УДК 342.565.2 (470.67)
ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ГРАЖДАН К ЗАКОНУ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Кадимова М.Ш., судья Конституционного Суда Республики Дагестан, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Дагестанского государственного университета
E-mail: civilprocess 71@mail. ru
Статья посвящена анализу принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и реализации его в судебных решениях.
Ключевые слова: социальные права, права людей, права граждан, формальные и этические основания права, конституция, распределение общественных благ, отказ от права, средства судебной защиты, перспективы социальных прав и конституционных свобод.
PRINCIPLE OF CITIZENS RESPECT TO THE LAW IN THE DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF DAGHESTAN REPUBLIC
Kadimova М^., Judge of the Constitutional Court of the Republic of Daghestan, Candidate of Law sciences, Associate Professor of Department of Civil Procedure of Daghestan State University
The article is devoted to the analysis of the principle of maintaining public confidence to the law and the actions of the state and its implementation in judicial decisions.
Key words: social rights, human rights, formal and ethical grounds of rights, Constitution, benefit incidence, denial of rights, remedy, prospects of social rights and constitutional freedoms.
Человек, его права и свободы являются исключительной ценностью, имеющей конституционно правовое значение. Уважение к личности и ее защита - непременные атрибуты конституционного государства.
Установленные в Конституции РФ положения являются чрезвычайно важными для развития конституционных прав граждан [1, с. 50], они характеризуют отношение государства к человеку, служат основой решения конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Соответственно, признание прав и свобод человека является высшей ценностью общества в целом и средством правовой защиты общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Одним из важнейших элементов статуса прав и свобод человека и гражданина является принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, применяемый в судебной практике в последнее время достаточно часто. Данный принцип характеризует главную черту верховенства права: предсказуемость право-
вых предписаний, которая связана с правовой определенностью, сохранением стабильного правового регулирования и недопущением произвольного внесения изменений в действующую систему норм в сфере предоставления социальной поддержки. В то же время участники регулируемых правоотношений должны быть уверены в том, что официально признанный статус приобретенных прав подлежит надежной защите со стороны государства. Доверие по отношению к установленному правопорядку - важная ценность правового государства, которая связана с достоинством личности, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Нормативно-правовую основу принципа поддержания доверия граждан к государству к закону составляет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».
При введении механизмов регулирования систем социальной защиты граждан на региональном уровне субъектам РФ и муниципальным образованиям вменяется обязанность законода-
тельного закрепления правовых мер, направленных на обеспечение сохранения повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты отдельных категорий граждан, с учетом их правового, имущественного положения и иных условий и реализации принципа поддержания доверия граждан к действиям государства и к закону путем неизменности регулирования правовых отношений в сфере социальной зашиты и предоставления мер социальной поддержки.
Из решения Конституционного Суда РФ (определение от 2 февраля 2006 года № 56-О3) следует вывод о том, что при внесении изменений в содержание мер социальной защиты законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан и основывать свои действия на конституционных положениях, регулирующих как конституционный статус личности, так и специальный статус отдельных категорий граждан.
Россия, являясь социальным государством, не вправе отказываться от выполнения взятых на себя публичных обязательств, отмена либо приостановление законодателем предоставления выплат и льгот компенсационного характера возможны только при установлении надлежащих средств, форм и способов защиты, объем которых не может уменьшаться, что отражено в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 июля 2005 года № 246-О и № 303-0 и др.).
Без доверия граждан к закону невозможно существование правового государства. Законотворчество должно осуществляться в целях укрепления доверия граждан к закону и действиям государства. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем путем соблюдения указанного принципа, предполагающего правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе правовое регулирование будет означать отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством (постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, определение от 4 апреля 2006 года № 89-0).
