Научная статья на тему 'Актуальные проблемы административно-правового регулирования сферы трудовой миграции в России на современном этапе'

Актуальные проблемы административно-правового регулирования сферы трудовой миграции в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-правовое регулирование / миграция / иностранцы / гуманизация / миграционные отношения / трудовое регулирование / рынок труда / права работников / нарушение миграционного законодательства / депортация / контроль / надзор / administrative and legal regulation / migration / foreigners / humanization / migration relations / labor regulation / labor market / workers’ rights / violation of migration legislation / deportation / control / supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Ренкас

Исследуются вопросы административно-правового регулирования миграционных процессов России на современном этапе. Рассматриваются и анализируются главные проблемы трудового регулирования мигрантов. Предлагаются решения для устранения проблем в сфере трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of administrative and legal regulation of the sphere of labor migration in Russia at the present stage

The issues of administrative and legal regulation of migration processes in Russia at the present stage are examined. The main problems of labor regulation of migrants are analyzed. Solutions are proposed to eliminate problems in the field of labor migration.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы административно-правового регулирования сферы трудовой миграции в России на современном этапе»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-169-172 NIION: 2015-0066-5/22-487 MOSURED: 77/27-011-2022-05-686

Актуальные проблемы административно-правового регулирования сферы трудовой миграции в "России на современном этапе

Елена Владимировна Ренкас

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

L.pudik@mail.ru

Аннотация. Исследуются вопросы административно-правового регулирования миграционных процессов России на современном этапе. Рассматриваются и анализируются главные проблемы трудового регулирования мигрантов. Предлагаются решения для устранения проблем в сфере трудовой миграции.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, миграция, иностранцы, гуманизация, миграционные отношения, трудовое регулирование, рынок труда, права работников, нарушение миграционного законодательства, депортация, контроль, надзор

Для цитирования: Ренкас Е. В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования сферы трудовой миграции в России на современном этапе // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 169-172. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-169-172.

Original article

Actual problems of administrative and legal regulation of the sphere of labor migration in Russia at the present stage

Elena V. Renkas

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot',

L.pudik@mail.ru

Abstract. The issues of administrative and legal regulation of migration processes in Russia at the present stage are examined. The main problems of labor regulation of migrants are analyzed. Solutions are proposed to eliminate problems in the field of labor migration.

Keywords: administrative and legal regulation, migration, foreigners, humanization, migration relations, labor regulation, labor market, workers' rights, violation of migration legislation, deportation, control, supervision

For citation: Renkas E. V Actual problems of administrative and legal regulation of the sphere of labor migration in Russia at the present stage. Bulletin of economic security. 2022;(5):169-72. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-169-172.

Важным шагом, на наш взгляд, станет пересмотр существующего международного законодательства в сфере труда с последующей гуманизацией многих императивных норм. Необходимым представляется осуществление более тщательного контроля и надзора за данной категорией лиц.

Тенденцией мирового сообщества на современном этапе развития является глобализация, что выступает весьма противоречивым методом объединения в мире политики, экономики, социальных структур и прочих сфер жизнедеятельности общества.

Одним из наиболее активных и ярких элементов данного процесса стала миграция. Причин для нее может иметься множество, но самым основным является

безработица в месте получения гражданства или же в месте фактического проживания. Обусловлено это многими моментами: социальной политикой государства, местом рождения, окружением социума, полученным образованием - всем, что накладывает отпечаток на человека как существо социальное.

Миграция стала определять и во многом диктовать свои правила на рынке труда. Что касается обстановки в Российской Федерации, то данная проблема актуальная и сегодня. Если брать во внимание устойчивую тенденцию расширения рынка труда, например, путем привлечения мигрантов из стран бывшего СССР, которые в силу обстоятельств обладают низкой профессиональной квалификацией и, соответственно, низкой стоимостью

© Ренкас Е. В., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

труда как фактора производства, то стоит сказать, что наш рынок захвачен рабочей силой с минимальной заработной платой. Для работодателей эта почва наиболее благоприятна. Они зачастую стремятся «оформить» трудовые отношение с мигрантами, тем самым снизив свои издержки. Исходя из этого факта, разумным будет задаться вопросом о правах данной категории лиц, которые положены им при осуществлении трудовой деятельности, и о правах глобальных, которые предоставляет и гарантирует Российская Федерация.

