УДК 378.146
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Лариса Геннадьевна Волкова
кандидат экономических наук, доцент 1уо1коуаа@гашЬ1ег. гц Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается теоретические подходы и практические рекомендации по организации контроля знаний обучающихся высшей школы в условиях цифровизации образования. Показана необходимость применения разных методов обучения, цифровых инструментов и сервисов с учетом вида контроля в образовательном процессе. Выделена связь обучения с реализацией цифровых компетенций последних образовательных стандартов в высшей школе при изучении практикоориентированных дисциплин.
Ключевые слова: технологии, цифровые компетенции, контроль знаний, тестирование.
В настоящее время процесс обучения, повышения грамотности построен так, чтобы обучающиеся все шире использовали современные информационные ресурсы и информационные технологии. Это тесным образом затронуло и контроль знаний обучающихся высшей школы.
Развитие современных технологий вытесняет из производства работников «рутинного» труда, и конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации, этому способствует индивидуализация образования.
Контроль знаний все более становится доступным на этапе самостоятельной работы студентов. В настоящее время при освоении отдельного раздела учебной дисциплины обучающийся имеет возможность при использовании цифровых инструментов проверить себя, не только отвечая на вопросы для самоконтроля знаний. В электронной образовательной среде можно закрепить свои знания путем, например, самотестирования. В системе МООЭЬ доступ студента к прохождению модулей позволяет закрепить изученный материал как на этапе промежуточного контроля знаний, так и итогового контроля.
Приведем пример использования современных технологий в электронных библиотеках. Например, в ЭБС Лань имеется раздел самотестирование. Каждый пользователь данного источника информации, изучив курс, может сам проверить эффективность его освоения. Базы для тестирования по разным дисциплинам разработаны преподавателями из высших учебных заведений при прохождении курсов повышения квалификации в данной электронной библиотеке. В частности, ежегодно бесплатно проходят курсы «Интенсив по созданию тестов в СДО Moodle». В качестве механизма закрепления навыков, полученных преподавателями при создании тестов дается задание по преподаваемой дисциплине разработать тесты разных видов, которые потом пользователи электронной библиотеки могут применять при контроле полученных знаний.
Таким образом, «Сервис самотестирования» — это очередной некоммерческий проект Образовательной системы Лань. Он разработан для самопроверки по всем учебным дисциплинам и направлениям, для подготовки к сессии, лучшего усвоения знаний в различных областях и в целом для повышения уровня образования. На данный момент имеется доступ к 3500 тестов. Имеется практика и нашего университета по созданию данной информационной базы. Например, мною были разработаны тесты по финансовому анализу, которые обучающиеся по практикоориентированным финансовым дисциплинам могут использовать для контроля своих знаний. Студентам обычно при изучении разделов дисциплин, связанных с финансовым анализом, дается ссылка Ь11р8://1.1апЬоок.сош/1е818/£1пап8у_1_кгеё11_1029/1е81-£1п-апаН7_14457, используя которую закрепляются и проверяются полученные знания. Здесь указан минимальный порог 25%, ограничение времени 40 минут и 30 тестовых заданий разных видов. Количество прохождений тестов не ограничено, но фиксируется на экране. Практика показала положительные результаты использования данного подхода при обучении студентов. Стимулом также служило прибавление творческих баллов для тех, кто достиг наивысшего результата.
Если ранее цифровизация предполагала создание цифровой копии учебника и другого источника литературы, предоставление учебным заведениям свободного доступа к скоростному интернету, то сегодня «на первый план выходит цифровая компетентность специалистов, вовлеченных в цифровую экономику, определяемая набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов информационного пространства» [4, с. 6].
В связи с этим при разработке компетентностного подхода в образовательном процессе в высшей школе в каждом учебном плане по каждому направлению подготовки имеются так называемые «цифровые компетенции».
