу передвижения закреплено законодателем в главе второй, где отображены основные права и свободы человека и гражданина. Определено, что право свободно передвигаться имеет каждый (человек, гражданин), а также каждый имеет право выбрать место пребывания и право выбрать место жительства (ст. 27 Конституции РФ). Следует отметить, что это право приемлемо только при определенных условиях: во-первых, человек или гражданин находится на территории России законно; во-вторых, такое право не распространяется на территории и зоны государства, которые определены Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 (с изм. и доп. на 03.04.2017) (далее - Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1) [4].

Общеизвестно, что указанные конституционные ценности должны быть реализованы в отраслевом законодательстве, регулирующие те или иные общественные отношения. Рассматривая право на свободу передвижения, необходимо отметить, что оно неразрывно связано с такими понятиями как право на выбор «места жительства» и «места пребывания». Ученые, изучающие историю становления и развития регистрации граждан, в простонародье «прописку», отмечают, что первые упоминания о ней содержатся в Новгородских летописях (XIII век), далее в Соборном уложении (XVII век) и в указах Петра I (ХУШ век), именно с этого периода (с ХУШ века) порядку регистрации граждан уделяется все больше и больше внимания. Однако, понятие «места пребывая» впервые, на законодательном уровне, возникает только в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (статья 2), в котором законодатель раскрывает это понятие, а также понятие «место жительство». Отметим, что понятие «место жительства» раскрывает и ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее - ГК РФ (часть первая), но в узком понимании, указав только на его существенный признак: постоянное проживание или преимущественное проживание [2].

Итак, право на свободу передвижения (в том числе и на выбор места пребывания или жительства) на территории России нашло свое отражение в отношении: 1) гражданин России - в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1; 2) иностранного гражданина - в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 11 Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации) [13] и в Федеральном законе от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 11.10.2018) [14]. Обращает внимание на себя Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который, в части реализации права на свободу передвижения, согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации № 22-П от 19.07.2017 [10], признан некон-

351

ституционным. К тому же законодателю надлежало незамедлительно принять необходимые меры по устранению выявленного несоответствия, однако на сегодня изменения не внесены.

Что касается такой категории как беженцы, то анализ законодательства указывает, что в основном документе - Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. № 4528-! «О беженцах» [12], нет норм, регулирующих это право, этих норм нет и в иных подзаконных правовых актах. Но ведь беженец, не является ни гражданином государства, ни иностранцем, таком образом, в законодательстве регулирующим отношения с категорией людей как «беженцы», право на свободу передвижения, не реализовано.

Анализ международных актов, Конституции РФ и Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 показывает, что свобода передвижения - это «право», которое предоставляется каждому человеку. Несмотря на это законодатель, предоставленное право, ущемляет, указывая, что в пределах нашего государства, вводится, по месту пребывания, а также по месту жительства, регистрационный учет всех граждан России. При этом ограничения вводятся в целях: 1) обеспечения необходимых условий для реализации гражданином «его же прав и свобод»; 2) исполнения гражданином взятых на себя обязанностей перед другими гражданами, а также государством и обществом. Эти же цели продублированы законодателем и в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) (далее - Правила регистрации или снятия с регистрационного учета) [8].

Таким образом, уведомление гражданином о месте своего пребывания, является его обязанностью. На это указывает и Конституционный суд РФ в своем постановлении от 02.02.1998 № 4-П, в котором указано, что в соответствии с установленным Законом РФ № 5242-1 от 25.06.1993 и Правилами регистрации и снятия с регистрационного учета, уведомление является не только правом, но и обязанностью [9]. Странно то, что законодатель ставит «знак равенства» между правом и обязанностью гражданина.

Итак, Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 и Правила регистрации или снятия с регистрационного учета указывают, что с целью реализации наших прав и свобод вводится регистрационный учет, кратко разберем, что это такое регистрационный учет.

Граждане, которые прибыли в населенный пункт (город, поселок, деревню), которые не являются их постоянным местом жительства, обязаны обратиться в территориальные органы внутренних дел, непосредственно к должностным лицам, в обязанности которых входит осуществление приема и передачи документов в органы регистрационного учета, для осуществления учета. Отметим, что данное императивное указание касается лиц, которые прибывают на срок более чем 90 дней. Общеизвестно и общепринято, что с заявление на совершение каких-либо действий необходимо предоставить «свой пакет документов», он есть и при осуществлении регистрационного учета. Не будем, останавливается на всем перечне необходимых

352

документов, которые обязаны предоставить граждане, обратим внимание только на некоторых, а именно: 1) документ, который является основанием для временного проживания (договор аренды или субаренды; договор найма или поднайма договор социального найма жилого помещения); 2) заявление лица, которое предоставило гражданину помещение или свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение.

