6. Черничкина Е.К., Подгорская О.Н., Резник Т.П. Интегративная модель иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 6 (139): 14-17.
7. Сафонова В.В. Переводческая образованность как неотъемлемое качество преподавателя университета XXI века. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021; № 2: 176-188.
8. Поршнева Е.Р Практико-ориентированная выпускная квалификационная работа в профессиональной подготовке будущих переводчиков (уровень бакалавриата). Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021; № 3: 103-114.
9. Васина Е.А. Проектно-ориентированное обучение синхронных переводчиков-китаистов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 13-16.
10. Мальцева Т.В. К вопросу о методическом обеспечении ролевых и деловых игр. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018; № 1 (29): 53-58.
11. Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе. Высшее образование в России. 2021; Т. 30; № 5: 21-31.
12. Капина А.А. Использование мобильных приложений на занятиях по иностранному языку. Образование. Наука. Культура: материалы Международного научного форума. Гжель: Гжельский государственный университет, 2020: 217-219.
13. Смолина Л.В. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019: 135-143.
14. Ростовцева П.П. Интерактивные методы обучения как способы повышения эмоционального интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 288-290.
15. Авдеева Е.Л., Жердева О.Н., Шелкова С.В., и др. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Москва, 2019.
References
1. Godin V.V., Terehova A.E. Sovremennyj opyt cifrovizacii obrazovaniya. Vestnik universiteta. 2021; № 4: 37-43.
2. Karpova E.G. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya v kontekste globalizacionnyh processov. Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tehnologij). 2022; № 4 (57): 20-28.
3. Razdobarova M.N., Kalinichenko 'E.B., Ivanova L.M. Kontent integrirovannoe obuchenie kak perspektivnaya forma organizacii yazykovogo obrazovatel'nogo processa v vuze. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023; № 1 (215): 415-421.
4. Molchanova I.I., Makushkin S.A., Serikova N.A. Proektno-cifrovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya cifrovoj kompetentnosti studentov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 59-62.
5. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-7.
6. Chernichkina E.K., Podgorskaya O.N., Reznik T.P. Integrativnaya model' inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii uchitelya inostrannogo yazyka. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 6 (139): 14-17.
7. Safonova V.V. Perevodcheskaya obrazovannost' kak neot'emlemoe kachestvo prepodavatelya universiteta HHI veka. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2021; № 2: 176-188.
8. Porshneva E.R. Praktiko-orientirovannaya vypusknaya kvalifikacionnaya rabota v professional'noj podgotovke buduschih perevodchikov (uroven' bakalavriata). Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2021; № 3: 103-114.
9. Vasina E.A. Proektno-orientirovannoe obuchenie sinhronnyh perevodchikov-kitaistov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 13-16.
10. Mal'ceva T.V. K voprosu o metodicheskom obespechenii rolevyh i delovyh igr. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018; № 1 (29): 53-58.
11. Sysoev P.V. Podgotovka pedagogicheskih kadrov k realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30; № 5: 21-31.
12. Kapina A.A. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Obrazovanie. Nauka. Kul'tura: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel': Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, 2020: 217-219.
13. Smolina L.V. Mobil'nye prilozheniya dlya izucheniya anglijskogo yazyka kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya. Innovacionnye tehnologii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze i shkole: realizaciya sovremennyh FGOs. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 135-143.
14. Rostovceva P.P. Interaktivnye metody obucheniya kak sposoby povysheniya 'emocional'nogo intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 288-290.
15. Avdeeva E.L., Zherdeva O.N., Shelkova S.V., i dr. Lingvodidakticheskie, psihologo-pedagogicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Moskva, 2019.
Статья поступила в редакцию 07.10.23
УДК 378
Grudninskaya T.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Head of Department of Vocational Education (College), Korolyov Branch of International Law Institute (Korolyov, Russia), E-mail: [email protected] Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE METHODICAL ACTIVITY OF A VOCATIONAL EDUCATION TEACHER. In the article the most characteristic features of the implementing a practice-oriented approach in the teacher employed in the Russian vocational education organization methodological activities process are presented. The authors analyze the state of modern society, and, in particular, the corresponding educational system segment. The necessity of modernization of methods in the corresponding work forms and instrumental base is proved. Essential and structural characteristics of the "methodical activity" concept are given. The authors tell about the main features of its implementation by the modern educational institutions teaching staff. The meaning of the definition of "practice-oriented approach" is revealed. The work demonstrates the key features of applying this approach in the course of work by the teacher.
