Научная статья на тему 'Исторические корни миграции в Советском Союзе, России и роль советской милиции, полиции в осуществлении контроля за миграцией населения (XX в.)'

Исторические корни миграции в Советском Союзе, России и роль советской милиции, полиции в осуществлении контроля за миграцией населения (XX в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / советская милиция / полиция / миграционные процессы / migration / Soviet militia / police / migration processes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Маркович Исаков

В данной статье автор уделяет внимание историческим аспектам становления миграционной системы и состоянию миграции в настоящее время, а также угрозам государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical roots of migration in the Soviet Union, Russia and the role of the Soviet militia, the police in controlling the migration of the population (XX century)

In this article, the author pays attention to the historical aspects of the formation of the migration system and the current state of migration, as well as threats to statehood.

Текст научной работы на тему «Исторические корни миграции в Советском Союзе, России и роль советской милиции, полиции в осуществлении контроля за миграцией населения (XX в.)»

Научная статья УДК 34:351.74

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-87-91 NIION: 2015-0066-5/21-083 MOSURED: 77/27-011-2021-05-282

Исторические корни миграции в Советском Союзе, России и роль советской милиции, полиции в осуществлении контроля

за миграцией населения (XX в.)

Владимир Маркович Исаков

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Руза, Россия, ivm45@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор уделяет внимание историческим аспектам становления миграционной системы и состоянию миграции в настоящее время, а также угрозам государственности. Ключевые слова: миграция, советская милиция, полиция, миграционные процессы

Для цитирования: Исаков В. М. Исторические корни миграции в Советском Союзе, России и роль советской милиции, полиции в осуществлении контроля за миграцией населения (XX в.) // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 87-91. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-87-91.

Original article

The historical roots of migration in the Soviet Union, Russia and the role of the Soviet militia, the police in controlling the migration of the population (XX century)

Vladimir M. Isakov

Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Ruza, Russian Federation, ivm45@mail.ru

Abstract. In this article, the author pays attention to the historical aspects of the formation of the migration system and the current state of migration, as well as threats to statehood. Keywords: migration, Soviet militia, police, migration processes

For citation: Isakov V. M. The historical roots of migration in the Soviet Union, Russia and the role of the Soviet militia, the police in controlling the migration of the population (XX century) // Bulletin of economic security. 2021;(5):87-91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-87-91.

Современная обстановка в мире, на протяжении последнего столетия, привела массы людей во всем мире в движение по причине различных факторов, таких основных, как локальные конфликты между отдельными расовыми группами, проживающими совместно в одном или нескольких близлежащих государствах, локальными войнами мировых государств со слабыми странами за национальные богатства -недра, ископаемые, нефть, газ и т. д. Кроме этого большое влияние оказали природные катаклизмы, изменения климата, отсутствие питьевой воды, отсутствие работы и условий для проживания. Большой поток мигрантов и беженцев вызвали «цветные революции» в государствах, которым США пытались навязать свою, так называемую «демократию».

© Исаков В. М., 2021

Не избежала этой участи и современная Россия, в меньшей степени Советский Союз.

На сегодняшний день большинство научных исследований в России показало, что в основном внимание уделяется современным проблемам миграционной политики и связанной с ней преступностью. Конечно нельзя сравнивать опыт Российской империи и становления Советского государства, но Россия исторически всегда являлась многонациональным и многоконфессиональным государством, накопившим богатый опыт решения многих национальных вопросов и создавшим новые правовые нормы по контролю за миграцией населения в дореволюционный период. Однако в Советском государстве исследуемая проблема получила свое продолжение уже в новых условиях

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и представляет ценные наработки, особенно в критические, переломные для страны моменты, «когда перемещалась огромная масса людей для удовлетворения потребностей экономики государства в трудовых ресурсах, для возвращения сотен тысяч военнопленных граждан на свою Родину и др.» [1]. Реализация этого опыта может способствовать более глубокому контролю за миграционными процессами как внутри страны, так и за миграцией со стороны других стран в нашу, принятию определенных мер по предупреждению и пресечению преступлений мигрантами. Исследованием данной темы занимались наши ученые: И. И. Кизилов, А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев, В. Ф. Некрасов, Л. П. Рассказов, О. В. Хлевнюк, В. В. Черников, Е.Н.Хазов и др. [1].

