Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ИНОСТРАНЦЫ / МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самитова Алина Андреевна

Рассматриваются вопросы образовательной миграции. На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с отсутствием законодательного закрепления в области миграционной политики «учебной визы», что вызывает сложности для иностранных студентов при въезде и выезде из Российской Федерации. Также существует проблема, связанная с трудоустройством иностранцев во время обучения в российских вузах. Все эти проблемы требуют деятельного разрешения. Для более полного изучения данных проблем был рассмотрен и опыт зарубежных стран, в частности Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самитова Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EDUCATIONAL MIGRATION AND WAYS OF ITS SOLUTION

The issues of educational migration have been considered. To date, there are problems associated with the lack of legislative consolidation in the field of migration policy of the «study visa», which causes difficulties for foreign students when entering and leaving the Russian Federation. There is also a problem related to the employment of foreigners while studying at Russian universities. All these problems require active resolution. For a more complete study of these problems, the experience of foreign countries, in particular Canada, was also considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-196-200 NIION: 2015-0066-3/22-357 MOSURED: 77/27-011-2022-03-556

Проблемы образовательной миграции и пути ее решения

Алина Андреевна Самитова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Alina.samitova29@yandex.ru

Научный руководитель: доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент М. В. Донская

Аннотация. Рассматриваются вопросы образовательной миграции. На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с отсутствием законодательного закрепления в области миграционной политики «учебной визы», что вызывает сложности для иностранных студентов при въезде и выезде из Российской Федерации. Также существует проблема, связанная с трудоустройством иностранцев во время обучения в российских вузах. Все эти проблемы требуют деятельного разрешения. Для более полного изучения данных проблем был рассмотрен и опыт зарубежных стран, в частности Канады.

Ключевые слова: образовательная миграция, законодательство, нормативные акты, иностранцы, мигранты Для цитирования: Самитова А. А. Проблемы образовательной миграции и пути ее решения // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 196-200. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-196-200.

Original article

Problems of educational migration and ways of its solution

Alina A. Samitova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Alina.samitova29@yandex.ru

Scientific supervisor: Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor M. V. Donskaya

Abstract. The issues of educational migration have been considered. To date, there are problems associated with the lack of legislative consolidation in the field of migration policy of the «study visa», which causes difficulties for foreign students when entering and leaving the Russian Federation. There is also a problem related to the employment of foreigners while studying at Russian universities. All these problems require active resolution. For a more complete study of these problems, the experience of foreign countries, in particular Canada, was also considered. Keywords: educational migration, legislation, regulations, foreigners, migrants

For citation: Samitova A. A. Problems of educational migration and ways of its solution. Bulletin of economic security. 2022;(3):196-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-196-200.

Для изучения вопроса, связанного с проблемами образовательной миграции, следует выяснить, что же представляет собой само понятие «миграция» и в чем сущность данного процесса. Формирование понятия «миграция» началось с конца XIX в. Английский географ Е. Равенштейн впервые дал научное опре-

© Самитова А. А., 2022

деление, в котором миграция понималась как постоянное или временное изменение места жительства человека [3].

Следовательно, миграция - это объективное, характеризующееся социально-экономическими, а также политическими и демографическими причинами

JURISPRUDENCE

явление. На сегодняшний день можно проследить, из каких стран преимущественно приезжают в Российскую Федерацию (рис. 1).

Анализируя данные рисунка 1, можно сделать вывод, что наибольшее количество иностранцев прибыло их таких стран, как Таджикистан, Китай, Грузия, Германия и другие.

Одной из разновидностей является образовательная миграция. Ее актуальность выражается в потребности получения образования или повышения уровня квалификации. Однако образовательная миграция представляется широким понятием, которое включает в себя не только получение образования или повышения квалификации, но также прохождение курсов, получение дополнительного образования, прохождение стажировок и многое другое.

Как показывают российские и зарубежные исследования, учебные мигранты являются одной из наи-

более хорошо адаптирующихся групп мигрантов. Неслучайно миграционная политика многих стран мира рассматривает иностранных студентов как одну из самых желательных категорий иммигрантов. Но нужно заметить, что существуют определенные проблемы адаптации иностранных студентов и процесс адаптации учебных мигрантов не проходит без проблем.

