РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
КУЗНЕЦОВА Е.В., СТЕПАНОВА М.Е.
В последнее время в Российской Федерации всё больше и больше обращаются к теме развития малого и среднего бизнеса как важного этапа в развитии экономики страны. Авторы рассматривают особенности практикоориентированного подхода при внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации деятельности малых инновационных предприятий.
Recently in Russian Federa-tsii address to a theme of development of small and average business as is important th stage in national economy development more and more. Authors consider features of the praktiko-focused approach at introduction of Fe-deralnyh of the state educational standards by means of the organization of activity of the small innovative enterprises.
Доля России на международном рынке наукоемкой продукции удручающе мала: по разным оценкам - от 0,35% до 1%. Объемы торговли технологиями также не вызывают оптимизма. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги (85% экспорта и 53% импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта и 7% - импорта. По показателю же изобретательской активности, измеряемому количеством заявок на патенты (включая поданные за рубежом) в расчете на 10 тыс. населения, Россия находится на среднем уровне (2,62), опережая Чехию, Польшу, Венгрию (0,6-0,7), но существенно отставая от государств-лидеров (4,5-5,5). Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5% [1].
Государство осознает необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов научно-исследовательской и опытно - конструкторской работы (НИОКР).
В качестве одного из механизмов развития малого и среднего бизнеса в России может стать организация малых инновационных предприятий при учреждениях профессионального образования. Так, 11 февраля 2010 года в ходе рабочей поездки в Томскую область Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев призвал создавать больше малых предприятий при вузах. «Надо постараться довольно активно наращивать потенциал предприятий при университетах. Они не просто тиражируют уже созданные идеи, а создают новые. А это и есть та самая инновационная экономика. Так что мы тут сразу двух зайцев убиваем», - сказал Президент.
Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом национальной инновационной системы (НИС), поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые фирмы часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар. Вследствие рискового характера деятельности их состав постоянно меняется: одни фирмы исчезают, другие появляются. Тем не менее, возникает некий баланс, обеспечивающий «критическую массу» в НИС.
Все отечественные малые инновационные предприятия, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или ВУЗах, и самостоятельные структуры.
Малые инновационные предприятия первого типа - это фирмы, которые были основаны сотрудниками НИИ или вузов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации. Большинство малых инновационных предприятий относится именно к такому типу. Существование при НИИ дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать
через материнскую организацию часть госзаказа. В последнее время происходит постепенное сокращение количества таких МИП. За годы, прошедшие с момента распада СССР, запас прежних наработок, вокруг которых формировались малые фирмы, фактически оказался исчерпанным. Поэтому сегодня и обозначилась тенденция к возврату коллективов МИП в структуру тех организаций, от которых они когда-то отделились.
Самостоятельных малых инновационных предприятий значительно меньше. Они выживают благодаря тому, что смогли найти свою нишу на рынке наукоемкой продукции.
В настоящее время в московском профессиональном образовании предполагается создать комплексную систему, позволяющую в изменившихся социально-экономических условиях развиваться образовательному учреждению не только с точки зрения предоставления образовательных услуг, но и расширить спектр возможностей предоставления потребительских услуг частным и юридическим лицам, что позволило бы развивать внебюджетную деятельность. Дисциплинарно -модульная составляющая ФГОС требует от образовательного учреждения пересмотра подходов к организации образовательного процесса. Реализации ФГОС должна быть основана на потребностях рынка труда города Москвы, приближения уровня подготовки специалистов требованиям конкретных работодателей, укреплению связей производственного и теоретического обучения. Таким образом, обучение в современном колледже, овладение общими, профессиональными и дополнительными компетенциями, формирующими конкурентоспособность и мобильность на рынке труда, выпускника должно быть максимально приближено к условиям реального производства. Решение этих задач возможно через организацию малых инновационных предприятий при учреждениях СПО.