Началом государственной политики в области миграции Российской империи послужил Указ из Военной коллегии от 30 октября 1719 г. «О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут» [2], который распространился уже на все население страны и ограничил свободу перемещения без документов. «Предписание о необходимости иметь паспорт для передвижения по стране распространялось не только на военнослужащих, но и на гражданское население. Впервые в истории России на законодательном уровне было определено, что каждый выезжающий за пределы места постоянного проживания обязан иметь при себе паспорт. Впоследствии комиссия по реформе паспортной системы России, созданная в 1869 г. под председательством статс-секретаря Д. М. Сольского, оценила данный указ как «послуживший основанием для всего нашего законодательства о паспортах» Таким образом, Петром I были заложены правовые основы паспортно-визовой службы Российского государства, которая успешно просуществовала до февральской революции 1917 г. [1].

На протяжении всей истории развития миграционной системы в Российской империи функции контроля и руководства этими процессами принадлежали многим ведомствам и лицам, но приоритетная роль принадлежала Министерству внутренних дел со специализированными подразделениями по вопросам переселения, контроля и учета миграционных потоков.

В советский период декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [3] было установлено единое гражданство советской республики. Однако необходимость регулирования вопросов, связанных с закреплением населения по месту жительства, а также контроля за его передвижением по территории страны, существовать не перестала» [1]. Удостоверения личности (по классовому принципу), трудовые книжки для паразитических слоев общества (Основной закон 1918 г. (ст. 65) [4], паспорта, виды на жительство

и контроль за этим органами милиции уменьшали, но не решали проблемы безопасности, преступности и свободного перемещения граждан.

На протяжении всех лет существования советской власти постоянно совершенствовались нормы паспортно-регистрационной системы, принимались новые нормативные акты, улучшающие работу по вопросам миграции. Они не всегда решали все вопросы свободного перемещения граждан, так как существовала категория граждан, не имеющих паспортов (значительная часть жителей села). Это отрицательно влияло на организацию учета граждан, трудовых ресурсов, ограничивало право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, выезда за границу. Все эти недостатки были следствием того, что новая миграционная система советского государства создавалась на основе прежней видоизмененной миграционно-организационной структуре царской России.

Революция, гражданская война, интервенция создали передвижение огромных масс беженцев, пленных, вражеских пленных, а с окончанием Гражданской войны и переходом к мирному строительству перемещением огромных масс трудовых резервов старая система дала сбой в работе. В соответствии с приказом НКВД от 20 декабря 1921 г. по Центроэва-ку № 757 была определена новая структура во главе стояло Центральное управление по эвакуации населения, и его компетенция распространялась на территорию всех республик [1].

20 июня 1923 г. ВЦИК СНК РСФСР принимает декрет «Об удостоверении личности», в котором закрепляется легитимационная система, объявляющая о добровольном получении документа в органах милиции, «этим актом юридически закреплялся объявленный с первых дней существования советской власти курс на отказ от присущих дореволюционной России стеснений в передвижении населения» [5].

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. [6] вводится новая паспортная система, и расширяется сеть паспортных отделов и паспортных столов в органах милиции. Эти документы накладывали ограничения на ранее судимых по определенным статьям, нереабилитированных, ограничивали прописку в режимных городах уголовным элементам.

Для сельских жителей паспорт выдавался сроком на один год при переезде на новое место жительства, а в дальнейшем менялся по новому месту жительства на общих основаниях в органах милиции. Выезд (миграция) за границу осуществлялась через иностранные отделы. Иностранцами (выдачей паспортов) занимались иностранные отделы и столы местных исполнительных комитетов, согласовывая вопросы с ОГПУ (в стране много было работающих иностранных специалистов). В 1934 г. в связи с обра-

зованием НКВД СССР и объединением в нем органов государственной безопасности и милиции, контроль за миграцией и паспортизация иностранцев были переданы в милицию. «Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1935 г. для ОВИР устанавливаются «Правила проживания и передвижения иностранцев на территории СССР», а приказом НКВД СССР от 26 октября 1935 г. вводится «Инструкция по учету и регистрации иностранцев, выезду за границу и въезду в СССР советских граждан, выходе из советского гражданства и прием такового»» [1]. Все полномочия по иностранцам были переданы НКВД, а при Главном управлении милиции был создан Отдел виз и регистраций (отделы, отделения, группы). Все это было связано с большими нарушениями порядка прибытия, убытия, сроками пребывания и т. д.

В 1938 г. НКВД СССР утверждается Положение об основных задачах ГУРКМ НКВД СССР по миграционным вопросам с иностранцами. Основное внимание ГУРКМ НКВД СССР обращает на учет иностранцев и лиц без гражданства как внутри страны, так и за границей, персональный учет всех иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в СССР, иностранцев, принятых в гражданство СССР, а также граждан СССР, проживающих за границей, о переходе иностранцев в советское гражданство» [1].