По данным Министерства науки и высшего образования за период 2019-2020 гг., количество иностранных студентов составило порядка 315 тысяч человек [5]. От общего числа студентов Российской Федерации этот показатель составил 8 %. Для сравнения можно привести 2014-2015 гг., тогда количество учебных мигрантов составило лишь 183 тысячи.

Говоря о проблемах, связанных с трудовой миграцией, следует определить большую правовую проблему. Суть заключается в том, что отечественное законодательство не содержит закрепленного понятия

2011) 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 21118

Прибыло в РФ 191656 3565.35 4176X1 482241 590824 598617 575158 589033 565685

H I cipiui СНГ 171940 310549 363955 422738 529448 536157 511773 524452 510994

Азербайджан 14500 22316 22287 23453 26367 24326 24109 25602 26690

Армении 19890 32747 3697M 42361 46568 45670 43929 46898 46442

Беларусь 4894 10182 16564 15748 17931 17741 14590 21282 19045

Казахстан 27862 36474 45506 51958 59142 65750 69356 71680 72141

Knpi 11ШЯ 20901 41562 34597 30388 28543 26045 28202 41166 44408

Рес публика 118)4 19578 23594 28666 32)07 34026 32418 31369 30676 Молдова

ТйЛЖнкнСГаН 18188 350Н7 41674 51011 54658 47638 52676 63467 67929

Туркмения 2283 4524 5442 5986 61)38 6539 7242 8734 10509

Узбекистан 24100 64493 87902 118130 131275 74242 60977 64073 55378

Украина 27508 43586 49411 55037 126819 194180 178274 150182 137776

и) стран 19716 45986 53726 59503 62376 62460 63385 64581 54691

дальнего зарубежья

Рис. 1. Статистика миграционных процессов за период с 2010 по 2018 года [6]

Рис. 2. Прибытие и выбытие мигрантов в период с 2010 по 2019 годы - Bulletin of economic security -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

«образовательная миграция». Данный факт порождает многие проблемы. Основными из них можно выделить отсутствие четкого понимания предмета регулирования данного процесса, а также субъектный состав образовательной миграции.

Безусловно, отсутствие четкого понятия образовательной миграции не затрудняет процесс правового регулирования статуса мигрантов, которые пребывают в Российскую Федерацию для получения образования. При этом, в случае, если данное явление будет нормативно закреплено, это будет способствовать уточнению и разъяснению, а также налаживанию механизмов по продвижению страны на мировой рынок образовательных услуг. Это также будет способствовать усилению страны на международной арене.

Еще одной положительной тенденцией является то, что в случае нормативного закрепления данного определения будет способствовать перемещению фокуса миграционной политики на удержание актуальных на трудовом рынке категорий мигрантов, которые имеют все необходимые квалификационные критерии для успешного развития страны и соответствуют социальным параметрам [1].

Конституция Российской Федерации определила нормативную базу для формирования законодательства, которое регулирует миграционные процессы. Помимо этого, в этом законодательстве также указывается статус мигрантов, их права и обязанности. Также здесь отражаются полномочия органов исполнительной власти, касающиеся вопросов по регулированию миграционных процессов. Однако для модернизации данного законодательства необходимо добавить вопросы, касающиеся непосредственного регулирования образовательной миграции. В качестве успешного примера можно обратиться к законодательству других стран.

Сегодня существует достаточная база нормативных правовых актов в области миграционной политики государства, однако по вопросам образовательной миграции эти аспекты нашли свое отражение лишь в некоторых статьях Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [7]. Эти положения носят лишь ограничительный характер и касаются в основном порядка их пребывания на территории РФ и их трудовой деятельности.

Теперь рассмотрим основные проблемы образовательной миграции.

