Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВО / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ИНОСТРАНЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Антонина Юрьевна

Анализируется состояние миграции в Российской Федерации сквозь призму функционирования территориальных подразделений МВД РФ, выявляются ключевые причины данного феномена, изучаются разнообразные точки зрения, высказываемые в направлении предупреждения нелегальной миграции и минимизации ее негативного влияния на российское сообщество. Особым образом подчеркивается важность и практическая значимость диалога правоохранительных органов с населением в данном вопросе, формулируются перспективные пути решения миграционной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE POWERS OF TERRITORIAL DIVISIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF MIGRATION AND WAYS TO IMPROVE THEM

The state of migration in the Russian Federation through the prism of the functioning of the territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is analyzed, the key causes of this phenomenon, examines various points of view expressed in the direction of preventing illegal migration and minimizing its negative impact on the Russian community are identified. The importance and practical significance of the dialogue of law enforcement agencies with the population in this matter is emphasized in a special way, promising ways of solving the migration problem are formulated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-223-226 NIION: 2015-0066-6/22-564 MOSURED: 77/27-011-2022-06-763

Реализация полномочий территориальных подразделений МВД Российской Федерации в сфере миграции и пути их совершенствования

Антонина Юрьевна Соколова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, lokont@mail.ru

Аннотация. Анализируется состояние миграции в Российской Федерации сквозь призму функционирования территориальных подразделений МВД РФ, выявляются ключевые причины данного феномена, изучаются разнообразные точки зрения, высказываемые в направлении предупреждения нелегальной миграции и минимизации ее негативного влияния на российское сообщество. Особым образом подчеркивается важность и практическая значимость диалога правоохранительных органов с населением в данном вопросе, формулируются перспективные пути решения миграционной проблемы.

Ключевые слова: нелегальная миграция, региональный диалог, национальная безопасность, гражданство, двойное гражданство, иностранцы

Для цитирования: Соколова А. Ю. Реализация полномочий территориальных подразделений МВД Российской Федерации в сфере миграции и пути их совершенствования // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 223-226. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-223-226.

Original article

Implementation of the powers of territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the field of migration and ways to improve them

Antonina Yu. Sokolova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, lokont@mail.ru

Abstract. The state of migration in the Russian Federation through the prism of the functioning of the territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is analyzed, the key causes of this phenomenon, examines various points of view expressed in the direction of preventing illegal migration and minimizing its negative impact on the Russian community are identified. The importance and practical significance of the dialogue of law enforcement agencies with the population in this matter is emphasized in a special way, promising ways of solving the migration problem are formulated. Keywords: illegal migration, regional dialogue, national security, citizenship, dual citizenship, foreigners For citation: Sokolova A. Yu. Implementation of the powers of territorial divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the field of migration and ways to improve them. Bulletin of economic security. 2022;(6):223-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-223-226.

Согласно последним официальным данным Международной организации по миграции по итогам 2021 г. число международных мигрантов достигло отметки в 272 млн человек. По отношению к населению земного шара показатель мигрантов не превышает 3,5 %. Множество людей не мигрируют, пересекая границы - гораздо большее их количество мигрирует внутри стран (согласно оценкам в 2021 г. насчитывалось 740 млн внутренних мигрантов). К 2022 г. большинство междуна-

© Соколова А. Ю., 2022

№ 6/2022

родных мигрантов (около 74 %) находились в трудоспособном возрасте (20-64 года). Представленные данные свидетельствуют о прямой зависимости состояния нелегальной миграции в мире от масштабных политических, социально-экономических, культурных трансформаций национального масштаба.

Отрицательно на миграционные процессы влияет и углубившаяся глобализация, затрагивающая буквально все сферы повседневной жизни. В то же время

Bulletin of economic security - 223

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

с наступлением XXI в. усилилась глобальная неопределенность, которая обусловлена слабостью и неоднородностью региональных взаимосвязей. В условиях упрочнения выявленных негативных тенденций весьма полезным и действенным может оказаться простой диалог между странами-участницами отдельных международных организаций, с помощью которого можно заняться поисками ответов на нерешенные вопросы малоэффективного предупреждения нелегальной миграции. Также следует напомнить, что нелегальное перемещение людей в международном формате может быть вызвано и другими значимыми событиями. В качестве примера -громкие конфликты, которые случились в Сирии, Йемене, Конго, Южном Судане; политическая нестабильность в Венесуэле.

Крайне отрицательным образом на миграционную ситуацию в мире влияют различные широкомасштабные изменения в окружающей среде, сопровождающиеся угрозами наступления экстремальных погодных явлений и причинения негативных последствий человечеству. Данные явления наблюдаются и применительно к Российской Федерации, где пока разрабатываются и находятся в стадии реализации решения, позволяющие стабилизировать ситуацию в сфере миграции.