Отметим, что договор найма жилого помещения, в соответствии с п.1 ст. 674 ГК РФ (часть вторая) (форма договора найма жилого помещения), должен заключаться в письменной форме (напомним, что это императивная норма) [3]. А вот согласно п. 1 ст. 609 ГК РФ (часть вторая) (форма и государственная регистрация договора аренды), договор должен быть заключен в письменной форме при условии, если стороной договора выступает юридическое лицо. А также, если граждане снимаю жилое помещение для проживания на срок до одного года, то наниматель и наймодатель должны составлять договор в простой письменной форме, а если срок проживания предусматривает более одного года, договор найма должен пройти государственную регистрацию, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, найм (аренда) жилого помещения предусматривает наличие договора в письменной форме, и с этим, на наш взгляд, проблемных или спорных вопросов у граждан не должно возникнуть. Хотя, следует признать, что в реальных жизненных ситуациях, не все наймодатели согласны исполнять указания законодателя и составлять договор, даже в простой письменной форме.

Следующий документ, на который указывает законодатель, и обязан представить гражданин - это свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, которое передаётся во временное владение и пользование.

Итак, свидетельство о регистрации права на жилое помещение, что это такое? Это документ, который выдавался ранее собственникам недвижимости, и являлся документом, действующим до вступления в законную силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [15]. На сегодняшний день это выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Однако, несмотря на то что законодательство разрешает всем получить информации о недвижимости, на деле нам (не собственнику недвижимости) отказывают в предоставлении информации или же предоставляют только общую информацию (без указания собственника или сособственников, наличия или отсутствие ограниченного права, а также обременение объекта недвижимости). К тому же выписка из Единого государственного реестра недвижимости предоставляется только на конкретное лицо, которое непосредственно запрашивает информацию, а если информация необходима по определенной недвижимости, то только его собственнику. Возникает вопрос, будет ли наймодатель тратить свое время, чтобы предоставить нанимателю такие сведенья? Мы думаем, что нет. А без свидетельства или выписки, или заявления лица, которое предоставляет жилое помещение, пакет документов не будет полным.

Далее анализируя Закон РФ № 5242-1 от 25.06.1993 и Правила регистрации или снятия с регистрационного учета, необходимо отметить, что они не содержат оснований для отказа в регистрационном учете.

353

Не так давно принят и действует Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 (далее - Административный регламент) [11]. В нем, указан перечень оснований для отказа в приеме документов, которые необходимы для предоставления указанных государственных услуг (регистрационного учета), при этом перечень является исчерпывающим. Так, в п. 58.2 Административного регламента, одним из оснований является отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено непосредственно Административным регламентом.

Анализируя Административный регламент, обращает на себя его отличие от Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 и от Правил регистрации или снятия с регистрационного учета, которое состоит в следующем указании: предоставить документ, который является основанием для временного проживания в предоставленном жилом помещении, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. К тому же, данный документ должен быть удостоверен нотариально, или его копии удостоверены нотариально. Но и это не все, при предоставлении договора найма в простой письменной форме, подписи, и собственника, и нанимателя, и заявителя (если он не является стороной договора), должны быть удостоверены лицом, который отвечает за прием и передачу документов в органы, которые обеспечивают регистрационный учет [8].

Таким образом, для необходимости предоставления «полного пакета документов» необходимо нанимателю и наймодателю совместно выделить время (скорее всего целый день) для обращения или к нотариусу, что еще предусматривает дополнительные расходы, или в органы регистрационного учета документов, с целью удостоверения лиц. В случаи несогласия наймодателя уделить время для подготовки документов временного пребывания гражданина, нанимателю в соответствии с Административным регламентом, в регистрации будет отказано (п. 58.2).

Необходимо отметить, что указанный отказ в регистрации противоречит ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, как это и отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П, так для осуществления регистрационного учета достаточно предоставить любой из указанных документов, что в свою очередь указывает на добросовестное исполнение своего права гражданином. А соответственно у представителей органа, осуществляющего регистрационный учет, обязанность (не право) принять предоставленные документы и произвести регистрацию, чем удостоверить свободное волеизъявление гражданина по выбору места пребывания. Далее суд, предвидя, наверное, различные ситуации, определил, что введение дополнительных требований о предоставлении иных, каких-либо, документов могло бы фактически привести к парализации прав на свободу передвижения [9]. Что, собственно говоря, и сделано в Административном регламенте и является неконституционным.

Как известно, за нарушение установленных обязанностей, правил, требований и т.д. законодателем предусматривается ответственность. Так, например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [6], предусмотрена ответственность за проживания гражданина России без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (ст. 19.15.1 КРФоАП) и за нарушение

354

правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст. 19.15.2 КРФоАП). Согласно диспозиции указанных норм, к ответственности могут привлекаться: 1) как собственник, так и наниматель, за нарушение сроков уведомления органов, осуществляющих регистрационный учет, о сроке и месте проживания гражданина; 2) наниматель за то, что он не зарегистрировался по месту пребывания, порядок которого предусмотрен Правилами регистрации или снятия с регистрационного учета (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713). Анализируя ст. 19.15.2 КРФоАП, следует отметить, что согласно примечанию к норме освобождаются от ответственности лица, которые проживает в помещении населенного пункта того же субъекта России, в котором лицо зарегистрировано. Однако, в Правилах регистрации или снятия с регистрационного учета, данное условие, или указание отсутствует, что является пробелом в законодательстве.