Например, при подготовке бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит в АПК последнее
воплощено в реализации общепрофессиональной компетенции ОПК-5 (Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач) и профессиональной компетенции ПК-2 (Способен анализировать финансовую информацию организаций, рассчитывать финансовые показатели, используя современные методы и технологии оценки стоимости и эффективности бизнеса). На более высоком уровне при подготовке магистров, например, по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит это выражено в общепрофессиональной компетенции ОПК-2 (Способен применять продвинутые инструментальные методы экономического и финансового анализа в прикладных и (или) фундаментальных исследованиях в области финансовых отношений, в том числе с использованием интеллектуальных информационно-аналитических систем) и профессиональной компетенции ПК-4 (Способен систематизировать бизнес-процессы, формировать методологию финансового планирования и прогнозирования, моделировать денежные потоки на основе новых финансовых технологий) Эти компетенции осваиваются при изучении в бакалавриате таких дисциплин как: Информационно-коммуникационные технологии в экономике, Статистика, Бухгалтерский учет и анализ, Корпоративные финансы, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК, Аудит, Международные стандарты финансовой отчетности, Финансовый анализ, Налоговое администрирование и других.
Эти компетенции осваиваются при изучении в магистратуре таких дисциплин как: Финансовый анализ (продвинутый уровень), Финансовые рынки и финансово-кредитные институты, Математическое обеспечение финансовых решений, Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования аграрной экономики, Управление денежными потоками в АПК, Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика в организациях АПК и других дисциплин.
Рассмотрим, как можно достичь критериев развития цифровой грамотности в процессе разработки тестов, которые учитываются в фонде оценочных средств по профилю соответствующей образовательной программы.
Для этого существует следующий алгоритм. Необходимо:
1. Продумать структуру банка тестовых заданий (структура может быть любой).
2. Продумать типы тестовых заданий, которые будут входить в каждую
тему.
3. Через «Управление курсом», пройдя в категорию «Банк вопросов», создать категории вопросов для курса.
4. В каждую созданную категорию добавить тестовые задания. Общее количество тестовых заданий должно быть не менее 30.
Задания в теме могут быть одного типа или разных типов. Обязательное требование, чтобы все типы заданий были реализованы.
Следует отметить, что обязательно необходимо отражать следующую информацию о тесте:
- наименование теста (текст). Укажите в названии дисциплину;
- описание теста (текст);
- сложность теста (выпадающее меню);
- дисциплина (можно выбрать несколько значений из выпадающего меню);
- категория (выпадающее меню);
- подкатегория (выпадающее меню);
- УГСН - направление подготовки(цифры);
- минимальный порог прохождения (число правильных ответов в тесте, необходимых, для его успешного прохождения).
Рассмотрим далее, какие технологии возможно использовать в настоящее время при оценке знаний обучающихся в высшей школе.
Известны следующие методы обучения: методы проблемного обучения, метод геймификации, практические методы, методы интерактивного обучения, наглядные методы. При использовании методов проблемного обучения возможно применение следующих технологий: аналитические дискуссии, дебаты, кейс-технология, мозговые штурмы [1].
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости расширения применения современных технологий при оценке контроля знаний обучающихся. Цифровизация позволяет во время проверки знаний студента вырабатывать такие качества как развитие собственной инициативы, тщательный анализ сложившейся ситуации и факторов, и, что считаем самым важным, это формирование чувства ответственности за принимаемые решения. Данные критерии позволяют сделать этап контроля знаний интересным, стимулирующим самоконтроль в образовательном процессе.
Список литературы:
1. Волкова Л.Г. Влияние цифровизации на практическую подготовку студентов// Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.
2. Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1.
3. Смирнова Е. А., Смирнов М. А. Введение в цифровую культуру: учебное пособие / Череповец: ЧГУ. 2021. 202 с. — ISBN 978-5-85341-897-4.
4. Сулейманов М. Д. Цифровая грамотность: учебник. // М.: Креативная экономика. 2019. 324 с.
UDC 378.146
MODERN TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF KNOWLEDGE CONTROL OF HIGHER SCHOOL STUDENTS
Larissa G. Volkova
candidate of economic sciences, associate professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article discusses theoretical approaches and practical recommendations for organizing the control of knowledge of higher education students in the context of digitalization of education. The necessity of using different teaching methods, digital tools and services is shown, taking into account the type of control in the educational process. The relationship of learning with the implementation of digital competencies of the latest educational standards in higher education in the study of practice-oriented disciplines is highlighted.
.Key words: technologies, digital competencies, knowledge control, testing.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.