Реализация права детей на получение общего образования в Республике Хакасия и Красноярском крае
1 2
Корелина А. С. , Шаляева Ю. В.
2Корелина Алиса Сергеевна / Korelina Alice Sergeyevna - магистрант;
2Шаляева Юлия Владимировна /Shalyaeva Yulia Vladimirovna - кандидат исторических наук, доцент, кафедра международного права и сравнительного правоведения,
Институт истории и права, Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью детей получения общего образования - особое право в системе конституционного статуса личности. Право на образование без его реализации, также законодательной регламентации, действительных юридических гарантий, также без соблюдений прав и свобод человека - становится неэффективным.
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the need of children receiving general education is a special right in the constitutional status of the individual. The right to education without its implementation, as legislative regulation, the real legal guarantees, and without complying with human rights andfreedoms it becomes ineffective.
Ключевые слова: общее образование, право на образование, дети, Красноярский край, Хакасия.
Keywords: general education, right for education, children, Krasnoyarsk Krai, Khakassia.
Право на образование гарантируется Конституцией РФ: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность общего образования в муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно как в Республике Хакасия, так и в Красноярском крае. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [1].
Право на образование в Республике Хакасия и Красноярском крае, помимо Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], регулируются Законом Красноярского края от 26 июня 2014 года № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» [3] и Законом Республики Хакасия от 5 июля 2013 года № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия» [4].
В Красноярском Крае и Республике Хакасия реализация права каждого человека на получение общего образования обеспечивается путем создания органами государственной власти Республики и Края и органами местного самоуправления определенных социальноэкономических условий для его получения, увеличения возможностей реализации потребностей человека в получении образования различного уровня и направленности на протяжении всей жизни.
С целью реализации права каждого человека на образование органами государственной власти Республики Хакасия и Красноярского Края и органами местного самоуправления в Республике Хакасия и Красноярском Крае:
1) для получения без дискриминации образования достаточного уровня и качества создается необходимый ряд условий для лиц с ограниченными возможностями по здоровью, для коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в наибольшей степени способствующие получению образования соответствующего уровня и определенной направленности;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили определенные уникальные способности в какой-либо сфере учебной и научноисследовательской деятельности, в научно -техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте и тому подобном;
3) в полной мере или частично осуществляется финансирование содержания лиц, нуждающихся в государственной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время получения ими образования.
Система образования в Красноярском крае и Республике Хакасия как определенная составляющая системы образования Российской Федерации состоит из:
1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов, образовательных программ различного вида, уровня или направленности;
2) федеральных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственных образовательных организаций Республики Хакасия и Красноярского Края, муниципальных образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральных государственных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов государственной власти Края и Республики, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, созданных ими совещательных или иных органов;
4) организаций, формирующих обеспечение образовательной деятельности и оценку качества образования;
5) объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в образовательной сфере.
Итак, сравнивая Законы «Об образовании» Республики Хакасия и Красноярского края, можно сделать вывод о том, что существенные различия отсутствуют, оба закона преследуют одинаковые цели. Структура системы образования Республики Хакасия и Красноярского края, в общем, различий не имеет.
В соответствии с законом РХ «Об образовании» от 5 июля 2013 года № 60-ЗРХ, разработана программа «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011-2016 годы», целью которой является повышение доступности и качества образования, переход на инновационный путь развития системы образования, что способствует усилению роли образования [5].
В Красноярском крае разработана программа «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п, цель данной программы соответствует программе «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011-2016 годы», т. е. - повышение доступности и качества образования, соответствующего инновационному пути развития [6].
Итак, сравнивая программы Республики Хакасия «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011-2016 годы» и Красноярского края «Развитие образования», можно сделать вывод о том, что цели, поставленные данными программами, одинаковы, соответственно, и результат, достигнутый вследствие реализации программ, должен быть схож.
Таким образом, реализация права детей на получение общего образования в Республике Хакасия и Красноярском крае обеспечивается за счет законов «Об образовании» Республики Хакасия и Красноярского края, правовой основой которых являются: федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, а также Конституция Российской Федерации.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Российская газета, 1993, № 237.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.04.2015). // СЗ РФ, 2012, № 53 (часть I), ст. 7598.
3. Об образовании в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519. // СПС Консультант Плюс.
4. Об образовании в Республике Хакасия: Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № т60-ЗРХ. // СПС Консультант Плюс.
5. Об утверждении программы «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011-2016 годы»: Закон Республики Хакасия от 29.12.2011 № 143-ЗРХ (ред. от 07.11.2014). // Вестник Хакасии, 2012 г. № 1 (1233).
6. Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования».
7. Громова Н. С. Конституционное право на образование и государственная образовательная политика в России на современном этапе. // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2012. № 5. С. 125-130.