Из изложенного выше следует, что регистрационный учет «приобрел» разрешительный характер и соответственно привел к ограничению конституционного права гражданина на выбор места пребывания и выбор места проживания.

Подведя итог можно сделать следующие выводы: спорные, неразрешенные, противоречащие, неконституционные положения в реализации права на свободу передвижения выявлены в следующих правовых актах: Федеральных законах «О беженцах», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановлении Правительства РФ; приказе МВД.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995., № 67.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. 03.08.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.2006 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

4. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 03.04.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблей Организаций Объединенных Наций // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

8. Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

9. По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Феде-

355

рации от 17 июля 1995 г. № 713 : Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

10. По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н. Д. Вордена и П. Д. Олдхэма : Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. № 22-П // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

11. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

12. О беженцах : Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

13. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 1. - Текст электронный.9.07.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

14. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

15. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Текст электронный.

Kazantseva E. V. The realization of the right to freedom of movement / E. V. Kazantseva // Scientific notes of V. I Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2019. - T. 4 (72). № 4. - P. 350-357.

The article analyzes the right to freedom of movement enshrined in international law and in the Constitution of the Russian Federation. A study of the implementation of the right to freedom of movement in the sectoral legislation of the Russian Federation: civil, administrative. Laws, decisions of the Government and the constitutional Court, orders of Executive authorities of the Russian Federation are studied. The article points to: the existing unconstitutional provisions of the existing legal acts in the implementation of human rights and freedoms, as well as the lack of existing legislation implementing the right to freedom of movement; the existing gaps in the regulation of the procedure for registration. Attention is drawn to the fact that notification of change of place of stay is not only a right but also a duty of every citizen.

Keywords: Constitution, registration, place of residence, place of residence, right, duty, responsibility, freedom of movement, citizen, contract, employment, rent.

Spisok literatury'

1. Vseobshhaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948) // Rossijskaya gazeta. - 1995., № 67.

2. Grazhdanskij kodeks RF (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (v red. 03.08.2018) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

3. Grazhdanskij kodeks RF (chast' vtoraya) ot 26.01.2006 № 14-FZ (red. ot 29.07.2018) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

4. O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vy'bor mesta preby'vaniya i zhitel'stva v predelax Rossijskoj Federacii : Zakon Rossijskoj Federacii ot 25.06.1993 № 5242-1 (red. ot 03.04.2017) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e' lektronny'j.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

356

6. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 01.05.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.05.2019) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

7. Mezhdunarodny'j pakt o grazhdanskix i politicheskix pravax (prinyat 16.12.1966 Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblej Organizacij Ob''edinenny'x Nacij // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

8. Ob utverzhdenii Pravil registracii i snyatiya grazhdan Rossijskoj Federacii s registracionnogo ucheta po mestu preby'vaniya i po mestu zhitel'stva v predelax Rossijskoj Federacii i perechnya licz, ot-vetstvenny'x za priem i peredachu v organy' registracionnogo ucheta dokumentov dlya registracii i snyatiya s registracionnogo ucheta grazhdan Rossijskoj Federacii po mestu preby'vaniya i po mestu zhitel'stva v predelax Rossijskoj Federacii : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.07.1995 № 713 (red. ot 25.05.2017) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

9. Po delu o proverke konstitucionnosti punktov 10, 12 i 21 Pravil registracii i snyatiya grazhdan Rossijskoj Federacii s registracionnogo ucheta po mestu preby'vaniya i po mestu zhitel' stva v predelax Rossijskoj Federacii, utverzhdenny'x Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 iyulya 1995 g. № 713 : Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 02.02.1998 № 4-P // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

10. Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij chasti 1 i punkta 2 chasti 2 stat'i 20 Federal'nogo zakona «O migracionnom uchete inostranny'x grazhdan i licz bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhalobami grazhdan SShA N. D. Vordena i P. D. Oldxe'ma : Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19 iyulya 2017 g. № 22-P // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

11. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii po predostavleniyu gosudarstvennoj uslugi po registracionnomu uchetu grazhdan Rossijskoj Federacii po mestu preby'vaniya i po mestu zhitel'stva v predelax Rossijskoj Federacii: Prikaz MVD Rossii ot 31.12.2017 № 984 // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

12. O bezhenczax : Federal'ny'j zakon ot 19 fevralya 1993 g. № 4528-I // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru

13. O pravovom polozhenii inostranny'x grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 1. - Tekst e'lektronny'j.9.07.2018) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

14. O migracionnom uchete inostranny'x grazhdan i licz bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 18.07.2006 № 109-FZ (red. ot 11.10.2018) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e'lektronny'j.

15. O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti : Federal'ny'j zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ (red. ot 03.08.2018) // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. - Tekst e' lektronny'j.

357

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.