В предвоенные годы миграция и эмиграция резко возрастают. За границей в разных странах находилось более миллиона русских эмигрантов, внутри Союза миграция была связана с индустриализацией и коллективизацией, переселением в 1940 г. жителей (буржуазных элементов) западных областей Украины и Белоруссии в Казахстан, пленных поляков, неблагонадежных и др. Великая Отечественная война вызвала огромную по масштабам внутреннюю миграцию. Резко возросла преступность. Все это требовало большого напряжения в работе всех силовых структур.

С началом Великой Отечественной войны (принятием Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [7]) были введены жесткие меры, предотвращающие проникновение лиц-нарушителей в режимные города и территории, по прописке прибывающих и ответственности лиц, по проверке и выдаче документов. В связи этим милицией была проведена большая работа, способствовавшая наведению порядка и выявлению вражеской агентуры. Был введен запрет на передвижение иностранцев по стране, но уже начиная с 1943 г., по мере отступления немцев и возвращения беженцев из Сибири и Казахстана восстанавливается работа паспортно-визовой системы и института прописки. С 1944 г. делаются некоторые послабления паспортного режима, «на освобожденных территориях начинается обмен паспортов, а для иностранцев и лиц без

гражданства - видов на жительство (приказ НКВД СССР от 24 апреля 1945 г.) [1]. 1945-1950 гг., происходят крупные миграционные процессы с участием граждан из стран среднего и дальнего востока, возвращением пленных, заключенных, эмиграция евреев в Израиль, Аргентину и др., также отменяются военные ограничения паспортного режима, возвращению репатриированных к месту определенного места жительства.

Как известно основной задачей миграционных служб и паспортно-визового режима является регулирование передвижения и выбор места жительства и места пребывания как граждан России, так и находящихся на территории нашей страны иностранных граждан и лиц без гражданства, их выезда за пределы страны и въезда в страну, т. е. внешней миграции и эмиграции как временной, так и постоянной. Все это потребовало больших материальных затрат, подготовки кадров и напряжения работников милиции, занимающихся вопросами паспортизации и миграции, однако был приобретен богатейший опыт, который используется в данный момент в работе миграционных служб России.

Развал Советского Союза охватил все сферы общественной жизни. Как никогда миграционные процессы в Российской Федерации в минувший и нынешний период вышли на одно из первых мест по значимости. Они привнесли в нашу жизнь не только прогресс, но и много отрицательного. В настоящее время права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в широком (в пределах территории Российской Федерации) и узком (это временное место жительства) понимании закреплено в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [8]. На основе паспортных служб милиции и подразделений виз и регистрации в результате реорганизаций и реформ в 2004 г. была создана миграционная служба Российской Федерации. Граждане России получили право выбирать место жительства не только в пределах нашей страны, но и за границей, как и граждане других стран в пределах нашей страны. К отрицательной стороне этого процесса, в связи с распадом Союза ССР, относится появление экономической нестабильности в России и в бывших союзных республиках, обострение социальных конфликтов, националистического экстремизма и терроризма. Законная и незаконная миграция из бывших республик и стран Ближнего Востока и Африки существенно обострили социальную, демографическую и криминогенную обстановку в стране. Преступность и наркоторговля мигрантами возросла в разы. Потоки незаконной иммиграции (в том числе трудовой) и ее концентра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции в центральных регионах России с каждым годом увеличивается и соответственно увеличивается неконтролируемый рынок товаров и услуг, подпольный наркобизнес, увеличивается преступность. Больше трети нелегальных мигрантов работают законно или подпольно (в частном секторе) на строительстве (ремонте), остальные занимаются торговлей или водителями машин. На основании статистических данных Росстата России [9] мы видим следующие показатели миграции в нашу страну: 2000 г. - 2,6 млн, 2010 -2,1 млн, 2018 - 4,9 млн, 2020 - 5,7 млн чел. За этот же период с Украины прибыло 2,9 млн чел., с Казахстана - 2,5. Данные показывают значительный рост мигрантов в нашу страну, что существенно влияет на жизнь коренного населения России, например, россияне лишаются рабочих мест (за счет более низких зарплат мигрантам), ухудшается социальная обстановка в стране, ухудшается обучение в школах (преподаватели больше времени тратят на детей мигрантов, плохо владеющих русским языком), становится более недоступной медицина для простых граждан (врачи более охотно оказывают платные услуги мигрантам и др.).

