Научная статья на тему 'Реализация права на социальное обеспечение в законодательстве Республики Дагестан'

Реализация права на социальное обеспечение в законодательстве Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН / SOCIAL SECURITY / SOCIAL PROTECTION OF CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS / THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геворкьян Д. П.

В статье рассматриваются вопросы правовых гарантий конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Республики Дагестан, особенности его становления и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO SOCIAL security In the legislation of the Republic of DagHestan

The article deals with the legal guarantees of the constitutional right to social security in the legislation of the Republic of Daghestan, the features of its formation and development.

Текст научной работы на тему «Реализация права на социальное обеспечение в законодательстве Республики Дагестан»

СМ. ГАБИЕВА, З.М. ИСАЕВ, А.Г. ФЕЗЛИЕВ

УДК 349.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Геворкьян Д.П., доцент кафедры трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета E-mail: artvin2@mail. ru

В статье рассматриваются вопросы правовых гарантий конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Республики Дагестан, особенности его становления и развития.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальная защита отдельных категорий граждан, законодательство Республики Дагестан.

REALIZATION OF THE RIGHT TO SOCIAL SECURITY IN THE LEGISLATION OF THE

REPUBLIC OF DAGHESTAN

Ghevorkyan D.P., Associate Professor of Department of Labor Law and Bases of jurisprudence of Daghestan State University

The article deals with the legal guarantees of the constitutional right to social security in the legislation of the Republic of Daghestan, the features of its formation and development.

Key words: social security, social protection of certain categories of citizens, the legislation of the Republic of Daghestan.

Согласно Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «ж» ст. 71). Эти полномочия приобрели особую актуальность в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [1], который с 1 января 2005 года передал законодательное решение многих проблем социального обеспечения органам государственной власти субъектов РФ и даже полностью исключил из федерального законодательства регулирование целого ряда вопросов в этой сфере. В связи с этим на регионы была возложена большая ответственность за принимаемые ими нормативные правовые акты.

В Конституции Республики Дагестан также закреплено право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также говорится, что Республика Дагестан развивает систему социальной защиты (ст. 40). Данная норма развивает федеральные конституционные положения социальной направленности и символизирует приоритетность социальной политики региональных властей [2, с. 67].

Исследователи отмечают, что до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ законодательство о социальном обеспечении было в достаточной степени развито

далеко не во всех субъектах РФ. Во многих регионах пришлось начинать все с нуля, в большинстве - проводить ревизию всего действующего законодательства. В таких условиях невозможно было бы ожидать от региональных властей принятия полноценных кодексов социального обеспечения [3, с. 116].

Вместе с тем, властям субъектов РФ в вопросе об объеме своих полномочий по предмету совместного ведения в любом случае приходится ждать принятия федерального закона, где содержится перечень вопросов, оставляемых субъекту, поскольку сферы общественных отношений, по которым субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование, можно установить только из содержания федерального акта по предмету совместного ведения [4, с. 119].

Вышесказанное относится и к законодательству Республики Дагестан о социальном обеспечении, закрепляющему правовые гарантии права граждан РФ, проживающих в Дагестане, на социальное обеспечение, как это было предписано федеральным законодателем.

29 декабря 2004 года были приняты законы Республики Дагестан: № 57 «О социальной поддержке жертв политических репрессий», №59 «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда». 11 апреля 2005 года был принят Закон РД «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан» [5].

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2013. № 4.

Основываясь на предписаниях федерального законодательства, а также на норме Конституции Республики Дагестан, гласящей: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 52), были приняты:

- Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года №61 «О ежемесячном пособии на ребенка»;

- Закон Республики Дагестан от 29декабря 2004 года № 58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Закон Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 66 «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемые приемной семье»;

- Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2009 года № 5 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан» [5].

Не осталась без внимания дагестанского законодателя и социальная защита отдельных категорий граждан, имеющих ограничения по здоровью, она регулируется Законом РД от 9 июля 2010 года №39 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Дагестан» и Законом РД от 7 октября 2011 года №50 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане» [5].

В сфере пенсионных гарантий отдельным категориям граждан был принят Закон РД от 4 декабря 2008 года № 59 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении гражданам за особые заслуги перед Республикой Дагестан». Для обеспечения права на пенсионное обеспечение государственным служащим РД был принят Закон Республики Дагестан от 11 октября 2010 года № 55 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан» [5].

Кроме того, с 1 января 2010 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий расширение регионального правового регулирования в социальной сфере. В частности, Федеральным законом от 25 июня 1999 г. «О государственной социальной помощи» в редакции закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ была введена социальная доплата к пенсии - предоставление пенсионеру денежной суммы, обеспечивающей доведение общего размера выплат с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной

поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с этим были приняты законы Республики Дагестан от 11 декабря 2011 года № 82 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Дагестан на 2012 год для определения социальной доплаты к пенсии», а также от 6 декабря 2012 года № 81 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Дагестан на 2013 год для определения социальной доплаты к пенсии» [5].

На уровне подзаконного акта субъекта РФ в республике регулируется такой вид социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Она установлена в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и полномочий, переданных РФ органам государственной власти субъектов РФ по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. «Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Дагестан» утвержден постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 [6].

Эта выплата введена для реабилитированных лиц, а также для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, тружеников тыла и ветеранов труда, для других категорий граждан, права которых регулируются федеральными законами, законами и подзаконными актами Республики Дагестан. Перечень категорий граждан приведен в приложении к вышеназванному Порядку.

Ежемесячная денежная выплата указанным категориям граждан осуществляется органами социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах по месту жительства или пребывания в Республике Дагестан.

Этим же Порядком, утвержденным постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года, установлен еще один вид социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата для компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа:

Д.П. ГЕВОРКЬЯН

1) педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе пенсионерам, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет;

2) медицинским и фармацевтическим работникам государственных учреждений здравоохранения, а также проживающим с ними членам их семей;

3) специалистам культурно-просветительных учреждений;

4) социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания населения;

5) специалистам государственной ветеринарной службы Республики Дагестан, в том числе пенсионерам, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж их работы в учреждениях ветеринарной службы, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет.

Интересно отметить, что на ежемесячную денежную выплату имеют право педагогические работники - пенсионеры, переехавшие на постоянное место жительства в сельскую местность или поселок городского типа Республики Дагестан из других субъектов РФ, которые по прежнему месту жительства или пребывания в сельской местности и поселках городского типа пользовались таким правом.

Педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлению ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Остальным получателям компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определяется исходя из фактически произведенных гражданами расходов, но не выше сумм, исчисленных с учетом социальной нормы площади жилых помещений и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Правительством Республики Дагестан.

Таким образом, для сельских педагогов установлен больший размер компенсации, чем для остальных граждан, имеющих право на та-

кую же ежемесячную денежную выплату. Следует отметить, что постановление Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 распространяется на правоотношения, возникшие с 18 августа 2010 года, то есть получило обратную силу.

Литература

1. О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 4.

3.Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. К вопросу о конституционно-правовых проблемах реализации социально-экономических программ в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 1.

4. Соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.

5. Законы Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года № 61, № 57, № 58, № 59; от 11 апреля 2005 г.; от 24 декабря 2007 г. № 66; от 4 декабря 2008 г. №59, от 3 февраля 2009 г. № 5; от 9 июля 2010 г. №39; от 11 октября 2010 г. №55; от 7 октября 2011 г. №50; от 11 декабря 2011 г. №82; от 6 декабря 2012 г. № 81. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Дагестан: утв. Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года № 20. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

Поступила в редакцию 30 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.