Учитывая обозначенные тенденции, хотелось бы обратить внимание на проблемные аспекты функционирования территориальных подразделений МВД России в области миграции. Для начала отметим, что Российским гражданством является устойчивая правовая связь России с физическим лицом, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Права гражданина - это особый вид прав, который включает базовые неотчуждаемые и естественные права, обеспечивающие достойное существование индивида, позволяющие ему ощущать себя свободным. Институт гражданства базируется на соответствующих принципах. Так, нормы, регулирующие гражданство, не позволяют ограничивать права и свободы граждан по национальным, социальным, религиозным или иным признакам. Кроме того, органы государственной власти не вправе безосновательно лишать лиц гражданства, ограничивать их в правах.

В юридической доктрине гражданство принято рассматривать как определенное право, которое представляет фундамент формирования определенных отношений между государством и каждой конкретной личностью. Е. Е. Никитина поясняет, что институт гражданства не только пребывает в тесной взаимосвязи с конституционным статусом отдельных субъектов, но и вполне способен исполнять другие функции [2, с. 31]. На наш взгляд, с помощью института гражданства можно добиться укрепления государственного суверенитета, сплотить гражданское общество и обеспечить его стабильность, установить баланс интересов между интересами личности и государства, а также повысить гарантии защиты прав и свобод каждого человека, независимо от его гражданства и фактической принадлежности к той или иной стране. Дополнительно Л. В. Андриченко уточ-

няет, что институт гражданства занимает важное место в миграционном процессе. В частности, государство вправе регулировать отношения из гражданства путем упрощения возможностей для иностранцев, которые хотят стать частью населения страны, либо наоборот - путем установления более жестких ограничений [1, с. 5].

Юридические основы гражданства и правового положения иностранцев заложены Конституцией России - нормативным правовым актом высшей юридической силы. Вопросы, касающиеся непосредственно трудоустройства, социального обеспечения, выплаты пенсий и получения пособий, регулируются федеральными законами. Кроме того, на законодательном уровне принимаются различные подзаконные правовые акты, которые направлены на исполнение и реализацию положений, содержащихся в правовых актах федерального уровня. В отношении мигрантов, трудящихся в границах России, действует также ряд дополнительных конституционных гарантий. Так, ч. 2 ст. 27 Конституции РФ закрепляет за иностранцами право на свободный выезд и въезд за пределы России, а также гарантирует гражданам защиту за пределами России (ст. 61).

Однако достаточно часто происходит нарушение прав, как и граждан, так иммигрантов, ввиду того, что они недостаточно осведомлены о своих правах и свободах в России. Иностранные лица наделены по общему правилу теми же правами, что и российские граждане, что позволяет им беспрепятственно работать на территории России и претендовать на достойное социальное обеспечение. Однако существуют и специальные ограничения для иностранцев, которые не позволяют им быть занятыми на государственной службе, в правоохранительных органах, запрещают быть патентными поверенными, заниматься частной и охранной деятельностью. В настоящее время добиться полноценной защиты прав и интересов российских граждан и мигрантов в России можно путем:

а) организации служб социальной помощи мигрантам и предоставления им необходимой информации;

б) принятия необходимых мер против необоснованной пропаганды и распространения недостоверной информации;

в) утверждения мероприятий, которые облегчат процесс миграции;

г) организации медицинских служб, умеющих оказать своевременную помощь мигрантам;

д) упрощения процесса пребывания мигрантов в России, например, требуется организовать и улучшить порядок перевода денежных средств мигрантами из России в другие страны.

На сегодняшний день мигранты постоянно сталкиваются с проблемами при пребывании в России, начиная от элементарной адаптации и заканчивая возможностью получения надлежащей медицинской помощи. В совокупности, существующие проблемы приводят не только к нарушению социально-трудовых прав граждан, но и подрывают их конституционно-правовой статус.

JURISPRUDENCE

В большинстве, российский законодатель привык решать проблемы правового обеспечения мигрантов точечно, а не комплексно, что не позволяет улучшить процесс пребывания в России. Интересным является и тот факт, что отечественные работодатели, желая избежать любой ответственности, видят удобным и выгодным принятие на работу мигрантов. При этом уже стало правилом не оформлять официально документы об их трудоустройстве. Подобный подход способен стать причиной пренебрежения правами мигрантов. Судебной практике известно немного примеров, когда работники-мигранты обращались в суды с целью восстановления своих нарушенных прав, даже, несмотря на отсутствие трудового договора.

Отсутствие официальных документов о трудоустройстве мигрантов, тем не менее, позволяет работодателю пренебрегать своими обязанностями. Например, по общему правилу, работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда для всех без исключения работников, включая мигрантов. Однако отсутствие документов о подтверждении трудовых отношений между лицами позволяет работодателю сознательно не исполнять свои обязанности перед работником. В итоге, полученный вред, травмы в рамках выполнения трудовой функции лишают мигранта на полноценное социальное обеспечение и защиту.