Степень доверия в обществе легко потерять, а восстановить крайне сложно, ввиду чего достигнутый обществом уровень внутреннего доверия представляет собой правовую ценность,
имеющую конституционное значение. Обеспеченность социальных прав и гарантированность их соблюдения приобретает значение для стабильного развития государства в целом. Социальные права и меры социальной поддержки имеют большую ценность, поскольку затрагивают интересы всех граждан России. Именно в сфере законодательного регулирования социальных прав и мер социальной поддержки сложилась различная практика выполнения федеральными и региональными органами государственной власти обязательств перед гражданами. На сегодняшний день сложно оценить состояние законодательства Федерации и ее субъектов, регламентирующих социально-экономические права отдельных категорий граждан.
Проблема правового регулирования порядка предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа в субъектах РФ стала за последние пять лет чрезвычайно актуальной, приобретая значимый социальный характер на фоне сохраняющегося общего низкого уровня заработной платы работников образования в субъектах РФ.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве в сфере разграничения полномочий между уровнями власти, включая Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, повлекшими расширение правовых основ развития региональной нормативной правовой базы, субъектами РФ стали приниматься свои законодательные акты по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в т. ч. и педагогическим работникам.
В настоящее время во многих субъектах РФ разработаны и приняты нормативные правовые акты о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Но условия и порядок этих мер неоднозначны, нормативными правовыми актами субъектов РФ иногда ограничиваются права педагогических работников.
Не всегда субъектами РФ принимается во внимание положение статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, предусматривающее, что при издании органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов по этим вопросам совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до 31 декабря 2004 г. в натуральной форме, не может быть уменьшен, а условия их предоставления - ухудшены [2].
Ограничения в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющие место в нормативных правовых актах субъектов, в основном выражаются в установлении социальной нормы площади жилья и нормативов потребления в целях ограничения размеров возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и сохранении льгот отдельным категориям граждан в зависимости от их постоянного места жительства, и иное.
Сферу нормативного правового регулирования порядка закрепления и предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа в Республике Дагестан составляют Закон Республики Дагестан от 30.12.2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» и Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан».
Если обратиться к судебной практике реализации социальных прав и мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа в Республике Дагестан, то надо сказать, что все чаще имеет место нарушение их прав на получение мер социальной поддержки в форме предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Так, Постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30.12.2004 года № 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» и пункта 15 «Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20, в связи с обращением гражданина Зайнудинова Г.Г.», были признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан положения абзаца второго части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от
30 декабря 2004 г. № 64 и пункта 15 «Порядка...», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. № 20, ввиду того, что объем предоставляемых мер социальной поддержки был изменен в сторону его ухудшения, что означает ограничение прав указанных категорий граждан и снижает ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
По делу о проверке конституционности абзаца второго подпункта 1 пункта 15 «Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан», утвержденного постановлением Правительства РД от 28.01.2011 г. № 20 в связи с жалобой гражданина Н.А. Ханмагомедова», постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 2 октября 2013 г. № 2-П было признано не соответствующим Конституции Республики Дагестан положение абзаца второго подпункта 1 пункта 15 вышеуказанного Порядка в части, не предусматривающей оказание мер социальной поддержки в виде компенсации расходов за оплату жилья отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в случае найма жилого помещения в частном жилищном фонде, поскольку содержащееся в нем положение ограничивает права указанной категории граждан и ухудшает уровень их социальной защиты.
Многократно в своих решениях Конституционный Суд РФ излагал правовую позицию, которая сводится к тому, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться путем поддержания принципа доверия граждан к закону и действиям государства, другое правовое регулирование будет означать отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством [3].
Эффективное осуществление контроля конституционного пространства России возможно только при наличии единого правового механизма Федерации и ее субъектов, выработка которого осложнена отсутствием четких правовых процедур, позволяющих привести в соответствие с федеральным законодательством правовые акты субъектов РФ.
Литература
1. Кострова Н.М. Обеспечение конституционного права на судебную защиту: проблемы и пути их решения // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Определения Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. № 553-О-П, от 6 октября 2008 г. № 679-О-О, от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), ст. 35 // Российская газета. 1993. 25 декабря.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересм. М.: «Норма», «Ин-фра-М», 2011.
Поступила в редакцию 6 ноября 2013 г.