Научная статья на тему 'РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова О.В.

В статье представлены результаты внедрения методики использования рабочей тетради на семинарских занятиях по истории в группах, где обучаются иностранные студенты. Выявлены факторы, влияющие на уровень усвоения студентами компетенций, формируемыми при преподавании дисциплины «История». С применением рабочей тетради по дисциплине «История» повысился уровень обучаемости иностранных студентов и усвоение ими необходимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKBOOK ON HISTORY AS AN ELEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article presents the results of the implementation of the methodology of using a workbook at history seminars in groups where foreign students study. The factors influencing the level of students' assimilation of competencies formed when teaching the discipline «History» are revealed. With the use of a workbook on the discipline «History», the level of learning of foreign students and their assimilation of the necessary competencies has increased.

Текст научной работы на тему «РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 372.893

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оксана Вячеславовна Нестерова

кандидат исторических наук nstrvoksana@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты внедрения методики использования рабочей тетради на семинарских занятиях по истории в группах, где обучаются иностранные студенты. Выявлены факторы, влияющие на уровень усвоения студентами компетенций, формируемыми при преподавании дисциплины «История». С применением рабочей тетради по дисциплине «История» повысился уровень обучаемости иностранных студентов и усвоение ими необходимых компетенций.

Ключевые слова: методика преподавания истории, рабочая тетрадь, дидактические единицы, компетенции.

Система современного вузовского образования в современной России предполагает увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Поэтому организации процесса самостоятельного получения знаний уделяется огромное внимание. Этот процесс не только способствует освоению необходимых компетенций, но и развивает и углубляет навыки самостоятельного получение полезной информации, и как итог - накопление знаний. Интерактивное обучение предполагает использование всевозможных дидактических средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности и особое место здесь можно отвести рабочей тетради, которую можно использовать совместно с другими инновационными средствами, например, технологическими картами или опорными конспектами.

Рабочая тетрадь по определенному предмету, в частности по истории, знакома обучающимся еще со школьной скамьи. Но в общеобразовательной школе рабочая тетрадь не всегда используется как полноценный дидактический материал, а иногда может вообще не использоваться на уроках, т.к. ее использование носит рекомендательный характер. В рамках высшей школы рабочая тетрадь становится одним из важнейших элементов упорядочивания и активизации процесса самостоятельного изучения дисциплин учебного плана. Рабочая тетрадь позволяет сделать процесс обучения более вариативным, и, следовательно, реализовать личностный подход к обучающимся. Особую актуальность использование рабочей тетради приобретает при изучении истории России в студенческих группах, где обучаются иностранные студенты.

Для большинства иностранных студентов история России не является совершенно незнакомой учебной дисциплиной. Представители стран СНГ, например Таджикистана, Туркменистана и Казахстана, изучали историю России в рамках школьного курса. Но если говорить о студентах из африканских стран, то большинство из них знакомится с историей нашего государства только на первом курсе обучения в университете. И в первом, и во втором случае преподаватель и сами студенты сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют качественному усвоению дисциплины и овладению необходимым

уровнем компетенций. К тому же, языковые и культурные различия так же не способствуют правильному пониманию исторических событий и соотнесению их с историей собственного государства.

Рабочая тетрадь по истории для студентов первого курса включает в себя как задания, относящиеся к традиционным дидактическим средствам, так и ряд инновационных средств. Например, для понимания иностранными студентами процессов, происходящих в период феодальной раздробленности, в рабочую тетрадь включается материал из школьных учебников стран, из которых прибыли иностранные студенты и отрывки из исторических источников, в основном арабского происхождения. Общую историческую канву можно проследить и на примере монгольских завоеваний, т.к. не только русские земли, но и Средняя Азия подверглись разорительным походам монгольских ханов. В этом вопросе у студентов из стран СНГ обычно не возникает затруднений, и они активно включаются в работу на семинарском занятии. Но если в составе группы находятся студенты из африканских стран, то у последних возникают серьезные проблемы с пониманием названных выше исторических процессов. Это во многом связано и с наличием хронологической разницы в истории евразийского и африканского континентов. Получается, в XVI веке, когда в России закончился период феодальной раздробленности, в Азии этот период вступает в завершающую фазу, то в Африке период феодальной раздробленности только начинается. Поэтому, рабочая тетрадь призвана познакомить студентов, включая и российских, не только с феодальным периодом как закономерным периодом истории, но и позволить преодолеть неравномерность в восприятии хронологии отдельных государств и народов.