Проблему неофициального трудоустройства мигрантов следует решать в государственном масштабе. Например, можно попытаться сделать выгодным официальный прием на работу иностранных граждан, путем предоставления отечественным работодателям различных льгот, пособий. Как правило, проводятся мероприятия по улучшению условий труда, для этого выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы, которые имеют целевое назначение. В определенных отраслях создаются соответствующие фонды охраны труда, которые призваны оказывать содействие реализации права на безопасные условия труда.

На сегодняшний день безопасность труда нуждается в соответствующей поддержке и финансировании, которое в основном ложится на плечи работодателей. Полагаем, что для государства целесообразно внедрить систему оплаты труда относительно выполненных задач и поставленных целей и, соответственно, в рамках реализации права на безопасные условия труда. Для этого необходимо провести ряд следующих изменений и мероприятий:

- предоставить большие границы самостоятельности и финансовой независимости некоторым работодателям, в частности, тем, которые активно принимают на работу несовершеннолетних лиц и всячески содействуют их трудоустройству;

- разработка и укрепление конкурсных мероприятий и тендеров;

- проведение системы статистического опроса независимого уровня с учетом международного передового опыта;

- создать методику наблюдения за уровнем потерь и наметить пути их реформирования.

Кроме того, в настоящее время весьма усложнена проблема медицинского обеспечения мигрантов. Например, получение разрешения на временное проживание еще не гарантирует обязательное медицинское страхование мигранта. Получение полиса допускается на определенное время, которое напрямую зависит от официальной постановки на учет, однако, при этом не берется во внимание, что в процессе оформления документов, который подчас занимает достаточно много времени (от двух до шести месяцев), мигрант вынужден абсолютно все предоставленные ему медицинские услуги оплачивать самостоятельно. Если же пребывание мигранты в стране недокументированно, то велика вероятность, что доступ к бесплатной медицинской помощи будет ограничен.

Конституционно-правовые гарантии прав и интересов российских граждан имеют особое значение для современного общества и государства. Они тесным образом связаны с происходящими в Российской Федерации событиями и преобразованиями. Многие из гарантий прав закреплены в действующем законодательстве, однако, на сегодняшний день они стали формальностью, так как часть из них устарела, а другая часть не находит должного механизма для реализации на практике. В частности, отдельные положения законодательства носят лишь теоретический характер и не нашли применения на практике, например, ч. 2 ст. 15 Конституции России, в которой сказано что, все должны соблюдать Конституцию и законы.

На сегодняшний день в действующее законодательство требуется внести некоторые изменения и дополнения, которые позволят улучшить правовое положение российских граждан и мигрантов:

- требуется разработка и принятие Концепции и Стратегии совершенствования правового статуса мигрантов в России. В данных нормативных документах должны быть отражены нормы о миграционном контроле и предварительной проверке иностранных граждан. Это позволит уменьшить поток нелегальных мигрантов, которые стремятся попасть в России, и правовое положение которых государство не в состоянии установить;

- в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» должны быть внесены нормы о правах и обязанностях иностранных граждан. В частности, это должны быть имущественные и неимущественные права, интересы, свободы, обязанности иностранцев;

- необходимо включить в ст. 35 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» нормы, которые позволят мигрантам использовать в целях защиты своих нарушенных прав и интересов все незапрещенные законом способы, в том числе - обращение в российские суды.

№ 6/2022

Bulletin of economic security

225

Список источников

1. Андриченко Л. В. Миграционное законодательство в системе российского законодательства // Журнал российского права. 2018. № 3. С. 5.

2. Никитина Е. Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал Российского права. 2019. № 7. С. 31.

References

1. Andrichenko L. V. Migration legislation in the system of Russian legislation // Journal of Russian Law. 2018. No. 3. P. 5.

2. Nikitina E. E. Legislation on citizenship and improvement of migration policy of the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2019. No. 7. P. 31.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации, прин. всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

3. Апелляционное определение Московского городского суда от 8.04.2015 г. по делу № 33-7699/2015 // СПС «Консультант Плюс».

4. Организация Объединенных наций // Экономический и Социальный Совет / Доклад о миграции в мире 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// unstats.un.org/unsd/statcom/52nd-session/documents/2021-11-MigrationStats-R.pdf.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation, approx. by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020 // Official Internet portal of legal Information http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Federal Law No. 115-FZ of 25.07.2002 «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 29.12.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 30. St. 3032.

3. Appeal ruling of the Moscow City Court of 8.04.2015 in case No. 33-7699/2015 // SPS «Consultant Plus».

4. United Nations // Economic and Social Council / Report on migration in the world 2021 [Electronic resource]. Access mode: https://unstats.un.org/unsd/ statcom/52nd-session/documents/2021-11-MigrationStats-R.pdf.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

А. Ю. Соколова - преподаватель-методист отделения планирования учебного процесса отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. Yu. Sokolova - Teacher-methodologist of the Department of Educational Process Planning of the Department of Educational Process Organization of the Department of Educational and Methodical Work of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 30.11.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 30.11.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.