В ГОУ СПО Московском технико-экономическом колледже на сегодняшний день имеется опыт организации малого инновационного предприятия. С 2010 года на базе Московского техникоэкономического колледжа реализуется бизнес-проект «Первое студенческое туристическое агентство «ВЕРСТА»». Предпринимательская деятельность данного предприятия заключается в предоставлении туристической услуги школьникам и студентам на два летних месяца (июль и август) с целью знакомства с Москвой как с историческим центром России. В рамках программы студентам и школьникам предоставляются услуги по размещению, питанию и экскурсионное обслуживание. Данный проект уникален. Это обусловлено тем, что для его реализации не требуется первоначальных вложений. Предлагаемые услуги базируются на основных средствах предприятия - ГОУ СПО Московского технико-экономического колледжа, во внеучебное время.
Впоследствии для расширения сферы деятельности колледж рассчитывает привлечь в свое сообщество студенческие организации, имеющие общежития и не работающие в летнее время. Таким образом, стратегически создаётся некая сеть студенческих агентств, способствующая тем самым развитию молодежного туризма в России и синхронизации развития системы профессионального образования.
Все сотрудники агентства - студенты ГОУ СПО МТЭК, принимаются на работу по трудовому соглашению на летнее время. Координация и контроль деятельности данного персонала на настоящий момент рассматриваются как задача, подотчетная группе организаторов проекта.
Для набора персонала для работы в «Первом студенческом туристическое агентство «ВЕРСТА» было решено использовать методику психологического тестирования МВТ1.
Использование методики психологического тестирования МВТ1 находит свое применение не только при отборе персонала в «Первое студенческое туристическое агентство «ВЕРСТА», но и при проведении профориентационных бесед и т.п.
Научно - практическая разработка по теме «Первое студенческое туристическое агентство «ВЕРСТА»», содержащая все необходимые материалы по реализации данного проекта стала победителем конкурсного отбора на соискание Гранта Москвы в сфере образования в 2010 году.
Таким образом, накопленный опыт потенциально позволяет ГОУ СПО МТЭК перейти от традиционного подхода в реализации профессиональных образовательных программ к осу-
ществлению системного развития современного образовательного пространства, достижению нового качества образовательной сферы, осуществлять поиск внутренних источников развития, рациональному использованию инновационного потенциала колледжа и его социальных партнеров.
В свете этого, сущность концепции сводится к необходимости: изменения образовательных траекторий, развития предоставления дополнительных образовательных услуг для незанятого населения, повышения квалификации и расширения границ предоставления потребительских услуг частным и юридическим лицам в ГОУ СПО МТЭК, развития на базе колледжа малых инновационных предприятий, не ограничиваясь деятельностью «Первого туристического агентства «ВЕРСТА»». Основная цель, в этой связи сводится к созданию на базе колледжа мультикомплекса по оказанию услуг населению и обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере сервиса на основе практико-ориентированного подхода в условиях малого инновационного предприятия.
Такой мультикомплекс, объединит в себе: студенческое туристическое агентство, минигостиницу, магазин, кафе, мастерскую-салон эстетических, косметических услуг, химчистку. Безусловно, для реализации данного проекта колледжу ещё предстоит решить ряд задач:
1. расширить спектр предоставляемых образовательных услуг;
2. обеспечить материально-техническую базу;
3. разработать учебно-методическую документацию, в которую будут входить функциональные модули, обеспечивающие формирование профессиональных и общих компетенций;
4. создать универсальное современное образовательное пространство, позволяющее выпускнику колледжа стать мобильным и конкурентоспособным на столичном рынке труда;
5. внедрить в структуру колледжа отделы мониторинга, маркетинга и рекламы; сбыта и реализации продукции (услуг); юридический отдел и иные службы, необходимые для обеспечения слаженной работы планируемого мультикомплекса.