Так, в первую очередь, стоит сказать, что поступающие из других государств в учебные заведения Российской Федерации пребывают в Российскую Федерацию не по образовательной визе, а по туристической. Иногда встречаются мигранты, которые пребывают на территорию страны по частной визе. Если иностранный гражданин успешно сдает

экзамены и зачисляется в российский ВУЗ, то встает вопрос о том, как беспрепятственно выехать из страны для оформления учебной визы. Как правило, это возможно лишь в случае наличия приглашения образовательной организации, в которую он был зачислен.

Непосредственная проблема выражается в том, что в российском законодательстве в качестве целей въезда на территорию Российской Федерации не предусмотрена такая причина, как поступление в образовательное учреждение. В данном случае иностранному студенту не требовалось бы выезжать за пределы России для дальнейшего получения приглашения и оформления образовательной визы с целью обратного возвращения для обучения в этом же образовательном учреждении. В качестве примера можно рассмотреть практику Канады или Америки, где данный тип визы существует. Он называется «будущий студент» или «подготовительное обучение». Наличие такой категории визы дает возможность иностранцам въехать на территорию этих стран без наличия приглашения их образовательного учреждения, а затем поступить в выбранный ВУЗ и остаться там обучаться дальше [2].

Еще одной актуальной проблемой сегодня является тот факт, что иностранцы, которые мигрируют в Российскую Федерацию и планируют обучаться в отечественных образовательных учреждениях, могут проходить лишь по одной образовательной программе. В тех случаях, когда происходит смена уровня образовательной программы, продление учебной визы без выезда из России не допускается. Связано это с тем, что цель въезда на территорию Российской Федерации становится неактуальной. Так, например, иностранный студент въезжает на территорию государства для изучения русского языка на специальных курсах. Его обучение будет реализовано на подготовительном отделении образовательного учреждения, на платной основе и при наличии образовательной визы. Отсюда можно определить, что целью данной визы является непосредственное прохождение курсов. Если иностранец в дальнейшем планирует продолжать обучение на территории Российской Федерации, то в таком случае ему следует изменить цель визы. Теперь это будет не прохождение курсов, а непосредственное обучение.

Отсюда возникает сложность - при изменении цели въезда на территорию Российской Федерации, студенту необходимо уехать обратно в свою страну и оформлять документы для учебной визы заново. В большинстве случаев студенты не имеют достаточных денежных средств для оплаты проезда и расходов на оформление документов, ввиду чего остаются у себя на родине и не возвращаются обратно в Россию.

JURISPRUDENCE

В связи с этой проблемой российские вузы теряют большое количество потенциальных студентов, так как в полномочия ВУЗа не входит продление учебной визы, которые бы хотели остаться в России для продолжения своего обучения. При этом сами иностранные студенты не желают оплачивать двойные перелеты и расходовать свои средства. Возвращаясь к рассмотрению опыта Канады, то можно заметить тенденцию, что в случае перехода иностранного студента на другой уровень обучения, они вправе без проблем продлить уже имеющуюся учебную визу без затрат на въезд и выезд за пределы страны.

Третья проблема выражается в совмещении учебы и работы образовательными мигрантами. В отличие от российских студентов, у иностранцев такой возможности нет. Они могут лишь осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу только во внеучебный период (как правило, это каникулы, либо иное неучебное время).

Если студент из России может оформить индивидуальный план и совмещать учебу и работу, либо ничего не оформлять, то иностранные студенты без оформления разрешения на работу - нет.

Это порождает проблему нелегальной рабочей силы. Связано это также с тем, что на рынке труда отсутствуют вакансии для иностранцев, находящихся на учебе в образовательных учреждениях, либо заработная плата, которая может быть им предоставлена, крайне мала. Сюда же следует включить низкие стипендии и нежелание самих мигрантов оформлять разрешение на работу.

В этом случае перед учебными заведениями встает много проблем: учитывая, что иностранные студенты не имеют легального статуса, при выявлении факта нелегального трудоустройства миграционная служба может наложить штрафы на учебное заведение.