Key words: secondary vocational education, modernization of secondary vocational education, teacher of organization of secondary vocational education, methodical activity in secondary vocational education, student of organization of secondary vocational education
Т.В. Груднинская, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, зав. отделением СПО (колледж) Королёвского филиала ОЧУ ВО «Международный юридический институт», г. Королёв, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф,, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, ГАОУ ВО «Нееинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СПО
На страницах данной статьи представлены наиболее характерные особенности процесса реализации практико-ориентированного подхода в методической деятельности педагога, занятого в организации, входящей в систему отечественного СПО. Для этого сначала анализируется состояние современного общества и, в частности, соответствующего сегмента образовательной системы. Доказывается необходимость модернизации в области методологии и инструментальной базы соответствующих форм работы. Даются сущностная и структурная характеристики понятию «методическая деятельность». Охарактеризованы основные черты её осуществления педагогическими работниками современных учреждений СПО. Раскрывается значение дефиниции «прак-тико-ориентированный подход». Демонстрируются ключевые особенности его применения в ходе реализации методической работы преподавателем СПО.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, модернизация среднего профессионального образования, преподаватель организации среднего профессионального образования, методическая деятельность в среднем профессиональном образовании, учащийся организации среднего профессионального образования
Актуальность темы, избранной авторами для изучения в рамках настоящего исследования, обосновывается тенденцией развития современной системы СПО, при которой методическая деятельность занятых в ней педагогических работников находится в несколько противоречивом положении (Н.М. Александрова, С.Л. Логинова, С.М. Маркова, Н.Е. Эрганова). С одной стороны, в связи с переходом социума на новую, постиндустриальную ступень развития фиксируется необходимость обновления целей и задач, методологии и инструментальной базы образовательного процесса, реализуемого в организациях соответствующего уровня (Э.В. Ванина, О.П. Жигалова, Н.Б. Захаревич, С.М. Маркова, М.Д. Матюшкина, О.В. Темняткина). Это, в свою очередь, способствует повышению значимости методического обеспечения и придаёт соответствующей работе ряд инновационных черт [1, с. 220]. С другой стороны, сегодня такая деятельность во многом продолжает восприниматься как обслуживание и контроль за ходом учебно-воспитательного процесса [2, с. 153-154].
Причины формирования описанной ситуации, вероятнее всего, кроются в фактическом отсутствии её реализации в учреждениях СПО как целостной системы. Это, в свою очередь, не позволяет в полной мере использовать все возможности последней, известные на сегодняшний день (А.Х. Ахмедьянова, Б.Л. Вульфсон, А.Р Камалеева, О.В. Коршунова, М.В. Мельничук, Ю.В. Тарату-хина, Е.В. Шкаликов).
Разрешить подобные противоречия позволит расширение использования инновационных методологических подходов при её осуществлении [3, с. 47]. По причине чрезвычайной обширности данной проблематики мы решили сосредоточить внимание лишь на одном из них - практико-ориентированном [4, с. 226-227].
Таким образом, цель этой статьи состоит в рассмотрении основных особенностей процесса реализации практико-ориентированного подхода в методической деятельности педагога СПО.
Её достижению будет способствовать решение следующих задач:
- дать сущностную и структурную характеристику понятия «методическая деятельность»;
- рассказать об основных особенностях её осуществления педагогическим работником современной организации среднего профессионального образования;
- раскрыть значение термина «практико-ориентированный подход»;
- продемонстрировать ключевые особенности его применения в ходе реализации соответствующих форм работы преподавателем СПО.
При этом использовались следующие методы исследования:
- анализ специальной литературы;
- рефлексия собственного педагогического опыта авторов.
Научная новизна статьи заключается в раскрытии содержания дефиниции «практико-ориентированный подход» применительно к методической деятельности педагога современной организации среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость видится в демонстрации наиболее существенных черт использования этого подхода по ходу реализации соответствующих форм работы преподавателем учреждения, входящего в систему отечественного СПО.