В настоящее время рабочей группой ГОУ СПО МТЭК разработан комплект проектной документации по созданию на базе колледжа мультикомплекса, объединившего студенческое туристическое агентство, мини-гостиницу, магазин, кафе, мастерскую - салон эстетических, косметических услуг, химчистку, с целью оказания потребительских услуг населению и обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере сервиса на основе практикоориентированного подхода в условиях деятельности малого инновационного предприятия, включающий:
- программу мероприятий по разработке мультикомплекса;
- механизм реализации и внедрения в образовательный процесс;
- финансово-экономическое обоснование и бизнес - план.
Предполагается реализация данной программы в три этапа:
Первый - подготовительный этап, который предполагает мониторинг внешней среды, внутренний аудит, маркетинговый анализ проблем Колледжа, разработку основных нормативных документов инноваций, разработку и апробацию новых проектов развития Колледжа, анализ итогов первого этап, создание и функционирование малого инновационного предприятия.
Второй - основной, практический, в котором приоритет отдается мероприятиям, направленным на внедрение и реализацию современной модели образования, создание мультикомплекса по оказанию услуг населению, новых проектов, мониторинг их действенности.
Третий - завершающий, направленный на саморегулирование и корректирование образовательной деятельности по результатам основного этапа.
Программой мероприятий по разработке мультикомплекса предполагается создание координационного совета, из числа администрации, социальных партнёров и преподавателей колледжа, который будет осуществлять непосредственный контроль за механизмом реализации проекта создания малого инновационного предприятия на базе колледжа. Службой мониторинга Колледжа будет проводиться регулярный мониторинг состояния качества образования, результатов вы-
полнения проекта.
Малое инновационное предприятие (мультикомплекс) позволит обеспечить в колледже создание универсального образовательного пространства подготовки высококвалифицированных специалистов для организаций и предприятий потребительского рынка и сферы услуг, необходимого при внедрении ФГОС. В этом случае формирование профессиональных компетенций будет осуществляться с помощью:
- создания нового представления содержания подготовки;
- выстраивания новой организации образовательного процесса;
- внедрения специально разработанных практико-ориентированных учебных курсов;
- активизации практической (профессиональной) подготовки обучающихся непосредственно на конкретных рабочих местах;
- разработки и внедрения учебных модулей, дополняющих профессиональное образование.
В качестве ожидаемых результатов создания малого инновационного предприятия (мультикомплекса) следует выделить:
- высокий уровень обученности выпускника, который позволит сразу включиться в производственный процесс, самостоятельно и осознанно планировать, строить и реализовывать свою профессиональную карьеру, быть полезным и значимым в профессиональном развитии потребительского рынка и услуг;
- создание максимально приближенного к реальным условиям учебно-производственного мультикомплекса, деятельность которого будет направлена на достижение стратегических целей инновационного развития колледжа;
- создание и совершенствование новой организационно-управленческой структуры колледжа;
- совершенствование механизма взаимодействия с социальными партнерами в различных направлениях: обеспечение качественных баз практики обучающихся и трудоустройство выпускников;
- частичная реализация деятельности мультикомплекса, как социального проекта, оказывающего квотируемые и льготные услуги социально незащищённому населению ЦАО города Москвы;
- организация хозрасчетной деятельности колледжа на новом инновационном уровне. Внедрение в образовательный процесс деятельности малого инновационного предприятия
(мультикомплекса) создаст гарантию качественной подготовки специалистов в сфере потребительского рынка и сферы услуг города Москвы, обеспечит гармоничный переход на ФГОС третьего поколения, создаст целостную образовательную и учебно-производственную структуру максимально приближенную к условиям реального бизнеса.
Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время модель малых инновационных предприятий созданных на базе образовательных учреждений можно квалифицировать как модель переходного типа, сочетающую в себе элементы административно-командной и рыночной систем.
Библиографический список:
1. Ирина Дежина, кандидат экономических наук «Нужен ли России малый наукоемкий бизнес?» Журнал "Человек и Труд" № 3, 2005 г.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, Федеральные государственные стандарты, малые инновационные предприятия, задачи.
Keywords: the approach focused on practice, Federal state standards, the small innovative enterprises, problems.