В настоящее время значительным остается количество рабочих мест на нелегальном рынке труда, что приводит к негативным последствиям, которые могут быть совершенно непредсказуемы: от возврата мигранта к себе на родину и до осуществления противозаконных действий, наказание за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.

В рамках построения баланса трудовых ресурсов обязательным является указание на численность иностранных трудовых мигрантов, что свидетельствует о важности для российской экономики этой категории работников. Данные по занятости иностранных трудовых мигрантов предоставляет МВД России. Среди мигрантов выделяют две категории: иностранные граждане, имеющие разрешительный документ на осуществление трудовой деятельности на территории страны, и иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность без разрешительных документов (страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)).

Концепция привлечения и использования мигрантов на рынке труда еще окончательно не сформировалась. Одни считают, что вообще никакого регулирования процесса миграции не нужно, государство должно принять столько мигрантов для работы в стране, сколько необходимо экономике. Другие придерживаются силовой линии политики по данному вопросу и считают, что каждый дополнительный мигрант является потенциальной угрозой.

Трудовая деятельность и нюансы ее оформления между работодателем и работником, являющимся иностранным гражданином, имеют свои особенности. По мнению ученых, особенности регулирования труда - это нормы, которые частично ограничивают применение общих правил или предусматривают дополнительные правила для отдельных категорий работников.

Для иностранца работодателем будет являться не любое юридическое или физическое лицо, а только те, которые смогли получить разрешение на привлечение иностранных работников и законное использование их труда. Как показывает практика, во многих случаях заключается не трудовой договор, а гражданско-правовой об оказании услуг. В этих случаях защитить нарушенные права работникам становится гораздо сложнее, учитывая, что подобные трудовые споры крайне редко рассматриваются в судебном порядке. Чаще всего в административном порядке наказывают работодателя за нарушение правил о приеме на работу мигранта.

Для того чтобы заключить договор (трудовой или же гражданско-правовой) работодателю с иностранцем, работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работник должен иметь разрешение на работу или патент. При этом осуществление рабочей функции гражданами из ЕАЭС имеет свои особенности, которые обусловлены международными договорами и международным трудовым законодательством.

Осуществляя трудовую деятельность в другом государстве, работник-мигрант сталкивается со многими проблемами, которые негативно сказываются на социальной сфере всего общества, где он трудоустроен. Нередки случаи дискриминации по различным факторам, начиная с цвета кожи, расы, национальности и заканчивая политическими и иными убеждениями. Возникают инциденты, не позволяющие работникам получить справедливую заработную плату, вследствие чего приходится довольствоваться тем, что им предлагает работодатель.

В периоды кризиса или непредвиденных ситуаций, таких как, например, пандемия, правовое положение мигрантов осложняется. Для их правовой защиты в России в связи с угрозой распространения СОУТО-19 были установлены дополнительные временные меры. Например, срок действия разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а также разрешений на работу и патентов, если он истекает в период с 15 марта по 15 июня 2020 г., приостанавливается до окончания периода 90 дней. Иностранцы, которые находятся в России, но не имеют разрешения на работу и патент, независимо от цели их въезда в Россию, с 15 марта по 15 июня 2020 г. имеют право работать без получения разрешения или патента. Таким образом, режим пребывания и работы мигрантов в период пандемии существенно облегчается. Работодатель (заказчик работ, услуг) обязан в обязательном порядке соблюдать установленные ограничения и иные меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников.

В период пандемии Министерство внутренних дел не применяла к иностранным гражданам административных мер за нарушение миграционного законодательства, связанных с административным выдворением, депортацией, реадмиссией.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 года № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОУТО-19)» продлено действие временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства до 15 сентября 2020 года. В обозначенный период иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принимающей стороне не

170

Вестник экономической безопасности

№ 5/2022

JURISPRUDENCE

требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на миграционный учет, сроков временного и постоянного проживания (включая продление видов на жительство).

Указом Президента РФ от 23 сентября 2020 г. № 580 продлено по 15 декабря 2020 г. действие применяемых с 15 марта 2020 г. временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции.