Практическая значимость состоит в том, что показаны возможности его применения в связи с некоторыми особенностями осуществления такой деятельности педагогическим работником современной организации среднего профессионального образования.
Самое раннее упоминание термина «методическая деятельность» в смысле значимого сегмента деятельности профессионала интересующего нас уровня было обнаружено авторами на страницах изданного в 1991 г. под редакцией Е.В. Титовой словаря-справочника «Методическая деятельность» [5, с. 5]. В дальнейшем развитие отечественной педагогики позволило учёным и практикам говорить о ней в двух смыслах (табл. 1).
Таблица 1
Основные позиции, с которых методическая деятельность рассматривается в педагогической литературе
Суть позиции Отношение к преподавателю
Методическая деятельность - часть организационно-управленческой деятельности ОО (М.Ю. Казарян, А.И. Ко-робко, В.Б. Никишина, Е.А. Петраш) Выполняет контролирующую и курирующую функции по отношению к педагогу
Методическая деятельность - значимый сегмент профессионально-педагогической деятельности Непосредственно реализуется педагогическим работником [6, с. 81]
Так или иначе, реализация интересующих нас форм работы представляет собой один из важнейших столпов, на которых строится профессиональная успешность преподавателя, работающего в организации СПО. При этом сегодня последний в этом отношении поставлен в несколько затруднительное положение. Его методическая деятельность включает множество гетерогенных аспектов [5, с. 13-14]. В их числе:
- регулярное обновление рабочих программ дисциплин и модулей [1, с. 222];
- обязательное освоение образовательных технологий, направленных на формирование у обучающихся навыков поиска, структурирования, критической оценки и рационального использования необходимых данных в практически безграничном информационном пространстве [2, с. 153];
- организация учебной работы в соответствии с принципами модульного обучения (Н.Б. Исматова, Н.Н. Мусаева, Ф.М. Худайбердиева);
- реализация элементов междисциплинарного подхода;
- следование концепции lifelong learning, выражающееся в постоянном систематическом овладении новыми профессиональными функциями [4, с. 228].
По причине комплексного характера рассматриваемого феномена исследования посвященные методической деятельности педагога как важной части реализации им профессиональных обязанностей приобретают большую актуальность. Их анализ позволяет с определенной долей уверенности говорить о трех точках зрения на ее содержание (табл. 2).
Таблица 2
Точки зрения на содержание методической деятельности преподавателя организации среднего профессионального образования
№ п/п Суть
1. Рассматриваемые формы активности в основном сводятся к работе с различными дидактическими средствами, самообразованию и повышению квалификации в собственной предметной области [5, с. 38]
2. Ядром методической детальности является совершенствование методик и методов обучения конкретным дисциплинам на основе наличия у педагога глубоких познаний в соответствующей области и учёта возрастных особенностей учащихся [1, с. 223]
3. Успешность интересующей нас деятельности определяется степенью развития у преподавателя среднего профессионального образования системы самостоятельных умений с чётко выраженной спецификацией в структуре профессионально-педагогической деятельности (Н.Н. Авдеева, Н.Б. Исматова, С.Л. Логинова, М.Д. Матюшкина, Н.Н. Мусаева, Т.Ф. Саулина, О.В. Темняткина)
Резюмируя достижения современной педагогики в соответствующей области, отметим, что реализация соответствующих форм активности современным преподавателем учреждения СПО может быть представлена как открытая система [4, с. 229]. Она включает следующие элементы:
- социальный заказ [3, с. 230];
- цели и задачи;
- субъект и объект [7, с. 70];
- основные принципы и методологические подходы;
- результат;
- рефлексия [8, с. 39-40].
Субъектом методической деятельности, реализуемой в пространстве организации СПО, является педагог или группа педагогов [7, с. 72]. Её объект -процесс формирования у обучающихся системы необходимых компетенций [9, с. 380]. Успешность её организации во многом зависит от реализации определённых подходов.