Проблемный аспект выражается в том, что многие организации готовы трудоустроить иностранцев на оплачиваемую стажировку. Однако ввиду отсутствия у них разрешения на данную деятельность, работодатели не могут установить базовые трудовые отношения с такими студентами. Обратная сторона заключается в нежелании иностранцев проходить длительный и непростой этап в оформлении этого разрешения. При этом, стоит отметить, что многие фирмы и образовательные учреждения заключают двухсторонние соглашения с целью привлечения иностранных студентов, имеющих потенциал и квалификационные требования на оплачиваемую стажировку.

Однако такой опыт встречается редко и ввиду этого работодатели отдают предпочтение российским студентам. Данное явление очевидно нарушает принцип равенства, который закреплен на конституционном уровне. При этом данные ограничения не ока-

зывают положительного влияния на профессиональный уровень и качество образования иностранных студентов.

Стимулирование привлечения и интегрирования иностранцев, приезжающих в Российскую Федерацию по учебной визе должно являться одной из задач государства, так как подобные действия будут способствовать повышению экономического, социального, культурного уровня.

В целях разрешения всех вышеназванных проблем предлагается реализация следующих мер:

1. Необходимо разработать государственную программу, которая будет направлена на поддержку учебной миграции в Российской Федерации. Она будет способствовать привлечению новых студентов, а также укреплению внешнеэкономических связей с теми государствами, из которых прибывают мигранты.

2. Модернизация национального законодательства по вопросам регулирования миграционных, трудовых и пенсионных аспектов, которые касаются прав мигрантов по вопросам пребывания и адаптации в Российской Федерации.

3. Необходимо создать программы, направленные на привлечение учебных мигрантов не только в столицу, но и также в субъекты Российской Федерации, что также положительно отразится на их экономической и иной составляющей. Большинство отечественных выпускников ВУЗов уезжают после окончания обучения в Москву и иные крупные города, в связи с этим возникает острая нехватка кадров. Привлечение иностранных студентов на работу в субъектах РФ будет способствовать решению данной проблемы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для решения всех задач, которые сегодня стоят перед государством в области миграционной политики в сфере образования, необходимо приложить достаточно усилий. Следует ликвидировать негативные тенденции и факторы, которые препятствуют развитию образовательной миграции, так как этот вид миграции может оказать положительное влияние на развитие российского государства в целом, а также повышение его статуса и авторитета на международном уровне.

Список источников

1. Апанович М. Ю. Образовательная миграция в России : точки развития // Вестник науки и образования. 2015. № 9 (11). С. 79-82.

2. Кузнецова О. В. Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 575-578.

3. Марианьский А. Современные миграции населения. М. : Статистика, 2010. 224 с.

4. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция : понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Политология. 2010. С. 67-74.

5. Отчет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=23224 (дата обращения: 29.11.2021).

6. Статистика миграции по данным Росстат -Статистика и показатели, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/migratsia/ (дата обращения: 08.01.2022).

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2002. Ст. 9066.

References

1. Apanovich M. Yu. Educational migration in Russia : points of development // Bulletin of Science and Education. 2015. № 9 (11). P. 79-82.

2. Kuznetsova O. V. Problems of legal regulation of educational migration in the Russian Federation on the example of foreign countries // Young scientist. 2016. № 27 (131). P. 575-578.

3. Mariansky A. Modern migrations of the population. M. : statistics, 2010. 224 p.

4. Mitin D. N. Educational (educational) migration : concept, problems and solutions // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series : Political Science. 2010. P. 67-74.

5. Report of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation 2021. [Electronic resource]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/?ELEMENT_ID=23224 (accessed: 29.11.2021).

6. Migration statistics according to Rosstat -Statistics and indicators, 2020. [Electronic resource]. URL: https://rosinfostat.ru/migratsia/ (accessed: 08.01.2022).

7. Federal Law of July 25, 2002 № 115-FZ «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» (as amended on July 3, 2016) // Rossiyskaya Gazeta. 2002. Art. 9066.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

А. А. Самитова - курсант 293 учебного взвода Факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. A. Samitova - Cadet of the 293rd training platoon of the Faculty of Training Police Officers for Public Order Units of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 27.07.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 27.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.