УДК 372.8
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ»
Светлана Серафимовна Кириллова
кандидат экономических наук, доцент
ву_кт11оуа@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости применения элементов практической подготовки при изучении дисциплины «Бюджетный учет и отчетность». Представлены примеры практической подготовки по отдельной теме дисциплины (модуля), а также опыт использования рабочей тетради на практических занятиях.
Ключевые слова: финансист, бюджетный учет, бюджетная отчетность, рабочая тетрадь.
В настоящее время подготовка специалистов финансового профиля не может быть комплексной без глубоких знаний, умения и навыков в области государственных и муниципальных финансов [4]. Постоянное реформирование системы государственных и муниципальных финансов касается большинства сфер, в том числе и системы бюджетного учета и отчетности.
Дисциплина «Бюджетный учет и отчетность» направлена на формирование навыков практической работы обучающихся по организации учетной работы как в финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, так и в бюджетных организациях. В настоящее время происходит реформирование системы бюджетного учета. Реформирование направлено, прежде всего, на сближение учета коммерческих организаций и бюджетных учреждений, а также на приближение российской системы бюджетного учета к международным стандартам.
Бюджетный учет и отчётность в последнее время подвергается ежегодной корректировке с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства и на основе планового реформирования системы государственных и муниципальных финансов.
Система бюджетного учета и отчетности охватывает круг субъектов от финансовых органов до непосредственно бюджетных организаций. Все участники бюджетного процесса объединены единой системой учета. Знания, умения, а также практические навыки по бюджетному учету становятся необходимой составной частью комплексной подготовки финансиста.
Все участники бюджетного процесса разделены на несколько субъектов бюджетного учета (таблица 1).
Интеграция бюджетного учета с бюджетной классификацией позволяет объединить все функции в системе исполнения бюджета, а также установить взаимозависимость субъектов учета и участников бюджетного процесса. Все это в конечном итоге повышает заинтересованность всех субъектов в грамотном и эффективном использовании ограниченных бюджетных ресурсов.
Таблица 1
Характеристика функций при исполнении бюджета в России
Функция Содержание функции Выполнение функции в соответствии с бюджетным законодательством
Функция кассира средств бюджетов Открытие и ведение счетов бюджетов, составление отчетности о кассовом исполнении бюджета по счетам Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, - органы Федерального казначейства
Функция владельца средств бюджетов Оформление счетов бюджета, составление отчетности об исполнении бюджета по доходам и расходам Органы, организующие исполнение бюджетов, -финансовые органы
Функция распорядителя средств бюджетов Исполнение бюджета -расходование средств, составление бухгалтерской отчетности по активам и обязательствам Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств
Для наиболее организации наиболее эффективной подготовки специалистов в области бюджетного учета и отчетности важно привить навыки работы в бюджетной области в условиях неопределенности. В связи с этим организация практической подготовки становится неотъемлемым элементом образовательного процесса [5]. На практических занятиях по дисциплине «Бюджетный учет и отчётность» реализуются элементы практической подготовки путем проведения деловых игр. Одной из таких игр является проведение занятия на тему «Основы организации контроля за формированием и использованием средств бюджетных организаций». В рамках практического занятия формируется слывущая цель - обосновать необходимость организации контроля в бюджетных организациях и рассмотреть практические аспекты контрольных мероприятий
План проведения занятия строится следующим образом: 1.Обсуждение эссе на тему «Необходимость организации контроля в бюджетных учреждениях».
2.Знакомство с правилами проведения госзакупок. З.Деловая игра «Государственные закупки».
4. Обсуждение вопроса «Эффективность действующего механизма государственных закупок и пути его развития».
5. Дискуссия на тему «Финансовая дисциплина в бюджетных организациях: проблемы соблюдения, ответственность за нарушение».
6. Контроль и закрепление материала.
7.Подведение итогов.
В процессе практического занятия применяется такая форма проведения, как проблемно-поисковая практическая работа. Наиболее предпочтительными методами при этом становятся дискуссия, самостоятельная работа, работа в малых группах [2].
Также важный инструмент при организации практической подготовки -рабочая тетрадь. Использование рабочей тетради позволяет упорядочить самостоятельную работу обучающихся, способствует формированию навыков практической работы [1]. Задания, представленные в рабочей тетради, могут быть основой для проведения дискуссий [3]. Например, задания, отражающие проблемные аспекты организации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Активное применение элементов практической подготовки в рамках дисциплины «Бюджетный учет и отчетность» позволяет обучающимся хорошо усвоить полученные знания, закрепить умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины. Кроме того, позволяет овладеть умением анализировать и оценивать события, факты, ситуации в сфере бюджетных правоотношений.
Список литературы:
1. Григорьева Л.В., Бобрович Л.В., Третьякова Е.Н., Третьякова Я.А. Высшее образование и современные требования работодателей АПК//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 1 (60). С. 811.
2. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности//Наука и Образование. 2020. Т.3. № 4. С. 200.
3. Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 25.
4. Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»//Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф. 2019. С. 44 - 47.
5. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. О внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс университета//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 64.
UDC 372.8
IMPLEMENTATION OF PRACTICAL TRAINING IN THE CLASSROOM ON THE DISCIPLINE "BUDGET ACCOUNTING AND
REPORTING"
Svetlana S. Kirillova
candidate of economic sciences, associate professor
sv_kirillova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to substantiating the need to apply elements of practical training in the study of the discipline "Budget accounting and reporting".
Examples of practical training on a separate topic of the discipline (module) are presented, as well as the experience of using a workbook in practical classes. Keyword: financier, budget accounting, budget reporting, workbook.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.