В данном ряду одним из важнейших является практико-ориентированный. Реализация этого, последнего, как следует из его названия, подразумевает усиление практической направленности содержательного и организационно-де-ятельностного компонентов учебно-воспитательного процесса, реализуемого в пространстве организации среднего профессионального образования [10, с. 123-124]. Соответственно, его практическое воплощение в ходе методической деятельности педагогического работника системы СПО, связано с реализацией следующих направлений:
- создание на базе ОО инновационных форм профессиональной занятости будущих специалистов среднего звена [11, с. 116];
- освоение педагогических технологий, позволяющих эффективно организовывать все виды практик студентов в целях рационализации процесса формирования у них системы необходимых профессиональных и личностных компетенций [12, с. 79];
- изучение в ходе повышения квалификации приёмов и методов, позволяющих привлекать обучающихся к участию в волонтёрской, проектной и иных видах созидательно-творческой деятельности [9, с. 381];
- обязательный учёт при регулярном обновлении рабочих программ дисциплин (модулей) возможностей, предоставляемых передовыми практико-ориен-тированными технологиями;
- широкое привлечение представителей обучающихся к формированию и редактированию рабочих программ (Л.В. Алиева, А.А. Вотинов, С.А. Вдовин, Я.Н. Немов, Е.А. Тимофеева);
- анализ и отбор эффективных образовательных и воспитательных практик, позволяющих формировать у учащихся профессионально значимые личностные качества средствами модульного обучения [11, с. 116].
Таким образом, реализация интересующего нас подхода в методической деятельности преподавателя, занятого в системе СПО на современном этапе её развития, должна исследоваться в тесной связи с проблемами практической подготовки обучающихся [10, с. 126].
При этом существенное значение имеет учёт возможностей, предоставляемых различными видами практики при составлении и редактировании рабочих программ [13, с. 44]. Это позволит педагогическому работнику лучше знакомить будущих профессионалов с особенностями реального трудового процесса, способствовать осознанию ими смысла и значимости собственной будущей деятельности [13, с. 47].
На основе вышеизложенного в первую очередь отметим, что сегодня методическая деятельность педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих деятельность по программам среднего профессионального образования, находится в несколько противоречивом положении. Действительно, с одной стороны, в связи с переходом человеческого общества на новую ступень развития фиксируется необходимость обновления целей и задач, методологии и инструментальной базы образовательного процесса, реализуемого в системе СПО. Это, в свою очередь, способствует повышению значимости методического обеспечения и придаёт соответствующей работе ряд инновационных черт. С другой стороны, сегодня такая деятельность во многом продолжает восприниматься как обслуживание и контроль за ходом учебно-воспитательного процесса.
Разрешить подобные противоречия позволит расширение использования инновационных методологических подходов при её осуществлении. В частности, внимания заслуживает практико-ориентированный.
Методическая деятельность включает множество гетерогенных аспектов. В их числе следующие: регулярное обновление рабочих программ дисциплин и модулей; обязательное освоение образовательных технологий, направленных на формирование у обучающихся навыков поиска, структурирования, критиче-
Библиографический список
ской оценки и рационального использования необходимых данных в практически безграничном информационном пространстве; организация учебной работы в соответствии с принципами модульного обучения; реализация элементов междисциплинарного подхода; следование концепции lifelong learning, выражающейся в постоянном, систематическом овладении новыми профессиональными функциями.
Реализация соответствующих форм активности современным преподавателем учреждения СПО может быть представлена как открытая система. Она включает следующие элементы: социальный заказ; цели и задачи; субъект и объект; основные принципы и методологические подходы; результат; рефлексия.
Успешность её организации во многом зависит от реализации определённых подходов. Одним из важнейших в их ряду является практико-ориентирован-ный. Его реализация подразумевает усиление практической направленности содержательного и организационно-деятельностного компонентов учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, его практическое воплощение в ходе методической деятельности педагогического работника системы СПО связано с реализацией следующих направлений: создание на базе ОО инновационных форм профессиональной занятости будущих специалистов среднего звена; освоение педагогических технологий, позволяющих эффективно организовывать все виды практик студентов в целях рационализации процесса формирования у них системы необходимых профессиональных и личностных компетенций; изучение в ходе повышения квалификации приёмов и методов, позволяющих привлекать обучающихся к участию в волонтёрской, проектной и иных видах созидательно-творческой деятельности; обязательный учёт при регулярном обновлении рабочих программ дисциплин (модулей) возможностей, предоставляемых передовыми практико-о-риентированными технологиями; широкое привлечение представителей обучающихся к формированию и редактированию рабочих программ; анализ и отбор эффективных образовательных и воспитательных практик, позволяющих формировать у учащихся профессионально значимые личностные качества средствами модульного обучения.