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ в УК РФ [10] введена ст. 322, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции. Незаконная миграция включает в себя:

а) нелегальную миграцию - въезд на территорию России и выезд с территории России иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации;

б) криминальную миграцию - въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства с целью осуществления преступной деятельностью.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства за январь-август 2021 года на территории Российской Федерации совершено 24,7 тыс. преступлений, что на 5,9 % больше, чем за январь - август 2020 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 19,2 тыс. преступлений (-8,0 %), их удельный вес составил 77,8 %. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 1,1 % и составило 10,3 тыс. преступлений [11].

В итоге можно констатировать, что миграция в целом, в том числе и нелегальная миграция в частности, являются одним из основных дестабилизирующих факторов в функционировании государства как в политической сфере, сфере безопасности, так или иначе влияющих на состояние преступности в современной России.

Список источников

1. Исаков, В. М. Роль советской милиции в осуществлении паспортизации и контроля за миграцией

населения (1917-1950) / В. М. Исаков // Вестник Московского университета МВД России. № 7. 2019. С. 11.

2. О поиске и приводе в Санкт-Петербург солдат, бежавших с Котлина острова и из Санкт-Петербургских гарнизонов // ПСЗ Российской империи : Собр. 1-е. Т. V. СПб, 1830. № 2900. С. 153, № 3334. С. 682-683, № 2900. С. 153.

3. Прудникова, Т. А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.

4. Декреты Октябрьской революции. М., 1993. С. 165.

5. СУ РСФСР. 1922. Д. №61. Ст.575, 1927. Д. № 75. Ст. 514.

6. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27.12.1932 N 1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 358, 28.12.1932.

7. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 «О военном положении» // Ведомости ВС СССР, 1941, № 29.

8. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32, ст. 1227.

9. Статистика миграции. [Электронный ресурс] URL страницы: https://rosinfostat.ru/migratsia/ (дата обращения: 11.07.2021).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118.

11. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-август 2021 года. [Электронный ресурс] URL страницы: https://мвд.рф (дата обращения: 11.07.2021).

References

1. Isakov, V. M. The role of the Soviet militia in the implementation of certification and control of migration of the population (1917-1950) / V. M. Isakov // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. No. 7. 2019. P. 11.

2. On the drive to Saint Petersburg, the soldiers who fled from the Kotlin island and the St. Petersburg garrison // PSZ Russian Empire : Coll. 1-E. T. V. SPb., 1830. No. 2900. P. 153, No. 3334. P. 682-683, No. 2900. P. 153.

3. Prudnikova, T. A. Administrative-legal regulation of migration processes (present and future) : dis. ... d-ra of legal sciences. M., 2016.

4. The decrees of the October revolution. M., 1993. P. 165.

5. SU RSFSR.1922. D. No. 61. St.575, 1927. D. No. 75. St. 514.

6. The decision of the CEC of the USSR SNK from 27.12.1932 N 1917 «On the establishment of the single passport system in the Soviet Union and mandatory registration of passports» // proceedings of the USSR Central Executive Committee and the VTSIK, No. 358, 28.12.1932.

7. The decree of the Presidium of the Supreme Soviet from 22.06.1941 «On martial law» // Vedomosti VS SSSR, 1941, № 29.

8. Law of the Russian Federation of June 25, 1993, No. 5242-I «On the right of citizens of the Russian

Federation to freedom of movement, choice of place of stay and residence within the Russian Federation» // Vedomosti of the Congress of people's deputies and the Supreme Soviet ofthe Russian Federation datedAugust 12, 1993, No. 32, p. 1227.

9. Migration statistics. [Electronic resource] Page URL: https://rosinfostat.ru/migratsia / (accessed: 07.11.2021).

10. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 // Rossiyskaya Gazeta from 18 (Art. 1-96), 19 (Art. 97-200), 20 (Art. 201-265), 25 (Art. 266-360) June 1996 № 113, 114, 115, 118.

11. The state of crime in the Russian Federation in January-August 2021. [Electronic resource] Page URL: https://MBg.p$ (accessed: 11.07.2021).

Информация об авторе

В. М. Исаков - старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

V. M. Isakov - Senior Researcher of Research, Editing and Publishing Department of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.

A.C. Прудников

Органы внутренних дел

и институты гражданского общества

Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции

История. Современность. Перспективы

Органы внутренних дел и институты гражданского общества. Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции. История. Современность. Перспективы. Монография. Прудников А. С. 183 с.

Монография подготовлена с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению основ институтов гражданского общества, закрепляющих их правовое положение, анализ форм участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля, а также их взаимодействия и партнерства с органами публичной власти в сфере миграции.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.