Президентом Российской Федерации издан Указ от 15 июня 2021 г. № 364, в соответствии с которым после 16 июня 2021 г. продлеваются временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Правовое регулирование защиты трудовых мигрантов в настоящее время находится в стадии развития и становления. Важным шагом, на наш взгляд, станет пересмотр существующего международного законодательства в сфере труда с последующей гуманизацией многих императивных норм. Необходимым представляется осуществление более тщательного контроля и надзора за данной категорией лиц. Следует предоставить им более защищенные варианты трудоустройства и осуществления трудовой деятельности, которые позволят им работать на территории государства без негативных последствий и ущемления законных прав.

Таким образом, чтобы исключить дискриминацию мигрантов, необходимо обратиться к природе человека как существа социального. Глобализация и модернизация не должны ухудшать правовое положение иностранных работников и обязаны осуществить качественные изменения, создающие разумную стабильность.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // «Парламентская газета» от 5 января 2002 г. № 2-5.

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 15.12.2021).

5. Абдуллаев Э. Э. Современные проблемы регулирования трудовых правоотношений с участием иностран-

ных граждан на территории Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-regulirovaniya-trudovyh-pravootnosheniy-s-uchastiem-inostrannyh-grazhdan-na-territorii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.12.2021).

6. Зраева И. М. Правовое регулирование миграционных процессов в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ pravovoe-regulirovanie-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 16.12.2021).

7. Прудникова Т. А., Акимова С. А. Правовые модели административно-правового регулирования миграционных процессов // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovye-modeli-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-migratsionnyh-protsessov (дата обращения: 17.12.2019).

8. Редкоус В. М. Опыт кодификации миграционного законодательства в правовом пространстве Содружества независимых государств // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-kodifikatsii-migratsionnogo-zakonodatelstva-v-pravovom-prostranstve-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 18.12.2021).

9. Степанов В. А. Актуальные проблемы законодательства в сфере миграции: пути решения // Вопросы управления. 2010. № 12. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/ issue/2010/03/16/ (дата обращения: 16.12.2021).

Bibliographic list

1. Federal Law of the Russian Federation of July 25, 2002 No. 115-FZ "On the Legal Status of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation" // SZ RF. 2002. No. 30. Art. 3032.

2. Federal Law of the Russian Federation of August 15, 1996 No. 114-FZ «On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation» // SZ RF. 1996. No. 34. Art. 4029.

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ // Parliamentary Newspaper of January 5, 2002 № 2-5.

4. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the President of the Russian Federation on June 13, 2012) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70088244/ (accessed: 15.12.2021).

5. Abdullaev E. E. Modern problems of regulation of labor relations with the participation of foreign citizens on the territory of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2018. No. 11 (96). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-problemy-regulirovaniya-trudovyh-pravootnosheniy-s-uchastiem-inostrannyh-grazhdan-na-territorii-rossiyskoy-federatsii (accessed: 17.12.2021).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Zraeva I. M. Legal regulation of migration processes in Russia: problems and development prospects // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovoe-regulirovanie-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 16.12.2021).

7. Prudnikova T. A., Akimova S. A. Legal models of administrative and legal regulation of migration processes // Bulletin of economic security. 2016. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-modeli-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-migratsionnyh-protsessov (accessed: 17.12.2019).

8. Redkous V. M. Experience of codification of migration legislation in the legal space of the Commonwealth of Independent States // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-kodifikatsii-migratsionnogo-zakonodatelstva-v-pravovom-prostranstve-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (accessed: 18.12.2021).

9. Stepanov V. A. Actual problems of legislation in the field of migration: ways to solve // Problems of management. 2010. No. 12. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/ issue/2010/03/16/ (accessed: 16.12.2021).

Информация об авторе

Е. В. Ренкас - преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author E. V. Renkas - Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 17.09.2022.

The article was submitted 11.07.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 17.09.2022.

Московский университет МВД Рос имени В.Я. Кикотя

I

Административная деятельность полиции

Учебник

Третье издание

Административная деятельность полиции. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О. В. Зиборова, В. В. Кардашевского. 703 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции».

Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и адми-нистративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

172

Вестник экономической безопасности

№ 5I7077

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.