1. Куренкова Т.Н. Уровни готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 220-223.
2. Лесникова С.Л., Кагакина Е.А. Дидактические и методические аспекты поликультурного образования в университете. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 152-154.
3. Байлук В.В. Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет:, 2016.
4. Хижная А.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Содержание и модель методической деятельности педагога колледжа. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-3: 225-229.
5. Методическая деятельность: словарь-справочник. Ленинград: Ленинградский городской Дворец творчества юных, 1991.
6. Кагакина Е.А., Лесникова С.Л. Подготовка обучающихся в магистратуре к деятельности по адаптации подростков в образовательном процессе школы: методический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 80-83.
7. Балтыков А.К. Развитие субъектности студента технического вуза в образовательном процессе. Казанский педагогический журнал. 2022; № 1: 70-76.
8. Гайдунко Ю.А., Макарова С.П. Две системы методической деятельности. Вестник военного образования. 2019; № 1 (16): 38-42.
9. Цыплакова С.А., Мурыгин Н.С., Тимофеева Ю.С., Уракова Е.А. Значение самостоятельной работы в профессиональном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-3: 379-382.
10. Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018; № 6 (32): 122-126.
11. Козлова О.В. Теория + практика = опыт. Элементы практико-ориентированного подхода в обучении физике. Вестник военного образования. 2023; № 1 (40): 113-117.
12. Солянкина Л.Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Вестник ТГУ. 2010; № 11: 79-85.
13. Смирнова О.А., Черненко Ю.В., Петрова И.В., Николаева Ю.В. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров образования. Наука и реальность. 2023; № 2 (14): 42-49.
References
1. Kurenkova T.N. Urovni gotovnosti pedagogicheskih rabotnikov k metodicheskomu soprovozhdeniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 220-223.
2. Lesnikova S.L., Kagakina E.A. Didakticheskie i metodicheskie aspekty polikul'turnogo obrazovaniya v universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 152-154.
3. Bajluk V.V. Formirovanie gotovnosti buduschih specialistov v vuze k professional'noj samorealizacii. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2016.
4. Hizhnaya A.V., Cyplakova S.A., Pasechnik A.S. Soderzhanie i model' metodicheskoj deyatel'nosti pedagoga kolledzha. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2019; № 63-3: 225-229.
5. Metodicheskaya deyatel'nost': slovar'-spravochnik. Leningrad: Leningradskij gorodskoj Dvorec tvorchestva yunyh, 1991.
6. Kagakina E.A., Lesnikova S.L. Podgotovka obuchayuschihsya v magistrature k deyatel'nosti po adaptacii podrostkov v obrazovatel'nom processe shkoly: metodicheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 80-83.
7. Baltykov A.K. Razvitie sub'ektnosti studenta tehnicheskogo vuza v obrazovatel'nom processe. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2022; № 1: 70-76.
8. Gajdunko Yu.A., Makarova S.P. Dve sistemy metodicheskoj deyatel'nosti. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 1 (16): 38-42.
9. Cyplakova S.A., Murygin N.S., Timofeeva Yu.S., Urakova E.A. Znachenie samostoyatel'noj raboty v professionalem obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-3: 379-382.
10. Luneva Yu.B., Vaganova O.I., Smirnova Zh.V. Praktiko-orientirovannyj podhod v professionalem obrazovanii. Innovacionnaya 'ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018; № 6 (32): 122-126.
11. Kozlova O.V. Teoriya + praktika = opyt. 'Elementy praktiko-orientirovannogo podhoda v obuchenii fizike. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2023; № 1 (40): 113-117.
12. Solyankina L.E. Praktiko-orientirovannaya obrazovatel'naya sreda kak determinant razvitiya professional'noj kompetentnosti buduschego specialista. Vestnik TGU. 2010; № 11: 79-85.
13. Smirnova O.A., Chernenko Yu.V., Petrova I.V., Nikolaeva Yu.V. Realizaciya praktiko-orientirovannogo podhoda v podgotovke bakalavrov obrazovaniya. Nauka ireal'nost'. 2023; № 2 (14): 42-49.
Статья поступила в редакцию 05.10.23