Оценивая эффективность применения рабочей тетради на семинарских занятиях по дисциплине «История», можно сказать, что они усилили мотивацию студентов к изучению предмета. Например, количество иностранных студентов, выполняющих самостоятельно домашнее задание за последние пять лет увеличилось. Это произошло за счет того, что у иностранных студентов появляется осознание истории и исторического процесса как единого целого.

Проанализировав опыт использования рабочей тетради за пять лет, можно сделать следующие выводы. Во-первых, необходимо отметить повышение уровня освоения дисциплины среди иностранных студентов (таблица 1). В таблице представлено количество студентов, получивших положительную оценку на экзамене.

Таблица 1

Количество студентов, получивших положительную оценку на экзамене

2018 2019 2020 2021 2022 % 2022 к 2018

Плодоовощной 29 30 31 32 34 117,2

институт

Инженерный 18 21 20 17 19 105,6

институт

Институт 6 5 8 6 10 166,7

экономики и

управления

Несмотря на то, что наблюдается незначительный процентный рост по сравнению с предыдущими годами, это можно считать неплохим показателем, т.к. для большинства иностранных студентов сохраняется проблема культурного восприятия чужой для них истории. Наибольший эффект наблюдается у студентов института экономики и управления, т.к. наряду с «Историей», у них преподаются гуманитарные дисциплины, имеющие межпредметные связи с «Историей».

Таблица 2

Показатели среднего балла по дисциплине «История»

2018 2019 2020 2021 2022 % 2022 к 2018

Плодоовощной 3,7 3,7 3,9 4 4,3 8,0%

институт

Инженерный 3,5 3,7 3,6 4,1 4,2 8,2%

институт

Институт 3,9 3,9 4,1 4,3 4,6 9,0%

экономики и

управления

Во-вторых, таблица 2 показывает повышение среднего балла, полученного иностранными студентами на экзамене по дисциплине «История». Но здесь

наблюдается большое расхождение между студентами ближнего и дальнего зарубежья. Во многом это связано с личностным уровнем освоения исторических и национальных базовых ценностей. По сравнению с 2018 г. в 2022 г. увеличилось количество иностранных студентов, получивших высший балл на экзамене по данной дисциплине. Это, в первую очередь, студенты из ближнего зарубежья, которые изучали историю России в школе. Но в целом, уровень освоения истории России иностранными студентами дальнего зарубежья остается очень низким. Причинами являются языковой барьер и различия в трактовке понятий.

В-третьих, рабочая тетрадь предполагает задания разного плана, они различаются как в количественном, так и в качественном соотношениях. Анализ заполнения рабочей тетради студентами показывает, что тестовые задания одинаково выполняются как российским, так и иностранными студентами (100 % российские студенты, 96 % иностранные студенты). Задания с терминологией и хронологий показывают большую разницу в их выполнении (95% российские студенты, 83 % иностранные студенты). Самые значительные расхождения можно наблюдать при выполнении заданий по работе с историческим источником: из иностранных студентов это задание выполняют только 27 % от общего числа обучающихся.

Таким образом, основными плюсами использования рабочей тетради является, в первую очередь, индивидуализация и дифференциация в преподавании истории, то есть выстраивание индивидуальной образовательной траектории. К тому же идет ориентация на метапредметные связи, точнее на межкультурные, т.к. в группах собраны студенты из разных стран. В тоже время использование рабочей тетради позволяет активировать работу иностранных студентов, т.к. большинство из них легче воспринимает письменную речь, и этот вид деятельности позволяет частично заменить устное выступление студента с докладом. С другой стороны, рабочая тетрадь легче для восприятия иностранного студента, чем подготовка реферата с огромным текстовым объемом. Лаконичность заданий позволяет продумывать ответ, а не механически

воспроизводить его в рамках реферата. В целом, использование рабочей тетради позволяет повысить и уровень усвоения дисциплины, и активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Список литературы:

1. Гениатулина И.А Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения // Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ / Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-методической конференции. Издательство: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева (Лесниково). 2019. С. 41-45.

2. Калюжина Е.В. О проблемах реализации компетентностного подхода (на примере учебной дисциплины «Философия») // Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ / Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-методической конференции. Издательство: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева (Лесниково). 2019. С. 70-74.

UDC 372.893

WORKBOOK ON HISTORY AS AN ELEMENT OF INDEPENDENT

WORK OF STUDENTS

Oksana V. Nesterova

candidate of historical sciences nstrvoksana@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article presents the results of the implementation of the methodology of using a workbook at history seminars in groups where foreign students study. The factors influencing the level of students' assimilation of competencies formed when teaching the discipline «History» are revealed. With the use of a workbook on the discipline «History», the level of learning of foreign students and their assimilation of the necessary competencies has increased.

Keywords: methods of teaching history, workbook, didactic units, competencies.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.